Технические характеристики каз-4540 - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Технические характеристики каз-4540

Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)

Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) прошел долгий путь работы от 1951 года до 2010 года. Завод закрыт 8 лет назад. За это время грузинские производители представили вниманию общества множество полезных автомобилей. Внимания заслуживают все модели, остановимся на рассмотрении КАЗ 4540. Машина была выпущена в 1984 году. Техника предназначена для различных целей, она может проявить себя в сельском хозяйстве, на строительной площадке.

Содержание:

История создания

Послевоенные годы, военное время, дали понять, что советское производство не соответствует требованиям современности. Большой державе нужно что-то более мощное. Решать нужно было срочно.

Проблема была из-за отсутствия мощных грузовых автомобилей. Урал уже принял свое участие в этом деле, но этого было недостаточно.

Принято решение о подключении к вопросу южных регионов. Грузинский завод Кутаиси был выбран для этих целей, точно не ясно, почему? Репутация завода была сомнительной.

Грузинский завод не пользовался большой популярностью. Это связано с негативными отзывами со стороны водителей. Ненадежные КАЗЫ водители старались всеми правдами и неправдами обходить стороной. Шоферов чуть ли не силой сажали за руль.

В 1951 году грузинские производители представили свой первый автомобиль. Это КАЗ-150, он базировался на узлах и агрегатах ЗИС-150. Все комплектующие передавались из Москвы. На основе первой модели 150 стали появляться другие машины: самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120.

Массовой моделью стал грузовик КАЗ-608, он был на конвейере вплоть до 1980 года. Потом он уступил место модели 4540.

В 1984 году появился легендарный автомобиль КАЗ-4540. Он считается самобытным автомобилем, привлекают внимание все детали, особенно двигатель. Конструкция была абсолютно пересмотрена. Вместо бензинового двигателя монтировали дизельный двигатель. Изменения были глобальные. Это последняя модель легендарного завода. Производство остановилось в 2010 году, ценные модели перестали выпускаться намного раньше.

Сфера применения

Автомобиль создавался для конкретных целей большой командой. Его разработки проходили с участием сотрудников из Центрального научно-исследовательского автомобильного, автомоторного института (НАМИ).

Производители поставили цель – сделать универсальную модель, которая будет перевозчиком в сельскохозяйственной сфере.

Предназначение – без сложностей преодолевать полевые дороги, поля для сбора урожая. КАЗ 4540 сможет вывозить много тонн груза за один рейс при высоких ходовых возможностях на трассах общего назначения.

О быстрой разгрузке производители позаботились. Трехстороннее опрокидывание кузова это гарантирует, это решение приняли не сразу.

На протяжении испытаний грузовик показал свои возможности. Сначала было решено выпустить 500 моделей, в последующем увеличить объем производства до 20 000 моделей ежегодно. Планы не были реализованы.

Салон кабины

Кабина рассчитана на 3 человек. Она находится перед передним мостом. Сиденья позволяют комфортно передвигаться пассажирам и водителям. Чтобы открыть доступ к двигателю, нужно ее поднять вперед. Она перемещается с помощью шарниров и гидравлического подъема.

Салон КАЗ 4540 оптимально укомплектован:

  • отопитель;
  • радиоприемник;
  • ультракоротковолновая радиостанция;
  • кондиционер.

Салон оформлен грамотно, доступ ко всем примочкам беспрепятственный. Отсутствует спальное место, машина предназначена не для дальних путешествий. Это «сельхозник».

Двигатель и КПП

ПоказательЕденица измеренияЗначение
Кабинамест2, в модификациях со спальным местом
Кузов

Грузовая платформа самосвального типа

Размеры платформы (длина, ширина, высота)мм4 400, 2 320, 680Силовой агрегатДизельный двигательПривод на колеса4 на 4Коробка передачМеханическая, с числом передач — 8Скоростькм/ч80Нагрузкакг6 000Вес в снаряженном состояниикг3 610Размер по габаритам (длина, ширина, высота)мм6 810, 2 500, 3 740Размерность шин370-80К508Межосевой размермм3 600Между центрами колес (передних, задних)мм2 020, 2 020Бак для топливал250Расход топливал/100 кмот 25 до 50

Мотор стоит дизельный – прорыв. Им занимались на Ярославском моторном заводе. 6-цилиндровый мотор качественно выполняет свою работу. Характеристика двигателя:

  • мощность «ЯМЗ-642» – 160 л.с. (118 кВт);
  • максимальная частота вращения – 2600 оборотов в минуту;
  • объем – 8,14 л.;
  • диаметр цилиндра – 12 см, ход поршня – 12 см;
  • степень сжатия – 17.

Коробка передач у модели самобытная. Она не агрегатирована с двигателем: мотор находится в передней части КАЗ 4540, коробка посередине. Между ними карданный вал.

Решение удачное, можно легко совершать манипуляции с коробкой. Характеризуется она, как механическая, 8-ступенчатая с одноступенчатой раздаточной коробкой.

Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)

Производители сделали подвеску на одиночных продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска функционирует на двойных продольных полуэллиптических рессорах.

Проходимость автомобиля в любых ситуациях объясняется крепкой ходовой. Трансмиссия дает возможность автомобилю сопровождать комбайны, двигаясь со скоростью минимум 2 км/ч. Пневматическая тормозная система, тормозные механизмы функционируют корректно со всей долей ответственности.

Из технических характеристик стоит отметить следующие параметры:

  • длина – 6,575 м, ширина – 2,500 м, высота – 2,830 м;
  • параметры платформы: длина – 4,400 м, ширина – 2,320 м, высота – 68 см;
  • грузоподъемность – 6 тонн;
  • емкость бака – 250 л.

Параметры машины оправдывают ожидания грузинских специалистов.

Плюсы и минусы

Достоинства КАЗ 4540 многочисленны, достоверных отзывов водителей нет:

  • это первый грузовик, определенный под сельскохозяйственные цели;
  • машина переняла много оригинальных решений;
  • более доступный ремонт и обслуживание всех частей авто;
  • высокая проходимость и грузоподъемность;
  • 3 рабочих зоны на платформе;
  • бескапотная с необходимыми дополнениями;
  • яркое цветовое решение.

Какой бы ни была идеальной эта модель, без недостатков не обошлось:

  • механизм подъема кабины выходил из строя и нуждался в ремонте;
  • протечка масла и рабочих жидкостей в области стыка узлов и механизмов двигателя и трансмиссии;
  • в автоматическую подводку тормозных колодок часто попадала грязь, из-за этого были проблемы;
  • ТНДВ выходил из строя, не давая нужную информацию.

Были большие проблемы с поставкой запчастей. Их не было вообще. Водители КАЗ 4540 искали выход, как могли – подбирали детали из других автомобилей.

Есть мнение, что недостатки автомобиля связаны с низкой квалификацией специалистов, которые занимались им. Если бы этим делом занимались более грамотные специалисты и руководители, эффект бы превзошел все ожидания.

Из-за того, что автомобиль получил отрицательную репутацию, у завода появились проблемы со сбытом. По итогу заводу не удалось реализовать все свои задумки. Машину выпускали недолго, хотя в планах было другое.

Но все не совсем честно утверждение, что это из ряда вон плохой автомобиль. Даже сейчас можно встретить функционирующий грузовик тех времен.

Логично, что сейчас уже невозможно найти новую модель. А вот раритетные еще остались. Правда объявления о продаже немногочисленны. Если КАЗ 4540 на ходу в нормальном состоянии (1989-1990 года выпуска), ее стоимость от 200 000 до 250 000 рублей.

В России объявления о продаже авто не многочисленные, а вот на Украине напротив. Цены абсолютно разнообразные – от 50 000 до 130 000 гривен.

Это сложно представить, но есть 1 экземпляр, который совершает нечастые путешествия по дорогам Красноярска. И об этой модели очень заботятся. Она находится в музее «Авто-ретро». Модель имеет всю комплектацию в работающем состоянии. Это идеальный оригинал, созданный со всей ответственностью

Восстановительными работами занимались грузинские специалисты (Автандил Пипия и Бадри Зарандия). Чтобы получить один грузовик, потребовалось приобрести два. Так как они имели различного уровня состояние. Обе модели были обнаружены в Дивногорске. О состоянии машин никто не беспокоился, поэтому состояние было соответствующее.

На сборку машины ушло менее года. На выставках модель пользуется популярностью. Так комментирует это директор клуба Авто-ретро.

Выводы

По итогу работ были произведены многочисленные реконструкции и доработки. Из-за этого выпуск машины отодвинули на почти 5 лет. В итоге партия из 500 машин была подготовлена к 1984 году. Через год модель была поставлена на конвейере. В год выпускалось 5 000 машин.

На базе оригинального 4540 были выпушены другие модификации: 4440, 4430. Распад СССР привел к остановке сбыта. До 2001 года производители справлялись ситуацией, позже автомобиль этой модели канул в небытие.

Видео

Технические характеристики автомобиля КАЗ 4540

МАЗ 500: технические характеристики, фото, видео, кабина, сцепление, масса и фото, салона.

КамАЗ сельхозник 55102 и его технические характеристики описаны в этой статье.

МАЗ 5516: описание и технические характеристики.

КАЗ 4540 технические характеристики

Под капотом первого самосвального грузовика устанавливался силовой V-образный шестицилиндровый агрегат. Мощность дизельного мотора ЯМЗ-642 155 л. с. Движок вынесли за пределы колёсной базы. Это дало идеальную развесовку авто.

Силовая установка КАЗ 4540 агрегировала с 8 МКПП для движения вперёд и двумя передачами для манёвров задним ходом. По сути это была коробка на четыре ступени с встроенным двухступенчатым делителем.

[note]Все передние передачи были синхронизированы. Кстати, коробка, также устанавливалась под кузовом машины. Смотрите видео о работе КАЗ 4540 в конце статьи.[/note]

Водительское место возвышалось над этими агрегатами. Такая компоновка давала ряд преимуществ в техническом плане и размерах кузова, следовательно, и объёмах перемещаемых грузов.

КАЗ 4540 фото, которого вы видите, одинаково хорошо вёл себя на трассах с асфальтовым покрытием и на просёлочных дорогах. Именно по ним перевозился урожай с поля на ток и элеватор, предназначенный для приёмки и хранения зерновых и масличных культур.

Устойчивость и повышенную проходимость «Колхиде» обеспечивали колёса с радиальными шинами широкого профиля.

Кроме них на «поведение» машины оказывали влияние:

  • постоянный привод передней оси;
  • ШРУСы;
  • дифференциалы, которые при необходимости блокировались.

Отзывы

У КАЗа 4540 были свои плюсы и естественно, минусы. Об этом более подробно.

Достоинства автомобиля

КАЗ 4540 — по сути был экспериментальный автомобиль, на котором обкатывались новые узлы и агрегаты. Впоследствии многие из новинок успешно применялись на других советских и российских грузовиках.

В машине был свободный доступ ко многим узлам, что давало возможность упростить обслуживание и процедуру ремонта.

[tip]Несмотря на внушительный вес до 12000 кг авто считалось высоко проходимым.[/tip]

Впервые применили трёх зонную выгрузку, которая ускорила сброс зерновых, сокращая при этом время простоя. В автомобиле Кутаисского производства применили компактную полноразмерную кабину без выступающего капота. Она оснащалась по тем временам новейшими органами управления.

ГАЗ 66: технические характеристики (тюнинг, расход топлива, компрессор, тормозная система), цена, видео, фото.

Обзор КамАЗа 44108 тут.

Технические характеристики КамАЗа 43114 здесь.

О недостатках

К сожалению КАЗ 4540 часто выходил из строя механизм подъёма кабины – это была основная болезнь. Это свидетельствует о недостаточной квалификации заводских рабочих и не налаженного процесса сборки машин.

[warning]Часто поступали жалобы на работу сцепления, подводила тормозная система.[/warning]

Колодки постоянно забивались грязью. Нестабильно работала команда, отвечающая за наполнение рынка запасными частями. Водителям и ремонтникам приходилось ломать голову и самостоятельно решать этот вопрос. В результате на дороги выходили «Колхиды-самоделки».

«Колхида» КАЗ 4540 – это одна из вех в истории автомобилестроения СССР. Безусловно, не лучший вариант грузового транспорта в нынешнем понимании. Но нужно благодарить инженерный состав завода за попытку создания нового грузовика, о котором до сих пор вспоминают водители со стажем.

kolobok100500 › Блог › КАЗ-4540. «Шайтан-арба»

О грузовиках, выпускавшихся в советской Грузии, многие уже забыли. Между тем продукция Кутаисского автозавода довольно любопытна. Одним из самых интересных автомобилей из Кутаиси, пожалуй, можно считать КАЗ-4540

История КАЗ-4540, или «шайтан-арбы», как прозвали машину острословы, началась в 1975-м, когда НАМИ, Балашовское КБ по прицепам и Ярославский моторный завод взялись совместными усилиями соорудить концептуально новый транспортно-технологический автопоезд для сельского хозяйства. Лейтмотивом ТЗ на разработку 11-тонного автопоезда определили способность машины обеспечить оперативную доставку плодоовощной продукции с поля к месту хранения и быструю ее выгрузку.

Планируемый объем производства составлял 20 тыс. автомобилей в год. Результатом пятилетней работы тройственного «альянса» стал сельскохозяйственный автопоезд, состоящий из двухосного полноприводного грузовика КАЗ-4540 и двухосного же самосвального прицепа ГКБ-8535. В качестве идейного вдохновителя машины был выбран опытный образец НАМИ-0215 – по сути, обычный КАЗ-608В, который сделали полноприводным. КАЗ-4540 имел постоянный привод на все колеса, причем с блокируемым (клавишей на приборной панели) задним дифференциалом.

Тягач снабдили дизельным V6 мощностью 155 л.с., произведенным ярославскими машиностроителями, и 8-скоростной (4 передачи и делитель) механической коробкой передач. Любопытно, что для лучшей развесовки груженого автомобиля двигатель установили перед передней осью, а коробку и раздатку – по центру автомобиля, под кузовом. В результате этого «изюминкой» компоновки стала одинаковая, по 6 тонн, нагрузка на каждую из осей.

Что касается коробки, то ее индивидуальное местоположение, с одной стороны, потребовало использования дополнительного промежуточного кардана, а с другой, существенно облегчило ремонт и обслуживание агрегата. Ру­ле­вое управ­ле­ние оснащалось гидравлическим усилителем, а пневматические тормоза ба­ра­бан­но­го типа имели ав­то­ма­ти­че­ское ре­гу­ли­ро­ва­ни­е за­зо­ров между тор­моз­ны­ми ко­лод­ка­ми и барабаном. Для лучшей проходимости самосвал снабдили односкатными радиальными широкопрофильными шинами.

А для удобства разгрузки – кузовом с возможностью трехстороннего опрокидывания. Полностью стальной кузов мог оснащаться надставными бортами для перевозки легких и объемных, типа хлопка, грузов. Забегая вперед, заметим, что к 1990 г. в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который, в отличие от обычной машины, имел гидравлическую систему запирания бортов. Аналогичным образом был выполнен прицеп. Кстати, объем «высокого» кузова приближался к ошеломительным 14 кубометрам. Основными узлами шасси КАЗ-4540 являлись штампованно-клепаная рама, персональные мосты, подвеска на полуэллиптических рессорах (спереди на одинарных, сзади на двойных). Яркой инновацией, до тех пор не применявшейся в Советском Союзе, стало использование дискового шарнира равных угловых скоростей, более «живучего», нежели типичный сферический. Машины первых серий имели круглую форму передних крыльев и бочкообразный топливный бак. Впоследствии эти элементы были «оквадрачены».

Трех­мест­ная ка­би­на во­ди­те­ля, на­хо­дящаяся над двигателем, отличалась не только невиданным простором, но и относительным комфортом. Она была оборудована местом для отдыха, имела кнопочный стартер, вентилятор обдува и пр. Было даже зарезервировано место под магнитолу. Для об­слу­жи­ва­ния мотора ка­би­на от­ки­ды­ва­лась впе­ред на шарнирах. Компоновочная схема кабины КАЗ-4540 повышала маневренность автомобиля, позволяла рационально использовать площадь кузова и улучшала обзор с места водителя. Автомобиль окрашивался исключительно в оранжевый цвет. Грузоподъемность автопоезда равнялась 11,5 т, а полная масса превышала этот показатель почти в два раза. Автомобиль мог тянуть за собой прицеп массой 12 т. На грунте вес прицепа было необходимо ограничить 9 тоннами.

На асфальте КАЗ-4540 мог разгоняться до крейсерских 80 км/ч. А по полю автомобиль был способен ползти за комбайном всего на 2 км/ч. Расход топлива у КАЗ-4540 при полной загрузке достигал 50 литров на 100 км пути при объеме топливного бака 250 л. Накануне серийного производства проводились широкомасштабные испытания, в ходе которых было построено два десятка опытных образцов. Множество изменений и доработок конструкции обусловили длительный доводочный период, составивший почти 5 лет. В 1984 году была выпущена опытная серия в количестве 500 экземпляров. А через год КАЗ-4540 основательно «поселился» на конвейере. Производилось около 5000 автомобилей в год. Спустя 5 лет была подготовлена проектная документация на фургон-рефрижератор, бортовой грузовик и пожарный автомобиль. Разработки остались невостребованными. На основе КАЗ-4540 были разработаны седельный тягач КАЗ-4440 и грузовик КАЗ-4430 с колесной формулой 6×4. После распада Советского Союза сбыт КАЗ-4540 практически умер. Для внут­рен­не­го грузинского рынка выпускалось 15–20 автомобилей в год. Выпуск про­дол­жал­ся до 2001 года, после чего КАЗ-4540 бесславно ушел в небытие.

КАЗ-4540: описание и технические характеристики самосвала для сельского хозяйства

В г. Кутаиси в августе 1951 года из ворот автомобильного завода выехал первый грузовик, выпущенный в Республике Грузия.

Комплектующие узлы поступали от Московского автозавода ЗИС. Из них под маркой «Колхида» собирали грузовые машины, самосвалы и седельные тягачи.

Модель КАЗ-4540, отнесенная к транспортно-технологическим машинам сельского назначения, производилась заводом в нескольких модификациях с 1985 по 1998 год.

За основу были приняты проектные решения, заложенные в модели НАМИ-0215, шестицилиндровый двигатель разработали конструкторы ЯМЗ, проект платформы и двухосного прицепа предложили специалисты по прицепам ГКБ (Государственного конструкторского бюро) из г. Балашово.

Параметры автомобиля КАЗ-4540 следующие:

Показатель

Ед. изм.

Значение

2, в модификациях со спальным местом

Кузов

Грузовая платформа самосвального типа

Размеры платформы (длина, ширина, высота)

4 400, 2 320, 680

Силовой агрегатПривод на колесаКоробка передач

Механическая, с числом передач — 8

Вес в снаряженном состоянииРазмер по габаритам (длина, ширина, высота)

6 810, 2 500, 3 740

Размерность шинМежосевой размерМежду центрами колес (передних, задних)Бак для топливаРасход топлива

Назначение и общие принципы конструкции

Грузовик с двумя ведущими осями КАЗ-4540 в комплексе с прицепом самосвального типа ГКБ-8535 представлял собой автопоезд, который работал в цепочке: по погрузке сельскохозяйственной продукции в поле, ее перевозке и выгрузке в местах переработки и хранения.

Грузовой тягач КАЗ-4540 – самосвал с разгрузкой на три рабочие стороны. Двухосный грузовик оборудовался приводом на четыре колеса с блокировкой дифференциала задней оси.

Конструкция позволяла его использование совместно с зерно- и хлопкоуборочными комбайнами. Автомобиль имел проходимость, соответствующую агрегатам по уборке сельхозпродукции, одновременно производительно и надежно обеспечивал ее транспортировку в кузове и прицепе (всего 11 т) по грунтовым дорогам.

Производилась линейка спецмашин для внесения минеральных удобрений на платформе КАЗ-4540.

В 1990 году заводом была подготовлена проектная документация на фургон рефрижераторного типа, грузовик с бортовой платформой и автомобиль для нужд пожарных. Разработки остались невостребованными.

Платформа КАЗ-4540 использовалась для выпуска войсковых транспортных средств и установки боевой техники для нужд Советской Армии.

Агрегаты и механизмы размещены на несущей раме, на дополнительной укороченной раме (надрамник) установлена цельнометаллическая кузовная платформа и закреплены гидравлические устройства подъема кузова.

А здесь мы подробно осветили особенности конструкции грузовика УАЗ-3303.

Бескапотная кабина расположена выше двигателя. Такая компоновочная схема повышает маневренность транспортного средства, максимально использует общую площадь платформы, уменьшает колесную базу, улучшает обзор с места водителя.

Большеобъемная, оборудованная местом для отдыха кабина, стартер с кнопочным выключателем, гидроусилительный механизм рулевого управления, противотуманные фары заводской установки, вентилятор обдува кабины, печь отопителя – все это создавало достаточный в те годы уровень комфорта для дальних рейсов.

Машина имела закругленную форму крыла, бочкообразный бак под топливо. По мере роста объемов производства конфигурацию упростили, увеличили число прорезей в головной части кабины.

В 1990 г. приступили к выпуску модели КАЗ-4540-01 с гидросистемой управления фиксаторами открытия бортов кузова самосвального типа и прицепной платформы ГКБ-8535-01.

Металлический кузов с разгрузкой на три рабочие зоны обеспечивал открывание и закрывание борта в автоматическом режиме.

Для доставки легкой и объемной сельхозпродукции (скошенная трава, хлопковая масса, листья чая) устанавливали панели из металлической сетки, увеличивая борта по высоте.

Силовая установка. Узлы и механизмы трансмиссии

На грузовике устанавливался дизель ЯМЗ-КАЗ 642, который был вынесен за колесную базу и работал в сочетании с восьмискоростным устройством изменения передач (4 передачи и делитель).

Мотор располагался над передней осью, органы управления максимально сдвинуты вперед, место водителя находится над двигателем.

Подобная установка агрегатов обеспечивает рост пространства для размещения грузов, увеличивается проходимость по профилю (за счет роста угла въезда) и равное распределение полного веса автомобиля между мостами (6 120 кг передний и 6 140 кг задний).

Равная развесовка дала возможность использовать одинарные, по обе стороны осей, колеса с шинами широкого профиля и упростить систему поддержания давления в них.

По параметрам сбалансированности вращающихся узлов агрегат соответствовал рядному двигателю на 6 цилиндров, что достигалось использованием специального механизма и конструкцией вала мотора.

Цилиндровая группа поршня, подшипники коленвала, головки блоков, узлы устройства распределения газов унифицировались с деталями КамАЗовских моторов.

В условиях государственной плановой экономики, не придававшей значения конкуренции производителей, подобная взаимозаменяемость позволила наладить выпуск мотора в Кутаиси в 1981 году.

Трансмиссия, с передачей повышенного вращающего момента, дает возможность перемещаться, сопровождая уборочный комбайн при его скорости 2 км/ч.

Параметры ходовой части позволяют осуществлять движение по сложным грунтовым дорогам, по полю после вспашки. В раздаточной коробке применен блокируемый дифференциал.

КПП автомобиля на 8 позиций для движения вперед и 2 – назад представляла собой совмещенную конструктивно 4-ступенчатую коробку и 2-ступенчатый делитель.

Передачи, кроме задней, синхронизированы. Агрегат переключения, с устройством снятия мощности для гидравлического насоса, устанавливался отдельно от мотора на раме под самосвальным кузовом, соединен с двигателем дополнительным карданным валом, что упрощает обслуживание и ремонт механизмов, включая сцепление.

Сцепление сухое, с рабочим и фрикционным дисками, привод пневматический. Оба моста ведущие. В коробке раздачи вращающего момента установлен дифференциал межосевой блокировки, управляемый клавишей на панели приборов.

Передняя подвеска состоит из продольного типа одиночных полуэллиптических рессор и телескопических амортизаторов. Задняя – сдвоенные рессоры полуэллиптические.

Система тормозов — пневматического типа. Механизмы тормозов с разжимными устройствами клинового типа, имеющие автоматические регуляторы зазора.

В систему питания входят:

  • бензобак на 250 л;
  • трубопроводы;
  • топливный насос высокого давления (ТНВД) с механическим приводом;

  • фильтрующие устройства очистки топлива.
  • Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый, фильтр с заменяемым картриджем.

    Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.

    Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Система включает:

    • водяную рубашку блока;
    • радиатор;
    • помпу;
    • термостат;
    • жалюзи;
    • вентилятор и его кожух.

    Достоинства автомобиля

    Водители, которые застали время эксплуатации грузинского КАЗа-4540, инженерно-технический состав, обслуживающий и ремонтирующий автомобили, отмечали:

    • КАЗ-4540 – первый в Союзе самосвальный грузовик, спроектированный и построенный для нужд сельского хозяйства;
    • на машине прошло обкатку много оригинальных в разработке механизмов и агрегатов, получивших дальнейшее применение на российских грузовиках;
    • несложный доступ к узлам автомобиля позволил упростить обслуживание и ремонт;
    • высокая проходимость с полной загрузкой автопоезда до 12 т;
    • цельнометаллическая грузовая платформа с тремя рабочими зонами выгрузки;
    • бескапотная полноразмерная кабина, укомплектованная передовыми по тем временам органами управления.

    А вот здесь вы можете узнать технические характеристики ГАЗ-4301.

    Недостатки

    Низкая квалификация специалистов завода не позволила наладить производство качественной техники. Автомобили имели следующие недостатки:

    • выходили из строя механизм подъема кабины;
    • протечки масла и рабочих жидкостей на стыках узлов и механизмов двигателя и трансмиссии;
    • на пневмоприводе сцепления были ненадежны клапан и пневмокамера;
    • забивалась грязью и не работала автоподводка тормозных колодок;
    • ТНВД не выдавал необходимые параметры;
    • срезались заклепки крепления передней рессоры к раме.

    Одинаковая развесовка по осям наряду с преимуществами по проходимости разгружала задний мост, что при неаккуратном вождении могло привести к опрокидыванию автомобиля.

    Тотальный недостаток запасных частей заводского производства приводил к установке узлов от других автомобилей – на дороги выходили своеобразные автоконструкторы.

    Отказы профессионального водительского состава работать на кутаисской машине.

    По некоторым данным, в Кутаиси для нужд Грузинской республики собирают по несколько машин КАЗ-4540 ежегодно, в интернете есть информация о работающих до сих пор машинах в сельских регионах России и Украины.

    По мнению автоэкспертов, появление в рамках Государственной продовольственной программы оригинального сельского грузовика было бы наверняка успешным при более ответственном подходе руководства союзного автопрома к выбору завода-изготовителя.

    В следующем видео-обзоре более подробно рассмотрены технические характеристики автомобиля КАЗ-4540:

    Автомобили семейства «Колхида» (КАЗ-606, 608, 4540): обзор, технические характеристики, фото и видео

    Автомобиль «Колхида» за годы своего выпуска снискал себе не очень добрую славу среди шофёров. На некоторых автотранспортных предприятиях даже давали в управление грузовик КАЗ в качестве наказания нерадивым водителям. Почему машина продолжала выпускаться в течение тридцати лет и так ли всё было плохо с грузинским тягачом, до сих пор точно сказать нельзя.

    История появления автомобиля «Колхида»

    Первый автомобиль грузинского автопрома

    После Великой Отечественной войны в СССР вовсю шло восстановление промышленности, в том числе автомобильной. Помимо гигантов отечественного автопрома — ГАЗ и ЗИС (после смерти Сталина переименован в ЗИЛ), открывались предприятия, где осуществлялась сборка автомобилей из готовых запчастей (так называемая крупно-узловая сборка), а также изготовление отдельных агрегатов к существующим и поставленным на конвейер моделям. К числу этих агрегатов относились коробки передач и двигатель от грузовика ЗИС-120, а также всевозможные запчасти.

    Именно с такой специализации начал свою историю Кутаисский автомобильный завод им. Орджоникидзе, выпустив первую продукцию в 1947 году. Вскоре при заводе открылось конструкторское бюро, работа которого сводилась к незначительному изменению существующих машин для перевозки бетона, жидких и сыпучих материалов. Разрабатывался на КАЗе даже БТР, но так и не пошёл в серию, проиграв испытания 60-й серии ГАЗа.

    В 1961 году группа грузинских разработчиков, которыми руководил главный конструктор Д. Картвелишвили создала свой оригинальный проект, опираясь на узлы, агрегаты и комплектующие, которые выпускал завод самостоятельно либо уже существовавшие и выпускавшиеся на других предприятиях СССР. Это оказался грузовой автомобиль, получивший впоследствии гордое название «Колхида». Именно так называлась в древнегреческой историографии и мифологии область, лежащая на территории современной Грузии.

    В качестве прототипов было построено два вида грузовиков: самосвал, рассчитанный на перевозку 5 т груза в ковше, а также седельный тягач с прицепным устройством. Они получили наименования КАЗ-605 и КАЗ-606 соответственно. Тягач отличался от самосвала укороченной базой, составлявшей всего 2,7 м.

    Грузинские конструкторы получили разрешение экспонировать собранные образцы на ВДНХ СССР в 1959 году. В силу ряда прогрессивных решений, реализованных в грузовиках, Министерство автомобильной промышленности обратило на них внимание и постановило реализовать серийный выпуск седельного тягача. Выбор Минавтопрома был продиктован жёстким дефицитом данного вида техники в советских автопарках. Что же касается самосвала, то это компоновочное решение так и осталось навсегда в единственном экземпляре и впоследствии было утрачено.

    Обзор базовой модели КАЗ-606 «Колхида»

    Углы обзора в первой «Колхиде» действительно поражали

    При запуске первой «Колхиды» в серийное производство заводчане не стали мудрствовать лукаво, оригинальной в новом грузовике была только компоновка. Мосты, двигатель, коробка передач и многие другие элементы были взяты от обкатанного в производстве ЗИЛ-164.

    Однако даже этого хватало, чтобы привлечь внимание как министров автопрома, так и обычных людей. Кабина была расположена над двигателем, что позволило сделать компоновку бескапотной. В отечественном автомобилестроении этот случай был первым. Да и сами обводы цельнометаллической кабины были передовыми на то время. Стоит помнить о том, что на дворе стоял 1961 год, страна не так давно сменила на конвейере ещё военных времён коробчатые ЗИС-5 на более современные ЗИС-150, которые длинными капотами и радиаторными решётками ещё походили на ленд-лизовские «Студебеккеры».

    В случае же КАЗ-606 водитель получал просторную кабину с панорамными передними и гнутыми задними стёклами, заходящими на боковины. После тёмных кабин ЗИСов водитель сидел словно в аквариуме, и обзорность у нового грузовика была просто замечательная.

    Позаботились конструкторы и о комфорте, ведь автомобиль изначально планировалось использовать для дальних перевозок, этому способствовала сама конструкция магистрального седельного тягача. Позади передних сидений было оборудовано спальное место — неслыханное для аскетичных советских грузовиков новшество. Теперь два шофёра могли не просто меняться в дороге, но и вытянуться на заднем диване, что способствовало снятию усталости. В кабине был установлен вентилятор для работы в жарких регионах, а на передке — противотуманные фары. Кстати, кулиса рычага КПП была справа от водителя, а вот рукоять ручника — слева.

    Таким образом, передовые решения оснащённости салона были на высоком уровне. Что касается силового агрегата, то на первых экземплярах ставили хорошо известный, но уже устаревший на тот момент двигатель ЗИС-120К на 6 цилиндров, расположенных в ряд объёмом 5,5 литров. Карбюраторная «шестёрка» выдавала 90 лошадей при 2600 об/мин., но для гружёного автопоезда этого было явно мало.

    Внешний вид серийной модели также претерпел некоторые изменения. Так, передние круглые фары были перемещены с верхней части лобового листа кабина вниз, в специальные углубления по бокам радиаторной решётки, что сделало «внешность» автомобиля более презентабельной.

    Страшнее тигра или рыси….

    К сожалению, минусы «Колхиды» были выявлена сразу же после начала эксплуатации. Авто было явно «сырым» и требовало доработок. Старый двигатель не мог дать ни высокой скорости, ни нормальной грузовой тяги. Качество, которое выдавали грузинские автосборщики, было низким, намного ниже, чем на родительском Лихачёвском автозаводе. К тому же нарекания водителей вызывал доступ к двигателю: он осуществлялся через специальный люк между сиденьями. Теряя герметичность, он начинал пропускать в салон бензиновый угар двигателя, что сводило на нет все преимущества в комфорте.

    …автомобиль из Кутаиси

    Уже в 1962 году КАЗ-606 был модернизирован: под кабину поставили обновлённый двигатель ЗИС-120КЯ, в котором увеличили степень сжатия, частоту вращения коленвала и поставили более удачный карбюратор. Это дало прирост мощности в 20 л. с. и крутящего момента в 200 об/мин. После этого тягач мог буксировать прицепы до 10,5 т, но расход топлива был ужасающим: до 50 л на сто километров пусть и самого низкооктанового топлива.

    Видео: КАЗ-606 «Колхида»

    Обзор и технические характеристики КАЗ-608

    Надписи «Колхида» уже нет, но название уже закрепилось за автомобилями КАЗ

    Мощный поток жалоб с одной стороны, и совершенствование двигателей на автомобилях семейства ЗИЛ с другой сподвигли коллектив Кутаисского завода взяться за модернизацию своего детища. В основу обновлённого грузовика должен был лечь мотор от свежего, только что вышедшего ЗИЛ-130. С него же планировалось доукомплектовывать «Колхиды» другими узлами и агрегатами. V-образная «восьмёрка» 130Я5 выдавала 150 л. с. при объёме 6 литров и 3200 об/мин. При установке на грузинские тягачи в них предусматривалась установка воздушных фильтров иной конструкции. Казалось бы, такого запаса тяги должно было бы хватить вечно слабой «Колхиде», но по документации с установкой нового движка не могла не вырасти и паспортная грузоподъёмность. Теперь заявлялась буксировка прицепов до 15, 5 тонн, правда, с оговоркой: лишь по ровным дорогам с усиленным покрытием.

    Со старым 10-тонным прицепом машина разгонялась до 80 км/ч, однако долго ехать на такой скорости не получалось: кончалось горючее, ведь несмотря на новую конструкцию, расход бензина продолжал составлять 40 л/100 км.

    Хотя прототип был готов уже к 1963 году, выпуск начался лишь 4 года спустя, когда москвичи смогли наладить массовую поставку новых двигателей в Кутаиси.

    Подверглась переработке и компоновка автомобиля. Учтя неудачную схему размещения силового агрегата, его сместили назад, а доступ к нему обеспечили путём откидывания кабины вперёд. Угол в 45 градусов наклона посчитали достаточным для обслуживания двигателя. Машина приобрела черты современных грузовиков, но сам механизм откидывания вызывал нарекания шофёров. Фиксирующий замок был ненадёжным как в открытом, так и в закрытом состоянии. Это влекло аварийные ситуации: возможность откидывания на ходу или захлопывания при ремонте движка. Поэтому водители, которым досталась «Колхида», перестраховывались различными самодельными замками и распорками.

    Зато благодаря смещению силового агрегата сесть в автомобиль теперь могло три человека, а рычаг КПП переместился на пол. Водители наконец получили долгожданный гидроусилитель руля, отсутствие которого сказывалось на управляемости автомобилем, особенно на горных дорогах местности, где он изготавливался. Несмотря на модернизацию кабины, она отличалась неважным качеством: продувалась, скрипела, была непрочной.

    Грузины делали автомобиль явно не для такого использования

    В новой модификации КАЗ-608В, испытательный образец которой был собран в 1971 году, обитаемая часть грузовика была кардинальным образом переработана. В целом, дизайн был направлен на предельное упрощение. Площадь остекления стала меньше, поверхности избавились от гнутых переходов, что улучшило герметичность и облегчило изготовление.

    Сама кабина стала угловатой, за что получила прозвище «сервант». Как седельный тягач, КАЗ имел достаточно неплохие характеристики. Приходилось советским дальнобойщикам ездить и на машинах похуже. К тому же, большим плюсом являлась ремонтопригодность машины. Полная взаимозаменяемость с семейством ЗИЛ-130 — вторым по массовости среднетоннажным автомобилем СССР — гарантировала отсутствие дефицита запчастей и комплектующих.

    И всё же две характеристики не сделали «Колхиду» «народным» тягачом. Первое — это низкое качество сборки в солнечной Грузии, которое не повышали, предпочитая сохранять массовость выпуска. Второе — неудачное оснащение магистрального седельного тягача прожорливым бензиновым двигателем, который попросту «не вытягивал» немалый вес полуприцепа. Даже несмотря на дешевизну топлива в народном хозяйстве, расход автопоезда КАЗ был намного выше, чем пятитонного самосвала ЗИЛ-130, силовой агрегат которого позаимствовал кутаисский тягач.

    КАЗ-608 на дороге

    КАЗ-4540

    Попытку создать новый автомобиль коллектив Кутаисского автозавода предпринял в начале 80-х годов, сотрудничая с НАМИ. Речь шла о перспективном сельскохозяйственном грузовике-самосвале, ковш которого мог опрокидываться как назад, так и набок с помощью гидравлических подъёмников. Оснастить разработку наконец решили дизелем. Новый грузовик получил обозначение уже по новой номенклатуре: КАЗ-4540.

    Проморолик времен СССР об автомобиле КАЗ-4540

    «Фишкой» очередного детища грузинских конструкторов стал полный привод на обе оси. В сочетании с блокировкой межколёсного дифференциала на задней оси и односкатными шинами с внедорожным протектором, новая «Колхида» стала настоящим внедорожным грузовиком. Требовалось это для езды по целине, полям, раскисшим грунтовым дорогам, и с этим машина справлялась отлично. Большое передаточное число трансмиссионных агрегатов было оптимизировано для движения с очень малой постоянной скоростью в течение длительного времени — в паре с комбайном и другой сельскохозяйственной уборочной техникой.

    Внедорожный грузовик — КАЗ-4540

    Двигатель кутаисцы вновь не стали полностью разрабатывать заново: взяли камазовский 8-цилиндровый силовой агрегат и «отпилили» два цилиндра. Получившаяся V-образная «шестёрка» имела мощность в 160 л. с. и не давала большой скорости, но это и не требовалась для работы на полях. Зато проблему с тяговитостью и расходом топлива почти решили: при подвозе массы в 9 т он составлял около 20 л по дорогам с твёрдым покрытием и 30 л по грунтовым и просёлочным путям.

    Особой гордостью заводчан стала тормозная система и коробка передач. Первая была пневматическая, барабанного типа, и уверенно тормозила пустой грузовик с прицепом на паспортной скорости 70 — 80 км/ч. Гружёная машина, естественно, требовала большего тормозного пути.

    В целом, последняя модель КАЗ получилась удачнее предыдущих. Ниша универсальных сельхозмашин была практически пустой, и у «Колхиды» могли бы быть неплохие перспективы при условии устранения недоработок и повышения качества сборки. Однако с распадом СССР выпуск сократился до 20–30 машин в год, а затем грузинский автогигант и вовсе прекратил своё существование.

    Грузовые автомобили, производимые КАЗ, имели все шансы стать передовыми машинами. Но удачная компоновка и прогрессивные технические решения были сведены на нет низким качеством сборки и плохой госприёмкой на предприятии. В результате слава «Колхиды» скорее дурная, о чём говорят многочисленные поговорки и пословицы, сложенные острыми на язык шофёрами. А жаль: при соответствующих доработках эксплуатация грузовиков из Кутаиси могла бы быть более приятной.

    Читайте также:  Ваз 2107 стук в передней подвеске
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector