Реле стеклоочистителя ваз
Автомобильные стеклоочистители
Всё о щетках автомобильных стеклоочистителей, дворниках
Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой
Очень часто погодные условия на дороге складываются таким образом (например, при слабом моросящем дожде), что возникает необходимость в прерывистой работе щёток стеклоочистителей. В таких ситуациях многие автомобилисты понимают насколько удобно иметь на своём автомобиле реле стеклоочистителя с регулируемой паузой. Благодаря этой конструкции комфортность вождения значительно повышается. О необходимости такого реле, о том как им пользоваться и можно ли его установить на ваш автомобиль если его ещё нет мы и поговорим в этой статье.
В чём преимущество реле с регулируемой паузой
Как правило все современные автомобили имеют минимум 2 режима работы стеклоочистителей: прерывистый (то есть с паузой между взмахам щёток) и постоянный. А приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда при слабом моросящем дожде в режиме работы стеклоочистителей «с паузой» эта самая паузы слишком короткая и дворники «шкрябают» по ещё не успевшему намокнуть лобовому стеклу? Думаю большинство водителей попадали в подобные ситуации. Если на вашем автомобиле нет возможность отрегулировать паузу в работе щёток остаётся только два способа решения вышеозначенной проблемы. Первый — включать и выключать дворники по мере необходимости, но это отвлекает водителя от управления автомобилем, создаёт дополнительные риски для безопасного вождения, особенно если поездка дальняя. Второй способ — оставить всё как есть, то есть смириться с ходом щёток по сухому стеклу, однако это во-первых приводит к повышенному износу чистящей ленты дворников, во-вторых может раздражать водителя.
Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой позволяет за счёт подпора необходимой паузы между взмахами дворников, легко и наиболее эффективно решить вышеназванную проблему, сделав поездку в условиях мелкого дождя наиболее комфортной.
Существует два типа подобных реле:
- с несколькими заранее заданными интервалами между взмахами (например: 1, 2,4,8, 10 секунд, водителю остаётся только выбрать наиболее подходящий к текущим условиям интервал;
- с возможность установки любого необходимого интервала, т.е. водитель исходя из текущих условий может установить по определённому алгоритму практически любой интервал.
Как установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой
Оценив все преимущества реле с регулировкой паузы многие автомобилисты задаются вопросом, а как установить его на свой автомобиль и вообще возможно ли это? Существует три способа добавить эту функцию, если она не предусмотрена у вашего автомобиля.
Подбор необходимых деталей от такой же машины, но в более «богатой» комплектации.
Часто на иномарках в самых простых комплектация нет регулировки паузы стеклоочистителей, однако эта функция появляется в других комплектациях. Чаще всего достаточно поменять реле стеклоочистителя и подрулевой переключатель, причём не обязательно на новые. Можно подобрать необходимые детали на авторазборке.
Замена установленного реле на реле с регулируемой паузой.
На вторичном рынке существует достаточно много готовых решений по замене штатного реле стеклоочистителя, доработанным, с возможность установки паузы между взмахами щёток в достаточно широких пределах (например, от 0,5 до 45 секунд). Причём к плюсам этого решения можно отнести то, что установка подобного реле производится в штатное место, не требует доработки проводки или переделки подрулевых переключателей. Правда, чаще всего такие предложения рассчитаны на отечественные автомобили.
Вот несколько вариантов таких реле с указанием применяемости и артикулов:
Производства ООО «Русский партнер»
Как установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой
- РЕЛЕ 39.3777-03 подходит для автомобилей ВАЗ 2110, 2111, 2112; ВАЗ 2108, 2109 (со «старым!» блоком предохранителей); ВАЗ 2123 Chevy-Niva; АЗЛК 2141, Святогор; ИЖ 2126 (ОДА) со «старым!» блоком предохранителей; УАЗ 3160.
- РЕЛЕ 54.3777 подходит для ВАЗ 2113, 2114, 2115; ВАЗ 2108, 2109 с «новым!» блоком предохранителей (предохранители ножевого типа); ВАЗ 1117, 1118, 1119 ( Калина ); ВАЗ 2170, 2171, 2172 ( Приора ); ГАЗ 3111; ИЖ 2126 (ОДА) с «новым!» блоком предохранителей. Кроме того реле 54.3777 подходит для некоторых иномарок, так как имеет «европейское» расположение контактов. Возможность применения реле зависит от конкретной модели автомобиля.
- РЕЛЕ 39.3777-02 для автомобилей ГАЗ: ГАЗЕЛЬ; БАРГУЗИН; СОБОЛЬ; ГАЗ 31105; УАЗ 31514 и 31519 с 1998 г.;
Производства ЗАО “Энергомаш”
Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой производства ЗАО “Энергомаш”
- 72.3777-01 Для автомобилей «Газель», «Соболь»;
- 721.3777-01 Для автомобилей «Волга» 3102, 3110;
- 722.3777-02 Для автомобилей ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, Нива
- 723.3777-01 Для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -2113, -2114, -2115, -11183 (Лада-Калина), ИЖ 2126;
- 723.3777-05 с датчиком дождя Для автомобилей ВАЗ-2113, -2114, -2115, -2170, Lada Kalina. ГАЗ 3111; ВАЗ-2108, -2109, -2110, ИЖ 2126 (с новым блоком предохранителей); иномарках (с аналогичным расположением контактов реле);
- 724.3777-01 Для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -2110, ИЖ 2126 (старый блок предохранителей), АЗЛК 2141, УАЗ 3160, Нива Шевроле
Выводы
На наш взгляд возможность регулировать паузу между взмахами щеток стеклоочистителя в зависимости от дорожной ситуации не просто прихоть. Это напрямую влияет на безопасность движения. Не зря практически все современные автомобили оснащены этой полезной функцией. Если на вашем автомобиле нет такого реле, мы советуем попробовать подобрать готовое решение из предложенных на рынке автозапчастей доработанных реле стеклоочистителей с возможностью установки необходимой паузы. Все, кто таким образом доработал свой автомобиль как правило довольны результатом.
Нашли неточность в статье? Есть, что добавить? Пожалуйста, напишите нам об этом в комментариях.
Лада 2107 Сделано в СССР › Бортжурнал › Электронное реле стеклоочистителя для “Жигулей” Hand made
Надоело мне мое реле стеклоочистителя на биметаллической пластине и начал искать в нете кто и что переделал. Поиски продлились не долго и я нашел одноименную статью которую и выложу ниже.
Автоэлектроника → Электронное реле стеклоочистителя для “Жигулей”
До настоящего времени автомобили “Жигули” остаются самой распространенной “иномаркой”, бегающей долгие годы по нашим дорогам. Особенно много “старушек” моделей ВАЗ 2101-2107.
За свои 30 лет моя “двойка” сменила не одного хозяина. Были заменены многие узлы и детали. Если по “железу” это можно понять, то неоднократный выход из строя реле стеклоочистителя РС514, реле-регулятора РР380 потребовал отказаться от их услуг.
Анализ радиолюбительской литературы за последние 20 лет показал тенденцию замены реле РС514 электронными устройствами. Сначала это были транзисторные мультивибраторы. В качестве нагрузки в одном из плеч стояло электромагнитное реле или мощный транзистор. Потом в качестве ключа стали использовать тиристор.
Наиболее простая схема реле стеклоочистителя [1] содержит тиристор КУ201 и один маломощный транзистор. Длительность паузы в цикле работы стеклоочистителя зависит от времени разряда времязадающего конденсатора, и ее можно регулировать. Это хорошо, так как такая потребность появляется при изменении интенсивности дождя или снега. А вот то, что эта простейшая схема очень критична к параметрам тиристора и требует кропотливого подбора многих элементов, безусловно, плохо.
Добавление еще одного транзистора [2] позволяет исключить подбор элементов.
Предлагаемая схема электронного реле стеклоочистителя (рис.1) сложнее всего на несколько элементов, но имеет более высокую надежность работы, может обеспечить динамическое торможение двигателя. Никаких переделок штатной схемы электрооборудования автомобиля [3] при этом не требуется.
Собственно схема реле стеклоочистителя, выделенная на рис.1 штрихпунктирной линией, монтируют на печатной плате (рис.2 и 3) из фольгированного стеклотекстолита и размещают в корпусе демонтируемого реле РС514. Вилка разъема XR1 вместе с соединительными проводами также от реле РС514.
Работает устройство следующим образом. Штатный сдвоенный клавишный переключатель SB1 режимов работы стеклоочистителя имеет три положения: “О” -стеклоочиститель выключен; I — циклический (с паузой) режим работы; II — непрерывный режим работы стеклоочистителя. В положении II питание (+12 В) подается непосредственно на обмотку двигателя М1 стеклоочистителя через контакт int разъема XR2. При этом концевой выключатель SB2 не влияет на работу двигателя. В положении I переключателя режимов работы SB1 напряжения +12 В подаются на контакт 3 схемы электронного реле. Это состояние SB1 показано на чертеже.
Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1. Соответственно отпирается тиристор VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и “запоминает” его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2. При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами “int-C” (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистоpa VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты ” int-C” размыкаются, a “int-F” замыкаются. Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3. Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется.
Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе реле стеклоочистителя в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз.
Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными. В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1. Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей “Жигули” имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм. В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты “int-F” концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя.
В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается небольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протекает только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, “залипание” контактов “int-F” концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10.
Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля “Жигули”. Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4.
Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать.
Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя.
Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле стеклоочистителя. Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой.
В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле — наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.
ЕЛ. Яковлев, г.Ужгород
Литература
1. Борноволоков Э.П., Фролов, В.В. Ра-диолюбительские схемы.- К.: Техтка, 1979.
2. Радио, телевизия, электроника. Бол-гария- 1979.- №11.
3. Литвиненко В.В. Электрооборудова-ние автомобилей “ВАЗ” //Зарулем. — 1997.- С.108-109.
В общем собравшись я повторил эту схему
вырезал и вытравил печатную плату
Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Доработка реле дворников (526.3747) / 2 секунды до 2 взмахов
Хочу поделится опытом по доработке реле дворников.
Меня не устраивало то, что дворники скребут по сухому!
А именно при омыве лобового стекла нет задержки перед включением стеклоочистителей.
И очень раздражает 4 взмаха, 2 последних уже по сухому!
И очень бесило когда случайно задевая режим омыва, вместо однократного взмаха — дворники начинали махать 4 раза. (и это не остановить никак, кроме откл. зажигания)
Я решил, что хватит это терпеть!
Поехал в магазин купил для доработки реле дворников / прерыватель стеклоочистителя 526.3747.
Приступим.
Взял в руки, покрутил, разобрал начал разбираться что к чему.
Виды реле прилагаю
Был заменен резистор 3572 на 133 для уменьшения взмахов (-2)
Добавлен конденсатор 220мкф для задержки перед ходом дворников. (около 2 секунд)
PS паузу можно сделать любую! Я в тестовом варианте сделал 2 секунды.
Результат в тестах =)
Реле в конечном варианте доработки стало таким
Добавленные мною детали, а именно конденсатор и добавочный резистор, были зафиксированы герметиком ВГО.
А теперь более интересное, тест работоспособности в авто.
В заключении хочу сказать может быть 2 секунд и многовато, но в любой момент можно сделать однократный взмах! (кстати уменьшить емкость конденсатора (до 100мкф) не проблема)
Остальные режимы остались не подверглись переделке. Паузу в прерывистом режиме менять не стал.
PS Прерывистым поливом можно вылить хоть весь бачок. Актуально для зимы когда примерзают дворники, а нужна “незамерзайка” и не в бачке а на лобовом.
Метки: реле дворников ваз 2114 526.3747, доработка реле дворников ваз, 2 секунды до 2 взмахов, уменьшение количества взмахов реле ваз, 2 взмаха дворников
Комментарии 116
Самая чёткая статейка. Спасибо. Репост.
Спасибо огромное. Сделал как описано, всё работает 10 кОм- 2 взмаха. Скажите пожалуйста добавочный резистор на сколько?
я тут ниже писал
“уменьшать емкость и увеличивать резистор (на емкости). Было это давно, остановился я вроде на 47мкф и 9,09КОм”
Катаюсь с этим вариантом)
что за форсунки стоят?
как на вольво только дешевле)) www.drive2.ru/l/288230376153172766/
бомж вариант за 35р, а не 200 за одну
Надо будет тоже себе такое сделать )
только я еще доработал теперь 0,3секунды и 2 взмаха. Как показала практика 2 секунды очень много как собственно и 0,8сек.
а как сделать паузу 0,3?
уменьшать емкость и увеличивать резистор (на емкости). Было это давно, остановился я вроде на 47мкф и 9,09КОм
Привет, так я что то не понял, резистор 13 ком или 1.3 ком?
ага, понял, просто сегодня спаял немного по другому. к резистору штатному припаял в паралель 35к и конденсатор повесил в 100 мкф. задержка работает перед включением дворников, а вот сам дворники как работали 4 раза так и работают, может не достаточный резистор я повесил, надо попробывать всё таки штатный отпаять и припаять уже 13к один.
Экспериментируйте, я путем экспериментов откатился на 1,5с потом 0,8с, а конечный результат 0,3с (оптимально для меня)
и 2 взмаха конечно же)
за количество взмахов резистор отвечает?
да, тот что теперь 13 кОм
ок, спасибо, сегодня уже всё опробывал. итог- конденсатор поставил 100мкф, резистор попался на 10кОм, его и оставил, получилась подходящая мне задержка и 2 всмаха дворниками. вобщем всё отлично работает, спасибо за помощь!
Пожалуйста, рад что моя приблуда вам пригодилась.
Пользуйтесь на здоровье ) только матом автора чур не вспоминать =)
Круто, а чуточку точней можно, я бы тоже такие поставил?
распыляющие они, есть в тазовских запчастях. веерные или распыляющие если спросить я думаю Вас поймут.
А с чего сыкуны у тебя стоят?
Здорово! 2 взмаха вместо 4! Надо так же сделать! Спасибо за инфу!
тогда за работу )))
делал так же. нормальная тема!
в моем случае проблема в городе с модными реле, а за доставку платить больше стоимости реле — не мой стиль.
Круто получилось, тоже может попробую так сделать) осталось еще намутить что бы задний дворник в крайнем положении оставался при отключении, но это вроде с моторчиком нужно что-то делать.
Да это моторчик шаманить нужно.
Хорошая доработка. Но я пошел другим путем. Поставил реле с регулируемой паузой и обратный клапан. В само реле зашита пауза 0,5 сек до взмаха щеток “плюс” обратный клапан позволяет подать воду на лобовое с еще меньшей задержкой. Итого на лобовом достаточно воды накапливается до взмаха щеток. Да и паять поверхностным монтажом умеют единицы.
у каждого свой путь, я тоже хотел купить. Но теперь нет в наличии.
Паять могут и в мастерской за вознаграждение =)
скорее всего это вознаграждение “перебьет” стоимость готового реле )))
ну это смотря на сколько знакомый человек или просто барыга =)
Вы думаете что у каждого есть такой знакомый радиоэлектронщик? У меня например нету, паяю сам, но тратить уйму времени на пайку 100рублевого реле желания нет совершенно. Одно дело паять что-то свое, чего нет в магазинах, по дешевой цене это да, для всего остального как верно гласит реклама есть мастеркард)))
Ленивый народ пошел, китайцы все паяют и в горе! А мы все заказываем в китае, соответственно мы … сами понимаете где.
Мне было интересно, поковырятся и разобраться, опыт пайки чип элементов лишним не будет, ибо не в пещерах живем.
Да нет, не ленивый. Просто я делаю столько дел, чем мало кто может похвастать. Для справки: ремонтирую компы по всему городу с выездом, делаю комнатные светодиодные светильники под заказ, кукольные домики, фонтаны, разрабатываю и собираю шкафы и прочую мебель по индивидуальным заказам, это не считая официальной работы с зарплатой. Алкоголь я не пью вообще, поэтому всегда трезв и масса времени на эти дела. Вы по-прежнему считаете что народ ленивый? Нет, просто отдельным людям и мне в частности намного выгоднее за эти полчаса ненужной пайки разработать шкаф и получить за него пять-десять тыщ, чем экономить на покупке копеечной релюшки. Я ценю свое время и умею его правильно использовать.
Тюнинг ВАЗ 2109
Многие сталкивались с таким небольшим неудобством в работе штатного стеклоочистителя ВАЗ 2109: при кратковременном включении омывателя лобового стекла щетки делают 3 взмаха, хотя последний ход щетки делают уже по сухому стеклу, и вполне достаточно было бы и двух взмахов, чтобы убрать всю воду, которую набрызгал омыватель.
Это неудобство, как оказалось, легко устранимо. Для этого покупаем новое реле стеклоочистителя (если что-то не получится, можно будет вставить старое и тем самым не остаться без дворников) типа 526.3747, или другое аналогичное – маркировки могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя реле.В схеме этого реле нужно заменить резистор R4. Штатный имеет номинал 130 кОм, нам нужно поставить поменьше, в пределах 40 кОм – 70 кОм. У меня 56 кОм. Найти такой можно в точках по продаже радиодеталей, стоит копейки, либо выпаять из старой техники.
Расположение реле в «черном ящике»
Схема реле дворников ВАЗ 2109
Внутреннее исполнение такого реле может быть разным:
Во всех случаях нужный нам резистор подключен к 4-й лапке микрочипа. На рисунках выше он выделен.
Кстати говоря, эта доработка актуальна и для ВАЗ 2114-2115, ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта – для всех моделей, где используется этот тип реле.
Новые реле могут иметь принципиально другое исполнение. Например, мне попалось вот такое реле с маркировкой 723.3777 завода Энергомаш:
Реле 723.3777 Энергомаш. Его нам не переделать
Такое реле нам не переделать, поэтому его можно оставить в качестве запасного (оригинального), а перепаивать будем родное, извлеченное из монтажного блока:
Внешний вид родного реле
По поводу количества взмахов щеток разобрались. Теперь еще один момент.
При первом нажатии на рычаг для омыва стекла обычно бывает так: щетки уже тронулись, а воды на стекле еще нет. Это обусловлено тем, что насосу нужно время, чтобы прогнать воду по трубкам от бачка до форсунки омывателя. Эту ситуацию может исправить установка обратного клапана в трубку, чтобы предотвратить стекание воды из трубок обратно в бачок, когда насос не работает. Лично меня этот момент не сильно волнует, так как щетки идут по сухому только при первом включении, а установка обратного клапана увеличивает сопротивление потоку воды в трубках и без того слабому насосу омывателя, поэтому такую доработку на своем авто не делал и не планирую.
А для тех кто хочет попробовать есть такая информация: можно установить детали следующих номиналов: R2 – 2,2 кОм, C2 – 47 мкФ, R4 – 22 кОм. Величина C2 влияет на все три параметра реле – задержку между взмахами, количество взмахов при включении омывателя и задержку старта щеток, поэтому возможны варианты. Если у кого получится – отпишитесь в комментариях.
Если нет желания ничего переделывать, можно поставить специальное программируемое реле. При этом щетки будут стартовать с задержкой около 0,5 сек, также есть возможность задавать паузу между взмахами щеток в прерывистом режиме при помощи манипуляций с рычагом включения дворников. Оно имеет маркировку 723.3777-01 (аналог 411.3777), кому интересно — гугл и яндекс в помощь. Я бы порекомендовал сделать регулировку паузы в ручном режиме так, как это сделано в предыдущей статье.
Вместе с перепайкой резистора в реле для уменьшения количества ходов щеток до двух это, на мой взгляд, необходимый и достаточный объем доработок стеклоочистителя ВАЗ 2109.
Регулируемая пауза реле дворников на ВАЗ классику
Вот всем меня устраивает штатное реле на моей семерке, кроме одного – иногда, когда дождь не проливной а моросящий, мне катастрофически не хватает одной полезной функции в нем – это регулируемой паузы между взмахами дворников в прерывистом режиме работы. По умолчанию пауза сделана в 4 секунды, по сути ни тудым и ни сюдым, все равно приходится вручную рычажком постоянно передергивать дворники. Иначе постоянно по сухому трут. Со скрипом противным 🙂 Ну и было принято решение изучить схему штатного реле дворников и при возможности доукомплектовать его стольк полезной для наших ВАЗов функцией. Итак, начнем с того, что данный “тюнинг” можно сделать на любой классике, на которой установлено реле дворников нового образца, а именно вот таким:
Если у вас реле старого образца, еще на контактах, оно вам не подойдет, придется купить такое как на фото выше. Визуально основное отличие – на реле старого образца вот такой вот огромный резистор снаружи виднеется:
Итак, представим что у вас уже есть на руках реле нового образца и что вы его уже сняли с автомобиля, кстати для справки – находится оно тут, слева от водителя под торпедой, рядом с ручкой открывания капота:
Итак открутили его и начинаем дорабатывать. Нам нужно снять с него крышку и получить доступ к самой плате. За длинну паузы отвечает вот такой вот маленький резистор, мы его обвели на фото ниже:
Соответственно для того, что бы реализовать нашу идею с регулируемой паузой между взмахами дворников, нам нужен РЕГУЛИРУЕМЫЙ резистор вместо этого штатного, на 62 Кома. Итак, выпаиваем его, берем двужильный провод длинной около полуметра (или два одножильных) и впаиваем вместо резистора, выводя их наружу:
Протягиваем наши провода вместе со штатными и приклеиваем крышку реле. Я лично клеил термоклеевым пистолетом.
Теперь нам понадобится переменный резистор, типа такого:
Номинал по сути любой от 100 ком. Чем больше номинал – тем больше диапазон регулировки между взмахами щеток.
Берем этот резистор и один провод припаиваем к центральному контакту а второй к любому крайнему. Каккой куда – не имеет значения, можете менять их местами смело. Вот и все, тюнинг готов 🙂
Устанавливаем реле обратно в машину и выбираем место где поставить сам резистор. Тут полет фантазии ограничен разве что длинной припаянных проводов 🙂 В нашем варианте он размещен на кожехе рулевой колонки рядом с переключателем стеклоочистителя.
Кстати для декорирования идеально подходит ручка от регулятора печки ВАЗ-2109.
В нашем варианте исполнения пауза теперь может быть в диапазоне от 3 до 10 секунд. Все описанное выше проделано на реле дворников PC-514. Теперь мы имеем в арсенале столь удобную функцию, как регулировка паузы дворников на классике. Будем рады видеть вас в нашем клубе ВАЗ классика 🙂
Клуб владельцев автомобилей ВАЗ
Устройство, ремонт и эксплуатация
Стеклоочиститель ВАЗ 2101, 2102
Схема включения стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102
С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2101, -2102 стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла (см. рис. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла ). В этом насосе имелся дополнительный выключатель 8 стеклоочистителя, который срабатывал при нажатии на кнопку насоса.
1 – крышка; 2 – обойма выключателя; 3 – нижний контакт выключателя; 4 – колодка с контактами; 5 – верхний контакт выключателя; 6 – выпускной клапан; 7 – впускной клапан; 8 – корпус насоса; 9 – кнопка; 10 – возвратная пружина; 11 – шток; 12 – чехол; 13 – направляющая штока; 14 – верхний контакт выключателя; 15 – держатель подвижных контактов; 16 – нижний контакт выключателя;17 – направляющая держателя; 18 – диафрагма; 19 – кожух
С 1982 г. в стеклоочистителях устанавливался термобиметаллический предохранитель многоразового действия для защиты моторедуктора от перегрузок.
Снятие и установка стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102
1. Cнимите щетки с рычагами.
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и моторедуктора стеклоочистителя.
3. Отверните гайки крепления штуцеров рычагов и снимите уравнители.
4. Отверните гайки крепления кронштейна моторедуктора и снимите стеклоочиститель в сборе.
5. Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и разберите рычажный привод.
6. Установка стеклоочистителя производится в последовательности, обратной снятию.
Разборка, сборка и проверка моторедуктора стеклоочистителя
Детали электродвигателя стеклоочистителя
Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2.
2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их.
3. Выньте якорь 8 электродвигателя.
4. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.
5. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.
6. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.
7. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.
8. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
9. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не по-вредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.
10. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.
Данные для проверки моторедуктора
Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора*, Н·м (кгс·м) | 1,96 (0,2) |
Потребляемая сила тока* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не более, А | 2,8 |
Частота вращения вала моторедуктора* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не менее, мин –1 | 50 |
Пусковой момент на валу моторедуктора*, не менее, Н·м (кгс·м) | 12 (1,2) |
* При напряжении 14 В и температуре (25±10)° С в холодном состоянии.
Реле стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102
Данные для проверки
Число включений в минуту при напряжении 10–14 В и температуре от -20 до +50° С | 9 – 17 |
Сопротивление обмотки реле, Ом | 66 ± 2 |
Сопротивление обмотки прерывателя, Ом | 23 ± 1 |
Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.
В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.