Электронный блок управления двигателем - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Электронный блок управления двигателем

ЭБУ — устройство, принцип работы

ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.

Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем.

Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.

Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.

Основными функциями ЭБУ являются:

  • управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  • контроль за зажиганием;
  • управление фазами газораспределения;
  • регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
  • контроль за положением дроссельной заслонки;
  • анализ состава выхлопных газов;
  • контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.

Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.

Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве.

При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.

Устройство электронного блока управления двигателем.

Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.

Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:

  • ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
  • ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
  • ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.

Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.

Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.

Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.

Ремонт и замена ЭБУ.

Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:

  • перегрузка, воздействие короткого замыкания;
  • влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.

Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.

Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины. Важно также правильно произвести настройку. ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.

Устройство и назначение (ЭБУ) электронного блока управления авто

1. Принципиальное назначение 2. Выполняемые задачи 3. Техническое устройство ЭБУ 4. Особенности работы электронного блока управления 5. Основные неисправности 6. Диагностика и обслуживание ЭБУ 7. На что стоит обратить внимание при диагностике?

Трудно представить современный автомобиль без электронных устройств управления. Работоспособность отдельных узлов, целых систем связана с установкой датчиков. Выполняемые процессы столь многочисленны, что назвать область применения, описать работу электронного блока управления (ЭБУ) в нескольких словах непросто даже для узких специалистов.

Принципиальное назначение

ECU (англ. Electronic Control Unit) — общий термин. Он служит для обозначения блоков, управляющих:

  • системами двигателя;
  • режимами трансмиссионного агрегата, в том числе полного привода (при его наличии);
  • подвеской;
  • тормозной системой, тормозными ассистентами;
  • микроклиматом.

Центральный синхронизирующий блок также входит в понятие ECU.

Бортовой компьютер, или мозги автомобиля — термин, который не раскрывает всего многообразия проделываемой электроникой работы.

Выполняемые задачи

Во время работы ЭБУ непрерывно получает информацию от различных датчиков, распознает сигналы, выдает команды с учетом результатов анализа.

Так, блок управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) собирает данные сразу по нескольким параметрам работы мотора. К ним относятся:

  • частота вращения коленчатого вала;
  • температура в контуре охлаждения;
  • уровень вредных веществ, кислорода в выхлопных газах;
  • моментальный расход топлива;
  • мощность, крутящий момент.

Эта информация позволяет распознавать основные ситуации, с учетом разработанных алгоритмов давать команду на изменение работы отдельных элементов агрегата.

Основные процессы, за которые отвечает блок управления двигателем:

  • Зажигание, газораспределение. С учетом режима движения, температуры двигателя требуется изменение времени наполнения рабочей камеры цилиндра, подача импульса энергии в срок. По аналогичному принципу в более совершенных конструкциях происходит отключение одного или нескольких цилиндров, остановка двигателя в режиме «старт-стоп».
  • Управление топливной аппаратурой и сопутствующими устройствами. Битурбо мотор не всегда работает в режиме максимальной отдачи. Только при необходимости активируется многоступенчатый нагнетатель воздуха, топливо распыляется в рабочую камеру и частично нагнетательный трубопровод. Тонкая настройка работы двигателя доступна только с привлечением электронных механизмов.

По аналогичному принципу работают и другие системы.

Техническое устройство ЭБУ

Конструктивное исполнение, схема электронных систем предполагает наличие следующих составных элементов:

  • Аппаратный блок с вычислительным процессором. Здесь принимаются, обрабатываются приходящие сигналы, выдаются управляющие команды. В памяти фиксируются, анализируются ошибки в работе основных элементов механизма или системы.
  • Программное обеспечение. Разрабатывается отдельно для авто той или иной модификации, допускается замена, доработка под конкретные условия. Программы ЭБУ двигателя и других систем имеют два контура: функциональный и контрольный. Первый отвечает за прием, обработку информации, формирование управляющих команд. Второй контролирует соответствие параметров нормативным значениям, фиксирует отклонения, принимает решение о приостановке работы отказавших модулей.
  • Датчик рабочих режимов. Число элементов изменяется с учетом класса автомобиля, его модификации. Даже в базовой версии бюджетного авто их будет не менее 20, в более совершенных машинах — несколько десятков.

Особенности работы электронного блока управления

В описании устройства обязательно упоминание такого элемента, как CAN-шина. Ее наличие позволяет передавать большие объемы информации в цифровой форме. Многочисленные системы, датчики не могут взаимодействовать через обычные провода. Применяется цифровое кодирование сигнала с последующей быстрой передачей. При этом специальное оборудование не только распознает «свой» сигнал, но и различает его по времени поступления.

Также можно считывать информацию о работе электронных систем, подключив к специальному разъему автомобильный сканер для диагностики. Однако в последних генерациях машин передача сигнала может происходить и по беспроводной связи.

Электронный управляющий блок не является неизменной моделью. Как и обычный компьютер, устройство поддается усовершенствованию. Модифицируются и процессы, которыми он управляет. Прошивка позволяет:

  • добавить мощность;
  • изменить настройки зажигания;
  • настроить шум работы выхлопной системы;
  • скорректировать концентрацию выхлопных газов.

Любую работу по тюнингу должен проводить специалист, знакомый с устройством дизельного и бензинового двигателей.

Основные неисправности

Несмотря на надежную защиту систем и агрегатов от поломок, ЭБУ также может выйти из строя. Это выражается в появлении частых сообщений об ошибках, невозможности запуска или работы двигателя, отдельных агрегатов.

Обесточивание бортового компьютера обычно не помогает. Не стоит надеяться на самостоятельное излечение. Только диагностика неисправности, причин отказа поможет устранить поломку на раннем этапе.

Диагностика и обслуживание ЭБУ

Несмотря на общую надежность электронных блоков, причин выхода из строя много. Часто неисправности возникают из-за перенапряжения в сети блока. Действия автолюбителя, вызывающие поломки:

  • подача напряжения с внешнего источника;
  • неправильное подключение полюсов аккумуляторной батареи;
  • замена АКБ при работающем моторе;
  • короткое замыкание проводки;
  • ошибки при подключении сигнализации и иных электронных оборудований;
  • неисправности установленных высоковольтных устройств.

Даже простой ремонт, регулировка узлов при размыкании контактов, повреждении изоляции приводит к нарушению работы электронного блока.

На что стоит обратить внимание при диагностике?

До проведения приборной диагностики нарушения работы нужно вспомнить о расположении ЭБУ. Сначала оценивают возможность перегрева. Нередко расплавление вызывается электрическим нагревом.

  • воздействие влаги,
  • коррозия,
  • механические повреждения.
Читайте также:  Плохо включаются передачи форд фокус 2

Часто после проверки удается восстановить связь управляющего блока с потребителем или запустить инжектор. Если начальный осмотр не помог, проводят восстановительный ремонт только простых изделий. В других случаях приобретают и устанавливают новый ЭБУ.

Некоторые автовладельцы считают, что после обычной замены деталей можно использовать автосканер или повторную прошивку. Но автосканер имеет совершенно иной принцип действия. Устройство служит для получения информации о состоянии узлов, агрегатов, он может только настраивать исправный блок. Самостоятельно исправлять ЭБУ автосканер не способен.

Выбор нового устройства стоит доверять профессионалам, т.к. требуется определить точную идентичность прибора для стыковки с моделью авто.

Электронный блок управления

В автомобильной электронике электронный блок управления (ЭБУ) – это общий термин для любых встраиваемых систем, которые управляют одним или несколькими электрическими системами или подсистемами в автомобиле.

  • Контроллер ЭСУД (электронная система управления двигателем).
  • ECM (Engine Control Module) – модуль управления двигателем.
  • ECU (Electronic Control Unit) – электронный блок управления, является общим термином для любого электронного блока управления. (См. п. 3.9. SAE J1979[1] .)

Виды ЭБУ подразделяются на Электронный (ECU) / Блок управления двигателем (ECM), Совмещенный моторно-трансмиссионный блок управления, Блок управления трансмиссией, блок управления тормозной системой, центральный модуль управления, центральный модуль синхронизации, главный электронный модуль, контроллер кузова, модуль управления подвеской, блок управления, или модуль управления. Взятые вместе, эти системы иногда называют компьютер автомобиля. (Технически это не единый компьютер, а несколько блоков.) Иногда одна сборка включает в себя несколько отдельных модулей управления.

Некоторые новые автомобили включают в себя до 80 ЭБУ. Встроенное программное обеспечение в ЭБУ продолжает развиваться в соответствии с количеством, сложностью и изощренностью [2] . Управление увеличением сложности и количеством ЭБУ в автомобилестроении стало одной из ключевых задач.

Содержание

Системы электронных блоков управления [3]

  • ABS (Anti-lock braking system) – Антиблокировочная система.
  • ACU (Airbag Control Unit) – Блок управления подушками безопасности.
  • Amplifier (Звуковой усилитель).
  • BCM (Body Control Module) – controls door locks, electric windows, courtesy lights, etc. – Контроллер бортовой электроники.
  • Brake Control Module (ABS or ESC) – Модуль управления тормозной системой.
  • CCP (Climate Change and Prediction) – Блок управления климат-контролем.
  • CCU (Convenience Control Unit)
  • CD Changer (Проигрыватель компакт-дисков).
  • Cellular Telephone (сотовый телефон).
  • Chime (Система звукового оповещения).
  • CV RSS (Continuously Variable road sensing suspension) – Подвеска с бесступенчатой изменяемой жесткостью амортизаторов).
  • DCU (Door Control Unit) – Блок управления дверьми.
  • Digital Radio Receiver (Цифровой радиоприемник).
  • DIM (Dashboard Integration Module) – Интегрированный модуль приборной панели.
  • Door Module (s) (Дверные контроллеры).
  • Driver Door Module (Контроллер водительской двери).
  • Driver Information Center – (Система информации водителя).
  • Dual Zone HVAC – Двухзонный климат-контроль.
  • E&C Bus (Мультиплексная шина систем комфорта).
  • ECM (Engine Control Module) – Модуль управления двигателем. (Не путать с электронным блоком управления, общим термином для всех этих устройств.)
  • ELC (Electronic level control) – Пневмоподвеска с электронным контролем уровня положения кузова).
  • EPS (Electric power steering) – Электрический усилитель руля.
  • ESP (Elektronic Stability Program) – Электронный контроль устойчивости.
  • ETACS (Electronic Timing And Control System) – Электронная система полного управления автомобилем
  • Head Up Display (Контроллер верхнего информационного дисплея).
  • HMI (Human Machine Interface) – (Board Computer) – Бортовой компьютер.
  • HPS (Hydraulic power steering) – Гидравлический усилитель руля.
  • HVAC (Heating, Ventilation and Air Conditioning) – Климат-Контроль.
  • IPC (Instrumental Panel Cluster) – Электронная комбинация приборов.
  • Memory Mirror Module (Контролер зеркал с памятью).
  • Memory Seat Module (Контроллер сидений с памятью).
  • Multifuncton Alarm Module – Многофункциональный охранный модуль.
  • Navigation Radio (Радио с навигационной системой).
  • OnStar (Навигационная система).
  • Passenger Door Module (Контроллер двери пассажира).
  • PCM (Powertrain control module) Комбинированный модуль управления, состоящий из блока управления двигателем (ECU) и блока управления коробкой передач (TСМ).
  • Personalization (Система авторизованного доступа).
  • PPS (Passenger Presence System) – Система контроля наличия пассажира.
  • PSCU (Electric Power Steering Control Unit — Generally this will be integrated into the EPS powerpack.
  • Radio (Радиоприемник).
  • RCCP (Rear Climate Change and Prediction) – Задняя панель управления климат-контролем.
  • Rear Aux Climate Module – Дополнительная задняя климатическая установка.
  • Rear Seat Entertainment (Развлекательный центр задней части салона).
  • Remote Function Actuation (Дистанционное управление).
  • RIM (Rear integration module) – Интегрированный модуль задней части салона.
  • RSS (Road Sensing Suspension) – Подвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов.
  • SIR (Supplemental Inflatable Restraint) – Дополнительные (Airbags) подушки безопасности.
  • SCU (Seat Control Unit)
  • SCU (Spee
  • Serial Data Gateway (Контроллер мультиплексной шины).
  • TСМ (Transmission control module) – Модуль управления трансмиссией.
  • TCS (Traction control system) – Антипробуксовочная система.
  • TCU (Telephone Control Unit) – Блок управления телефоном.
  • VTD (Vehicle Thief Deterrent) – Охранная сигнализация.

Выход из строя ЭБУ

Основными симптомами выхода из строя ЭБУ являются отказ в запуске двигателя, постоянная индикация об ошибке в работе двигателя которая не может быть очищена. Выход из строя ЭБУ случается довольно редко и никогда нельзя спрогнозировать точно когда он произойдет. Для выявления и подтверждения выхода из строя ЭБУ производителям и ремонтным предприятиям необходимо выполнить ряд следующих [4] проверок:

  • оценить качество сборки блока
  • Проверить электронику
  • Провести фрактографию
  • Проверить на перегрев
  • проверить на коррозию и разрушение

Выполнение данных условий в испытаниях позволит в будущем предотвратить повреждения и увеличить производительность.

Модули управления двигателем

“>Контроллеры компании

  • Bosch M1.5.4 (55 Pin) (1,45/1,5л.,8кл.) (Россия-83) Одновременный впрыск.
  • Bosch M1.5.4N (55 Pin) (1,5л.,16кл.)(Евро-2) Попарно – параллельный впрыск./ Фазированный впрыск.
  • Bosch MP7.0HFM (55 Pin) (1,5/1,7л.,8/16кл.) (Евро-2/3) Попарно – параллельный впрыск./Фазированный впрыск.
  • Bosch M7.9.7 (81 Pin) (1,5/1,7л.,8/16кл.) (2003 – 2007) (Евро-2/3) Попарно – параллельный впрыск./Фазированный впрыск.
  • Bosch M7.9.7+ (81 Pin) (1,5/1,7л.,8/16кл.) (2005 – 2011) (Евро-3) Фазированный впрыск.
  • Bosch МЕ7.9.7 (Евро-3) Фазированный впрыск.
  • Bosch МЕ17.9.7 (Евро-3) Фазированный впрыск.

“>Контроллеры

  • Delphi MT20 (Евро 3)
  • Delphi MT80 (Евро 3/4/5/6) [5]
  • Delphi MT92 (Евро 3/4/4/6) – Gasoline Direct injection (GDi).
  • Delphi AC Delco E39/E39A (Евро 2)
  • Delphi AC Delco E73
  • Delphi AC Delco E78
  • Delphi AC Delco E83
  • Delphi MR140

“>Контроллеры

  • GM EFI-4 (24/32/32 Pin) (США-83) – Моновпрыск. [6]
  • GM ISFI-2S (24/32/32 Pin) (1,5 л. 8/16 кл.) (США-83/Евро-2) – 8кл. попарно – параллельный впрыск, 16кл. фазированный впрыск
  • GM ITMS-6F (Евро-2) – Попарно – параллельный впрыск.

“>Контроллеры

  • Simtec 70 (Евро 2) Фазированный впрыск.
  • Simtec 71 (Евро 3) Фазированный впрыск.
  • Simtec 75.1 (Евро 4) Фазированный впрыск.
  • Simtec 75.5 (Евро 4) Фазированный впрыск.
  • Simtec 76 (Евро 2/3)
  • Simtec 81 (Евро 5) Непосредственный впрыск.

“>Контроллеры

Контроллеры Январь x.x.x и Mxx производились на двух разных производствах – Итэлма (Первый элемент в обозначении прошивки – литера “I” в маркировке ЭБУ) и Автэл [7] (Первый элемент в обозначении прошивки – литера “А”.

  • Январь 4 (24/32/32 Pin) (1,6л., 8кл.) (Россия-83) Попарно – параллельный впрыск. (На этикетке присутствует обозначение отладочной версии “Квант”.)
  • Январь 4.1 (24/32/32 Pin) (1,5л., 8/16кл.) (Россия-83) (1998г.) Фазированный впрыск. (На этикетке присутствует обозначение “Квант”.)
  • Январь 5.1 (55 Pin) На этикетке: ООО “НПП АВТЭЛ”, ТУ 4573-004-45886863-99, Завод-изготовитель “ОАО Автоэлектроника”.
  • Январь 5.1.1 (55 Pin) На этикетке: ООО “НПП АВТЭЛ”, ТУ 4573-004-45886863-99, Завод-изготовитель “ОАО Автоэлектроника”. (1,5 л.,8 кл.) (Евро 0) Одновременный впрыск.
  • Январь 5.1.2 (55 Pin) На этикетке: ООО “НПП АВТЭЛ”

“>Контроллеры

  • VS 5.1 1411020-02 (1.45л,8кл.) (Россия-83) Одновременный впрыск.
  • VS 5.1 1411020-72 (1.5л,8кл.) (2003- )(Россия-83) Одновременный впрыск.
  • VS 5.1 1411020-62 (1.5л,8кл.) (2003- ) (Евро 2) Попарно-параллельный впрыск.
  • VS 5.1 1411020-42 (1.5л,16кл.) (2003- ) (Евро 2) Фазированный впрыск.
  • VS 9.2 (Евро 4) БУ дизельным двигателем УАЗ 3151 (Hunter).
  • T11183 (Евро 2/4) (1.6л,8кл.)) [8] Попарно-параллельный впрыск.
  • T11186 (Евро 4) (1.6л,8кл.)
  • T11194 (Евро 3) (1.6л,16кл.)
  • T21067 (Евро 3) (1.6л,8кл.)
  • T21114 (Евро 2/3) (1.6л,8кл.)
  • T21116 (Евро 4) (1.6л,8кл.)
  • T21124 (Евро 2/3) (1.6л,16кл.)
  • T21126 (Евро 3/4) (1.6л,16кл.)

“>Контроллеры

В обозначении прошивок Январь 7.2 и Микас 10 присутствуют обозначения: (I – Итэлма) (А – Автэл).

  • Январь 5.1 [9] (55 Pin) (1,5 л.,8/16 кл.) (Евро 2) На этикетке: , ТУ 4573-004-45886863-99. (1999 -) Одновременный впрыск. [10]
  • Январь 5.1.1 [11] (55 Pin) (1,5 л.,8 кл.) (Россия-83) Одновременный впрыск.
  • Январь 5.1.2 [11] (16кл.) (Россия-83) Одновременный впрыск.
  • Январь 5.1.3 (1,5 л.,8 кл.) (Евро 2) Попарно – параллельный впрыск.
  • Я 7.2 (81 Pin) (1,5/1,6л.,8/16кл.) (Евро 2) (2004 – 2007) Попарно – параллельный впрыск./ Фазированный впрыск.
  • Я 7.2M (81 Pin) (1,6л.,8/16кл.) (Евро 2) (2007 – ) Попарно – параллельный впрыск./ Фазированный впрыск.
  • М10.3 (Евро 2/3).
  • М73 (1,4/1,6л.,8/16кл.)(Евро 3) (2007 – ) Фазированный впрыск, работает без датчика положения распределительного вала (датчик фаз).
  • М74 (1.6л,8/16кл.) (Евро 3/4) Фазированный впрыск.
  • М75 (1.6л,16кл.) (Евро 4) Фазированный впрыск.
Читайте также:  Косметический ремонт экстерьера авто: устраняем с кузова царапины

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (КОНТРОЛЛЕР)

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (КОНТРОЛЛЕР)

ЭБУ расположен под панелью приборов и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателем.

Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля.

В ЭБУ поступает следующая информация:

–положение и частота вращения коленчатого вала;

–положение распределительного вала;

–температура охлаждающей жидкости;

–температура и давление всасываемого воздуха;

–положение дроссельной заслонки;

–содержание кислорода в отработавших газах;

–наличие детонации в двигателе;

–напряжение в бортовой сети автомобиля;

–запрос на включение кондиционера.

На основе полученной информации ЭБУ управляет следующими системами и приборами:

–топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);

–регулятором холостого хода;

–адсорбером системы улавливания паров бензина;

–вентиляторами системы охлаждения двигателя;

–муфтой компрессора кондиционера;

ЭБУ включает выходные цепи (форсунки, различные реле и пр.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение – цепь реле топливного насоса. Электробензонасос запитывается через силовое реле. В свою очередь, обмоткой реле управляет ЭБУ посредством замыкания одного из выводов на «массу».

ЭБУ оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «Check engine» (проверь двигатель). Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность конкретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении диагностики и ремонта.

Для обмена данными с ЭБУ служит диагностический разъем, расположенный рядом с монтажным блоком под панелью приборов.

К диагностическому разъему подключается сканирующее устройство для считывания информации об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ, для проверки датчиков и исполнительных механизмов в реальном времени, для управления исполнительными механизмами, а также перепрограммирования ЭБУ.

В контроллере имеются следующие типы памяти:

–программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);

–оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

–электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В нем находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления

впрыском, зажиганием, холостым ходом и др., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений трансмиссии и других факторов.

ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования.

Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это «блокнот» ЭБУ. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Микросхема ОЗУсмонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависимая и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Используется для временного хранения кодов -паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды – пароли, принимаемые ЭБУ от блока управления иммобилизатором, сравниваются с кодами, хранимыми в ЭРПЗУ, в результате чего разрешается или запрещается пуск двигателя. В ЭРПЗУ записываются такие эксплуатационные параметры автомобиля, как общий пробег автомобиля, общий расход топлива и время работы двигателя.

ЭРПЗУ регистрирует и некоторые нарушения работы двигателя и автомобиля:

–время работы двигателя с перегревом;

–время работы двигателя на низкооктановом топливе;

–время работы двигателя с превышением максимально допустимой частоты вращения;

–время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, на наличие которых указывает контрольная лампа системы управления двигателем;

–время работы двигателя с неисправным датчиком детонации;

–время работы двигателя с неисправным датчиком концентрации кислорода;

–время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период обкатки;

–время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости;

–количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания.

ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью иможет хранить информацию без подачи питания на контроллер.

Контроллер расположен в левой части короба воздухопритока.

Для замены ЭБУ вам потребуется отвертка с плоским лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Поддев отверткой, снимите щиток, прикрывающий контроллер.

3. Отожмите защелку прижимной планки контроллера.

4. . и снимите планку.

5. Выдвиньте фиксатор колодки жгута проводов.

6. Отсоедините колодку от контроллера и выньте блок управления из короба воздухопритока.

7. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Электронные блоки управления двигателем: штатный блок vs stand alone

Чем думает мотор вашего автомобиля и зачем лезть в «мозги», а то и вовсе менять их?

Наша редакция задумала подготовить для вас серию материалов о настройке ДВС и о мощностных стендах. Ведь каждый, задумавший тюнинг своего авто, рано или поздно сталкивается с необходимостью этой самой настройки и с необходимостью замера мощности. Впрочем, правильная работа ЭБУ и замер на диностенде полезны не только для гоночных автомобилей, но и для гражданских. Начнем по порядку.

Электронный блок управления двигателем «говорит» мотору как работать, «думает» за него —назначение блока кристально ясно уже из самого названия. В каких случаях можно обойтись штатным ЭБУ, а когда стоит заменить его? А, может быть, установить суб-компьютер? В поисках правильных ответов я отправилась к специалистам в этой области, имеющим опыт настройки спортивных автомобилей с 2004 года, московскую компанию MORENDI. Поклонникам Dragtimes известен, например, их проект на базе Mercedes-Benz C63 AMG (W204) Coupe — Morendi-Weistec мощностью 700 л. с., дебютировавший в мае 2015 года на соревнованиях Unlim 500+.

Мне удалось побеседовать с Евгением Пустовойтовым, техническим директором компании MORENDI.

— С какими блоками управления вы работаете?

— Если говорить про настройку в классическом виде, когда мы берем stand alone блок управления, то мы предпочитаем Haltech и Vi-PEC. Они максимально комфортны в плане работы: понятный и приятный интерфейс, в наличии все возможности настройки. И они, скажем так, наиболее безглючные. С чем еще можно работать? Естественно, с классическими A’PEXi, которые популярны для японских автомобилей. Можно взять и AEM, но лично мне он не нравится: софт неприятный и плохо продуманный, что вызывает лишние трудности в процессе настройки, плюс у них весьма ненадежное железо. AEM очень часто выходят из строя. Вплоть до того, что вытаскиваешь новый блок из коробки, а он уже глючит.

— Haltech может подойти совершенно для любого автомобиля?

— В принципе, да, но определенные ограничения есть. Достаточно новая серия, которая появилась лет пять назад, Haltech Platinum Sport, отличается количеством поддерживаемых каналов. То есть 8000-серия (Haltech Platinum Sport 8000) может работать с 4-цилиндровым двигателем, секвентальным впрыском и зажиганием, а 2000-серия работает уже с 8-цилиндровыми двигателями, позволяет использовать трамблеры в системе зажигания, настраивать попарно параллельный впрыск, вплоть до 12 цилиндров. Сейчас у Haltech появилась новая серия блоков управления, и там есть поддержка и двухканального электронного дросселя, и двух каналов зажигания, и датчика для контроля детонации. Настройке через Haltech «поддаются» любые современные двигатели, имеющие до четырех управляемых распределительных валов. Также можно настроить впуск-выпуск на две ГБЦ (если говорить про субаровские моторы и современные V8).

— Расскажите про применение суб-компьютера.

— Суб-компьютер используется, как правило, в тех случаях, когда настройка штатного блока или невозможна, или слишком «накладна». Например, если мы говорим про японские автомобили, выпуска с 1990-х по примерно 2005 год, для них часто используют суб-компьютеры GReddy e-manage. У Haltech и других фирм тоже есть суб-компьютеры. С их помощью можно подкорректировать топливно-воздушную смесь (незначительно), углы зажигания, наддув и прочие параметры. Это некое «заплаточное» решение, но иногда оно себя оправдывает, поскольку таким образом можно не дорого реализовать требуемые изменения и поднастроить машину. Как я уже сказал выше, когда нет возможности перепрограммировать штатный блок управления, ставятся суб-компьютеры, обманки, power-боксы и прочее, которые вносят изменения в показания датчиков либо изменяют сигналы, которые идут к исполнительному устройству, тем самым поднимая мощность двигателя. Как правило, поднимается наддув, изменяются углы зажигания. На дизельных двигателях поднимается давление в рейке common rail или непосредственно меняется сигнал на насос, который начинает подавать больше топлива. Это вкратце. Но нужно понимать, что любой суб-компьютер, обманка и тому подобное — это менее надежное и менее продуманное решение, чем установка тюнинг-блока управления. Это, как минимум, может быть опасно, если наступает какая-то аварийная ситуация работы двигателя. Суб-компьютер ее не видит и продолжает вносить изменения. Например, двигатель может попросить снизить мощность, то есть уменьшить впрыск, снизить наддув, а «коробочка», не видя, по какой причине это происходит, продолжает делать свое дело, увеличивая мощность и, таким образом, могут получиться очень нехорошие последствия.

Читайте также:  Как снять аккумулятор на пежо 3008

— По какому принципу для конкретного тюнинг-проекта выбирается конкретный ЭБУ?

— По большому счету любой мотор можно настроить на stand alone блоке. Но, как правило, применение такого блока касается больше спорта в той или иной форме. Если мы говорим о повседневной машине, то современные моторы лучше настраивать на штатном блоке управления, функционал которого многократно шире. Ни один современный самый дорогой Motec или что-то подобное не позволяет реализовать в полном объеме те функции, которые может позволить реализовать тот же штатный блок управления двигателем, например от Bosch. Если это Bosch Siemens Continental, да любой Bosch, его функционал превосходит любой самый навороченный Motec с самыми дорогими опциями.

— Подобный штатный блок управления идет в машинах с какого года?

— Уже давно. Они используются с конца 1980-х годов, и становятся все сложнее и сложнее. На данный момент на «дизелях» — это блок EDC17, на бензиновых двигателях — это Bosch MEDC17. Это поистине сверхсложные блоки, использующие около 30 000 таблиц калибровок отдельных параметров. Как вы понимаете, ни один stand alone блок такого функционала не предоставляет.
Но надо понимать, что часто на современных автомобилях нет возможности перепрограммировать штатный блок управления: доступ или закрыт паролями, или еще нет протокола, который позволит работать с ним. Тогда используется суб-компьютер или полностью меняется ЭБУ.

Знакомство с электронным блоком управления двигателем: ликбез для новичков

Каждое современное транспортное средство оснащается электронной системой управления двигателем ЭСУД. Основным элементом системы является блок управления двигателем, позволяющий обеспечить оптимальную работу силового агрегата. Что это за устройство, какие функции выполняет ЭБУ, в чем заключается его принцип действия? Ответы на эти и другие вопросы касательно ЭСУД вы можете найти ниже.

Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

Видео «Ремонт электронного блока управления своими руками»

Описание ЭБУ

Для начала рассмотрим описание ЭБУ двигателя автомобиля, его типовые параметры, а также расскажем, где находится девайс. Начнем с основных опций, возложенных на это устройство.

Функционал

Итак, что такое ЭБУ в машине? Блок управления двигателем представляет собой устройство, использующееся для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд на исполнительные механизмы. Данные, которые получает система управления мотором в машине, обрабатываются по установленному производителем алгоритму. После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды на исполнительные механизмы и компоненты.

Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать важные параметры для функционирования силового агрегата, в частности:

  • наладить наиболее оптимальный расход горючего;
  • контролировать состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
  • произвести контроль за показателями крутящего момента;
  • обеспечить наиболее оптимальную мощность силового агрегата;
  • произвести регулировку положения заслонки дросселя;
  • контролировать работу системы зажигания;
  • отрегулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
  • произвести управления фазами газораспределительного механизма;
  • произвести регулировку температуры антифриза при необходимости.

Нужно учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ЭСУД, управляющий модель может выполнять и другие опции. Этот девайс также дает возможность произвести диагностику автомобиля в целом, если в работе тех или иных узлов были зафиксированы неполадки. О необходимости проведения проверки может свидетельствовать появление лампочки Чек на щитке приборов.

Контрольная лампа системы управления двигателем, которая стоит на приборке, появляется в том случае, если ЭСУД обнаружила неисправности в функционировании тех или иных узлов. Для получения более точных данных о поломках, автовладелец должен осуществить компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео — Павел Ксенон).

Теперь рассмотрим вопрос расположения управляющего модуля в автомобиле. В большинстве случаев, как видно по фото, девайс стоит в салоне автомобиля, за центральной консолью, посредине. Для получения доступа к устройству необходимо будет разобрать часть торпеды. Также ЭБУ может быть расположен за вещевым ящиком или приборной панелью, если же он был установлен самостоятельно, то место монтажа определяется установщиком. В некоторых моделях авто устройство находится в моторном отсеке.

Компоненты

Две основные составляющие любой электронной системы управления двигателем — это программное, а также аппаратное обеспечение.

Программное обеспечение, в свою очередь, включает в себя следующие вычислительные модули:

  1. Контрольный модуль, изначально предназначенный для проверки транспортного средства и инспектирования исходящих сигналов. Благодаря этому модулю, если нужно, осуществляется корректировка импульсов. Помимо этого, контрольный модуль позволяет даже заглушить мотор, если в этом есть необходимость (к примеру, при перегреве или других неполадках).
  2. Не менее важный модуль — функциональный. Он используется для получения сигналов, передающихся на блок управления автомобиля от контроллеров и датчиков. Когда модуль получает сигнал, он его обрабатывает, а затем формирует определенные команды, которые впоследствии посылаются на исполнительные элементы (автор видео — Павел Ксенон).

Также схема ЭБУ включает в себя и аппаратное обеспечение, которое включает в себя разные электронные элементы — микросхемы, процессор и т.д. В конструкции управляющего модуля имеется специальный аналогово-цифровой преобразователь, предназначенный для улавливания аналоговых сигналов, которые передают контроллеры и датчики. С помощью преобразовательного устройства осуществляется перевод полученных импульсов в цифровой формат, с которым в дальнейшем работает сам процессор. Также данный элемент преобразует импульсы и в обратной последовательности, если есть необходимость передачи сигнала от микропроцессора.

Отдельно следует сказать о защите модуля. В случае взлома автомобиля злоумышленник может с легкостью получить доступ к ЭБУ, вскрыв торпеду. Защита ЭБУ может быть обеспечена путем установки дополнительного сейфа либо специального резервуара, который позволит предотвратить получение преступником доступа к устройству. Здесь же нужно отметить такой момент, как взаимозаменяемость ЭБУ.

Взаимозаменяемость ЭБУ автомобиля позволяет заменить управляющий модуль в машине в случае его выхода из строя, однако это также позволит преступнику поменять установленный в авто блок на собственный. Благодаря чему злоумышленник сможет обойти противоугонную систему, именно поэтому важно позаботиться о защите модуля.

Принцип работы

Если говорить о принципе действия, то блок управления мотором получает сигналы от различных датчиков, их количество может изменяться в зависимости от типа авто:

  • импульсы от лямбда-зонда;
  • сигналы о расходе воздуха, поступающие от ДМРВ;
  • о температуре работы двигателя;
  • о положении коленвала, а также о частоте его работы:
  • о неровной дороге;
  • о скорости авто и т.д.

Обрабатывая полученные сигналы, управляющий блок передает команды на различные системы:

  1. Зажигания машины. Как известно, транспортное средство, в зависимости от того, какой двигатель на него установлен, может быть оснащено одной или несколькими катушками. В соответствии с полученным сигналом система зажигания определяет оптимальный режим для подачи искры, что необходимо для возгорания топливовоздушной смеси.
  2. На приборную панель. Лампа Чек, как сказано выше, является связующим звеном между блоком и водителем. Ее появление на приборке может быть обусловлено обнаружением ЭСУД неполадок в работе тех или иных узлов. В некоторых случаях сообщения об ошибке свидетельствуют о неисправности тех или иных датчиков.
  3. На форсунки силового агрегата, с помощью которых осуществляется наиболее оптимальный впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС. Нужно учитывать, что частота изменения объема смеси может быть разной.
  4. На устройства для тестирования ЭСУД (автор видео — Павел Ксенон).

Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

Сначала рассмотрим достоинства:

  • с помощью ЭСУД осуществляется оптимизация основных рабочих параметров автомобиля;
  • снижается расход воздушного потока;
  • обеспечивается более упрощенный запуск силового агрегата;
  • у автовладельца больше нет необходимости производить регулировку параметров работы мотора, практически все, что нужно, регулируется автоматически;
  • если двигатель работает правильно, то корректная работа ЭБУ позволит добиться оптимальных параметров в плане экологической чистоты.
  1. Стоимость ЭБУ достаточно высокая. В случае выхода из строя девайс можно попытаться отремонтировать, но если это не поможет, то устройство подлежит замене.
  2. Чтобы система работала правильно, проводка автомобиля должна быть целой, в частности, речь идет об участке цепи питания самой ЭСУД.
  3. Для оптимальной работы водитель должен заправлять только качественное горючее.
  4. Чтобы выявить поломку в работе агрегата, автовладельцу потребуется специальное оборудование, которое обычно стоит недешево.

Фотогалерея

Несколько фото автомобильного ЭБУ.

Видео «Ремонт электронного блока управления своими руками»

В ролике ниже представлен процесс ремонта блока ЭСУД, а также основные особенности этого процесса с описанием всех нюансов (автор видео — канал Авто Практика).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector