Автомобильные аккумуляторы – необходимая составляющая транспорта - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Автомобильные аккумуляторы – необходимая составляющая транспорта

Устройство автомобильной аккумуляторной батареи. Недостатки и преимущества конструкции аккумулятора автомобиля

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 02.06.2016 2016-06-02

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Ли, В. В. Устройство автомобильной аккумуляторной батареи. Недостатки и преимущества конструкции аккумулятора автомобиля / В. В. Ли, Д. А. Шиповалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31030/ (дата обращения: 10.06.2020).

Автомобильный аккумулятор (точнее — автомобильная аккумуляторная батарея [сокр. автомобильная АКБ]) — тип электрического аккумулятора, применяемый на автомобильном или мототранспорте. Используется в качестве вспомогательного источника электроэнергии в бортовой сети при неработающем двигателе и для запуска двигателя. Аккумулятор работает благодаря тому, что два различных металла, находясь в кислотном растворе, вырабатывают электричество.

Автомобильный аккумулятор выполняет три функции:

− он запускает двигатель,

− он питает некоторые электрические устройства, например, габаритные или стояночные огни, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает.

− он «помогает» генератору, когда тот не справляется с нагрузкой или вышел из строя.

Для автомобиля аккумуляторную батарею можно назвать вторым сердцем. Его значимость для нормальной работы так же велика, как и сам двигатель. В современном автомобильном мире осуществлялись попытки заменить аккумулятор пневматическими устройствами пуска мотора, конденсаторными накопителями, но безрезультатно. До сих пор широко используется только три типа электрических аккумуляторов:

Сегодняшний уровень технического развития дал возможность фирмам автопроизводителям использовать наиболее совершенные и качественные аккумуляторы — необслуживаемые аккумуляторные батареи.

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля имеет характерные особенности, дающие приятную возможность потребителям уделять данной батарее минимум внимания.

Стоит обозначить, что необслуживаемый аккумулятор — это современный источник энергии, который в своем устройстве не предполагает и не имеет специальных отверстий для доливания воды или электролита, корпус данных батарей полностью герметичен.

Особенности конструкция АКБ.

Современные аккумуляторы могут иметь радиальную конструкцию решетки пластин. Пластины изготавливаются методом непрерывного литья, однако в последнее время начали применяться технологии изготовления решеток методом выдавливания ячеек из цельного листа проката, что сохраняет химическую структуру исходного материала. В качестве материала решетки пластин все более широкое распространение получают сплавы свинца с серебром. При этом увеличивается прочность пластин, а их масса и толщина снижаются до 30 %, а срок службы увеличивается на 20 %. В каждую банку аккумулятора можно установить больше пластин изготовленных по технологии выдавливания, а значит увеличить ее емкость при относительно небольших габаритах батареи. Для исключения внутреннего замыкания пластин внутри аккумулятора применяются сепараторы со стеклотканью, выполненные в виде конверта. Такие сепараторы удерживают активную массу пластин от высыпания и вибраций. Для уменьшения загустевания электролита при низких температурах приводящего к снижению проводимости, увеличению внутреннего сопротивления в электролит добавляются различные модификаторы. Одной из частых причин выхода из строя аккумуляторов является короткое замыкание нижней части пластин, вызванное осыпанием активной массы из решеток. Конструкторы обошли этот недостаток тем, что поместили пластины в сепараторы из пористого материала, выполненные в виде почтовых конвертов с запаянными нижними краями. При осыпании массы она остается на дне сепаратора и короткого замыкания с соседней пластиной произойти не может. Кроме конвертируемых пластин могут применяться сепараторы, которые имеют стекловолокнистые слои в целях обеспечения дополнительной защитой положительной массы от осыпания.

Достоинства недостатки различных типов АКБ.

Достоинства свинцово-кислотных батарей:

− дешевизна и простота производства — по стоимости 1 Вт * ч энергии эти батареи являются самыми дешевыми;

− отработанная, надежная и хорошо понятная технология обслуживания;

− малый саморазряд — самый низкий по сравнению с аккумуляторными батареями других типов;

− низкие требования по обслуживанию — отсутствует «эффект памяти», не требуется доливки электролита;

− допустимы высокие токи разряда.

Недостатки свинцово-кислотных батарей:

− не допускается хранение в разряженном состоянии;

− низкая энергетическая плотность — большой вес аккумуляторных батарей ограничивает их применение в стационарных и подвижных объектах;

− допустимо лишь ограниченное количество циклов полного разряда;

− кислотный электролит и свинец оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

При неправильном заряде возможен перегрев. Свинцово-кислотные батареи имеют настолько низкую энергетическую плотность по сравнению с другими типами батарей, что это делает нецелесообразным использование их в качестве источников питания переносных устройств. Хотя примеры их применения в портативной электронной технике есть. Кроме того, при низких температурах их емкость существенно снижается.

Обычные обслуживаемые и малообслуживаемые АКБ для поддержания работоспособности требуют постоянного контроля за уровнем электролита, выполнение «дозарядки», долива дистиллированной воды. При невыполнении данных действий батарея быстро приходит в непригодность. Аккумуляторные батареи, не требующие ухода, герметично запаяны, благодаря чему расход воды во время их эксплуатации чрезвычайно мал.

Преимущества необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

Учитывая технические особенности не требующих обслуживания источников питания, можно выделить ряд их положительных сторон:

− из обслуживания требуют лишь выполнения периодической подзарядки;

− способны функционировать в любом положении;

− обеспечивают выработку высокого стартового тока;

− при соблюдении условий эксплуатации могут служить длительное время.

Грузоперевозки

Перевозка аккумуляторов

Компания «ТрансЛогист» оказывает услуги по перевозке аккумуляторов автомобильным, железнодорожным, авиатранспортом по территории России, а также в страны ближнего зарубежья.

Что везем?

С нашей помощью Вы можете быстро и абсолютно безопасно перевезти грузовые, включая автомобильные, и бытовые аккумуляторные батареи любых типов, в том числе литиевые и гелевые. Данный тип груза согласно международной классификации принадлежит к восьмому классу опасности. Он объединяет в себе едкие и коррозионные вещества. Выделяют подгруппу 8.1. кислотных аккумуляторов и 8.2. щелочных. Исходя из классификации Организации объединенных наций батареи подразделяются на: жидкостные кислотные (No2794), щелочные (No2795), жидкостные непроливающиеся (No2800), сухие, в состав которых входит калий гидроксид (No3028).

Как везем?

Сложности транспортировки аккумуляторов

Стоит отметить, что при перевозке автотранспортом и соблюдении ряда условий аккумуляторные батареи не относятся к опасным грузам.

В частности, речь идет о ситуации, когда новые аккумуляторы:

  • закреплены так, что их перемещение и последующая порча исключены;
  • имеют средства удержания или штабелированы;
  • не имеют снаружи следов протекания;
  • защищены от короткого замыкания;

а выработавшие свой ресурс аккумуляторные батареи:

  • не имеют корпусных повреждений;
  • закреплены так, чтобы падение, скольжение и последующее повреждение в виде, например, утечки содержимого, было абсолютно исключено;
  • штабелированы на поддонах;
  • не имеют наружных дефектов в виде подтеканий;
  • обладают защитой от короткого замыкания.

Кроме того, упрощенные требования к перевозке аккумуляторов автомобильным транспортом предъявляются, если масса брутто груза не превышает 1000 килограмм и их транспортировка не производится навалом. Соответственно, нет необходимости в:

  • креплении к транспортному средству специальных информационных табло;
  • комплектации ТС вспомогательным оборудованием и средствами пожаротушения (достаточно одного огнетушителя с минимальной емкостью в два килограмма сухого порошка и стандартных средств, предусмотренных ПДД);
  • наличии ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителя ТС, письменных инструкций, согласованного с Госавтоинспекцией маршрута перевозки и другой документации.
Читайте также:  Шкода октавия в новом кузове

Однако, в обязательном порядке должны быть:

  • транспортный документ (накладная) с указанием названия и номера опасного груза;
  • маркировка упаковок или поддонов;
  • соблюдены особенности расположения и крепления опасных грузов.

Особенности доставки аккумуляторов

В связи со спецификой такого груза, как аккумуляторные батареи, а именно его подверженностью влиянию внешних воздействий, в том числе сырости, их перевозка осуществляется в автомобилях с закрытым грузовым отсеком или в специальных контейнерах, если речь идет о транспортировке другого вида. Кроме того, особое внимание при доставке аккумуляторов уделяется их упаковке. Погрузо-разгрузочные работы также проводятся с соблюдением необходимых мер предосторожности, чтобы избежать повреждений корпусов и клемм груза. При размещении в кузове/контейнере обеспечивается надежная фиксация изделий. Для этого применяются специальные блокирующие устройства. Совместное размещение нескольких типов опасных грузов в одном транспортном средстве недопустимо.

Мы имеем большой опыт в перевозке аккумуляторных батарей любого типа и можем гарантировать своим клиентам полное соблюдение всех требований по их транспортировке и абсолютную сохранность груза.

Являются ли аккумуляторные батареи опасным грузом? Транспортировка опасных отходов на примере

Транспортировка опасных отходов вызывает множество вопросов. Первый из них: классифицируется ли перевозка опасных отходов производства как перевозка опасных грузов? Давайте размберем на примере, являются ли свинцовые отработанные аккумуляторы опасными грузами и распространяется ли на их перевозку требования ДОПОГ и правила перевозки опасных грузов? В каком количестве аккумуляторные батареи можно перевозить как неопасный груз?

Давайте рассмотрим вопрос о транспортировке опасных грузов на примере аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи в перечне опасных грузов приведены в позициях под номерами ООН 2794, 2795, 2800, 3028 (класс 8). Но они не всегда являются опасным грузом при их перевозке автомобильным транспортом. В соответствии с требованиями специального положения 598 главы 3.3 ДОПОГ требования данного соглашения не распространяются на перевозку:

  1. Новых аккумуляторных батарей, если:
    • они закреплены способом, препятствующим их скольжению, падению или повреждению;
    • они снабжены захватными приспособлениями, за исключением случаев, когда они надлежащим образом штабелированы, например на поддонах;
    • на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;
      они защищены от короткого замыкания.
  2. Отработавших аккумуляторных батарей, если:
    • их корпуса не повреждены;
    • они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, например путем штабелирования на поддонах;
    • на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;
      они защищены от короткого замыкания.

Примечание: Отработавшие аккумуляторные батареи – аккумуляторные батареи, перевозимые для рециркуляции по истечении предусмотренного срока их эксплуатации.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, то аккумуляторные батареи являются опасным грузом при их перевозке автомобильным транспортом.

Согласно подразделу 1.1.3.6 ДОПОГ предусмотрены упрощенные требования к перевозке опасных грузов в упаковках в количествах. не превышающих максимальных значений, указанных в таблице пункта 1.1.3.6.3 ДОПОГ для опасных грузов с номерами ООН 2794, 2795, 2800 и 3028 это количество составляет 1000 кг (масса брутто).

При перевозке аккумуляторных батарей, в количестве, превышающем 1000 кг на транспортную единицу (масса брутто), а также при перевозке аккумуляторных батарей навалом (независимо от количества) следует выполнять все соответствующие требования ДОПОГ.

Учитывая вышеизложенное, при перевозке аккумуляторных батарей в количестве не более 1000 кг (масса брутто), не требуется:

  • Наличия на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасного груза Госавтоинспекции, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, письменных инструкций и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
  • Крепить к транспортной единице информационные таблицы опасного груза;
  • Укомплектовывать транспортное средство дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения. Требуется только один огнетушитель, минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка, а также другое оборудование, предусмотренное Правилами дорожного движения (аптечка, противооткатные упоры, знак аварийной остановки или мигающий фонарь).

При этом, в обязательном порядке должны быть соблюдены требования, касающиеся:

  • транспортного документа и его оформления. Водитель обязан убедиться, что в накладной указаны: № ООН опасного груза, надлежащее отгрузочное наименование и номер образца знака опасности (например, UN 2794, БАТАРЕИ ЖИДКОСТНЫЕ КИСЛОТНЫЕ, 8);
  • маркировки упаковок номером ООН и знаками опасности. Однако следует заметить, что согласно специальному положению 295 главы 3.3 ДОПОГ не требуется наносить маркировку и знаки на каждую батарею в отдельности, если соответствующая маркировка и знак нанесены на поддон;
  • размещения и крепления опасных грузов. Опасные грузы должны укладываться и крепиться в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы предотвратить любое значительное перемещение относительно друш друга, стенок транспортного средства или контейнера. В качестве крепежных средств могут использоваться лямки, которые крепятся к боковым стенкам, специальные решетки и кронштейны, надувные подушки, блокирующие устройства, которые препятствуют скольжению и т.п.;
  • совместной загрузки опасных грузов в одно транспортное средство. Данный груз запрещается загружать совместно в одно транспортное средство или контейнер с упаковками, содержащими опасные грузы класса 1, кроме грузов, имеющими классификационный код 1.4S, а также с упаковками, имеющими такие знаки опасности №№ 4.1+1 и 5.2+1.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля самостоятельно

Автомобильный аккумулятор – вещь дорогостоящая и требующая постоянного внимания. Это элемент, который выполняет главную функцию – запуск двигателя. Чтобы долговечность вашего АКБ была продолжительной, необходимо периодически выполнять обслуживание аккумулятора. Как это сделать, а также массу другой полезной информации читайте далее в статье.

Из-за чего аккумуляторная батарея приходит в негодность

Прежде чем узнать, что такое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, необходимо минимизировать угрозу его долговечности, устранить факторы, влияющие на эксплуатационный срок. К таким относятся:

  • Низкая ёмкость. Низкий заряд батареи пагубно влияет на её работоспособность и длительность эксплуатации. Это факт.
  • Заниженная температура окружающей среды. При падении температуры ниже 15 градусов, соответственно снижается ёмкость АКБ.
  • Неисправная электропроводка автомобиля. Очень важная составляющая качественной работы АКБ, например, недостаточный уровень заряда генератора приведёт к быстрому износу батареи.
  • Некачественный электролит или дистиллированная вода. Приводят к быстрому повреждению и коррозии свинцовых сот. Рекомендуется покупать только в проверенных автомобильных магазинах.

Перечень операций при диагностике автомобильного аккумулятора

Определим основные операции, которые проводят перед тем, как обслужить аккумулятор, а после разберём их подробнее

  • Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Это означает, что при проверке клеммы бортовой электросети автомобиля снимают с АКБ. Необходим мультиметр или вольтметр.
  • Проверка уровня электролита.
  • Проверка уровня заряда батареи. Потребуется нагрузочная вилка.
  • Визуальный осмотр на предмет повреждения корпуса и клемм: трещины, сколы, сильные потёртости, подтеки электролита.

Совет! Чтобы не тратить лишние средства, диагностику АКБ на автомобиль можно провести самостоятельно. Основной прибор – мультиметр, который потом неоднократно пригодится даже в бытовых решениях по дому.

Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи

Автомобильный аккумулятор требует проведения периодического обслуживания, в состав которого входят следующие операции:

  • Заряд АКБ с помощью регулируемого зарядного устройства. Обычно требуется 10-14 часов.
  • Долив электролита или дистиллированной воды (если соты оказались открытыми).
  • Очистка и смазка клемм АКБ солидолом или циатимом.
  • Очистка ветошью корпуса аккумулятора от пыли, грязи, крупного и мелкого мусора.
  • Проведение циклов заряд/разряд, в качестве десульфатации для свинцовых пластин.
Читайте также:  Принцип работы автомобильного кондиционера

Обслуживание и диагностику аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками. Немного знаний, пара необходимых инструментов, результат – экономия средств и точная уверенность в исправности АКБ своей машины.

Проверка напряжения аккумулятора

Последовательность проверки напряжения батареи:

  • Включить мультиметр, или просто перевести его указатель в режим измерения постоянного напряжения.
  • Чёрный щуп установить на минусовой клемме АКБ, красный – на плюсовой.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения.

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Проверка тока утечки

Последовательность определения тока утечки на автомобиле:

  • Отключить все устройства автомобиля, требующие электропитание: свет фар, вентилятор отопителя салона, магнитола, подсветка салона, кондиционер. Проверка проводится при выключенном двигателе, ключ из-за замка необходимо достать.
  • Снять с аккумулятора минусовую клемму.
  • Перевести мультиметр в режим измерения силы постоянного тока.
  • Красным щупом мультиметра коснутся провода массы автомобиля, чёрным – минусовой клеммы АКБ.
  • Зафиксировать показания, заново одеть провод массы на минусовую клемму и надёжно зафиксировать.

Проверка заряда генератора

Как и в предыдущем разделе, здесь потребуется мультиметр. Для проверки качества заряда генератора, аккумуляторную батарею следует установить на автомобиль.

Совет! Для качественной проверки данного параметра, необходимо включить максимальное количество электроприборов бортовой сети. Например: вентилятор отопителя салона, свет фар, дворники и обогрев заднего стекла.

Последовательность проверки качества заряда генератора:

  • Запустить двигатель автомобиля.
  • Включить мультиметр и коснуться щупами минусовой и плюсовой клеммы бортовой электросети.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения, которое выдаёт генератор для заряда аккумуляторной батареи.

Интервал заряда генератора достаточно широк: от 13 В до 14,4 В, в зависимости от исправности бортовой электросети и марки автомобиля. Но, если прибор зафиксировал показатель ниже 13 В, то следует искать причину столь низкого напряжения. Обычно неисправность заключена в генераторе или реле напряжения.

Замер плотности электролита

Необходим аккумуляторный ареометр, без которого обслуживание аккумуляторов невозможно. Стоит прибор немного и подходит как для проверки плотности электролита, так и охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Делать замер данного параметра можно не только во время полного обслуживания АКБ, но и просто раз в 2-3 недели. Для замера не надо снимать батарею с автомобиля.

Последовательность замера плотности электролита:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие каждую банку.
  • Опустить носик заборной трубки в электролит, до соприкосновения с пластиной.
  • Грушей закачать немного электролита в трубку.
  • Опустить в трубку измерительный ареометр. Уровень электролита окажется напротив соответствующего показания на ареометре.

Отбор необходимо производить с каждой банки.

Визуальный осмотр и чистка

Внешняя чистка аккумулятора необходима для поддержания его правильной работоспособности. Обслуживание и чистка АКБ должны проводиться в одно время, за исключением тех моментов, когда батарея слишком грязная. Но 10 минут вполне достаточно для протирки аккумулятора влажной ветошью, не снимая его с автомобиля.

Совет! Прежде чем приступить к осмотру и чистке, приготовьте эффективный и недорогой раствор: 1 чайная ложка пищевой соды на 1 стакан воды, и тщательно перемешать. Сода является катализатором электролита и качественно убирает его с любых поверхностей.

При осмотре необходимо убедиться в целостности корпуса аккумуляторной батареи, отсутствии потёков электролита, а также следов масла, тосола или антифриза. После осмотра можно приступать к чистке: качественно протереть корпус аккумулятора влажной ветошью. Для протирки клемм лучше использовать сухие тряпки.

После протирки, клеммы АКБ следует смазать специальным гелем, предотвращающим появление окислительной плёнки и токопроводящего налёта. Если геля нет, то вполне подойдёт простой солидол или циатим, который применяют для смазки подшипников электродвигателей, работающих на высоких оборотах.

Зарядка аккумуляторной батареи

Даже при нормальной ёмкости аккумуляторной батареи, минимум 1 раз в 3 месяца следует проводить дозаряд.

Как правильно зарядить/дозарядить АКБ:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие банки аккумулятора.
  • Правильно подключить «крокодилы» ЗУ на аккумулятор: «плюс» на «плюс», «минус» на «минус». Изменение полярности может привести к выходу из строя батареи.
  • Включить домашний прибор для зарядки АКБ в сеть и выставить на нём ток 5 А.
  • После закипания электролита ток снизится до 2-3 А. Поднимать его выше не надо.
  • Оставить АКБ заряжаться на 10-12 часов.

Последний шаг – десульфатация

Десульфатация автомобильного аккумулятора проводится с целью продления его эксплуатационного срока. В течение длительного использования АКБ, на его пластинах оседает излишек свинца, который не пропадает даже после цикла зарядки. Десульфатация помогает если не избавиться от него, то хотя бы немного снизить его количество.

Самый простой метод десульфатации – заливка специального раствора в банки аккумулятора. Такой раствор достаточно редкий и дорогостоящий, поэтому может продаваться не в любом автомобильном магазине. Способ применения: слить электролит, залить раствор, оставить на время, указанное в инструкции по применению, слить раствор и залить новый электролит.

Более сложный способ – зарядка АКБ с применением специальных устройств, таких как ЗУ, работающие по принципу импульсного тока. Подобные приборы очень дорогостоящие, но многие автолюбители собирают их самостоятельно.

Заключение

В статье рассмотрен вопрос: как обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками с минимальными затратами. Каждый владелец автомобиля должен помнить, что пропущенный цикл обслуживания АКБ может привести в будущем к более серьёзным затратам, чем лишний час своего времени.

Нормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.

Н ормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

П рименение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.

Читайте также:  Выбор домкрата подкатного и бутылочного, преймущества и недостатки.

Н ормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством – в размерности пробега в (тыс. км), а автопогрузчиком – в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1 .

П ри выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Д ля подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учёт наработки и результатов обслуживания АКБ от её ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в (км) пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учёту подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учёту подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.

О безличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч., при выполнении их ТО и ремонта не допускается.

Ф орма карточки (ведения базы данных) учёта наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2 .

Д ля подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание), выполняют определённый комплекс работ, технология проведения и объём которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ, или места их изготовления.

Т ехнология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 .

Р ешение о списании АКБ принимают по результатам учёта её наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3 .

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-ой категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков – средней годовой наработкой в моточасах.

Т иповые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

Являются ли аккумуляторные батареи опасным грузом? Транспортировка опасных отходов на примере

Транспортировка опасных отходов вызывает множество вопросов. Первый из них: классифицируется ли перевозка опасных отходов производства как перевозка опасных грузов? Давайте размберем на примере, являются ли свинцовые отработанные аккумуляторы опасными грузами и распространяется ли на их перевозку требования ДОПОГ и правила перевозки опасных грузов? В каком количестве аккумуляторные батареи можно перевозить как неопасный груз?

Давайте рассмотрим вопрос о транспортировке опасных грузов на примере аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи в перечне опасных грузов приведены в позициях под номерами ООН 2794, 2795, 2800, 3028 (класс 8). Но они не всегда являются опасным грузом при их перевозке автомобильным транспортом. В соответствии с требованиями специального положения 598 главы 3.3 ДОПОГ требования данного соглашения не распространяются на перевозку:

  1. Новых аккумуляторных батарей, если:
    • они закреплены способом, препятствующим их скольжению, падению или повреждению;
    • они снабжены захватными приспособлениями, за исключением случаев, когда они надлежащим образом штабелированы, например на поддонах;
    • на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;
      они защищены от короткого замыкания.
  2. Отработавших аккумуляторных батарей, если:
    • их корпуса не повреждены;
    • они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, например путем штабелирования на поддонах;
    • на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;
      они защищены от короткого замыкания.

Примечание: Отработавшие аккумуляторные батареи – аккумуляторные батареи, перевозимые для рециркуляции по истечении предусмотренного срока их эксплуатации.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, то аккумуляторные батареи являются опасным грузом при их перевозке автомобильным транспортом.

Согласно подразделу 1.1.3.6 ДОПОГ предусмотрены упрощенные требования к перевозке опасных грузов в упаковках в количествах. не превышающих максимальных значений, указанных в таблице пункта 1.1.3.6.3 ДОПОГ для опасных грузов с номерами ООН 2794, 2795, 2800 и 3028 это количество составляет 1000 кг (масса брутто).

При перевозке аккумуляторных батарей, в количестве, превышающем 1000 кг на транспортную единицу (масса брутто), а также при перевозке аккумуляторных батарей навалом (независимо от количества) следует выполнять все соответствующие требования ДОПОГ.

Учитывая вышеизложенное, при перевозке аккумуляторных батарей в количестве не более 1000 кг (масса брутто), не требуется:

  • Наличия на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасного груза Госавтоинспекции, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, письменных инструкций и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
  • Крепить к транспортной единице информационные таблицы опасного груза;
  • Укомплектовывать транспортное средство дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения. Требуется только один огнетушитель, минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка, а также другое оборудование, предусмотренное Правилами дорожного движения (аптечка, противооткатные упоры, знак аварийной остановки или мигающий фонарь).

При этом, в обязательном порядке должны быть соблюдены требования, касающиеся:

  • транспортного документа и его оформления. Водитель обязан убедиться, что в накладной указаны: № ООН опасного груза, надлежащее отгрузочное наименование и номер образца знака опасности (например, UN 2794, БАТАРЕИ ЖИДКОСТНЫЕ КИСЛОТНЫЕ, 8);
  • маркировки упаковок номером ООН и знаками опасности. Однако следует заметить, что согласно специальному положению 295 главы 3.3 ДОПОГ не требуется наносить маркировку и знаки на каждую батарею в отдельности, если соответствующая маркировка и знак нанесены на поддон;
  • размещения и крепления опасных грузов. Опасные грузы должны укладываться и крепиться в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы предотвратить любое значительное перемещение относительно друш друга, стенок транспортного средства или контейнера. В качестве крепежных средств могут использоваться лямки, которые крепятся к боковым стенкам, специальные решетки и кронштейны, надувные подушки, блокирующие устройства, которые препятствуют скольжению и т.п.;
  • совместной загрузки опасных грузов в одно транспортное средство. Данный груз запрещается загружать совместно в одно транспортное средство или контейнер с упаковками, содержащими опасные грузы класса 1, кроме грузов, имеющими классификационный код 1.4S, а также с упаковками, имеющими такие знаки опасности №№ 4.1+1 и 5.2+1.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector