Электросхемы маз: схема электропроводки, электрооборудования, электрическая, автомобиля, проводки, евро-3 Инфо

Содержание
  1. Электросхемы маз: схема электропроводки, электрооборудования, электрическая, автомобиля, проводки, евро-3 Инфо
  2. Электрическая схема автомобиля МАЗ
  3. Электрооборудование МАЗ
  4. Система электроснабжения и электропуска
  5. Аккумуляторные батареи
  6. Генераторная установка
  7. Стартер
  8. Выключатель массы батарей
  9. Электрофакельное устройство (ЭФУ)
  10. Электрооборудование предпускового подогревателя
  11. Системы освещения и световой сигнализации
  12. Контрольно-измерительные приборы
  13. Система звуковой сигнализации
  14. Дополнительное оборудование
  15. —>Инструкции для ремонта грузовой техники —>
  16. —> —>Меню сайта —>
  17. —> —>Статистика —>
  18. Как читать автомобильные электрические схемы
  19. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  20. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  21. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  22. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  23. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  24. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  25. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  26. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  27. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  28. Обозначение предохранителей на электросхемах
  29. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  30. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  31. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  32. Автоэлектрика? Проще простого!
  33. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)

Электросхемы маз: схема электропроводки, электрооборудования, электрическая, автомобиля, проводки, евро-3 Инфо

Электрическая схема автомобиля МАЗ

Два варианта электросхем автомобилей МАЗ. Все схемы представлены в виде уменьшенных копий — для увеличения кликните на изображении и скачайте на компьютер.

Электросхема МАЗ — вариант 1

1 ФГ119-3711000-В Фара противотуманная
3 ММ350Б-3810000-Г Датчик указателя давления масла и воздуха ММ-350Б
4 СК-РР127-3702000 Реле-регулятор в сборе
5 ПФ101-3712000-В Подфарник в сборе
6 500-3724342-Г Пучок проводов правого подфарника
7 ФГ-122-3711000-В Фара
8 ПС5-3723000 Панель пятиклеммовая соединительная
9 ПЖД400-1015410-Б Щиток управления подогревателем
10 500-3724045-Б2 Пучок проводов между фарами
11 СЛ108-5205000-Г Стеклоочиститель электрический СЛ-108
12 СК101-3721000 Сигнал звуковой двухтональный в сборе
13 500-3724086-Б Пучок проводов подогревателя двигателя
14 500А-3724030 Пучок проводов по лонжерону
14 503А-3724030 Пучок проводов по лонжерону
14 504А-3724030 Пучок проводов по лонжерону
15 Г270А-3701000-Г Генератор в сборе
15 СК-СТ103-3708000 Стартер в сборе
16 СК-П39-3710000 Переключатель света ножной
18 500-3724058-В Пучок проводов стартера
20 500-3724064-Г Провод соединения кабины и двигателя с массой
21 ПС12-3723000 Панель двенадцатиклеммовая соединительная
22 МЭ233-3730000-Г Электродвигатель отопителя
23 51-3723100 Муфта проводов соединительная в сборе
24 500-3724080-Б1 Провод электродвигателя отопителя
25 ПР102-3722000-Б Блок предохранителей с плавкими вставками в сборе
26 ПР102-3722000-В Блок предохранителей с плавкими вставками
27 РС401-3726000-Г Прерыватель указателя поворотов РС-401
28 500-3724010-Ж1 Пучок проводов основной
29 500-3724062-Е Провод от аккумуляторных батарей к стартеру
30 КП-118-3801000-Г Щиток приборов в сборе
31 УК-143 Указатель температуры воды
32 УК-144 Указатель давления воздуха и масла
33 СП-134 Спидометр
34 ПП127-3713000-Б Патроны ламп
35 УБ-125 Указатель уровня топлива
36 ПД20-3803000-П Фонарь контрольной лампы указателей поворота
37 СК-ВК26-3720000-А2 Включатель приборов, стеклоочистителей и противотуманных фар
38 СК-П20-3710000-А2 Переключатель плафонов, отопителя и топливных баков
39 ПП2-3713000 Патрон контрольной лампы «Ближний свет». Лампа Л28х1
40 500-3724073-В1 Провод от включателя приборов к приборам
41 Г-П38-3709000 Переключатель освещения
43 АП-109 Амперметр
44 500-3724050-Г1 Пучок проводов плафонов
45 504-3724022-В Пучок проводов указателя уровня топлива
45 504Б-3724023-Б1 Провод указателя уровня топлива
47 500-3721080-Б Контактное устройство сигнала в сборе
48 СК-П109-3709000-Б2 Переключатель указателя поворота
49 МЭ302В-3730000-Г Датчик спидометра
50 6ТБ.266.003 Розетка штепсельная переносной лампы
51 СК-ВК318-3704000-Б Включатель массы батарей
52 500-3724052-В Провод массы розетки переносной лампы . .
53 500-3724039-Б Провод питания розетки переносной лампы
54 500-3724057-Д Перемычка аккумуляторных батарей
55 501-8104210 Вентилятор обдува водителя
56 ПК201-3714010-А Плафон освещения кабины
57 ПС4-3723000-А2 Панель двухклеммовая соединительная
58 СК-БМ127-3806600-А Датчик указателя уровня топлива
59 СК-ВК13-3720000-Б Включатель сигнала «Стоп»
60 ФП101-3716000-Г Фонарь задний правый в сборе
61 ПС1-3723000-А2 Панель трехклеммовая соединительная
61 ПС2-3723000-А2 Панель четырехклеммовая соединительная
62 500-3724031-В1 Пучок проводов левого заднего фонаря и розетки прицепа
62 503А-3724032 Пучок проводов задних фонарей
63 ПС300-3723100 Розетка штепсельная прицепа
64 ФП101-3716000-В Фонарь задний левый в сборе
65 ПК201-3714010-А Плафон освещения двигателя
66 ФЮ3-552-030 Батарея аккумуляторная 6ТСТ-165ЭМС
67 500-3724069-В Провод от аккумуляторной батареи к включателю массы
68 СК-ТМ100-3808000-Г Датчик указателя температуры воды ТМ-100
69 СК-РС512-3721000 Реле сигналов
73 500-3724058-Г Пучок проводов стартера (при установке предпускового подогревателя)
75 УП101-3726000-Б Повторитель боковой указателя поворота
76 500-3724160 Пучок проводов по двигателю в сборе
77 500-3724032-Г1 Пучок проводов правого заднего фонаря
78 500-3724041-А1 Пучок проводов противотуманных фар.

Электросхема МАЗ — вариант 2

Al — Блок предохранителей и реле, A3 — Прерыватель стеклоочистителя, А6 — Прерыватель указателя поборота, А7 — Магнитола, А8 — Реле блокировки демультипликатора, BAI, BA2— Громкоговоритель, ВК — Датчик температуры, ВР1.ВР2 — Датчик давления воздуха, ВРЗ — Датчик давления масла, ВР4.ВР5 — Датчик аварийного давления воздуха, BPI0 — Датчик аварийного давления масла, BV2 — Датчик спидометра, BV3 — Датчик скорости, ЕКЗ,ЕК4 -Свеча ЭФУ, Е1,Е2 — Фара головная, ЕЗ,Е4 — Фара противотуманная, Е5,Е6 — Передний фонарь, Е7 — Фонарь, Е8 — Фонарь номерного знака, Е9. Е11 — Фонарь знака автопоезда, EI2 — Фонарь подкузовной, Е13,Е14 — Боковой указатель поворотов, EI5.EI6 — Фонарь габаритный, Е17,Е18 — Задний фонарь, Е20 — Фонарь заднего хода, Е23.Е24 — Плафон освещения кабины, Е25 — Плафон освещения двигателя, Е26 — Фара — прожектор, Е28,Е27 — Плафон освещения спального места, ЕК1,ЕК2 — Фонарь освещения стеллажей, ЕЗО — Нагреватель зеркал, EL1. EL6 — Лампа подсветки приборов, FU1 — Предохранитель 60 А, FU2 — Предохранитель 30 А, FU3—FU9 — Предохранитель 8 А, FU11 — Предохранитель 16 А, G — Генератор, GBl, GB2 — Аккумуляторная батарея 6СТ I90A, НА 1 — Комплект электрических сигналов, НА2 — Сигнал пневматический, КК1 — Добавочное сопротивление, КК2 — Прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза, К1 — Реле стартера, Ml — Стартер, М2, МЗ — Электродвигатель отопителя, М4 — Моторедуктор стеклоочистителя, М8 — Электродвигатель омывателя, РР — Комбинация приборов, Р2 — Тахометр, PS —Спидометр, RP — Реостат подсветки, XSl — Розетка основная, XS3 — Розетка, XS4 — Розетка переносной лампы в кабине, XS5, XS6 — Розетка, WA — Антена, SA1 — Выключатель стартера, SA2 — Переключатель стеклоочистителя, SA3 — Переключатель света главный, SA4 — Переключатель указателей поворота, SA5 — Переключатель отопителя, SA7 — Выключатель фонаря, SA8 — Выключатель плафона, SB1, SB3 — Выключатель кнопочный, SB4 — Выключатель аварийной сигнализации, SA9 — Выключатель клапана гидроотбора, Кнопочные выключатели с подсветкой: SB5 — Противотуманных фар, SB8 — Выключатель нейтрали, SB9 — Плафона освещения двигателя, SB11 — Фара—искателя, SB12 — Межколесного дифференциала, SB13 — Межосевого дифференциала, SB 14 — Фонарей автопоезда, SB 15 — Подогрева зеркал, SB20 — Освещения стеллажей, SK — Датчик аварийной температуры, SLI — Датчик уровня топлива, SP1.SP6 — Выключатель сигналов «стоп», SP7 — Выключатель, SQ1, SQ2 — Выключатель.

Контрольные лампы: HG1 — Блок контрольных ламп, HG4 — Поворотов тягача, HG5 — Поворотов прицепа, HG7 — Системы ЭФУ, HG8 — Дальнего света, HG9 — Включения делителя, HG10 — Межосевая блокировка, HG11 — Межколесная блокировка, HG12 — Включения нейтрали.

Электрооборудование МАЗ

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б — белый, Г — голубой Ж — желтый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ч — черный; Ф — фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

В зависимости от условий транспортировки сухозаряженных аккумуляторных батарей они могут поставляться без электролита или с электролитом. Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, перед началом эксплуатации следует привести в рабочее состояние, а залитые электролитом — при необходимости откорректировать по плотности.

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Устройство служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже — 5 °С до -25 °С.

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Читайте также:  Гур мтз-82: как устранить неисправности, регулировка, распределитель, переделка Инфо

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Системы освещения и световой сигнализации

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

В систему световой сигнализации входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения.

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, выключатели и переключатели.

Система звуковой сигнализации

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона. Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию относятся электрические устройства, обслуживающие стеклоочиститель, систему отопления и вентиляции кабины.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

—>Инструкции для ремонта грузовой техники —>

—> —>Меню сайта —>

—> —>Статистика —>

—> —>Главная » 2016 » Июнь » 20 » Электрооборудование автомобилей МАЗ-544018, 643018,650118 (Евро-3), МАЗ-534019, 544019, 630119, 650119 (Евро-4) с двигателями Mercedes OM50

Электрооборудование автомобилей
МАЗ-544018, 643018,650118 (Евро-3), МАЗ-534019, 544019, 630119, 650119 (Евро-4)
с двигателями Mercedes OM501LAIII/18, OM501LAIV/4

Cхемы электрические (электросхемы кликабельны)

Расположение элементов блока коммутации БКА-3

Схема электрическая принципиальная БКА-3

Расположение контактов в разъемах

Система электропитания

Система сигнализации поворотов и аварийной

Система управления габаритными огнями

Система управления ближнего, дальнего и дополнительного света фар

Указатели и лампы аварийные

Установка и пломбировка тахографа

Подключение датчиков по двигателю и коробке передач

Система сигнализации сигнала торможения, ручного тормоза и заднего хода
$IMAGE18$
Звуковые сигналы

Блокировка межколесных и межосевого дифференциалов

Система управления стеклоочистителем и стеклоомывателем

Система передних противотуманных фар

Система задних противотуманных фонарей

Фара освещения сцепки, блокировка поворотной оси полуприцепа и бытовые приборы
Радиооборудование

Плафоны освещения

Нагреватели зеркал и осушитель воздуха

Сигнал автопоезда

— схема соединений

* G Генератор
* GB1.GB2 Аккумуляторная батарея 6СТ 190А
* НА1 Зуммер
* НА2 Зуммер
* НАЗ Комплект электрических сигналов
* НА4 Сигнал пневматический

* HL1 Предпускового подогрева двигателя
* HL2 Включения муфты вентилятора
* HL3 Ближнего света фар
* NL4 Передних противотуманных фар
* HL5 Дальнего света фар
* HL6 Дополнительного дальнего света фар
* HL7 Поворотов тягача
* HL8 Поворотов прицепа
* HL1D Заднего противотуманного фонаря
* HL12 Блокировки межколесного дифференциала
* HL13 Блокировки межосевого дифференциала
* HL15 Стояночного тормоза
* HL17 Засоренности воздушного фильтра
* HL18 Засоренности масленного фильтра
* HL19 Зарядки батареи
* HL21 Уровня охлаждающей жидкости
* HL22 Аварийного давления масла
* HL23 Перегрева двигателя
* HL24 Центральный аварийный сигнал
* HL25 Неисправности тормозной системы
* HL26 Аварийного давления первого контура
* HL27 Аварийного давления второго контура
* HL28 Резерв топлива

* М1 Стартер
* М4 Электродвигатель стеклоочистителя
* М7 Циркуляционный насос
* М8 Электродвигатель стеклоомывателя
* Р1 Тахометр
* Р5 Щиток прибороВт
* PS Тахограф
* RP Реостат подсветки
* SA1 Выключатель стартера
* SA2 Переключатель стеклоочистителя
* SA3 Переключатель света главный
* SA4 Переключатель указателей поворота, света и электрических сигналов
* SA5 Переключатель отопителя
* SA7 Выключатель фары сцепки
* SA8 Выключатель нагребателя зеркал
* SA9 Выключатель фонарей автопоезда
* SA10 Выкл. межколесного дифференциала
* SA11 Выкл. межосеВого дифференциала
* SA12 Выкл. поВоротной оси полуприцепа
* SA13 Выкл. противотуманных фонарей
* SB1 Выключатель аварийной сигнализации
* SB2 Дистанционный выключатель АКБ
* SB3.SB4 Выключатель освещения кабины
* SL1 Датчик уровня топлива
* SL2 Датчик уровня жидкости
* SP1 Выключатель сигналов ‘стоп*
* SQ1.SQ2 Выключатель
* SQ3 Выключатель
* SQ4..SQ6 Выключатель
* SQ1D Выключатель
* WA Антенна
* XS1 Розетка основная
* XS2 Розетка дополнительная
* XS3 Розетка переносной лампы
* XS4 Розетка переносной лампы в кабине

* Y2 Пневмосигнала
* Y3 Блокировки межколесной
* Y4 Блокировки межосевой

Перечень элементов электрооборудования

* А Блок коммутационной аппаратуры
* А1 Прерыватель
* А2 Прерыватель стеклоочистителя
* А7 Магнитола стереофоническая автомобильная
* В Холодильник
* ВА1.ВА2 Широкополосная акустическая система
* ВК Датчик указателя температуры воды
* ВР1.ВР2 Датчик комбинированный давления
* ВР4 Датчик аварийного давления воздуха
* ВР5 Датчик
* Е1.Е2 Фара головная
* ЕЗ.Е4 Фара противотуманная
* Е7.Е8 Передний указатель поворота
* Е9. Е11 Знак опознавательный
* Е13.Е14 Указатель поборота боковой дополнительный
* Е15.Е16 Фонарь боковой габаритный 4462.3731-03
* Е17 Фонарь задний
* Е18 Фонарь задний
* Е22.Е23 Плафон освещения кабины
* Е25 Фара освещения сцепки
* Е26.Е27 Плафон освещения спального места
* ЕК1.ЕК2 Нагреватель зеркал
* ЕК5 Осушитель воздуха

* F’ 1 60А (с винтоВым креплением Мб)
* F’ 2 ЗОА (с винтоВым креплением МБ)
* F’ 3 ЗОА (с винтоВым креплением МБ)

Цилиндрические предохранители на 8А и 16А:

* F1 16А холодильника
* F2 16А (+) от замка для ABS тормозов
* F3 16А осушителя воздуха, нагревателей
* F4 16А (+) от генератора для ABS тормозов
* F5 16А от генератора для электроники дБигателя
* F6 8А указателей поВорота
* F7 8А фонарей автопоезда
* F8 8А сигналов торможения тягача
* F9 8А (+) с реле сигналов торможения
* F10 8А фонаря заднего хода
* F11 8А сигналов торможения прицепа
* F12 8А аварийной сигнализации
* F13 8А блока управления подогревателем
* F14 8А таймера терморегулятора, радио
* F15 8А вентиляторо штатного отопителя
* F16 8А нагревателей независимого отопителя
* F17 8А дальнего света правой фары
* F18 8А дальнего света левой фары
* F19 8А ближнего света правой фары
* F20 8А ближнего света леВой фары
* F21 8А резерва габаритов
* F22 8А подогрева зеркал, стеклоподъемников
* F23 8А муфта вентилятора
* F24 8А электрических сигналов
* F25 8А регулятора напряжения, останов двигателя
* F26 8А клапана останова двигателя
* F27 8А выключателей
* F28 8А стеклоочистителя, стекло и фаромывателя
* F29 8А питания контрольных ламп остальных
* F30 8А питания контрольных ламп аварийных
* F31 8А питания приборов
* F32 ВА провод 131
* F33 8А тахографа
* F 34 6А плафонов кабины
* F35 6А задних противотуманных фонарей
* F36 8А дополнительных фар дальнего света
* F37 8А передних противотуманных фар
* F38 8А правого габарита прицепа
* F39 8А левого габарита прицепа
* F40 8А подсветки приборов
* F41 8А правого габарита тягача
* F42 8А левого габарита тягача

* HL29 Уровня масла В ГУР
* HL31 Делителя коробки передач
* HL32 Демультипликатора коробки передач

* К1 Шунтирование добавочного сопротивления
* К2 Разгрузки выключателя стартера и приборов
* КЗ Сигналов ‘торможения’ тягача
* К4 Фонарей заднего хода
* К5 Дальнего света фар (Д.С.)
* Кб Ближнего света фар (Б.С.)
* К7 Разгрузки выключателя стартера и приборов
* К8 Электрических звуковых сигналов
* К9 Разгрузки выключателя стартера и приборов
* K10 Сигналов ‘торможения’ прицепа
* К11 Резервное реле
* К12 Включения ЭФУ
* К13 Глушения двигателя
* К14 Реле задержки времени отключения АБ
* К15 Дополнительных фар Д.С. (прожекторов)
* К16 Габаритов прицепа
* К17 Габаритов тягача
* К18 Зуммер
* К19 Дистанционного выключателя АБ
* K20 Задних противотуманных фонарей (ЗПр.)
* К21 Передних противотуманных фар
* К22 Муфта вентилятора
* К23 Стартера
* К26 Выключатель аккумуляторной батареи
* КК Реле контрольной лампы стояночного томоза

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы ото­пления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображе­нием элементов электрооборудования приведены но­мера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; КЧ — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолето­вый; Ч — черный.

Система электроснабжения (рис. 323) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккуму­ляторные батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, подключенная параллель­но аккумуляторным батареям. Отрицательный вы­вод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля через выключатель 7 массы с дистанци­онным управлением.

Схема оборудована реле 1, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выклю­чателя 13 приборов и стартера ток не подается к кнопке 8 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумулятор­ных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования уста­новкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 324) пред­назначена для оповещения водителей других тран­спортных средств о совершении поворота (разво­рота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля, влияю­щих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: ава­рийная световая сигнализация, сигнализация тор­можения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и при­цепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмоприво­да тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие пере­ключатели, выключатели и реле.

Выключатель 8 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указа­телей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не све­тить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Кон­тактно-транзисторный реле-прерыватель 3 обеспе­чивает прерывистый режим работы указателей пово­рота автомобиля и прицепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 26 контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля. При этом замыкаются контакты пневмоэлектричес-кого датчика 13 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 сигнала тормо­жения и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при вклю­чении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика 20, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормоз­ной системы установлен реле-прерыватель 21, вслед­ствие чего лампа горит прерывистым светом. Одно­временно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Система наружного и внутреннего освещения (рис. 325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны осве­щения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником пи­тания выполнено по однопроводной схеме за ис­ключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.

Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохра­нителями ПР310, установленными на панели пре­дохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов за­щищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система контрольно-измерительных приборов (рис. 326) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомоби­ля, а также определения скорости движения. Конт­рольно-измерительные приборы состоят из указате­
лей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположенына агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей массой автомобиля; приборы соединены между со­бой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Рис. 323 . Электрическая схема системы электроснабжения: 1 — реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — батареи аккумуляторные; 7 — выключатель массы; 8 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 — реле электродвигателей отопителя; 10 — амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 — предохранитель ПР310 (10 А); 13 — выключатель приборов и стартера; I — к термореле ЭФУ

Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 — фонари передние левый и правый; 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 — предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 — переключатель света комбинированный; 6 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 — предохранитель ПР 310 (10 А); 8 — выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 — указатели поворота правый и левый; 11, 12 — фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 — реле сигналов торможения; 16 — сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 — выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 — реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 — выключатель света заднего хода; 23 — фонарь заднего хода; 24 — розетка прицепа 24 В; 25 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 — выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I — к выключателю приборов и стартера; II — к указателю температуры охлаждающей жидкости; III — к указателю тахометра; IV — к указателю спидометра

Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера

Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 — указатель уровня топлива; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — указатель давления масла; 9, 11 — блоки контрольных ламп; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — датчик спидометра; I — к выключателю приборов и стартера

Система отопления предназначена для поддер­жания оптимального температурного режима в ка­бине при снижении температуры окружающего воз­духа. Электродвигатели 1 (рис. 327) нагнетают воз­дух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внима­ние на направление вращения их валов. В системе применяется реверсивный электро­двигатель МЭ 250. При подсоединении положитель­ного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вра­щение, а отрицательного полюса — левое вращение. Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью кла­вишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает пневмо-и электрозвуковые сигналы 12 (см. рис. 327), пред­назначенные для обеспечения безопасности движе­ния, и звуковой сигнал 11 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмо­привода тормозных механизмов автомобиля, для внутренней сигнализации в кабине.

Звуковой пневмосигнал включается нажатием кноп­ки справа на комбинированном переключателе света.

При давлении воздуха и в пневмосистеме 392,3. 686,5 кПa (4. 7 кгс/см 2 ) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и включа­ются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов 12 осуще­ствляется через промежуточное

реле 13, установ­ленное на нижней панели приборов.

Сигнал 11 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок кон­трольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 100.

Схемы электрооборудования автомобилей моделей 5320 и 55102 различаются наличием дополнительного электрооборудования механизма подъема платфор­мы на автомобиле мод. 55102:

— двух электромагнитных клапанов подъема и опускания платформы;

— электромагнитного клапана распределителя гидросистемы;

— электромагнитного клапана коробки отбора мощности;

— выключателя коробки отбора мощности;

— переключателя распределителя гидросистемы;

— переключателя механизма подъема платформы.
В отличие от автомобиля мод. 55102 на авто­мобиле мод. 55111 отсутствуют:

— опознавательные фонари автопоезда и их вы­ключатель;

— электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала;

— электромагнитный клапан распределителя гид­росистемы и его переключатель.

На автомобиле-тягаче мод. 53212 в отличие от автомобиля мод. 5320 устанавливаются:

— плафон освещения спального места (допол­нительно);

— выключатель приборов и стартера с противо­угонным устройством.

На седельном тягаче мод. 5410 по сравнению с автомобилем мод. 5320 установлены дополнительно плафон освещения спального места и фара осве­щения седельно-сцепного устройства.

Седельный тягач мод. 54112 в отличие от авто­мобиля мод. 5410 имеет выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 — электродвигатель отопителя; 2 — переключатель электродвигателей отопителя; 3 — стеклоочиститель; 4 — реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 — предохранитель ПР 310 (10 А); 7 — переключатель стеклоомывателя; 8 — стеклоомыватель, 9 — переключатель стеклоочистителя; 10 — переключатель света комбинированный; 11 — сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 — реле звуковых сигналов; I — к выводу AM выключателя приборов и стартера; II — к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III — к реле сигналов торможения; IV — к блоку сигнализаторов

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

На всех схемах единый перечень элементов, зоны расположения элементов в полумонтажных схемах могут незначительно отличаться (рис. 328-337).

Читайте также:  Газель некст фермер: технические характеристики, 4х4, бизнес, next, отзывы, цена Инфо
MotoKomo.ru