Как отремонтировать сажевый фильтр? - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как отремонтировать сажевый фильтр?

DPF Tech › Блог › Удаление сажевого фильтра — НЕ единственный способ избавиться от проблемы

Среди автолюбителей бытует мнение, что практически единственным приемлемым способом решить проблему с сажевым фильтром является его удаление.

Казалось бы, что может быть проще вскрыть корпус фильтра и выкинуть ненужное содержимое на свалку.

Но, во-первых, содержимое очень даже нужное. Отличить машину с вырезанным сажевым по ядовитой вони и черному дыму из выхлопной трубы, особенно при перегазовке, можно практически всегда.

Во-вторых, после такого вмешательства недостаточно просто заварить пустую «банку» и установить ее обратно на авто.
В системе выхлопа присутствует целый набор датчиков, которые контролируют работу сажевого фильтра. Физическое удаление фильтра изменит их показания, что может ввести в ступор электронный блок управления (ЭБУ).

Например, отсутствие разницы температур или давлений на входе и выходе заставит его усомниться в корректности работы датчиков или фильтра. Это приведет к появлению ошибки и возможно к переходу авто в аварийный режим.

Не следует забывать и про штатную регенерацию.

Даже если ЭБУ не станет запускать её по показаниям датчиков, он вполне может сделать это исходя из расчёта истраченного топлива. Так как после такой “регенерации” пустого корпуса от фильтра ничего в показаниях не изменится, блок управления может запускать её многократно, а поскольку для регенерации требуется дополнительное топливо, то значительное увеличение расхода горючего гарантировано. Кроме того, постоянная «прожарка» выхлопной системы в скором времени приведет к ее прогару.

Следует отметить, что в тяжелых случаях, вследствие частого запуска регенерации, солярка попадает в масло в большом количестве. Таким образом, ее концентрация в картере возрастает настолько, что масло само становится уже вполне пригодным топливом. Так как искра для воспламенения дизелю не нужна, то, если мотор начнёт работать на этой смеси, остановить его выключением зажигания не получится. Тогда начнётся работа двигателя “в разнос” с соответствующими последствиями.

Следовательно, кроме механического «вырезания» фильтра обязательно требуется вмешательство в электронные системы автомобиля. Мастера предлагают заменить прошивку ЭБУ на более старый стандарт экологической безопасности, часто называя подобное вмешательство красивым словосочетанием «чип-тюнинг». При этом если нет возможности программного отключения системы или не существует нужной прошивки, то за данной фразой скрывают механическое повреждение микросхемы на плате ЭБУ .

Таким образом, некоторые не самые лучшие “специалисты” могут угробить всю диагностику автомобиля. А уже после этого его владелец будет долго ездить по другим СТО, где уже нормальные сервисмены будут плясать с бубном вокруг машины, не понимая, почему авто, у которого все ОК, не хочет нормально ехать.
В конце концов, даже если такая «модернизация» прошла успешно, нельзя не отметить еще один факт.
В виде бонуса, счастливый обладатель авто с вырезанным сажевым фильтром и «правильной» прошивкой, часто получает свист турбины на малых оборотах.

Кроме нового звукового оформления следует знать, что ресурс турбины в таком случае также снижается, поскольку обороты ее будут завышены. Это объясняется тем, что хотя динамическое давление потока выхлопных газов не изменится, но статическое давление в области лопаток горячей части турбины без сажевика будет меньше, а соответственно меньше будет и сопротивление вращению.

В первую очередь, это замена сажевого фильтра на новый. Но учитывая его стоимость (часто больше 1000 Евро) назвать такой вариант особо привлекательным язык не поворачивается. Даже в экономически благополучных странах сервисмены сразу не рекомендуют владельцам дизельных авто приобретение нового сажевого фильтра, а предпочитают предложить его очистку.

Способы очистки бывают разными – включение принудительной регенерации, применение различных жидкостей и аэрозолей, высокотемпературный прожиг фильтра в камере.

Но самой эффективной, при этом достаточно простой, а следовательно и наиболее популярной зарубежом, является промывка фильтра в специальном оборудовании.

Основной плюс такой процедуры — решение проблемы с сажевым фильтром на длительный срок без внесения конструктивных изменений в авто.
Оборудование для промывки сажевых фильтров сейчас производится во многих странах – США, Италии, Турции, Польше, Китае. Все производители декларируют качественную и быструю очистку сажевого фильтра. На деле технология процесса, химические реагенты, качество фильтрующих элементов отличаются, а следовательно, и результат может быть разным.
Среди производителей, как собственно и везде, есть известные бренды со своей историей. При равной цене на процедуру имеет смысл остановить выбор на поставщике услуги, оборудование которого прошло испытание временем и несет за плечами багаж необходимых проверок и сертификатов.

Как образец такой процедуры можно привести видео очистки фильтра на итальянском оборудовании Flash Cleaner Machine.

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.
Читайте также:  Чери амулет а15 ремонт

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

  1. Когда горит лампа DPF на первых VolksWagen с сажевым фильтром, необходимо в срочном порядке выехать на автомагистраль и двигаться на 4 или 5 передаче со скоростью не более 60 км/ч до момента, когда лампа потухнет (обычно это 30-40 минут непрерывного равномерного движения).
  2. На новых Toyota Land Cruiser 200 дополнительно выводится сообщение, требующее остановиться и запустить процесс в «паркинге» с помощью специальной кнопки. Система самостоятельно проведет регенерацию в течение 20-30 минут, при этом оперировать педалью газа запрещено.

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Читайте также:  Ремонт вариатора ауди а6

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Ремонт сажевых фильтров

Ремонт, регенерация и очистка сажевых фильтров

Сервис CityGlush выполняет ремонт, замену, физическое удаление и программное отключение сажевого фильтра на дизельных автомобилях всех моделей, марок и выпусков. Работаем без посредников, предлагаем фиксированный прайс на все услуги – цены ниже, чем у конкурентов, никаких «подводных камней».

Сажевый фильтр технически представляет собой цилиндр с ячеистым наполнением из керамического материала. Его задача – управление выбросом вредных веществ в атмосферу и снижение загрязнения окружающей среды отработанными компонентами автомобильного топлива (в частности – дизеля). С 2005 года в соответствие со стандартом Euro 4 (и последующими Euro 5 и Euro 6) сажевые фильтры устанавливаются в большинстве новых авто.

Мы выполняем ремонт и тюнинг выхлопных систем, включая ремонт сажевых фильтров и замену сажевого фильтра авто любой марки в СЗАО, ЗАО и ЮАО.

Как и катализаторы, фильтры очищают выхлоп, поэтому они тоже засоряются и выходят из строя.

Особенно силен их износ в городских условиях: редкий фильтр доживает до пробега более 100 000 километров.

Признаки ремонта и замены сажевых фильтров

Неисправность детали можно определить по следующим признакам:

  • запуск двигателя затруднен;
  • двигатель неустойчиво работает на холостом ходу;
  • низкая тяга;
  • потребление топлива превысило норму.

Заметив нечто подобное, обратитесь в Cityglush: мы выполним ремонт и замену сажевых фильтров с гарантией качества.

Стоимость ремонта и замены сажевых фильтров

Есть разные способы устранить неисправность.

Если фильтр не испортился окончательно, можно прочистить его специальным раствором – эта услуга стоит от 5000 рублей.

В случае ремонта сажевого фильтра цена зависит ещё и от качества расходных материалов.

А если век детали подошел к концу, то ее стоит заменить. Аналог, будь он закрытого типа (DPF) или с регенерацией (FAP), обычно дешевле оригинала, поэтому его цена составляет 8000 рублей и более.

Как вариант – удалить фильтр и сделать так, чтобы электроника не выдавала ошибку – это стоит от 8000 рублей.

Мастера Cityglush дадут бесплатную консультацию и помогут сориентироваться со стоимостью ремонта.

Естественная регенерация (очистка) фильтра:

Пассивная регенерация. Этот процесс проходит на трассе, когда автомобиль движется с высокой скоростью – от повышенной температуры сажа в фильтре догорает.

Программная регенерация. Специальный чип блока определяет степень его загрязнения и в городских условиях электроника авто запускает процесс очистки, дожигая сажу в катализаторе.

Временное повышение оборотов двигателя, увеличение расхода топлива и увеличение густоты выхлопного дыма – признаки активной регенерации фильтра. Но оба процесса не устраняют загрязнение полностью, поэтому со временем фильтр придется менять на любом дизельном автомобиле.

Невыполнение своевременной замены сажевого фильтра влечет за собой поломку катализатора, системы рециркуляции отработанных газов, нарушение работы двигателя. Иными словами, игнорирование прогоревшего фильтра обойдется гораздо дороже, чем его плановая замена, обычно выполняемая на отметке 80-100 тысяч пробега. Иногда признаки необходимости замены появляются раньше, на 50 тысячах. На что стоит обратить внимание:

    перманентное повышение расхода топлива;

двигатель автомобиля работает нестабильно;

сохранение высокого показателя уровня масла;

повышение густоты выхлопных газов

Любой из признаков может указывать на необходимость замены сажевого двигателя. В ряде случаев может потребоваться ремонт узла, а не его полная замена на новый. Необходимость проведения тех или иных работ определяется квалифицированным специалистом в ходе первичной диагностики, не занимающей много времени.

Технически можно просто удалить сажевый фильтр и не ставить новый, отечественные стандарты это допускают, хотя окружающей среде будет наноситься значительный вред. Альтернативный вариант – программное отключение узла. В ряде случаев можно прочистить фильтр специальным составом, по цене это дороже замены или ремонта, но позволяет сохранить оригинальную деталь.

Типы сажевых фильтров:

DFP – аббревиатура от англ. Diesel Particulate Filter, это фильтры закрытого типа, устанавливаемые на большинство современных автомобилей.

FAP – аббревиатура от фр. Filtre a Particules, именно этот тип фильтра снабжен системой регенерации (частичной само очистки).

В соответствие с типом фильтра на приборной панели автомобиля после 100 тысяч пробега или ранее может появляться надпись «DFP» или «FAP», указывающая на потребность в очистке, замене или ремонте узла. Также на необходимость прохождения диагностики указывает снижение уровня тяги, затруднение запуска и нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.

Почему замену и ремонт сажевых фильтров выгодно заказать в CityGlush

Профессиональное образование и обширный опыт позволяют быстро выявлять поломку и устранять ее в кратчайшие сроки по выгодной цене и с учетом всех пожеланий клиента. Будучи уверены в своих силах на 100%, мы даем гарантию на выполняемые работы до 2 лет. Другие преимущества автосервиса CityGlush:

никого не нанимаем и ничего не арендуем, работаем с клиентом напрямую, что гарантирует отсутствие наценок и переплат;

строго фиксированный прай-лист – цену на услугу вы узнаете заранее и можете быть уверены, что она не изменится ни при каких обстоятельствах;

устраняем все виды неисправностей в сажевых фильтрах дизельных авто, работаем с максимально возможной оперативностью;

только современное диагностическое оборудование, сертифицированные программные решения и проверенные алгоритмы

Для ремонта сажевого фильтра, очистки, замены узла на новый, физического или программного отключения – позвоните по контактному номеру, закажите обратный звонок или сразу приезжайте в любой из наших сервисов. Работаем по СЗАО, ЗАО, ЮАО. Все консультации предоставляем бесплатно.

Ремонт сажевого фильтра от 2000 руб.

Для записи на ремонт позвоните нашим мастерам

Ярославское шоссе
Олег Мишин
Опыт 8 лет
+7 (495) 151-08-22

Ленинский проспект
Андрей Лобастов
Опыт 11 лет
+7 (495) 032-15-55

Хорошевское шоссе
Алексей Хмелевский
Опыт 10 лет
+7 (495) 151-83-08

ул. Пяловская
Артур Новиков
Опыт 8 лет
+ 7 (495) 132-01-58

Или оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Получите консультацию и диагностику по 8 параметрам бесплатно!

Сажевый фильтр – что ты такое?


Всем хорош дизельный мотор. Даже экологам, уже успевшим мертвой хваткой вцепиться в бензиновые автомобили, дизели какое-то время были безразличны: действительно, содержание CO в выхлопных газах у дизелей низкое, и, пока экологи боролись в первую очередь с выбросами монооксида углерода, дизели спокойно вписывались в эти требования чисто конструктивно.

А вот когда речь зашла об оксиде азота, дизелям пришлось туго. Дело в том, что при нормальной настройке дизеля как раз оксид азота-то и образуется активно. Если же добиться его минимального выброса, то растет доля сажи в выхлопных газах, и никуда от этого в дизельном моторе не деться. Но, если оксид азота еще можно «придушить» катализатором, то сажу можно только отфильтровать. Так и появилась еще одна «душилка» — сажевый фильтр, он же DPF или FAP.

Принцип работы сажевого фильтра

Сажевый фильтр дизельного двигателя похож внешне на обычный катализатор: это такая же мелкоячеистая структура. Но, если катализатору это необходимо для максимального увеличения площади контакта отработанных газов с активным материалом, то ячейки DPF просто фильтруют механически.

Отсюда и очевидная проблема. Катализатор при работе не изнашивается и в идеальных (увы, недостижимых) условиях работы практически вечен. Сажевый фильтр же постепенно забивается, увеличивая сопротивление выпуска: на практике автосервиса можно вспомнить случаи, когда при работе двигателя корпус фильтра заметно начинал «играть», раздуваясь из-за чрезмерного давления, вызванного забитыми ячейками. Мотор при этом, естественно, еле тянет и постоянно стремится заглохнуть.

Решение у проблемы простое – сажа по сути состоит из углерода, а в выхлопных газах дизеля практически всегда есть кислород. То есть, если значительно поднять температуру сажевого фильтра, в нем при работе двигателя запустится окисление сажи. Абсолютно чистая сажа полностью уйдет из фильтра в виде углекислого газа, в реальном же мире останется куда меньший объем золы – именно поэтому для дизелей с сажевыми фильтрами указывается применение только малозольных моторных масел. Даже при минимальном угаре масло все равно попадает в фильтр, и соответственно должно обеспечивать как можно меньший твердый остаток при сгорании. Солярка, естественно, тоже нужна качественная.

Регенерация сажевого фильтра

Прожиг, или регенерация, фильтра запускается системой управления двигателем автоматически, как только измеренный объем сажи в фильтре превышает заданный порог. Как он измеряется? Способ замера косвенный – на входе и выходе сажевого фильтра стоит дифференциальный датчик давления. Он передает на ЭБУ именно информацию о том, какова разница между давлениями до и после DPF, а та уже пересчитывается в граммы.

Но для эффективного автоматического прожига необходимо соблюдать ряд условий, и в первую очередь это достаточно долгое равномерное движение машины на повышенных оборотах. То есть, если ваш автомобиль ездит только по городу, регенерация может не запуститься никогда! Чтобы ускорить регенерацию и сделать ее возможной даже в городе, на фильтрах типа FAP (чаще всего встречаются на автомобилях Peugeot/Citroen, так как концерном PSA эта система и разработана) практикуется впрыск в фильтр специальной жидкости, позволяющей сжигать сажу не на 700-800 градусах, как это происходит у DPF, а на 400-500.

Если же авторегенерация не помогает, на приборной панели загорается соответствующий индикатор, указывающий на необходимость визита в сервис. Там при помощи диагностического сканера ЭБУ двигателя переводится в режим принудительного прожига:
1. Мотор выводится на повышенные обороты, начиная разогревать фильтр и продувать его остаточным кислородом в отработанных газах. Поскольку автомобиль стоит на месте и не обдувается воздухом, нагревается он быстрее.
2. При достижении заданной температуры (за ней следит термопара в корпусе фильтра) открывается специальная форсунка, по которой солярка подается сразу фильтр. Так что прожигается он буквально: его разогревает горящее внутри топливо.
3. Фильтр прогревается до заданной температуры и удерживается на ней запрограммированное время. Со стороны это выглядит специфически: ревущий мотор, рядом (а тем более напротив) с выхлопной трубой невозможно стоять – поднесенная к ее срезу свежая травинка моментально высыхает и начинает обугливаться.
4. Далее обороты сбрасываются, идет фаза охлаждения. По новому замеру дифференциального давления высчитывается количество выжженной сажи.

Удаление сажевого фильтра на дизеле

Но зола в фильтре копится со временем даже при использовании высококачественного топлива и моторного масла, регулярных удачных прожигах. Сажевый фильтр неизбежно приходит в негодность. А его замена – дело отнюдь не дешевое.

Но нужно учесть, что для работы самого дизельного двигателя он не имеет никакого значения. То есть его можно удалить из системы выпуска отработанных газов. Однако просто удалить фильтр нельзя – моментально загорится ошибка, и ЭБУ впрыска перейдет в аварийный режим работы. Поэтому обязательно выполняется перепрограммирование блока управления либо на заводскую (от аналогичной комплектации, но без сажевого фильтра), либо на модернизированную прошивку.

Такой способ решения проблем наиболее востребован, поскольку позволяет избавиться от потенциально «узкого» места раз и навсегда. К тому же, раз уж все равно нужно перешивать «мозги», то можно исправить и программные «душилки» экологов, сделав машину заметно динамичнее: турбодизели вообще очень хорошо относятся к чип-тюнингу. Да и моторное мало можно после этого лить обычное, без заветного значка lowSAPS на канистре: вот и еще одна экономия. На автомобилях с FAP исчезает необходимость к регулярной доливке спецжидкости в бачок под капотом.

Промывка сажевого фильтра

А можно сделать еще дешевле: Интернет пестрит объявлениями о промывке сажевых фильтров, и обойдется это дешевле удаления. Однако не все так просто, и часто такая процедура не более полезна, чем промывка форсунок прямым ходом сольвента прямо на работающем моторе.

Здесь дело в том, что наибольшая часть загрязнений находится в фильтре, естественно, со стороны двигателя. И с этой же стороны при промывке подается сольвент: то есть, размывая отложения сажи, он неизбежно заставит ее проникать глубже в фильтр. Часть ее, конечно, удалится, но часть останется, и останется там, откуда в дальнейшем ее будет удалить труднее. Так что в перспективе большого пробега мы фактически лечим болезнь, лишь глуша ее внешние симптомы: вроде бы становится легче, а в итоге патологоанатом с удивлением разглядывает, до чего мы себя довели. Заметнее всего эффект промывки после длительной езды на низкокачественном топливе: смолистые отложения в фильтре сольвент удаляет хорошо.

Применяются для промывки не только сольвенты. Так, Liqui Moly предлагает для этого специальную жидкость-катализатор, порционно впрыскиваемую перед фильтром между прогонами двигателя на рабочем режиме. Ничего не напоминает? Правильно, фактически речь идет не о промывке как таковой, а о копировании принципа FAP. То есть такая жидкость облегчает «самопрожиг» фильтра, но сама по себе ничего не моет.

В общем случае рекомендация выбора лучшего варианта очевидна – если принудительный прожиг не приводит к достаточному снижению массы сажи в фильтре, а сама система исправна (это важно – негерметичность в трубках дифференциального датчика давления приведет к ошибке расчета, и машина будет постоянно требовать прожиг даже на чистейшем фильтре!), проблему лучше всего решить раз и навсегда, удалив фильтр как таковой (или заменив на новый), а не пытаясь растянуть его остаточный ресурс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector