ГСВ МТЗ 80 принцип работы - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

ГСВ МТЗ 80 принцип работы

Устройство и эксплуатация ГСВ на МТЗ-80

Рекомендации по грамотному использованию ГСВ. Технические особенности гидравлического увеличителя веса.

Сельскохозяйственная техника от Минского тракторного завода пользуется в нашей стране необычайно высоким спросом и популярностью. Это и неудивительно, ведь обладая разумной стоимостью, она предлагает пользователям прекрасные технические и эксплуатационные данные, среди которых агрегатирование различного оборудования занимает отнюдь не последнее место. Для улучшения его тягово-сцепных характеристик используется гидроувеличитель сцепного веса, об особенностях которого и пойдёт сегодня речь.

ГСВ – особенности и устройство

ГСВ или гидроувеличитель сцепного веса позволяет проводить точное регулирование действующего на задние колёса веса, для чего в силовом цилиндре формируется необходимое давление подпора, а также снимается часть нагрузки с копирующих элементов установленного оборудования или приспособлений. Особенно эффективен этот агрегат при пахоте почв с изменчивым сопротивлением, в процессе сплошного культивирования, посадке и междурядной прополке картофеля, а также при агрегатировании на МТЗ-80 полунавесных комбайнов для картофелеуборки.

ГСВ являет собой устройство клапанно-золотникового типа, которое монтируется возле распределителя и состоит из корпуса, с расположенным внутри автоматом по подзарядке гидроаккумулятора и узлом ползуна, снабжённым специальным фиксатором. В зависимости от рабочей ситуации ползун может быть выставлен в одну из позиций:

  • «Включено» — гидроаккумулятор соединяется с основным цилиндром, что обеспечивает беспрепятственное прохождение масла через ГСВ к баку;
  • «Выключено» — распределитель подключается к основному цилиндру посредством открытого запорного клапана;
  • «Заперто» — главный цилиндр отключается от гидросистемы, за счёт скольжения шарика по скосу на ползуне, что и вызывает закрытие клапана;
  • «Сброс давления» — ползун посредством стакана действует на пружину, сжимая её, при этом шарики располагаются на его коническом пологом основании. Удерживание ползуна в этой позиции возможно исключительно в принудительном порядке, поскольку разжатие пружины переводит гидроувеличитель сцепного веса в позицию «Включено».

Рекомендации по использованию ГСВ

При использовании ГСВ нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • В первую очередь проводится регулировка максимально возможного давления подпора, для чего закручивается маховик против часовой стрелки до упора;
  • На начале гона выставляется рукоять гидроувеличителя на позицию «Сброс давления» и переводится регулятор золотника на главном цилиндре в положение «Подъём», поскольку он имеет блокировку по отношению к гидроувеличителю. В этом положении рукоять ГСВ удерживается до тех пор, пока рабочее орудие не погрузится в землю, после чего плавно отпускается – она сама перейдёт в позицию «Включено»;
  • По окончании гона орудие переводится в транспортировочное положение, для чего рукоять ГСВ перемещается в позицию «Выключено». Поскольку предварительно распределительная рукоять была выставлена в положение «Подъём», орудие поднимется;
  • Давление подпора в процессе пахоты регулируется на протяжении первых 2-3 проходов, пока плуг не перейдёт к вспашке на максимальную глубину, при культивации или посевных работах регулировка проводится во время первого прохода. В процессе последующей работы настройка давления не требуется, вплоть до перехода на новое поле или же полного затупления рабочих элементов;
  • На участках с повышенной плотностью почвы рукоять переводится в позицию «Сброс давления», что увеличивает обрабатываемую глубину. В нормальное положение она возвращается при выходе с плотного участка почвы;
  • При транспортировке или использовании прицепных машин рукоять ГСВ переводится в позицию «Заперто», что исключает возможность опускания навесного оборудования.

Заключение

Гидроувеличитель сцепного веса – агрегат, без которого представить себе современные сельскохозяйственные трактора довольно проблематично. Его внедрение позволяет повысить продуктивность использования техники, снизив при этом действующие на неё нагрузки и увеличив длительность эффективного применения.

ГИДРОУВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА ТРАКТОРА МТЗ-80

Для повышения тяговых качеств тракторов применяют увеличи­тели сцепного веса, т. е. устройства, с помощью которых на ведущие колеса трактора передается часть силы, действующей на агрегатируемую машину. По конструкции они бывают механические и гидравли­ческие.

Механический догружательпредставляет собой серьгу 23 (см. рис. 84, а), прикрепленную к корпусу заднего моста, с несколькими отверстиями для монтажа верхней центральной тяги навесного устройства. Перераспределение нагрузок на ведущие колеса зависит от угла накло­на верхней тяги:чем больше угол наклона, тем больше догружающая их сила.

Гидравлический увеличительсцепного веса или гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) установлен на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 и вмес­те с гидроаккумулятором 13 (рис. 85) включен в гидросистему трактора. Действие ГСВ заключается в том, что при работе трактора с навес­ной машиной в нагнетательной полости гидроцилиндра 14 создается давление подпора масла, которого недостаточно для подъема навесной машины в транспортное положение. Поскольку его недостаточно для подъема машины, копирование рельефа почвы опорными колесами сох­раняется. С машины как бы снимается часть ее собственного веса и передается через навесное устройство на остов трактора и соответст­венно на задние ведущие колеса. Одновременно часть веса с передних колес трактора также передается на задние ведущие колеса. Таким образом, увеличивается сцепной вес трактора.

Рычагом 9 можно устанавливать ползун 1 в четырех положениях: «ГСВ выключен», «ГСВ включен», «Заперто» и «Сброс давления». В первых трех положениях он удерживается шариковыми фиксаторами, а в четвертом — от усилия тракториста.

Гидроаккумулятор 13 предназначен для создания постоянного под­пора масла в гидроцилиндре при включенном ГСВ.При включении ГСВмасло подается под давлением в гидроаккумулятор, создавая в надпоршневом пространстве давление. Цилиндр сжимает пружину 12. Гидроаккумулятор заряжается. При сообщении гидроаккумулятора с штоковой полостью гидроцилиндра 14 через ГСВ и трубопровод Б давление масла, возникающее под воздействием пружины 12 на ци­линдр, передается в гидроцилиндр, обеспечивая в нем необходимый подпор.

В положении рычага 9 «ГСВ выключен» ползун перекрывает доступ рабочей жидкости к золотнику 6. Масло от распределителя по трубопроводу В, запорному клапану 2 и трубопроводу Б направляется в гидроцилиндр 14. Управляют гидросистемой через рукоятку распре­делителя.

В положении рычага 9 «Заперто» ползун 1 сдвигается в крайнее левое положение и клапан 2 закрывается. Нагнетательная полость гидроцилиндра 14 отъединена от гидросистемы трактора. Это предотвра­щает самопроизвольное опускание машины, поднятой в транспортное положение, при переездах на большие расстояния.

В положении рычага 9 «ГСВ включен» ползун 1 сдвинут вправо. Запорный клапан 2 открыт, и на золотник 6 действуют с одной сто­роны пружина 7, а с другой — давление масла на торец.

Если в момент включения ГСВ гидроаккумулятор разряжен, то золотник 6 под действием пружины 7 займет крайнее левое положение. Масло, поступающее из распределителя по трубопроводу В, не может сливаться в трубопровод Г и бак. Рабочая жидкость, текущая из рас­пределителя по трубопроводу В под давлением, открывает обратный клапан 4 и направляется по трубопроводу А в гидроаккумулятор 13 на его зарядку одновременно через открытый клапан 2 и трубопровод Б, обеспечивая подпор в нагнетательной полости гидроцилиндра 14.

Давление подпора зависит от степени сжатия пружины 7, и его регулируют вращением маховичка 8. Когда давление в гидроаккумуляторе достигнет установленного значения, масло, поступающее через клапан 4, воздействуя на золотник 6, преодолеет усилие пружины 7 и переместит его вправо, открыв доступ на слив. Давление снизится, и клапан 4 закроется. Масло, нагнетаемое насосом, пойдет на слив в бак, а подпор в гидроцилиндре 14 будет только за счет гидроаккумуля­тора 13.

В случае увеличения давления в магистрали больше установленного на 0,8. 1,5 МПа открывается предохранительный клапан 5 и часть масла сливается в бак.

Если в результате разгрузки опорное колесо машины не опирается на почву, то необходимо вращением маховичка 8 уменьшить давление подпора масла в гидроцилиндре. После этой регулировки нужно про­верить глубину обработки почвы. Давление масла в гидроаккумуляторе регулируют от 1,6 до 5,3 МПа.

Для того чтобы поднятая машина опустилась под действием собст­венной силы тяжести, рычаг 9 устанавливают в положение «Сброс давления» и удерживают рукой. Ползун 1 перемещают рукояткой в крайнее правое (заднее) положение. Клапан 2 принудительно откры­вается, и масло идет на слив из полости нагнетания гидроцилиндра сквозь отверстие в ползуне и канал в корпусе. Гидроаккумулятор отключается от нагнетательной полости гидроцилиндра ползуном 1. Пос­ле опускания машины и заглубления рабочих органов рычаг 9 отпус­кают и ползун автоматически возвращается в положение «ГСВ включен».

Рис. 85. Схема гидросистемы трактора МТЗ-80 с гидравлическим увеличителем сцепного веса (ГСВ):

а — ГСВ включен; б — подзарядка гидроаккумулятора; в — ГСВ выключен; г — запер­то; д — сброс давления; 1 — ползун; 2 — запорный клапан; 3 — толкатель; 4 — обратный клапан; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — пружина золотника; 8 — маховичок; 9 — рычаг управления ползуном; 10 — шариковый фиксатор; 11 — корпус гидроувеличителя; 12 — пружина; 13 — гидроаккумулятор; 14 — гидроцилиндр; А, Б, В и Г — трубопроводы; I — заперто; II — ГСВ выключен; III — ГСВ включен; IV — сброс давления

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЛУБИНЫ (САРГ) ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ ТРАКТОРА МТЗ-100

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы предназначена для комбинированного позиционно-силового способа ре­гулирования при любом соотношении составляющих способов — сило­вого и позиционного. САРГ обеспечивает также режим работы ГСВ, работу по высотному, силовому, позиционному, высотно-силовому и высотно-позиционному способам «регулирования глубины обработки почвы.

Система имеет датчики 1 (рис. 86) позиционного и 3 силового регу­лирования, а также датчик давления масла в штоковой (подъемной) полости основного гидроцилиндра 34. Датчики 1 и 3 управляют золот­ником 31 регулятора не только раздельно, но и одновременно. Для этого на крышке корпуса заднего моста трактора установлен механи­ческий сумматор сигналов. Рычаг 6, приводимый в движение коромыс­лом, поворачивает шлицевый валик 5, соединенный через переключа­тель 12 (в положении Р) с винтом 11 привода золотника 31. Положе­ние рычага 6 на валике 5 и коромысле 7 изменяют рукояткой 2 из кабины через рычажно-тросовый привод.

Читайте также:  Подкатной прицеп эвакуатор своими руками

При крайнем правом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 4 датчика 3 и поворачивается только этим рычагом. Данное положение соответствует силовому способу регулирования.

При крайнем левом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 8 датчика 1 и поворачивается только им. Это относится к позиционному способу регулирования.

В любом промежуточном положении рукоятки 2 поворот рычага 6, валика 5 и винта 11 одновременно зависит от длин правого и левого плеч коромысла 7, направления и угла их поворота рычагами 4 и 8. Такое формирование и передача к золотнику суммарного сигнала соответствуют комбинированному позиционно-силовому способу регули­рования положения механизма задней навески трактора за счет измене­ния регулятором давления масла в штоковой полости гидроци­линдра 34.

Регулятор САРГ отличается от рассмотренного ранее регулятора, применяемого на тракторах МТЗ-80, наличием клапана приоритета с обратным клапаном 26 в золотнике 25 и маховичка 13 (вместо пово­ротного крана), а также конструкцией гильзы 28, золотника 31, дета­лей их привода и корпуса.

Позиционно-силовой способ регулирования обеспечивается при ней­тральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, левом положении переключателя 12, открытом кране 35 и промежуточном положении рукояток 2 и 30.

Управляющий (основной) поток масла от насоса 24 через стержне­вой (обратный) клапан 15 и дроссель 17 в плунжере перепускного клапана 16, канал управления распределителя и трубопровод малого сечения подводится в правую полость клапана приоритета. Далее через обратный 27 и запорный 32 клапаны жидкость поступает в гидро­аккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 и частично или полностью сливается через радиальные отверстия в золотнике 31.

Под давлением масла в правой полости золотник 25 клапана прио­ритета смещается влево, дополнительно сжимая пружину. Левая по­лость канавкой золотника сообщается с центральной.

Дополнительный поток масла от насоса 24, минуя распределитель, движется в левую полость клапана приоритета, а из нее через канавку золотника 25, центральную полость и обратный клапан 33—в гидро­аккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34, Часть масла сли­вается через приоткрытые золотником 31 правые отверстия в гильзе 28. При увеличении удельного сопротивления почвы и неизменном положении рукояток 2 и 30 датчик 3 силового регулирования форми­рует такой же сигнал коррекции на подъем, как на тракторе МТЗ-80. Однако угол поворота шлицевого валика 5 коромыслом 7 тем меньше, чем больше влево от рычага 4 смещен рычаг 6. В результате коррек­ция на подъем оказывается частичной при возрастающем тяговом сопротивлении, но при уменьшенном выглублении рабочих органов машины. Скорость коррекции регулируют маховичком 13.

Среднюю глубину обработки почвы задают рукояткой 30. При ее повороте вперед гильза 28 перемещается вправо, гидравлическое сопротивление сливу масла и его подпор уменьшаются и рабочие органы заглубляются.

Рис. 86. Схема САРГ трактора МТЗ-100:

1 — датчик позиционного регулирования; 2 — рукоятка управления сумматором сигна­лов; 3—датчик силового регулирования; 4, 6 и 8— рычаги сумматора сигналов; 5 — шлицевый валик; 7 — коромысло; 9 — гидроаккумулятор с датчиком давления; 10 — гайка-упор золотника; 11 — винт привода золотника; 12 — переключатель; 13 — махови­чок регулирования скорости коррекции; 14 — золотник управления основным гидро­цилиндром; 15, 26, 27 и 33 — обратные клапаны; 16 — перепускной клапан; 17 — дрос­сель (калиброванное отверстие); 18 и 21 — предохранительные клапаны; 19 — золотник управления левым выносным гидроцилиндром; 20 — золотник управления правым вы­носным гидроцилиндром; 22—фильтр; 23 — бак; 24 — насос; 25 — золотник клапана приоритета; 28—гильза; 29—гайка-упор гильзы; 30—рукоятка управления регуля­тором; 31 — золотник регулятора; 32 — запорный клапан; 34 — основной гидроцилиндр; 35 — кран

Силовой или позиционный способ регулирования выбирают, повора­чивая рукоятку 2 соответственно вправо или влево.

Включение любого золотника распределителя вызывает выключение регулятора клапаном приоритета. Предпочтение (приоритет) распреде­лителя регулятору обусловлено необходимостью управления выносными гидроцилиндрами, что обеспечивается перекрытием канала управления золотниками 14, 19 и 20. Управляющий поток масла в регулятор не поступает. Золотник 25 смещается вправо под действием пружины и выключает дополнительный поток. Жидкость из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 начинает сливаться, а рабочие органы машины — заглубляться. Золотник 31 под действием датчиков 1 и 3 смещается вправо. Радиальные сливные отверстия золотника и гильзы 28 закрываются. Заглубление прекращается.

После установки золотников распределителя в положение «Нейт­ральное» работа регулятора возобновляется без изменения его наст­ройки.

Режим ГСВ обеспечивается при нейтральном положении золот­ников 14, 19 и 20 распределителя, правом положении переключателя 12, открытом кране 35 и положении рукоятки 30 в зоне регулирования.

В начале гона рукоятку 30 поворачивают вперед, минуя регули­руемый упор. Гильза 28 под действием пружины перемещается вправо, обеспечивая слив масла из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 через правый и средний ряды радиальных отвер­стий. Управляющий поток масла из правой полости клапана приорите­та через обратный клапан 27 тоже сливается через отверстия гильзы, а дополнительный поток — через ее левый торец. Такое положение регу­лятора аналогично положению «Плавающее» золотника распределителя.

После заглубления рабочих органов рукоятку 30 поворачивают назад в такое положение, ограниченное упором, при котором опорные колеса навесной машины катятся без отрыва от почвы. Золотник 31, управляе­мый гидроаккумулятором 9 как датчиком, поддерживает давление в штоковой полости гидроцилиндра 34 постоянным. Данный режим работы регулятора по результату действия аналогичен включению ГСВ тракто­ра МТЗ-80.

В конце гона рукоятку 30 поворачивают в крайнее заднее положе­ние («Подъем»), удерживают ее и отпускают после подъема машины. Рукоятка устанавливается в положение «Нейтральное», при котором гильза 28 смещается влево, а толкатель клапана 32 входит в ее правую канавку. Запорный 32 и обратный 33 клапаны закрываются, отклю­чая гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 от регулятора.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

ГСВ МТЗ 80 принцип работы

Гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) с гидроаккумулятором предназначен для повышения тягово-сцепных качеств трактора. Им обычно пользуются при работе трактора в агрегате с навесными почвообрабатывающими, посевными и посадочными машинами, имеющими опорные колеса. ГСВ также называют гидравлическим догружателем.

При использовании ГСВ в подъемной полости цилиндра механизма навески создается давление подпора. Величина этого давления недостаточна для подъема орудия, и копирование рельефа почвы опорными колесами не нарушается. Однако с орудия как бы снимается часть его собственной силы тяжести и вертикальных нагрузок, действующих на рабочие органы, и передается через механизм навески на задние колеса трактора. Одновременно нагрузки, снятые с машины, будучи приложенными на определенном расстоянии от оси задних колес, перераспределяют также и нагрузки с передней оси на задние колеса, дополнительно увеличивая сцепной вес трактора.

Использование ГСВ увеличивает нагрузки на задние колеса трактора на 11. 37%. Это повышает тяговое усилие на 1100. 3900 Н (110. 390 кгс), что для трактора класса 14 кН соответствует увеличению тяги на 8. 28%. Иначе говоря, 0,1 МПа (1 кгс/см²) подпора масла в цилиндре механизма навески увеличивает тяговое усилие трактора примерно на 1%. Одновременно тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины (в частности, плуга) уменьшается примерно на 25%, так как при этом снижается вертикальная нагрузка на опорных колесах, что уменьшает сопротивление на их перекатывание по полю. Значительно снижается также буксование ведущих колес трактора. Все это способствует увеличению производительности машинно-тракторного агрегата, снижению погектарного расхода топлива и уменьшению износа шин.

Гидроувеличитель 3 (см. рис. 56) закреплен на стенке корпуса гидроагрегатов справа от распределителя. В верхней части его корпуса 19 (рис. 62) расположен золотник 2 автоматического регулирования заданного давления. В нижней расточке находится ползун 18, который с помощью наружного рычага 13, оси 15 и внутреннего рычага 14 может быть установлен в четыре положения: «ГСВ выключен», «ГСВ включен», «заперто», «сброс давления».

Рис. 62. Гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ):

1- заддняя крышка; 2 – золотник; 3 – большой плунжер; 4 – предохранительный клапан; 5- пружина клапана; б -малый плунжер; 7-обратный клапан; 8-пружина; 9 – гайка; 10 – регулировочный винт; 11 – сепаратор; 12 – маховичок; 13 – наружный рычаг; 14 – рычаг внутренний; 15 – ось рычагов, 16 – шарик; 17 – обойма; 18 – ползун; 19 – корпус; 20 – пружина ползуна; 21 – запорный клапан; 22 – толкатель.

В первых трех положениях ползун удерживается с помощью фиксирующих шариков 16, расположенных в отверстиях сепаратора 11 и прижимаемых пружиной 20 через коническую поверхность обоймы 17 к кольцевым канавкам ползуна.

При переводе ползуна из одного положения в другое возникающая осевая сила выталкивает шарики из канавки, отодвигая обойму и сжимая пружину. Затем шарики попадают в следующую канавку и снова фиксируют ползун.

В положении «сброс давления» сжимается пружина 20, а шарики 16 накатываются на пологую коническую поверхность ползуна 18. В этом положении ползун может удерживаться только рукой тракториста, так как пружина 20, разжимаясь, стремится установить его в позицию «ГСВ включен».

Между двумя расточками в корпусе под золотник и ползун расположен обратный клапан 7, а внизу – запорный клапан 21. Ось 15 рычагов уплотняется двумя кольцами по большому диаметру, меньший диаметр расположен в глухом отверстии крышки. От осевых перемещений ось 15 предохраняется свертным штифтом, установленным в отверстие передней крышки.

Читайте также:  Принцип работы системы питания дизельного двигателя

Гидроаккумулятор служит для поддержания подпора масла в цилиндре механизма навески и установлен на левом рукаве задней полуоси.

Шток 2 с поршнем 5 закреплен через крышку 1 к кожуху 4 (рис. 63).

Рис. 63. Гидравлический аккумулятор:

1 – крышка; 2 – шток; 3 – цилиндр; 4 – кожух; 5 – поршень; 6 – пружина; 7 – пробка.

По поршню скользит подвижной цилиндр 3, который поджимается пружиной 6.

Под давлением масла, поступающего по отверстию в штоке гидроаккумулятора, цилиндр перемещается и сжимает пружину.

При работе трактора с использованием ГСВ давление масла, возникающее под действием пружины на цилиндр 3, передается в силовой цилиндр механизма навески, создавая в нем подпор масла. Имеющаяся на задней крышке кожуха пробка 7 предназначена для слива утечек масла, просочившегося через уплотнения штока.

Рассмотрим работу гидросистемы в каждом из четырех положений ползуна гидроувеличителя.

«ГСВ выключен». В этом положении ползуна (рис. 64, а) гидроувеличитель выключен из работы. Масло при подаче его золотником распределителя в цилиндр механизма навески проходит через ползун 18 и открытый запорный клапан 21, минуя все остальные магистрали гидроувеличителя. Управление гидросистемой осуществляется распределителем.

Рис. 64. Схема работы ГСВ:

а – «ГСВ выключен»; б – «ГСВ включен» – перепуск масла на слив; в – «ГСВ включен» – подзарядка гидроаккумулятора; г – «заперто»; д – «сброс давления». Остальные позиции указаны на рисунке 62.

«ГСВ включен» (рис. 64, б и в). Золотник распределителя установлен в положении «подъем». Подъемная полость цилиндра соединена с гидроаккумулятором. Масло от распределителя направляется в верхнюю часть гидроувеличителя, к его золотнику. Золотник 2 автоматического регулирования давления удерживается в определенном положении в зависимости от действующих на него сил: с правой стороны – натяжением регулировочной пружины 8 и пружины 5 предохранительного клапана, с левой стороны – давлением жидкости со стороны большого плунжера 3.

Если давление в системе аккумулятор – цилиндр соответствует отрегулированному, золотник давлением жидкости со стороны большого плунжера 3 отодвигается вправо (см. рис. 64,6), образуя свободный проход между шейкой золотника 2 и пояском корпуса 19 для слива масла от распределителя в бак. Такое положение золотника обеспечивает работу насоса без давления, а «перенос» части вертикальных нагрузок с сельскохозяйственной машины на трактор осуществляется механизмом навески под давлением жидкости в цилиндре 13 (см. рис. 57), куда она поступает из гидроаккумулятора 25, где давление создается усилием предварительно сжатой пружины.

При падении давления в аккумуляторе вследствие утечек жидкости через зазоры или увеличения объема подъемной полости цилиндра из-за перемещения его штока в процессе работы пружин 8 (рис. 64) и 5 преодолевают уменьшившееся усилие на золотник со стороны плунжера 3 и перемещают его влево (рис. 64, в). Проход масла в бак перекрывается, и оно направляется через обратный клапан 7 в аккумулятор, где увеличивается давление. При достижении отрегулированного усилием пружин 8 и 5 давления масло сдвигает золотник вправо, и образуется снова свободный слив в бак.

Малый плунжер 6 обеспечивает резкое перемещение золотника из одного крайнего положения в другое, затрудняя остановку его в промежуточном положении.

Натяжение пружин 8 и 5, которое настраивается вращением маховичка 12 вместе с винтом 10 и перемещением гайки 9, определяет давление подпора. Это давление регулируется в пределах от 0,8 до 2,8 МПа (от 8 до 28 кгс/см²). В случае, если давление в магистрали цилиндр- аккумулятор увеличится вследствие уменьшения объема подъемной полости цилиндра в процессе копирования орудием рельефа почвы, открывается предохранительный клапан 4, и избыток масла сливается в бак.

Пружина 5 клапана подобрана так, что он открывается при превышении давления в системе на 0,8. 2,0 МПа (8. 20 кгс/см²) больше отрегулированного маховичком 12.

«Заперто». Ползун сдвинут в крайнее левое положение (рис. 64, г), а запорный клапан 21 прижат пружиной и давлением масла в цилиндре к кромкам запрессованной в корпусе втулки, так как толкатель 22 переместился вверх в проточку на ползуне. Таким образом, клапан отсоединяет напорную полость цилиндра от гидросистемы, исключая утечку масла через зазоры золотниковых пар гидроувеличителя и распределителя.

«Сброс давления». Ползун в крайнем правом положении (рис. 64, д) удерживается трактористом. Подъемная полость цилиндра соединена со сливом через открытый запорный клапан 21, сверления и лыски на ползуне 18 и сверления в корпусе. В этом положении ползуна давление в цилиндре равно давлению слива, что идентично положению распределителя «плавающее». Гидроаккумулятор со сливом не соединен. Масло от распределителя поступает в полость золотника 2 и далее на слив или, если давление подпора в системе упадет ниже отрегулированного значения, на подзарядку гидроаккумулятора.

Управляют ГСВ вторым справа рычагом 3 (рис. 65). Усилие руки тракториста через трубу 8 и тяги 9 передается на наружный рычаг 13 (см. рис. 62) и далее на ползун 18. Управление ползуном ГСВ и золотником основного цилиндра сблокировано, для чего в рычаге 3 (см. рис. 65) ГСВ запрессован штифт 5, а на валу 7 вместе с рычагом 4 золотника распределителя неподвижно установлена пластина 6. При движении рычага 3 в крайнее нижнее положение (сброс давления) штифт 5 доходит до пластины 6 и при дальнейшем движении вместе с ней поворачивается вал 7, который через тягу 11 и рычаг 12 устанавливает золотник заднего цилиндра в положение «подъем». Регулируется блокировка с помощью тяги 11. Тяга регулируется на такую длину, чтобы при установке рычага ГСВ в положение «сброс давления» крайний правый рычаг 4 установил бы золотник распределителя в положение «подъем». При правильно отрегулированной тяге 11 перевод рычага 4 в положение «плавающее» не вызывает перемещение рычага 3 ГСВ.

Рис. 65. Управление распределителем и ГСВ:

1 – рычаг золотника правого вывода; 2- рычаг золотника левого вывода; 3 – рычаг ГСВ; 4 – рычаг золотника заднего цилиндра; 5 – штифт; б -пластина; 7-вал; 8 – труба; 9 и 11 – Тяги; 10- маховичок; 12 – рычаг.

Давление подпора в основном цилиндре регулируется вращением маховичка 10 ГСВ.

Рекомендации по использованию ГСВ. Гидроувеличитель сцепного веса следует использовать при работе со всеми почвообрабатывающими и другими машинами, имеющими опорные колеса. Особенно эффективно его применение на пахоте почв с переменным сопротивлением, на сплошной культивации, севе, посадке картофеля, междурядной обработке, а также при работе с полунавесными картофелеуборочными комбайнами.

Работая с гидроувеличителем сцепного веса, нужно выполнять следующие операции.

  1. Отрегулировать максимальное давление подпора, для чего завернуть маховичок 10 (см. рис. 65) до отказа против часовой стрелки.
  2. Поставить в начале гона рукоятку гидроувеличителя в положение «сброс давления». Одновременно рукоятка золотника основного цилиндра установится в положение «подъем», так как она сблокирована с рукояткой гидроувеличителя. Рукоятку ГСВ удерживать в этом положении до тех пор, пока орудие не заглубится в землю (2. 3 с), после чего отпустить рукоятку, и она сама займет положение «ГСВ включен».
    Если при максимальном давлении подпора опорные колеса машины не копируют рельеф, следует снизить давление в цилиндре, для чего маховичок необходимо повернуть на 1. 2 оборота по часовой стрелке до обеспечения устойчивой глубины рабочих органов сельхозмашины.
    Необходимо помнить, что уменьшение давления подпора запаздывает по времени от вращения маховичка, поэтому каждую последующую регулировку давления производят после прохода трактором участка длиной 50. 100 м. Следует стремиться работать на максимально возможном по условиям копирования рельефа почвы давлении подпора, так как это обеспечивает наибольшую производительность агрегата.
    Одновременно с настройкой давления отрегулировать механизм задней навески. Для выравнивания хода передних и задних рабочих органов машины очень эффективно при работе с ГСВ некоторое уменьшение длины центральной тяги.
  3. В конце гона для поднятия орудия в транспортное положение рукоятку гидроувеличителя установить в положение «ГСВ выключен». Орудие поднимется, так как рукоятка распределителя предварительно была установлена в положение «подъем». Если она преждевременно возвращается в положение «нейтральное», придержите ее рукой до полного подъема орудия.
  4. Давление подпора на пахоте регулировать на первых двух-трех проходах, пока плуг не начнет пахать на полную глубину; на других работах (культивация, сев) – на первом проходе. В дальнейшем на одном участке регулировать давление не следует, его необходимо перерегулировать только в случае значительного затупления рабочих органов или перехода на другое поле.
  5. Перевести рукоятку в положение «сброс давления» на участках поля с повышенной плотностью почвы. Это увеличит глубину обработки. После прохождения плотного участка рукоятку отпустите, и она сама возвратится в исходное положение.
  6. При переездах с поднятым в транспортное положение навесным орудием, а также при работе с прицепными машинами установить рукоятку в положение «заперто». Это поможет избежать самопроизвольного опускания навесной машины.

Работа гидроувеличителя сцепного веса МТЗ-80, 82

Гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) используется только на тракторах МТЗ-80,82. С его помощью (рис. 1), при кратковременном использовании мощности двигателя или с помощью гидроаккумулятора 1, в подъемной полости цилиндра 3 навесной системы создается небольшое давление подпора.

Величина этого давления недостаточна для подъема навешенной машины, поэтому копирование рельефа почвы не нарушается.

Однако при этом часть веса машины как бы снимается с ее опорных колес устройством навески и переносится на трактор, догружая задние ведущие колеса. При этом одновременно, благодаря разгрузке опорных колес, уменьшается тяговое сопротивление машины.

Рис. 1. Схема работы гидросистемы и гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) тракторов МТЗ-80,82

1 – пружинный гидроаккумулятор; 2 – ГСВ; 3 – силовой цилиндр; 4 – распределитель; 5 – масляный насос; 6 – резервуар для масла

Читайте также:  Размеры кузова камаза бортового

Гидроувеличитель сцепного веса представляет собой клапанно-золотниковое устройство, установленное рядом с распределителем, и состоит из корпуса 1 (рис. 2), в котором расположены автомат подзарядки гидроаккумулятора и узла ползуна с фиксаторным устройством.

Автомат подзарядки гидроаккумулятора расположен в верхней части корпуса 1. Он включает в себя золотник 4, большой 2 и малый 7 плунжеры, предохранительный 3 и обратный 28 клапаны и регулировочный винт 11 с маховичком.

Узел ползуна с фиксаторным устройством размещен в нижней части корпуса ГСВ и состоит из ползуна 22 с пружиной 21, обоймы 20 фиксатора и шарика 19, который входит в одну из канавок на ползуне. Хвостовик ползуна 22 соединяется с внутренним рычагом 16 управления, ползун 22 может устанавливаться в одно из четырех положений “Заперто”, “Выключен”, “Включен” и “Сброс давления”.

В первых трех положениях ползун фиксируется шариковым фиксатором, в положении “Сброс давления” он не фиксируется, поэтому его необходимо удерживать рукой.

При снятия усилия с рукоятки ползун автоматически становится в положение “Включен”. Ниже ползуна в корпусе гидроувеличителя сцепного веса смонтирован шариковый запорный клапан с толкателем 26.

Рис. 2. Устройство ГСВ МТЗ-80/82

1 – корпус; 2 – большой плунжер; 3 – предохранительный клапан; 4 – золотник; 5 – пружина предохранительного клапана; 6 гайка; 7 – малый плунжер; 8 – регулировочная пружина; 9 – фигурная гайка; 10 – болт; 11 – регулировочный винт; 12-передняя крышка: 13 – уплотнительное кольцо; 14 – маховичок; 15 – внешний рычаг; 16- внутренний рычаг; 17 – ось рычагов; 18 – сепаратор; 19 – шарик; 20 – обойма фиксаторов; 21 – пружина ползуна; 22 – ползун; 23 – запорный клапан; 24 -пружина запорного клапана; 25 – штуцер; 26 толкатель; 27 – задняя крышка; 28 – обратный клапан

Гидроаккумулятор трактора МТЗ-80,82 установлен на рукаве заднего левого колеса и представляет собой гидроцилиндр одностороннего действия.

Характерной особенностью является то, что гидроцилиндр 3 (рис. 3) перемещается относительно неподвижного поршня 8 под действием разности сил давления масла и пружины 5. При равенстве этих сил цилиндр неподвижен относительно поршня.

Рис. 3. Пружинный гидроаккумулятор тракторов МТЗ-80/82

1 – болт: 2 – передняя крышка: 3 – гидроцилиндр; 4 – кожух; 5 – пружина; 6 – шток; 7 – защитное кольцо; 8 – поршень; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – пробка

Для управления ГСВ служит второй справа рычаг золотника распределителя. В положении рычага I “Заперто” ползун (см. рис. 1) разобщает полость подъема силового цилиндра 3 как с распределителем 4, так и с гидроаккумулятором 1.

Масло, находящееся в полости подъема силового цилиндра, заперто; поднятая в транспортное положение машина надежно зафиксирована.

В положении рычага II “Выключен”, ползун 2 установлен в такое положение, при котором полость подъема в силовом гидроцилиндре через открытый запорный клапан (см. рис. 2) сообщена с распределителем 4 (см. рис. 1) и разобщена с гидроаккумулятором 1.

Если перевести рычаг в положение III “Включен”, то одновременно с этим золотник распределителя выступом на рычаге, будет поставлен в положение “Подъем” (выступ может перемещать золотник только в это положение).

Ползун 2 занимает положение, при котором полость подъема силового гидроцилиндра 3 сообщается с гидроаккумулятором 1.

Масло от распределителя направляется в верхнюю часть гидроувеличителя, к его золотнику.

Золотник 4 автоматического регулирования давления удерживается в определенном положении в зависимости от действующих на него сил: с правой стороны натяжением регулировочной пружины 8 и пружины 5 предохранительного клапана, с левой стороны – давлением жидкости со стороны большого плунжера 2.

Если давление в системе аккумулятор – цилиндр соответствует отрегулированному, золотник давлением жидкости со стороны большого плунжера 2 отодвигается вправо образуя свободный проход масла от распределителя в бак.

При падении давления в аккумуляторе вследствие утечек жидкости через зазоры или увеличения объема подъемной полости цилиндра из-за перемещения его штока в процессе работы пружин 8 и 5 преодолевают уменьшившееся усилие на золотник со стороны плунжера 2 и перемещают его влево.

Проход масла в бак перекрывается, и оно направляется через обратный клапан 28 в аккумулятор, где увеличивается давление.

При достижении отрегулированного усилия пружин 8 и 5 давление масла сдвигает золотник вправо, и образуется снова свободный слив в бак.

Натяжение пружин 8 и 5, которое настраивается вращением маховичка 14 вместе с винтом 11 и перемещением гайки 9, определяет давление подпора.

Это давление регулируется в пределах от 0,8 до 2,8 МПа. В случае, если давление в магистрали цилиндр – гидроаккумулятор МТЗ-80, 82 увеличивается вследствие уменьшения объема подъемной полости цилиндра в процессе копирования орудием рельефа почвы, открывается предохранительный клапан 3, и избыток масла сливается в бак.

Пружина 5 клапана подобрана так, что он открывается при превышении давления в системе на 0,8-2,0 МПа больше отрегулированного маховичком 14.

Рычаг в положении IV “Сброс давления”. Ползун 22 в крайнем правом положении удерживается оператором. Подъемная полость цилиндра соединена со сливом через открытый запорный клапан 23, сверления и лыски на ползуне 22 и сверления в корпусе 1.

В этом положении ползуна давление в цилиндре равно давлению слива, что идентично положению распределителя “Плавающее”.

Гидроаккумулятор со сливом не соединен. Масло от распределителя поступает в полость золотника 4 и далее на слив или, если, давление подпора в системе упадет ниже отрегулированного значения, на подзарядку гидроаккумулятора.

Гидроаккумулятор тракторов МТЗ-80/82: назначение и принцип работы

Трактора марки МТЗ оснащены гидравлическими навесными системами, которые предназначены для того, чтобы оператор мог управлять различными механизмами и орудиями, используемыми в сельхозработах, не вставая с рабочего места.

Назначение гидроаккумулятора

Одним из важных компонентов гидронавесной системы является гидравлический аккумулятор, который входит в состав гидравлического увеличителя сцепного веса. ГСВ, который иногда называют догружателем, используется для улучшения тягово-сцепных характеристик трактора. Обычно его применяют в связке с навесными посевными, обрабатывающими и другими машинами с опорными колесами.

Гидроаккумулятор крепится за левым задним колесом трактора. Это гидравлический цилиндр одностороннего действия. Его задачей является накопление энергии, компенсация утечек и поддержание давления масла в основном силовом цилиндре навесной системы. Энергия накапливается с помощью гидронасоса во время недогрузки. При необходимости, когда потребляемая мощность выше мощности, которую дает насос, гидроаккумулятор отдает ее максимально быстро, увеличивая тем самым КПД навесной системы.

Также, если гидросистема трактора работает нестабильно, гидроаккумулятор компенсирует пульсации давления рабочей жидкости, вызванные перебоями в работе насоса.

Учитывая, что гидроаккумулятор – это еще одна дополнительная емкость в составе гидронавесной системы, одной из его задач становится сглаживание гидроударов.

Основные детали гидроаккумулятора

Гидроаккумулятор состоит из закрытого кожухом подвижного подпружиненного гидравлического цилиндра, внутри которого на штоке закреплен поршень. Цилиндр закрепляется на передней крышке кожуха и прижимается посредством пружины. В задней части гидроаккумулятора высверлено отверстие, закрытое пробкой, предназначенное для слива излишков рабочей жидкости. К корпусу приваривается скоба для прикрепления гидроаккумулятора к рукаву.

Принцип работы

Процесс зарядки аккумулятора заключается в том, что жидкость через специальный зарядный клапан попадает внутрь цилиндра, который соединяется с насосом при снижении рабочего давления или отключает его, когда давление сравняется.

При повышении давления жидкости внутри аккумулятора пружина сжимается, что позволяет накапливать энергию. Как только рабочая полость и силовой цилиндр соединяются, происходит разжатие пружины и жидкость выбрасывается.

Гидроаккумуляторы тракторов МТЗ вследствие небольшого объема используют при нагрузках не выше 100 кгс/см 2 .

Регулировки гидроаккумулятора при сельхозработах проводятся в самом начале. Для этого, в первую очередь регулируется давление подпора рабочей жидкости. Проворачивается маховичок до крайнего левого положения и рукояткой гидроувеличителя производится сброс давления. После того, как глубина обработки почвы достигнет максимального значения, рукоятку переводят в положение «ГСВ включен». После проведения работ, ГСВ выключается.

Регулировки меняются только при смене типа почвы, переходе на другие участки, затуплении режущих частей навесного оборудования.

Неисправности

Работоспособность гидроаккумулятора оценивают в составе гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ). Если навесное сельхозоборудование не может поддерживать постоянную глубину обработки почвы, пробуксовывают колеса или наблюдается перегрев масла, это может указывать на неполадки в ГСВ. В частности, от давления подпора рабочей жидкости в основном цилиндре, зависит постоянная величина заглубления сельхозмашины.

Работу ГСВ можно проконтролировать с помощью прибора КИ-5473 (ГОСНИТИ). Для этого при подсоединенном приборе проворачивают маховичок ГСВ и измеряют следующие параметры:

  1. Номинальное давление жидкости, при котором сработает предохранительный клапан. При повороте маховика влево оно с учетом допустимых отклонений должно составлять от 4 до 6 МПа. При повороте вправо – от 1 до 2 МПа.
  2. Давление подпора рабочей жидкости, которое создает гидроаккумулятор должно быть от 2.6 до 3.1 МПа при повороте маховичка вправо и падать при проворачивании маховичка влево до 0.8 – 1.2 МПа.
  3. При вращении маховичка гидросистемы давление в гидроаккумуляторе должно изменяться скачкообразно, при этом скачков должно быть не менее трех, учитывая степень заряда аккумулятора. Эту процедуру повторяют два – три раза, сливая излишки масла в емкость.

В случае, когда все проверки дали положительный результат, но навесное оборудование не удерживается, это может свидетельствовать о негерметичности оборудования. Для устранения таких неисправностей, из корпуса извлекают все клапана, промывают их в дизтопливе, проверяют плотность прилегания шариков к седлам.

Сложно переоценить значение аккумулятора в составе гидронавесной системы трактора. Качество его работы в большой степени влияет на производительность всего трактора. Поэтому необходимо постоянно следить за его техническим состоянием, вовремя проводить регулировки, профилактические осмотры и ремонтные работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector