Тормозная система. диагностика и правильное обслуживание
Осмотр тормозной системы автомобиля и техническое обслуживание
Важность нормальной работы тормозной системы автомобиля обусловлена тем, что это одна из основных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации транспортного средства.
Поэтому важно следить за состоянием тормозной системы и вовремя проводить её техническое обслуживание.
Ежедневная проверка
1. Перед выездом, осмотрите элементы тормозной системы и убедитесь в отсутствии течей тормозной жидкости. При обнаружении подтеканий, их нужно устранить подтягиванием соединений, либо заменой вышедших из строя деталей.
2. Перед началом движения, убедитесь, что педаль тормоза «тугая» и не «проваливается».
Далее проверьте тормоза на ходу, во время движения:
- если всё в норме, то торможение происходит после однократного нажатия на педаль, тормоза начинают задействоваться, при нажатии педали, примерно, на половину её полного хода;
- если педаль приходится нажимать несколько раз, чтобы тормоза «схватили», то, скорее всего, в систему попал воздух и тормоза нужно «прокачать» (удалить пузырьки воздуха).
Растормаживание также должно происходить без задержек, как только вы отпустите педаль тормоза.
3. Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости, доливайте.
Не допускайте попадания грязи и сора в питательный бачок. Открывая его, предварительно протирайте ветошью.
Не рекомендуется наливать в бачок жидкости больше, чем обозначено меткой максимального уровня.
Будьте аккуратны и не допускайте попадания тормозной жидкости на лакокрасочное покрытие кузова, это может его повредить.
При осмотре не забудьте проверить вентиляционное отверстие на крышке питательного бачка. Отверстие не должно быть засоренным.
Если тормозную жидкость приходится часто доливать, значит в системе есть утечка, которую нужно выявить и устранить.
Посмотрев это полезное видео, вы сможете быстро и грамотно сделать первичный осмотр своей тормозной системы, и определить её состояние:
Техническое обслуживание
1. Своевременно проводите замену тормозной жидкости в системе, со временем она теряет свои эксплуатационные свойства.
Для большинства автомобилей рекомендована замена тормозной жидкости один раз в два года, либо после пробега 50 тыс. км.
Уточните эту информацию, изучив руководство по эксплуатации и обслуживанию своего транспортного средства.
2. Периодически проверяйте степень износа накладок тормозных колодок. При толщине накладок менее 1,5 мм, колодки требуется заменить.
Колодки тормозов барабанного типа подлежат замене при износе накладок до толщины менее 2 мм.
3. Проверяйте величину хода рычага стояночного тормоза. Автомобиль должен затормаживаться на уклоне 30%, при перемещении рычага на 4 – 5 зубцов (щелчков).
При необходимости проведите регулировку ручника, в соответствии с инструкцией к автомобилю.
4. Через каждые 30 тыс. км пробега нужно проверять работоспособность вакуумного усилителя тормозов:
- Нажмите на педаль тормоза 5- 6 раз при остановленном двигателе. Затем выжмите педаль на половину её хода и запустите двигатель автомобиля. Если усилитель тормозов исправен, то вы должны почувствовать, как педаль «уходит» вперед.
- В противном случае проверьте герметичность шланга, идущего от вакуумного усилителя к впускной трубе двигателя.
Посмотрите видео по теме, техническое обслуживание тормозной системы автомобиля — замена тормозных дисков и колодок, замена смазки в ступичном подшипнике, его регулировка, смазка колодок и деталей суппорта:
Заключение
Выполняйте рекомендации изложенные в статье и проблемы обойдут вас стороной. Удачи!
Ремонт тормозных систем
Функция тормозной системы — обеспечение остановки автомобиля согласно установленным нормам, обеспечение одновременности торможения всеми колесами. Эта система должна находиться в исправности всегда. Малейшие ее изъяны необходимо своевременно находить и устранять, чтобы не подвергать опасности жизнь водителя, пассажиров и прочих участников движения.
Автосервисы компании «ЯУЗА МОТОРС» оказывают весь спектр услуг по ремонту тормозной системы машины, ее техобслуживанию и тестированию, начиная с диагностики и оканчивая заменой деталей и элементов, вышедших из строя.
Как определить необходимость ремонта
Когда пора посетить автосервис для диагностики и наладки тормозов? Чтобы выявить неисправность вовремя, обращайте внимание на следующие «симптомы»:
- посторонние шумы, стук, скрип колодок;
- подтекание жидкости;
- западания или заедания педали тормоза;
- удлинение тормозного пути.
Техническое обслуживание
Вам не придется иметь дело с заносами и западающими педалями, если машина регулярно проходит техобслуживание. В наших АТЦ отклонения в работе узлов и механизмов обнаруживаются при обследовании машины на современном диагностическом оборудовании. По итогам анализа кодов ошибок, выдаваемых бортовым компьютером, а также после визуального осмотра и сканирования внешними аппаратными средствами наши специалисты определяют объем необходимого обслуживания.
Текущий ремонт тормозной системы автомобиля
Замасливание колодок, их естественный износ может быть причиной заносов и скрипа (писка, скрежета) тормозов. В некоторых случаях (после нескольких замен колодок) может понадобиться замена дисков или барабанов. Иногда при значительном износе дисков ощущается вибрация в руле, в педали. Одновременно с заменой колодок выполняется проверка суппортов, очистка и смазка их поршней. Эта операция — профилактика заклинивания, которое может привести к серьезным поломкам.
Другая распространенная проблема — это разгерметизация и недостаток тормозной жидкости. После утечки система может отказать полностью либо частично. Особенно угрожающая ситуация — когда педаль тормоза буквально проваливается в пол. Часто наблюдается нарушение герметичности приводов. В этом случае для торможения приходится несколько раз нажимать на педаль. Чтобы избежать отказа тормозов, нужно проводить обслуживание автомобиля, проверять состояние шлангов и прочих элементов гидравлики не реже раза в год.
Различные заедания механизмов и западания педали случаются поломки пружин или фрикционных накладок. Такие нарушения могут вызвать вслед за собой другие поломки. Не допустить этого поможет регулярный ремонт и обслуживание тормозной системы вашей машины.
Регулировка и монтаж
Неодинаковое действие тормозных механизмов колес — это результат неправильной регулировки. В этом случае машину «уводит в сторону» или заносит. Также непрофессиональный монтаж или низкое качество колодок могут быть причинами резких звуков при торможении. Если диски установлены даже с самым малым перекосом (в толщину волоса), то это может вызвать вибрации, биения, разрушение механизмов. Поэтому так важно доверять свою машину настоящим профессионалам, выполняющим свою работу с соблюдением всех требований производителя.
«ЯУЗА МОТОРС»: качество, профессионализм, оперативность
Персонал наших автотехцентров выполнит обслуживание тормозов автомобиля в полном объеме, включая следующие операции:
- проверка тормозов «вручную» на отсутствие видимых дефектов;
- замена или восстановление уровня техжидкостей;
- устранение «завоздушенности» системы: ее прокачка;
- проверка состояния дисков, колодок, цилиндров. При необходимости — замена этих деталей;
- полная замена системы;
- замена шлангов, выработавших свой ресурс;
- регулировка хода педали;
- регулировка и проверка работы стояночного тормоза;
- диагностика состояния вакуумного усилителя, регуляторов давления.
Кроме того, современные автомобили оборудуются электронными средствами для правильного перераспределения тормозных усилий. В зависимости от марки, модели и года выпуска, это могут быть одна или несколько из устройств из следующего списка:
- ABS;
- Dynamic Brake Control — контроль давления в пневмоприводе;
- Brake Assist — помощь при торможении;
- Electronic Brake force Distribution — позволяет распределять тормозные усилия между колесами;
- Cornering Brake Control — для торможения в поворотах;
- Downhill Brake Control — помощь при крутом спуске;
- Sensotronic Brake Control — контроль усилия при нажатии педали тормоза.
Оптимальная работа этих систем зависит от их исправности, а также скорости и траектории движения ТС, характеристик дорожного покрытия. Наши автотехцентры предоставляют услуги по починке, замене, наладке электронных модулей этих устройств. К вашим услугам сертифицированные специалисты, прекрасно оборудованные боксы, современные средства диагностики, а также высококачественные запчасти с собственного склада компании.
Диагностика тормозной системы автомобиля на стенде
Одной из главнейших систем безопасности является тормозная система. От ее качества зависит возможность вовремя останавливаться при наличии каких-то препятствий на пути. Важно содержать тормоза в исправном и предсказуемом состоянии. Для этого их необходимо регулярно проверять.
Проводится диагностика тормозной системы на стенде или в дорожных условиях. Более точные показания можно получить на современных диагностических стендах. Работы проводятся с любыми типами машин.
Что такое стенд
Под понятием стенда принято подразумевать приспособления, размещенные в специализированных помещениях, основная цель которых заключается в многоуровневой проверке технического состояния автомобиля. При стендовой диагностике чаще всего контролируются такие параметры:
- данные по общей удельной силе торможения;
- величина коэффициента относительной неравномерности;
- параметры асинхронной работки.
В промышленности применяются несколько различных типов приборов. Большинство из них функционирует по принципу имитации покрытия из асфальта, где во время процесса торможения приборы фиксируют требуемые данные.
Стенд для диагностики тормозной системы
Такие стенды могут быть в виде отдельностоящего оборудования либо являться частью крупного диагностического комплекса.
Потребность в диагностике
Диагностика и ремонт тормозной системы автомобиля проводится как по установленному интервалу ТО для каждой модели авто, так и после выявления предполагаемых неисправностей. Наиболее частыми признаками того, что машина нуждается в обследовании, являются такие ситуации:
- явное увеличение тормозного пути на сухом и твердом покрытии;
- неполадки с ходом педали тормоза, при которых возникает либо глубокое западание, либо заедание хода;
- видимый уход от прямолинейного движения при нажатии на педаль тормоза;
- вибрации, гул, скрип в районе тормозной системы;
- постоянное снижение уровня жидкости, видимые потеки.
Тормозная система автомобиля
К косвенным симптомам относится неравномерный износ поверхности тормозных колодок, видимые механические повреждения шлангов или тормозных трубок. Такую информацию тяжело получить без того, чтобы ни снимать колеса. Значит водитель должен раз в 30-40 тыс. км самостоятельно осматривать проблемные зоны за колесом.
Проведение процедуры
Во время тестирования необходимо контролировать состояние системы в целом и отдельных узлов на работоспособность. Перед тем, как проводят диагностику тормозной системы на стенде, осуществляется проверка таких участков:
- емкость с тормозной жидкостью;
- состояние дисков и барабанов;
- тормозные колодки;
- стабильная работа ступичного подшипника;
- суппорт;
- функционирование рабочих цилиндров;
- работу усилителя и главного тормозного цилиндра;
- состояние тормозных шлангов.
Во время диагностики на стенде машина должна заехать на спецролики парой колес. Вращение роликов, имитирующих дорожное покрытие, связано с помощью электроники и различных датчиков с компьютером. Установленная программа выводит на монитор данные о силоизмерительной информации, скорости вращения колес, показаниям тормозного момента. Анализ проводится профильным специалистом предприятия.
На станциях технического обслуживания можно обнаружить также стенды, хранящие в памяти информацию об оптимальных данных тормозного пути в зависимости от автомобиля. При их работе на мониторе отображаются не только абсолютные значения, но и погрешность.
Датчики работают на гидравлическом принципе. В них заливают масло либо тормозную жидкость с минимальными показаниями вязкости, чтобы данные имели пониженную погрешность при отрицательных температурах.
После тестирования одной оси, нужно проконтролировать работоспособность второй оси. Для этого машина просто переезжает на ролики другими колесами. Для полноприводных авто используются отдельные стенды.
Существует оборудование, определяющее усилие, которое формируется при нажатии на педаль тормоза. В результате информация отображается в виде графика на дисплее компьютера. Стоимость различных стендов в зависимости от сложности находится обычно в интервале 500…900 тысяч рублей.
Ремонт по результатам диагностики
После выявления проблем с тормозами автомобиль необходимо отправить на ремонт. Большинство процедур, связанных с работой тормозной системы в автомобилях среднего класса, относятся не к самым дорогостоящим в автомобиле. Большинство из них автомобилист способен выполнить самостоятельно даже в гаражных условиях. Например, замена тормозных колодок входит в список обязательных работ по регулярному техническому обслуживанию.
Более трудоемкими являются замены шланга или магистральных каналов. Здесь нужен опыт или помощь профессионалов. Из системы обязательно нужно выкачать пузырьки воздуха, которые могут негативно влиять на ее работоспособность. Для прокачки жидкости от воздуха понадобится помощь напарника.
а – эксцентриком: б – червяком тормозной камеры
Рисунок 24.5 – Регулировка колесных тормозов
Стояночный тормоз регулируют в том случае, если в результате увеличенного зазора между колодками и барабаном рычаг тормоза имеет большой свободный ход. Перемещение рычага при полном торможении не должно превышать 1/4 возможного его хода.
Основные регулировочные параметры автомобилей УАЗ-3151, Урал-4320, КамАЗ-4310 приведены в таблице 24.3
Таблица 24.3 – Основные регулировочные параметры
Наименование | Данные для регулировок | ||
УАЗ-3151 | Урал-4320 | КамАЗ-4310 | |
1 Свободный ход рулевого колеса, не более, град | 12 при работающем гидроусилителе | ||
2 Свободный ход педали сцепления, мм | 35-55 | 30-40 | 6-12 |
3 Полный ход педали сцепления, мм | |||
4 Свободный ход педали тормоза, мм | 8-14 | 15-25 | 20-30 |
5 Полный ход педали тормоза, мм | 100-130 | ||
6 Прогиб ремней привода генератора, водяного насоса, гидроусилителя от усилия 4 кгс, мм | 8-14 | 15-22 | 15-22 |
7 Зазор между коромыслами и стержнями клапанов на холодном двигателе впускные выпускные | 0,30-0,35 | 0,20-0,30 | 0,25-0,30 |
0,35-0,40 | 0,35-0,40 | 0,35-0,40 | |
8 Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения, °С | не более 95 | 80-98 | 80-98 |
9 Величина схождения передних колес, мм | 1,5-3 | 3-8 | 1-2 |
10 Давление масла в системе смазки двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала (не менее,) кгс/с 2 при 2000 об/мин | 0,68-1,08 3,43 | 4,5-5,5 | 4,5-5,5 |
11 Зазор между электродами свечи зажигания, мм | 0,8+0,15 | – | – |
12 Давление подъема иглы форсунки, кгс/см 2 | – |
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 9204 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Диагностика гидравлической тормозной системы
Проверка тормозной системы
Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или грязью, т.к. в этом случае не будет обеспечено равенство сцепления всех шин с дорогой. Наличие неровностей также может оказать отрицательное влияние на проведение испытания, т. к. колеса будут подпрыгивать.
Испытание тормозной системы необходимо проводить на разных скоростях, прилагая разные усилия на педаль, при этом, однако, следует избегать блокировки колес. Блокировка колес и переход в юз не свидетельствуют об эффективности тормозной системы, т.к. при заблокированных колесах тормозной путь будет длиннее. Сцепление шины с дорогой будет сильнее, когда к колесу прилагается максимальное тормозное усилие без блокировки, а не при скольжении шины по дорожному покрытию.
При более резком торможении может потребоваться большее усилие на педали.
На эффективность торможения оказывают влияние три основных внешних фактора:
- Неравномерное сцепление шин с дорогой может привести к неравномерности торможения. Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Износ протектора шин по правому и левому борту должен быть приблизительно одинаковым.
- Неравномерное распределение нагрузки автомобиля также может привести к снижению эффективности торможения, т.к. на колесе с максимальной нагрузкой необходимо большее тормозное усилие, чем на остальных колесах.
- Нарушение углов установки колес, в частности углов развала и продольного наклона оси поворотного шкворня, вызывает увод автомобиля в сторону при торможении.
Для проверки утечки тормозной жидкости нажмите и удерживайте педаль тормоза при работающем на холостом ходу двигателе и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении (NEUTRAL). Если при этом педаль постепенно проваливается, то это указывает на возможную утечку в системе гидропривода тормозов. Осмотрите систему, чтобы убедиться в отсутствии или наличии утечек.
Проверьте уровень жидкости в главном цилиндре. Незначительное снижение уровня жидкости в бачке может быть связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Значительное снижение уровня указывает на наличие утечек в системе. Утечки в системе гидропривода могут быть внутренними или внешними. Процедура проверки главного цилиндра приведена ниже. При проведении этой проверки незначительные утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в норме, проверьте длину толкателя вакуумного усилителя. При необходимости отрегулируйте длину толкателя или замените его.
Проверьте работоспособность главного цилиндра следующим образом:
- Убедитесь в отсутствии трещин отливки корпуса цилиндра, а также подтекания тормозной жидкости. Утечкой может считаться жидкость в объеме не менее одной капли. Конденсат на поверхности цилиндра не является утечкой.
- Убедитесь в отсутствии заедания привода педали, а также в правильности регулировки толкателя. Если и привод, и толкатель в норме, разберите главный цилиндр и убедитесь в отсутствии деформации или набухания уплотнительных прокладок цилиндра и поршня. Наличие набухших прокладок указывает на использование нестандартной или загрязненной тормозной жидкости. В случае загрязнения жидкости следует полностью разобрать главный цилиндр и прочистить все детали, а все уплотнительные кольца необходимо заменить на новые. Все трубопроводы также следует промыть.
Использование нестандартной тормозной жидкости, наличие в ней минерального масла или воды может привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых уплотнителей. Набухание тарелок главного поршня свидетельствует о повреждении резиновых уплотнителей.
При наличии явных признаков повреждения резиновых элементов следует разобрать систему гидропривода и промыть все детали спиртом. Перед сборкой высушите детали струей сжатого воздуха, чтобы не допустить попадания спирта в систему. Замените все резиновые элементы, включая шланги. Кроме того, при работе с тормозным механизмом следует убедиться в отсутствии жидкости на тормозных накладках. При обнаружении жидкости следует заменить накладки.
Если прокладки поршня главного цилиндра в норме, проверьте систему на наличие утечек или перегрева. Если утечки и перегрев не обнаружены, слейте тормозную жидкость, промойте ей главный цилиндр и снова залейте жидкость в цилиндр. Затем прокачайте тормозную систему, чтобы удалить из нее воздух.
Осмотр тормозного шланга
Проверку состояния шлангов гидравлической тормозной системы необходимо проводить не реже двух раз в год. Шланги следует проверять на отсутствие повреждений щебнем или гравием, отсутствие трещин, потертостей внешней оболочки шланга или вздутий, а также на разгерметизацию. Убедитесь в правильности прокладки и крепления шлангов. Если шланг задевает за элементы подвески автомобиля, со временем это приведет к его истиранию и выходу из строя. Для проведения проверки вам потребуется переносная лампа и зеркало. При обнаружении любого из вышеперечисленных дефектов следует устранить его или заменить шланг.
Электрическая цепь контрольной лампы тормоза
Указания по диагностике
Контрольная лампа ТОРМОЗА горит ярко, если замок зажигания повернут в положение “ON” и при этом замкнута цепь либо выключателя стояночного тормоза, либо датчика уровня тормозной жидкости. Если цепи выключателя и датчика обе не замкнуты, то контрольная лампа ТОРМОЗА подключена к “массе” через генератор и горит вполнакала, если замок зажигания повернут в положение “ON”, а двигатель выключен. При включении двигателя генератор становится источником напряжения. При наличии напряжения, поданного на оба контакта лампы, она гаснет.
Описание проверки
Номера пунктов ниже являются номерами шагов в диагностической таблице.
1. С этого шага начинается последовательность проверки контрольной лампы ТОРМОЗА в случае, если она продолжает гореть при работающем двигателе.
2. С этого шага начинается последовательность проверки контрольной лампы ТОРМОЗА в том случае, если она не загорается во всех режимах работы.