Замена сцепления камаз своими руками - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Замена сцепления камаз своими руками

Apachev › Блог › Не легко с КамАЗом

Недавно отец решил поменять сцепление на КамАЗе. Пригласил знакомого слесаря на помощь и меня на подстраховку (принеси, подай, подержи, подпили, почисти). Вместе веселей и быстрей.

Начали с того, что ослабили болты крепления коробки. Потом подставили баллон под нее, сверху сложили толстые половые доски, с помощью которых как оказалось очень легко манипулировать коробкой.

Нам же надо было ее отодвинуть сантиметров эдак на 30 и обратно, после замены сцепления.

Сняли корзину, диски

И тут нас настиг “нежданчик”. Слесарь говорит, что диски сцепления не сильно изношены, просто они не были отрегулированы предыдущим хозяином, вот и тупило. Это раз. Коробку надо отвозить на ремонт. Это два. Челюсти у нас с отцом по обвисли. В голове начал рисоваться не самый простой и дешевый план действий. Любой ремонт крупных узлов в КамАЗе это большие деньги и тонна усилий. Но обратной дороги нет. “Будем делать” — сказал отец. Понеслась!

Коробку надо было сначала чем-то поднять. Наученные опытом снятия редукторов, соорудили ту же конструкцию и пропили пером отверстие в полу, ибо “термо-фургон”.

Потом нам не хватило длины цепи и сделали нечто такое:

Слили масло, чуть не забыли, а то было бы тяжелее 🙂

Начали отодвигать, опускать, следить, чтобы ничего не сломать

Через какое-то время коробка лежала на земле

Далее ее оттащили в сторону, чтобы потом погрузить в ГАЗель и отвезти на рем. базу.

Ладно, пока слесарь рядом надо доделать остальные косяки. В прошлый четверг отец позвонил и сказал, что сломался в Йошкар-Оле. Покупай, говорит, запчастюли такие-то и лети ко мне. Время было около 20:00. По пути захватил знакомого отца, бывалого камазиста. Выехал из Казани в 22:00. А сломалась у отца ступица. У КамАЗа правда это не ступица, а сложный механизм. Именуют его “цапфа”. Если конкретнее, то внешний ступичный подшипник приварился к оси. Перед дорогой отец хотел его посмотреть да все времени не было. Всю неделю до этого вечерами варили вместе забор, ворота. Вот и стрельнуло. КамАЗ капризен, очень не любит мало-мальски халатного отношения.

Вот эти детальки с приваренными кусками подшипника:

В общем, доехал я до него в 2 часа ночи. Почему так долго? А потому что я попал аккуратно на учения местной войсковой части. Они перекрыли дорогу на пару часов у самой “Йошки”. Отдал ему запчасти, термос с чаем и бутербродами, поехал обратно. Утром на работку, а пока надо не заснуть и добраться до дома. Ко сну клонило, честно говоря, очень сильно. Ехал через силу, но когда становилось невтерпеж, останавливался, разминался. Ночевать на трассе не хотелось. К счастью, дорога была абсолютно пустой. За весь обратный путь встретил одну попутную фуру. Дома был в 5 часов утра. Спать до работы оставалось 2 часа. “Эх, блин, ни черта не высплюсь” — подумал я. Отрапортовал отцу о благополучном прибытии до подушки и тут же уснул с телефоном в руке. Он в это время заканчивал ремонт и направился тоже домой…

Старый КамАЗ. Необузданный дикий зверь. Но чем больше он ломается, тем больше опыта приобретается. Куда заглянуть лишний раз, что проверить, где подкрутить перед дорогой. Все говорят: “Первый год будешь работать на грузовик, а потом попрет!”. Ждем-с, с нетерпением ждем…

Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах

Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

Как осуществляется регулировка?

Отладка полного хода толкателя усилителя

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Когда требуется замена сцепления?

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

Комментарии и Отзывы

Конструктивные особенности сцепления

На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.

Схема механизма привода сцепления КамАЗ

Основными узлами привода, который показан на фото, являются:

  • педаль (1);
  • гидроблок (2) с бачком (3);
  • магистраль (6);
  • исполнительный пневмоцилиндр (16).

Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:

  • картера сцепления (А);
  • выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
  • нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
  • одного ведущего диска (Е);
  • двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).

Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем

Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.

На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.

ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа

На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.

Как осуществляется регулировка?

При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.

При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:

  1. Выставить ход педали.
  2. Убрать завоздушенность магистралей привода.
  3. Проверить уровень жидкости в ПГУ.

При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.

Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.

Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.

Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:

  1. Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
  2. Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
  3. Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
  4. Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.

На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий при этом:

  1. Ослабить крепежную гайку вилки.
  2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
  3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
  4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
  5. Установить фиксирующий шплинт.
  6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.
Читайте также:  Двухсекционный тормозной кран камаз неисправности

Отладка полного хода толкателя усилителя

Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.

Схема гидравлической системы

На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:

  1. Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
  2. Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.

Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.

На КамАЗе 55102 для этого необходимо:

  1. Долить жидкость до нормального уровня.
  2. Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
  3. Резко продавить до упора педаль сцепления.
  4. Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
  5. Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
  6. Долить жидкость до рабочего уровня.
  7. Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.

При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.

  1. Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
  2. Отпустить болты крепления.
  3. Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
  4. Проверить биение рабочей поверхности диска.
  5. Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
  6. Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.

Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.

На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.

Техническое обслуживание

Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.

На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:

  1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
  2. Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
  3. Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
  4. Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
  5. Слив конденсата из корпуса ПГУ.
  6. Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.

Когда требуется замена сцепления?

Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

  • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
  • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
  • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
  • запах горящих накладок при движении.

При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

Фотогалерея

На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.

Как самому заменить диск сцепления КАМАЗ: подробная инструкция

Автомобиль КАМАЗ отличается высокой надежностью и устойчивостью к различным нагрузкам физического характера. Использование его возможно во всех сферах: от строительства до крупногабаритных перевозок. Даже такой надежной машине периодически требуется замена диска сцепления. КАМАЗ – это автомобиль, в котором многие детали можно поменять своими руками. Для этого необходимо знать устройство машины и иметь определенные инструменты.

Конструкция соединения

Чаще всего автомобили КАМАЗ оснащены механизмом двухдискового типа, например, диск сцепления sachs КАМАЗ, хотя встречаются и модели с однодисковым вариантом. Тип работы конструкции – фрикционный. Выбор этой разновидности устройства характерен для мощных и тяжелых автомобилей. Во время работы в усиленном режиме двигатель автомобиля испытывает огромные нагрузки, которые приводят к необходимости наладки различных конструкций. Чаще всего это требуется в следующих случаях:

  • пробуксовка механизма при повышении оборотов;
  • несоответствие выявленного свободного хода педали заявленным нормативным значениям;
  • наличие механического треска в конструкции и посторонних шумов во время переключения передач.

Демонтаж корзины

Для ремонта корзины механизма необходимо снять её. Сама конструкция представляет собой маховик, диск нажимного характера, а также защитный кожух. Что касается ведомых частей, то это стальные детали, служащие для снижения вибрации элементов автомобиля.

Для демонтажа конструкции надо закрепить болтовое соединение в нажимном узле и утопить его в защитный кожух. Далее при помощи обычных пассатижей, соблюдая аккуратность, открепить усики от стопорных шайб и вынуть крепежи, прикрепляющие кожух к конструкции маховика. После этого можно снять детали в порядке очереди, а затем и сам кожух.

Перед проведением работ важно, используя керн, нанести отметки исходного размещения корзины и точки установки маховика для правильного монтажа отремонтированных деталей КАМАЗа.

Разбор узла

Замена неисправных составляющих сцепления подразумевает полный разбор узла. Перед демонтажем маховика важно изучить строение системы и учесть специфику работы конструкции. Средний диск сцепления КАМАЗ 6520 коробка zf устанавливается в особые ниши маховика, которые распределены на поверхности окружности среднего элемента.

Для изъятия излишка тепловой энергии и обеспечения вентиляции пространства сцепления в корпусе диска есть отверстия, разделенные шипами. Среди шипов находится рычаг, отвечающий за положение среднего диска.

Оборотная сторона характеризуется наличием выступающих частей, предназначенных для установки пружин нажимного типа. Здесь важно зафиксировать где-нибудь или запомнить порядок их расположения. Ведомый диск сцепления КАМАЗ 6520 включает в свою конструкцию несколько элементов: накладки, гаситель колебаний, ступицу, заклепочные соединения и стальные пружины.

Соединение ступицы с деталью обеспечивается за счет пружин. Жесткое сопряжение узла отсутствует. Пустое пространство между деталями служит для работы пружин отжимного типа, а также же болта регулировки для промежуточного устройства.

Замена запчастей

Самые распространенные типы неисправностей – множественные трещины на поверхностях. Встречаются и искривления геометрии деталей автомобиля, износ составляющих, ослабление крепления ступицы и различные механические повреждения заклепок.

При замене одного из элементов может получиться так, что придется обновить весь узел механизма. Так, отработанные прокладки требует замены совместно с заклепками детали.

Чтобы правильно установить запчасти, важно обратить особое внимание на порядок проводимых работ. В первую очередь монтируется ведомый диск сцепления КАМАЗ 5320, который длинным концом должен быть направлен к поверхности мотора. Второй диск сцепления такой же стороной устанавливается к коробке передач. Перед финальной затяжкой корзины в обязательном порядке надо произвести балансировку конструкции автомобиля.

Если накладки изношены и заменены, то необходимо выполнить не только регулирование привода, но и отладку свободного хода КАМАЗа.

Установка

Профессиональный технический осмотр автомобиля на станциях СТО или самостоятельная диагностика способны выявить механические повреждения на стальных дисках. Если на поверхности элементов выявлены трещины, следы физического воздействия, различные деформации или износ детали, то поврежденные элементы необходимо немедленно заменить – работа автомобиля с ними становится небезопасной.

Читайте также:  Раздаточная коробка камаз 4310 устройство назначение ремонт

Процесс замены начинается с демонтажа поврежденных элементов. Далее нужно перейти к съему заклепок и очищению системы. К нему относятся не только работы по удалению следов старых смазочных материалов, нагара и сажи, но и зачистка стальных зазубрин на ступице для обеспечения дальнейшего корректного взаимодействия узлов. Если выявлено коробление, то его убирают до достижения зазора между плитой и верхней поверхностью до максимального значения в 3 миллиметра. Точность зазора измеряют при помощи щупа.

Клепка фрикционных прокладок производится под давлением пресса с использованием штампа. В ряде случаев при работах с этими конструкциями можно применить вместо него специальные составы на клею.

Если установка деталей и комплектующих выполнена правильно, то коробление конструкции во время касания не будет превышать 0,15 миллиметра. Важно следить за тем, чтобы появившиеся изгибы на поверхности были не больше установленных нормативных значений из допусков, прописанных в документации.

Скорректировать нажимной диск сцепления КАМАЗ 4308 cummins можно на прессе. Для проведения таких работ деталь ставят на кольцо, расположенное на столе, а далее обрабатывают при помощи особой оправки. Установка элемента допускается только с высококачественными заклепками. Состояние этих комплектующих определяется по внешнему виду: деталь проверяют на наличие вмятин, трещин и прочих повреждений конструкции.

Регулировка

Бывают случаи, когда во время работы механизма выявлены неполадки, но можно провести настройку узла и избежать замены запчастей. Если детали проскальзывают, издают слабый запах гари и отличаются вялым разгоном, то проблема заключается в ходе муфты. Отладка этого элемента избавит от проблем с масштабным ремонтом автомобиля и заменой всего узла.

Если детали разводятся не до конца или переключаются с затруднением, то ряд следующих операций решит проблему:

  • установка хода педали;
  • исключение излишка воздуха в приводных магистралях;
  • проверка достаточного уровня жидкости в конструкции ПГУ.

Примечательно, то применение узла стандарта Евро не предусматривает таких действий, кроме работ по наладке свободного хода. При этом смазочные процедуры и наладка составляющих на протяжении эксплуатационного периода не требуются. Исключение – отслеживание достаточного количества жидкости, залитой в бачок от привода.

Наладка этой конструкции автомобиля заключается в установке нормативного промежутка между выжимным диском и контактной плоскостью головок рычагов. Кроме этого во время настройки регулируется свободный ход педали и муфты. Нормальное значение зазора для педали варьируется в интервале от 6 до 12 миллиметров. Искомый промежуток – между положением средней педальной площадки при неактивном положении и секунду, когда начинает работать цилиндр сцепления КАМАЗ 65115. Настройка зазора в узле производится путем вращательных движений эксцентрикового пальца, расположенного в узле сопряжения педального рычага с тягой усиления. Общий процесс регулировки выглядит так:

  • ослабить шплинтовое соединение у корончатой гайки;
  • путем кручением пальца достичь необходимого показателя свободного хода;
  • завернуть гайку;
  • зафиксировать гайку шплинтов;
  • измерить значение свободного хода.

Нормальный показатель будет располагаться в интервале 185-195 миллиметров. Если узел однодисковый, то минимальный показатель сводится к 150 миллиметрам.

Настройка муфты

Очередной шаг настройки автомобильных систем – изучение и корректировка заданных показателей муфты. Свободный ход запчасти нужно привести к значению, находящемуся в интервале 3,2- 4 миллиметра. Замер можно сделать через вращение гайки регулировки. Для достижения этого нужно:

  • ослабить болтовое соединение вилки;
  • произвести расшплинтование крепежного пальца;
  • достичь свободного положения для пальца и демонтировать его;
  • вращением вилки добиться необходимого промежутка;
  • завернуть гайки;
  • установить палец обратно в посадочное место;
  • монтировать шплинт фиксации;
  • измерить заданные новые показатели.

Ход муфты в миг опущения педали при нормальной работе элемента составляет более 25 миллиметров.

Отладка корзины

Регулировка механизма подразумевает наладку лапок, которые корзина сцепления КАМАЗ 4308 удерживает на поверхности. Особенность этого типа настройки заключается в допустимости выбора способа настройки узла. Наладку можно сделать прямо на автотранспортном средстве или предварительно сняв элемент.

Если владелец автомобиля выбрал первый вариант, то ему понадобится импровизированный инструмент, который легко сделать своими руками из проволоки с согнутым концом, размер которого будет около 20 миллиметров. Этот самодельный щуп позволит измерить промежуток между опорным кольцом и подшипником. Отрегулировать выявленное значение можно с помощью гайки, закрепленной на штоке ПГУ. Во время процесса важно следить за тем, чтобы у всех лапок было одинаковое примыкание к поверхности крепления элемента.

Обслуживание сцепления

Кроме регулярных настроек и наладок переменных показателей необходимо регулярно проводить техническое обслуживание сцепления. Это существенно увеличит срок эксплуатации автотранспортного средства и повысит качественные показатели надежности КАМАЗа.

Само обслуживание представляет собой перечень некоторых действий, направленных на выявление мелких неполадок. В первую очередь, необходимо проверить затяжки болтового соединения, закрепляющего усилитель, установленный в приводную цепь. Далее производится диагностика герметичности у трубок гидравлики. Здесь не допускаются подтеки, масляные пятна, протечки и прочие следы жидкости.

После идет осмотр педального узла. Все составляющие сопряжения должны быть механически исправны, не иметь физических повреждений и существенных люфтов.

Следующий этап – работа с жидкостями. Важно проконтролировать наличие достаточного количества смазки на подшипниках муфты, как и на втулке сопряжения вилки. Залив масла в элемент осуществляется через специальные точки, где есть пресс-масленки. Подавать масло в полость можно, используя шприц.

В корпусе ПГУ возможно образование конденсата. Этот тип жидкости недопустим в системе, так как приводит к коррозии стальных элементов. Во время технического обслуживания от конденсата в элементе необходимо избавиться.

Когда надо менять сцепление?

Нередки случаи, когда полноценная регулировка не дает желаемого результата, и автомобиль остается в неисправном состоянии. Это сигнализирует о том, что восстановить работоспособность конструкции невозможно. Решить проблему можно, заменив весь узел сцепления или его изношенную часть.

К показателям, ведущим к замене запчастей, относятся:

  • жесткая работа дисков, провоцирующая резкий старт автотранспортного средства;
  • усложненный запуск автомобильных передач, который сопровождается треском, шумами и прочими звуками;
  • медленный набор скорости автомобилем;
  • несоответствие оборотов мотора включенной передаче и скорости, которая должна быть фактически;
  • запах гари и перегревшихся накладок во время передвижения автотранспортного средства.

Даже единственный, а тем более одновременно несколько выявленных признаков запрещают дальнейшую эксплуатацию КАМАЗа без замены неисправных частей.

Замена сцепления камаз своими руками

РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

Прокачку гидросистемы привода сцепления проведите после устранения негерметичности гидропривода в следующем порядке:

1. Очистите от пыли и грязи резиновый защитный колпачок клапана 14 (см. рис. 123) выпуска воздуха,

снимите его и на головку клапана наденьте резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга опустите в тормозную жидкость «Нева», налитую в чистый стеклянный сосуд.

2. Резко 3. 4 раза нажмите на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль нажатой, отверните на 1/4. 1/3 оборота клапан выпуска воздуха. Под действием давления через шланг выйдет часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух.

3. После прекращения выхода жидкости заверните клапан выпуска воздуха.

4. Повторяйте операции по пп. 2 и 3 до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская снижения ее уровня в компенсационном бачке главного цилиндра более чем на 2/3 от нормального во избежание попадания в систему атмосферного воздуха. После окончания прокачки, при нажатой педали сцепле-ния, заверните до отказа клапан выпуска воздуха и только после этого снимите с его головки шланг и наденьте защитный колпачок. Далее следует установить нормальный уровень жидкости в главном цилиндре. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использована вновь после отстоя и последующей, фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

Проверьте наличие конденсата в силовом цилиндре пневмогидроусилителя. Для слива конденсата отверните пробку в алюминиевом корпусе пневмогидроусилителя. Для полного слива слегка нажмите на педаль сцепления. Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидросистему привода сцепления с разборкой главного цилиндра и пневмогидроусилителя и заправлять свежей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидросистемы промойте спиртом или тормозной жидкостью и продуйте сжатым воздухом, предварительно отсоединив оба конца. Перед сборкой поршни и манжеты гидросистемы смочите тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы замените.

Читайте также:  Кузов камаз самосвал колхозник

При замене пневмогидроусилителя привода сцепления для снятия пневмогидроусилителя: выпустите воздух из контура IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей через клапан на ресивере; снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода; выверните два болта крепления пневмогидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

Для установки пневмогидроусилителя: совместите отверстия крепления с отверстиями картера сцепления и закрепите усилитель двумя болтами с пружинными шайбами; подсоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод: установите оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления. Налейте тормозную жидкость в компенсационный бачок главного цилиндра и прокачайте систему гидропривода. Проверьте герметичность соединений трубопроводов (подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается), при необходимости устраните нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя передач.

При снятии сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач вверните предварительно в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта М10х1,25х62, а затем выверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.

В случае замены отдельных деталей сцепления проверьте перед его установкой на двигатель положение упорного кольца оттяжных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе установите и закрепите на контрольную подставку (рис. 127) или на маховик со вставкой, обеспечивающие установочный размер А=(29+0,1) мм, и отпустите стяжные болты. Правильное положение упорного кольца определяется монтажным размером В=(54+0,3) мм,

биение торца Т2 относительно Т должно быть не более 0,2 мм.

При нарушении положения упорного кольца отрегулируйте положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер В, при этом опорные поверхности всех четырех оттяжных рычагов должны одновременно касаться упорного кольца. Не регулируйте положение упорного кольца с помощью указанных гаек на двигателе.

Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенную в коленчатом валу, заложите 15 г смазки 158.

Устанавливайте сцепление с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Обращайте внимание на правильное взаимное расположение ступиц ведомых дисков — короткими выступающими торцами навстречу друг другу. Средний ведущий диск в сборе должен легко перемещаться в пазах маховика под действием оттяжных рычагов. Нажимной диск с кожухом в сборе устанавливайте на маховик двигателя также без дополнительной подгонки, но без перекосов, добиваясь этого равномерной затяжкой болтов крепления с крутящим моментом 54. 61,8 Нм (5,5. 6,3 кгсм). После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, выверните из нажимного диска стяжные болты.

Биение упорного кольца оттяжных рычагов относительно оси коленчатого вала должно быть не более 0,5 мм.

Рис. 127. Нажимной диск с кожухом в сборе на контрольной подставке: 1 – подставка контрольная; 2 – болт; 3 – гайка регулировочная; 4 – пластина стопорная; 5 -кольцо упорное; 6 – болт стяжной: А – размер установочный; В – размер монтажный; Т1, Т2 – биение торцовое

Таблица 20 Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Как выполнить замену сцепления на КамАЗе?

  • Как выполнить замену сцепления на КамАЗе?
  • Причины, по которым нужно менять сцепление КамАЗа
  • Набор инструментов для замены
  • Этапы замены сцепления КамАЗ
  • Демонтаж коробки передач
  • Снятие корзины сцепления
  • Снятие дисков сцепления
  • Замена и сборка деталей
  • Как продлить жизнь сцепления КамАЗ

Сцепление выполняет функцию передачи крутящего момента, при помощи силы трения и скольжения. Механизм обеспечивает плавное переключение скоростного режима, возможность трогаться с места без рывков до полной остановки. В этой статье мы рассмотрим неисправности и последовательность замены сцепления КамАЗ своими руками.

Причины, по которым нужно менять сцепление КамАЗа

Большая нагрузка на кузов КамАЗа, плохие дороги, большое количество транспорта и резкие манёвры приводят к износу элементов сцепления, а иногда и к замене сцепления на КамАЗе.

Чтобы поломка не застала вас в дороге, прислушивайтесь к машине. Вы можете услышать громкий треск при переключении передач – это указывает на поломку пружин и износ прокладок. При резком включении и рывках с места, стоит проверить демпфер и пружину вилки. Характерный запах горелой резины, и пробуксовка машины говорят о необходимой замене прокладок. Все детали сцепления взаимосвязаны, поэтому непривычное поведение авто должно сразу насторожить вас. Медлить с устранением поломок и заменой сцепления КамАЗа не стоит. Иначе, однажды он просто не тронется с места.

Набор инструментов для замены

Прежде чем приступать к техническим процедурам приготовьте инструменты. Итак, набор, который может понадобиться для разборки, замены и установки двухдискового сцепления на КамАЗ:

  • Гаечные ключи и торцевые головки разных размеров.
  • Упор, набор отвёрток, кернер.
  • Металлическая линейка.
  • Пассатижи, клещи и ветошь.
  • Домкрат.
  • Грузоподъёмное устройство (таль).

Этапы замены сцепления КамАЗ

Для замены сцепления на КамАЗе своими руками, вам понадобятся помощники, чтобы снять КПП.

Демонтаж коробки передач

Производите процесс по следующим этапам:

  1. Выкрутите крепёжные гайки, и отсоедините кардан, затем пневматический гидроусилитель. Освободите от крепления стартер.
  2. Далее по очереди – трубки к понижающему редуктору и рычаг передач.
  3. Для дальнейшей работы понадобится домкрат.
  4. Устанавливаете приспособление под поддон двигателя и приподнимаете силовой агрегат.
  5. Снимаете заднюю траверсу и распорную тягу.
  6. Освободите от крепления кронштейн.
  7. Закрепите и натяните таль.
  8. Далее снимите боковые подушки силового агрегата. Выкрутите крепление коробки к двигателю.
  9. При помощи тали отодвиньте корзину передач от двигателя до выхода первичного вала и снимите её.

Снятие корзины сцепления

Корзина сцепления на КамАЗе состоит из маховика (ведущий диск), нажимного диска и защитного кожуха. Ведомая часть – стальные диски, которые гасят колебания.

Для того чтобы, снять коробку сцепления вверните в нажимной диск четыре болта, вдавливая его в кожух. Пассатижами аккуратно отожмите усики стопорных шайб. Затем снимите крепление кожуха к маховику и снимайте поочерёдно кожух сцепления и диски.

Снятие дисков сцепления

Сцепление на КамАЗе двухдисковое фрикционное, с нажимными пружинами, имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение.

При снятии маховика учтите особенности его устройства: средний ведущий диск стоит в пазах маховика, расположенных по его окружности. Для обеспечения отвода тепла и вентиляции в сцеплении, в «теле» диска предусмотрены отверстия, разделённые рёбрами (шипами). В шипах действует рычаг, регулирующий положение среднего ведущего диска. Нажимной диск, как и средний ведущий, установлен в пазах маховика на шипах. С одной стороны в диске есть выступы для установки нажимных пружин. Запомните очерёдность их расположения. Ведомый диск состоит из: ступицы, заклёпки, пружины, накладок и гасителя крутящих колебаний (демпфера). Ступица с диском не имеет жёсткой связки только восемь пружин. Между ведущими и ведомыми дисками расположены отжимные пружины и регулировочный болт промежуточного диска.

Замена и сборка деталей

Замена и установка дисков сцепления на КамАЗ процесс не сложный.

Частыми повреждениями нажимного и ведомого дисков сцепления являются трещины на поверхностях обоих дисков и накладок, полный износ накладок и колец, деформация диска, ослабление крепления ступицы, задиры на гладких поверхностях нажимного и среднего дисков, повреждения заклёпок. Для того чтобы, заменить выработанные прокладки новыми, нужно снять старые заклёпки. Пришедшие в негодность диски также замените новыми.

Не все автовладельцы знают, как правильно поставить диски сцепления на КамАЗ. Рассмотрим последовательность действий.

Первый ведомый диск ставим длинным концом ступицы к двигателю. Второй – ставим длинным концом ступицы к корзине передач. Перед затяжкой корзины необходимо сбалансировать диски.

Как продлить жизнь сцепления КамАЗ

Для того чтобы не биться над вопросом как ставить диски на КамАЗе, в течение нескольких лет, запомните несколько правил правильной эксплуатации машины. Не держите педаль сцепления выжатой в пол длительное время – это приводит к износу пружин. На светофорах или для снижения скорости многие водители «пробуксовывают», это пагубная манипуляция для всего механизма. Ещё один совет касается своевременной смазки всех доступных деталей устройства. Не все водители, даже зная эти рекомендации, пользуются ими, что приводит к частому ремонту сцепления КамАЗ.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector