Что такое скрепер - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое скрепер

Классификация скреперов с учетом основных признаков

Скреперы применяют при разработке грунтов до IV категории включительно. Для облегчения процесса копания грунты выше 2-й категории предварительно разрыхляют рыхлителями.

Дальность транспортирования грунта прицепными скреперами экономически эффективна на расстояние до 300 м и самоходными до 5000 м. Рабочий процесс техники состоит из следующих операций: набора грунта, транспортирования груженого скрепера, разгрузки, транспортирования пустогй машины к забою. С помощью такого рода техники можно возводить насыпь земляного полотна из боковых резеровов или грунтовых карьеров, устраивать выемки с отвозкой грунта в насыпи или кавальеры, планировать строительные площадки, срезать растительный слой грунта в полосе отвода дороги.

С учетом основных признаков скреперы классифицируются:

1. По емкости ковша (м3) — малой емкости, с ковшом емкостью до 5; средней емкости, с ковшом емкостью до 6—15; большой емкости с ковшом емкостью более 15;

2. По способу загрузки — на заполняемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия базового тягача и загружаемые с помощью загрузочного устройства. К первому типу относятся скреперы обычного исполнения, а к второму типу — элеваторные, гребковые, роторные.

3. По способу разгрузки — на машины со свободной, принудительной и полупринудительной (комбинированной) разгрузкой. В скреперах со свободной разгрузкой опорожнение ковша осуществляется под действием собственного веса грунта. При принудительной разгрузке полное опорожнение ковша осуществляется с помощью задней стенки. В технике с полупринудительной (комбинированной) разгрузкой часть объема грунта высыпается под действием собственного веса, а часть с помощью принудительной очистки.

4. По типу привода — на скреперы с канатным, электромеханическим и гидравлическим приводом.

Канатный привод состоит из следующих узлов: механической лебедки, системы полиспастов и направляющих блоков, а также рычагов управления. Электрический привод состоит из электродвигателя, шестеренчатого редуктора и зубчатого реечного механизма. К электромеханическому приводу следует отнести также привод, состоящий из электролебедки и канатно-блочного механизма. Гидравлический привод включает насос, бак с жидкостью, гибкие шланги и гидрораспределитель.

5. По способу агрегатирования — на прицепные, полуприцепные, самоходные и скреперные поезда.

Прицепной скрепер буксируется гусеничным или двухосным колесным трактором. Полуприцепный – находится в сцепке с гусеничным или двухосным колесным трактором (тягачом) передней частью (хоботом) через опорно-сцепное устройство.

Самоходный скрепер представляет собой единую конструкцию с индивидуальной энергетической установкой, обеспечивающей передвижение машины и работу всех агрегатов, в том числе и управление рабочими органами.

6. По типу тягача или самоходного оборудования — на колесные и гусеничные. Самоходный скрепер, как правило, выполнен на пневмоколесном ходу.

7. По типу трансмиссий — на механические, гидромеханические, электрические и гидростатические.

Рис. 1. Схемы скреперов:

а и б — двухосный прицепной и одноосный прицепной к гусеничному трактору; в — прицепной к колесному тягачу; г — полуприцепной к двухосному тягачу; д — полуприцепной к одноосному тягачу или самоходный скрепер с мотор-колесами; е — самоходный двухмоторный; ж — самоходный с задним двигателем; з — скрепер-бульдозер; 1 — гусеничный трактор или колесный тягач; 2 —ковш; 3 — заслонка; 4 — буфер; цифры указывают примерное распределение, массы скрепера с груженым ковшом по осям.

Рис. 2. Схемы разгрузки ковша скрепера:

а — свободная разгрузка вперед; б — свободная разгрузка назад; в — принудительная разгрузка; г — полупринудительная разгрузка через нож; д — щелевая разгрузка; 1 — передняя заслонка; 2 — ковш; 3— нож; 4 — задняя заслонка; 5 — задняя стенка; 6 — диище; 7 — заслонка

Наиболее распространенной для самоходных машин является гидромеханическая трансмиссия. Основные конструктивные схемы скреперов показаны на рис. 1.

Устройство. Рабочим органом данного типа техники является сварной ковш, имеющий на передней кромке днища во всю ширину ступенчатые ножи. В задней части ковша находится буфер, который имеет двоякое назначение. В первом случае он предназначен для упора отвала бульдозера при подталкивании машины. Во втором случае центральная балка буфера служит как направляющая хвостовика задней стенки. Боковые стенки ковша изготовлены из стального листа, усиленного балками жесткости. В боковых стенках ковша имеются проушины и кронштейны для крепления гидроцилиндров управления заслонкой, для рычага заслонки, а также имеется опора для крепления упряжного шарнира и гнезда для крепления оси заднего колеса. Задняя стенка ковша представляет собой подвижный щит и по бокам имеет направляющие ролики. Однако эти ролики не удерживают заднюю стенку от опрокидывания при выгрузке грунта. Стенку удерживает и центрирует хвостовик. Заслонка может быть плавающей и управляемой с помощью гидроцилиндров.

Передняя рама скрепера выполнена в виде арки и в своей конструкции имеет шкворень для соединения с тягачом, арку, рычаги и упряжной шарнир. Ковш прицепного скрепера с канатным управлением имеет несколько другую конструкцию. Отличие состоит в том, что сам ковш является одновременно задней рамой скрепера и состоит из двух боковых стенок и днища ковша, служащего одновременно задней стенкой.

На рис. 2 представлены схемы разгрузки ковша скрепера. При свободной разгрузке, а она применяется в ковшах небольшой емкости, ковш опрокидывается и грунт высыпается под действием собственного.веса (рис. 2, а, б).

Скреперные ковши с полупринудительной разгрузкой (рис. 2, г) имеют неподвижные боковые стенки, а разгрузка выполняется при повороте днища и задней стенки вокруг оси. Грунт под собственным весом и напором задней стенки высыпается из ковша.

Способ принудительной разгрузки с помощью задней стенки, приводимой в движение гидроцилиндрами, является прогрессивным, так как полностью очищает ковш от грунта (рис. 2, в). Щелевая разгрузка (рис. 2, д) менее прогрессивна и не нашла широкого применения.

Прицепные скреперы с гидравлическим управлением (рис. 3) состоят из серьги для сцепления скрепера с трактором, шкворневого устройства для поворота передних колес, несущей рамы, ковша, заслонки и задней стенки. Рабочими органами управляют из кабины трактора с помощью рычагов управления трехсекционным гидрораспределителем.

Рис. 3. Скрепер ДЗ-3.3 (Д-569):

1 — трактор; 2—серьга; 3 —шкворневое устройство шарового типа; 4 —рама; 5—рукава и трубопроводы; 6 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша; 7 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша; 8 — заслонка ковша; 9 — ковш; 10 — задняя стенка ковша; 11 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша; 12 — колеса с шиной; 13, 14 — нижний и боковой ножи; 15 — дышло

Необходимо отметить, что прицепные скреперы обычно применяются в условиях переменного рельефа местности. Прицепной скрепер с канатным управлением имеет полупринудительную выгрузку грунта опрокидыванием днища и задней стенки вокруг шарнира. Самоходная машина с принудительной разгрузкой состоит из базового одноосного тягача и одноосного полуприцепного скреперного оборудования.

Полуприцепной и самоходный скрепер с пневмоколесными тягачами имеют большую транспортную скорость: например, с одноосным тягачом имеют скорость 40—52 км/ч, а при двухосном тягаче до 70 км/ч. Скреперные агрегаты из двух или трех машин позволяют резко увеличить производительность этих машин. Важным фактором для повышения производительности данного типа техники является применение скребкового конвейера (рис. 4), для загрузки ковша. В движение конвейер приводится от электродвигателя или гидродвигателя.

Применение элеваторной загрузки обеспечивает высокий коэффициент загрузки ковша и снижение тягового усилия при заполнении машины на 20—25.

Автоматизация работы скрепера значительно облегчает условия работы и повышает производительность. С помощью автоматического регулирования можно поддерживать оптимальный режим работы двигателя, а также тяговое усилие машины на постоянном уровне регулированием толщины стружки грунта. Автоматическая система и устройства, применяемые на скреперах, аналогичны системам, приведенным в разделе «Бульдозеры».

Для повышения точности планировочных работ при отделке дорожных насыпей и выемок применяют систему автоматического управления «Стабилоплан-I», которая обеспечивает автоматическую стабилизацию продольного углового положения ковша скрепера при выполнении планировочных работ.

Рис. 4. Принципиальные схемы скреперов со скребковым конвейером: а — набор грунта; б — выгрузка грунта

На тракторе в кабине водителя смонтирован блок и пульт дистанционного управления, а за кабиной размещен электрозолотник управления. На буфере скрепера установлен датчик углового положения, который включен в электросхему управления и регулирует толщину срезаемой стружки грунта.

Технологические схемы работы. Для разработки грунта заранее составляют схему, по которой будет работать скрепер. Производительность зависит от того, насколько полно используется емкость ковша и рационально выбирается схема резания и набора грунта. Рекомендуется набирать грунт на передаче базовой машины при скорости 2—3 км/ч, при толщине срезаемой стружки от 7 до 35 см, что в свою очередь определяется категорией грунта и мощностью базового тягача и толкача. Трактор-толкач обеспечивает полную загрузку ковша скрепера в плотных грунтах. Наполнение ковша с постепенным выглуб-лением ножа производят при постоянной толщине стружки и ширине резания. Этот способ используют при планировке грунта. Для сокращения времени набора грунта используют ступенчатый способ наполнения ковша. Зарезание грунта при устройстве выемок и разработке резервов ведут по ребристо-шахматной схеме, по которой разработка грунта ведется последовательными рядами проходок, одинаковыми по длине и расположению. При работе скрепера по этой схеме между проходами первого ряда оставляют полосы неразработанного грунта шириной не более 1,3 м. Второй ряд разработок ведется на расстоянии половины длины проходки от первого и расположен по оси оставленных полос грунта. Работа по этой схеме увеличивает заполнение ковша до 110% его геометрической емкости, сокращая при этом на 10—15% путь и время набора грунта. По этой схеме скрепер может работать без трактора-толкача. При работе в рыхлых сыпучих грунтах применяют способ, называемый «клевок». По этому способу величина заглубления ковша в 2 раза больше той, которая соответствует устойчивой работе двигателя с полной нагрузкой. При работе базового тягача на неустойчивой характеристике двигателя ковш выглубляется, в это время двигатель снова набирает нужные обороты, и так повторяется до тех пор, пока ковш будет полным.

Читайте также:  Комбайны нью холланд (new holland)

В зависимости от расположения забоев относительно мест отсыпки грунта движение скреперов может быть организовано по различным схемам. Рациональную схему движения скреперов инженерно-технические работники выбирают заранее в проектах производства работ на основании технико-экономических расчетов, а также с учетом следующих требований:

  • путь транспортирования грунта должен быть кратчайшим;
  • забой должен быть такой длины, чтобы ковш скрепера загружался полностью;
  • длина участка разгрузки должна обеспечивать полную разгрузку ковша;
  • при возведении полотна должны быть въезды и съезды.

Наиболее распространенными схемами движения скреперов являются: эллиптическая, восьмеркой и зигзагообразная. Кроме этих схем применяют следующие: схему «спираль», поперечно-челночную, продольно-челночную.

Что такое скрепер

Существует множество разновидностей техники, специализирующейся на разработке грунтов, однако одной из самых востребованных представляется скрепер МОАЗ. Он представляет собой эффективный агрегат, который превосходно подходит для разработки земель различных категорий, горных пород и их последующей перевозки.

Скрепер МОАЗ-6014

Если более подробно изучить фото скрепера МОАЗ-6014, который представляется одним из самых популярных отечественных агрегатов данного типа, можно сделать вывод о том, что он является специальной машиной, основой которого выступает автопоезд. Он обладает широким спектром применения, поскольку может без особых проблем разрабатывать грунты с 1 по 4 категорию.

Твердые виды грунтов перед разработкой с помощью подобного оборудования потребуют предварительной подготовки. Самоходный скрепер способен осуществлять послойную разработку, после чего перевозить грунт в обрабатывающие сооружения, используя прицепной модуль.

Среди ключевых преимуществ МоАЗ-6014 целесообразно отметить следующие особенности:

  • высокая производительность;
  • доступная стоимость;
  • ремонтопригодность, наличие множества запчастей.

Агрегат был впервые разработан в СССР в конце 20-ого века и на тот момент представлял собой передовое оборудование, выгодно отличающееся от большинства аналогов. Изначально он разрабатывался на базе седельного тягача 546. На текущий момент характеристики устройства несколько устарели, однако длительный срок службы привел к повсеместному использованию МоАЗ до сих пор.

Производство модели прекратилось лишь в 2000-х годах, когда Могилевский завод был приобретен группой компаний БелАЗ. Впоследствии её заменил своеобразный скрепер трактор обновленной модели — 6007, который обладает более совершенными и соответствующими современным требованиям характеристиками.

Принцип работы скрепера

Алгоритм работы подобного оборудования крайне прост и позволяет в сжатые сроки обработать внушительные объемы грунта. Скрепер срезает землю ровным слоем по мере движения в одном направлении. После этого агрегат сворачивает на целину, после чего повторяют процедуру.

Далее оператор осуществляет следующие действия:

  1. Набрав достаточно грунта, оператор закрывает переднюю стенку с помощью гидропривода, что позволяет создать своеобразный кузов, аналогичный самосвальному.
  2. Машина едет до места сброса грунта.
  3. Добравшись до пункта назначения, оператор открывает стенку и осуществляет разгрузку. Конструкция спецсредства позволяет выполнять её на ходу, что положительно сказывается на эффективности работ.

При помощи столь простого принципа работы удается быстро обучить персонал для управления скрепером, после чего приступать непосредственно к обработке грунта. Также он может использоваться для уборки снега.

Технические характеристики МОАЗ-6014

Выдающиеся технические характеристики МоАЗ 6014 сделали его невероятно популярным среди потребителей. Имея меньшие габариты, чем обновленная версия, МоАЗ 6014 может использоваться даже в условиях умеренно-ограниченного пространства, что расширяет сферу его применения.

К числу наиболее значимых рабочих показателей необходимо отнести:

  • снаряженный/полный вес оборудования — 20/36 тонн;
  • грузоподъемность — 16 тонн;
  • объем ковша — 11 кубометров;
  • предельная скорость движения транспортного средства — 44 км/ч;
  • шины — 21х28 дюймов;
  • дорожный просвет — 0,45 м;
  • ширина среза — 2,82 м;
  • глубина среза — 30 см.

Благодаря превосходным характеристикам МоАЗ используется до сих пор, а отзывы владельцев подобного транспортного средства исключительно положительные.

Основное достоинство агрегата — возможность в сжатые сроки подготовить площадку для будущего строительства или других работ.

Планируя купить подобное оборудование, необходимо учитывать его сравнительно узкую специализацию, а также небольшое количество единиц техники, представленных на рынке. Стоимость устройства будет зависеть от состояния, а также его года выпуска. Модели, выпущенные в 90-е годы в удовлетворительном состоянии можно приобрести за 200-400 тыс. рублей.

Несколько дороже будут стоить обновленные агрегаты, выпущенные в 2000-х годах. В хорошем состоянии такое устройство обойдется покупателю не менее 1,5 млн рублей.

Конструкция скрепера

Разобравшись, что такое скреперы, необходимо отметить, что высокая надежность модели обусловлена простой конструкцией, которая включает в себя сразу несколько ключевых элементов. Все они отличаются высокой ремонтопригодностью, малая стоимость запчастей позволяет существенно сэкономить на обслуживании, поддерживая агрегат в оптимальном состоянии.

Конструкция включает несколько основных элементов:

  • двигатель — дизельного типа ЯМЗ-283АМ2, общей мощностью 225 л.с.;
  • трансмиссия, тормозной механизм;
  • рулевое управление.

Мотор относится к категории 8-цилиндровых V-образных силовых агрегатов, имеет внушительный объем — 14,86 литров. Его масса 1390 кг делает самостоятельный ремонт затруднительным, в связи с чем рекомендуется воспользоваться специальным оборудованием или услугами профессионалов.

КПП имеет 4 основных ступени, а также одну скорость заднего хода, отличается длительным сроком службы. Кроме того модель имеет дополнительную КПП для высших/нижних передач, что позволяет более тонко регулировать работу скрепера. Тормоза — барабанного типа с колодками и пневмоприводом.

Заключение

Скрепер МоАЗ является востребованным и эффективным инструментом для подготовки различных площадок путем среза и транспортировку слоев грунта. Благодаря мощным параметрам, он может использоваться для различных типов земли, а простота управления сделала его невероятно популярным.

Что такое скрепер

  • послойная разработка грунта
  • транспортировка грунта
  • отсыпка грунта
  • разравнивание грунта
  • уплотнение грунта

Рабочие инструменты скреперов

  • ковш
  • механизмы управления ковшом и заслонкой
  • ходовое оборудование

Классификация скреперов

по геометрической ёмкости ковша

  • скреперы малой вместимости (до 3 м³)
  • скреперы средней вместимости (от 3 до 10 м³)
  • скреперы большой вместимости (более 10 м³)

по способу агрегатирования с тягачом

  • прицепные скреперы (агрегатируются с гусеничными тракторами)
  • полуприцепные скреперы (агрегатируются с колёсными одноосными тракторами)

по способу загрузки ковша

  • скреперы, загружающиеся за счет тягового усилия базовой машины
  • скреперы, загружающиеся принудительно
  • скреперы, загружающиеся посредством скребкового элеватора

по способу выгрузки породы из ковша

  • скреперы со свободной (самосвальной) выгрузкой (опрокидывание ковша вперед или назад)
  • скреперы с полупринудительной выгрузкой (опрокидывание днища и задней стенки вперед)
  • скреперы с принудительной выгрузкой (выдвигание задней стенки вперед)

по конструкции ковша

  • скреперы с одностворчатым ковшом
  • скреперы с двустворчатым ковшом
  • скреперы с грейферным ковшом
  • скреперы с телескопическим ковшом

по числу колёсных осей

  • скреперы одноосные
  • скреперы двухосные
  • скреперы трехосные

Производители скреперов

  • Caterpillar
  • МоАЗ — Могилёвский автомобильный завод

См. также

Ссылки

  • Скреперы в справочнике «Горная техника»
  • Автоматизация скреперов
  • Самоходный cкрепер МоАЗ (МоАЗ-6014) на сайте Могилёвского автозавода
Строительные и дорожные машины
Землеройные
Грузоподъемные и монтажные
Для работы с бетоном
Для работы с дорожным покрытием
Вспомогательные

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Скрепер” в других словарях:

Скрепер — землеройно транспортная машина циклического действия, осуществляющая срезание, набор, перемещение, разгрузку и планировку грунта. Рабочий орган ковш емкостью, обычно, 3 25 куб.м. По способу передвижения различают: полуприцепной скрепер, С.,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Скрепер — (от англ. scrape скрести * a. scraper; н. Schrapper, Schrapperkasten; ф. scraper, racloir; и. pala mecanica, cucharon de arrastre, niveladora, scraper) – 1) самоходная землеройно трансп. машина ковшового типа цикличного действия… … Геологическая энциклопедия

СКРЕПЕР — снаряд для производства земляных работ, приводимый в действие конной или тракторной тягой и представляющий собой совок (ковш), непосредственно скользящий по земле (полокуши) или подвешенный к раме колесного хода (колесные лопаты). Конная волокуша … Технический железнодорожный словарь

скрепер — ментенер, грейдер Словарь русских синонимов. скрепер сущ., кол во синонимов: 3 • автоскрепер (1) • … Словарь синонимов

скрепер — Самоходная или прицепная колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передней и задней осями, который срезает, загружает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед. Загрузке материала… … Справочник технического переводчика

СКРЕПЕР — (английское scraper), землеройно транспортная машина для послойного срезания и перемещения грунта, рабочим органом которой служит ковш вместимостью 3 50 м3. Бывают самоходными и прицепными (к трактору, тягачу) … Современная энциклопедия

СКРЕПЕР — (англ. scraper от scrape скрести), прицепная, полуприцепная или самоходная землеройно транспортная машина, которая рабочим органом ковшом вместимостью до 25 м&sup3 послойно срезает грунт с поверхности, транспортирует его и разгружает в отвал или… … Большой Энциклопедический словарь

СКРЕПЕР — СКРЕПЕР, скрепера, муж. (англ. scraper, букв. скребок) (тех.). 1. Машина с широким и длинным ножом в нижней части для различных земляных работ (рытья канав, разровнения поверхности земли и т.д.). 2. Приспособление для доставки, подгребания… … Толковый словарь Ушакова

СКРЕПЕР — СКРЕПЕР, а, мн. ы, овразг.) а, ов, муж. Землеройно транспортная машина для срезания, перевозки и укладки грунта. Прицепной с. Самоходный с. | прил. скреперный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

скрепер — скрепер, мн. скреперы, род. скреперов и в профессиональной речи скрепера, скреперов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Скрепер — – прицепная, полуприцепная или самоходная землеройно транспортная машина циклического действия, осуществляющая послойное срезание, набор, перемещение и планировку грунта с помощью управляемого ковша. [Терминологический словарь по строительству на … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Скрепер, типы и виды, его рабочего оборудование

Скрепер, типы и виды, его рабочего оборудование.

Скрепер – колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами, которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик , бульдозер , грейдер , скрепер

Скрепер:

Скрепер – колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами , которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.

Скрепер – это один из видов землеройно-транспортного механического оборудования. Задача данной машины – послойная (в горизонтальном виде) нарезка грунтов, их последующая транспортировка и отсыпка в обозначенные и заранее подготовленные сооружения . Последнее требование способно также выполняться и при параметрах, учитывающих послойную засыпку.

Одним из основных преимуществ скрепера является тот факт, что его использование не требует применения дополнительной техники – грузоуплотняющих машин , тракторов и прочее, т.к. при движении их плотные колеса способны утрамбовывать отсыпанный слой грунта.

Скрепер или скрейпер – название машины, произошедшее от английского «scrape» – скрести. Скрепер предназначен для использования для работы на любых типах грунтов (I-III тип) от мягкого, податливого чернозема до тяжелых глин . При наличии особо плотных слоев (разнообразные горные породы и прочее) требуется предварительная грунта обработка рыхлителями.

Целесообразность использования механизмов учитывает и дальность возки срезанных грунтов. Так, идеальным расстоянием для скрепера в агрегате с базовым гусеничным трактором считается отрезок от 100 до 800 метров, максимальным – 1 километр. Объясняется это тем, что скорость движения трактора зависит от вместимости скрепера – чем она больше, тем быстрее он способен передвигаться. Однако на дальних расстояниях, превышающих 1000 метров, выгоднее (с финансовой точки зрения) использовать самосвалы, загрузка грунта в которые проводится экскаваторами. Если же перевезти грунт необходимо на расстояние , не превышающее 100 метров, рентабельнее применять классические бульдозеры.

При транспортировке грунта на отрезок от 300 до 3000 метров также предпочтительно использовать скреперы в агрегате с базовыми, быстроходными колесными тягачами, но многое зависит от условий, в которых будет передвигаться машина . Так, неровности грунта, включая бездорожье, скрепер преодолеет с меньшими усилиями, чем самосвал .

Типы и виды скреперов:

Типов и видов данных землеройно-транспортных машин очень много. Их основное различие состоит в:

– видах установленного основного и вспомогательного оборудования ;

– способах загрузки и разгрузки;

– нюансами перемещения и управления.

Выбор скрепера напрямую зависит от условий, в которых планируется его эксплуатация.

Основное различие скреперов – это способ передвижения. Различают:

– прицепные скреперы. Выполнены в агрегате с гусеничным трактором и имеют две оси, на которые передается вес самой машины и содержимое ковша в наполненном состоянии;

– полуприцепные скреперы. Конструкция подразумевает агрегацию с колесным трактором с одной осью. При помощи дышла половина их массы распределяется на ось самого тягача.

В свою очередь прицепные скреперы подразделяются на типы:

– на базе гусеничного трактора;

– на базе колесного тягача (трактора).

По типу загрузки скреперы бывают:

– с применением тяговых усилий базовой загрузки (скреперы обычного исполнения);

– с использованием элеватора (элеваторные, гребковые, роторные).

По системе управления поворотом скреперы подразделяются на скреперы:

– с поворотом одноосного тягача;

– с поворотом двухосного тягача (с поворотом передними управляемыми колесами).

По числу осей скреперы делятся на:

– двухосные скреперы, спроектированные на базе одноосного тягача;

– трехосные (полуприцепные) скреперы на базе тягача с двумя осями.

По числу двигателей различают скреперы с одним или двумя моторами .

По системе привода скреперы делятся на машины с:

– передними ведущими колесами;

– со средними ведущими колесами ;

– передними и средними ведущими колесами;

Также при выборе скрепера учитывают дополнительные параметры, например, вместимость ковша. Вместимость ковша (измеряется в метрах кубических) может быть:

– малая – не более 5;

– средняя – от 5 до 15;

– большая – свыше 15.

Наиболее популярным считается средний объем.

По способу выгрузки грунта из ковша встречаются скреперы с:

– опрокидыванием грунта вперед или назад;

– выдвигающейся вперед задней стенкой ковша;

– опрокидывающимися днищем и выдвижной вперед тыльной стенкой.

По типу управления рабочим оборудованием выделяют скреперы:

Наибольшей популярностью пользуются скреперы, оборудованные гидравлической системой управления, т.к. позволяют осуществлять реверс действующих усилий.

Рабочее и вспомогательное оборудование скрепера:

К рабочему оборудованию скрепера относят такие составляющие:

ковш;

механизм, управляющий заслонкой и ковшом;

ходовую часть.

Ковш – это рабочая емкость , предназначенная для помещения в него слоев грунта, который разрабатывает скрепер. Дополнительно он служит несущей рамой, где распределяется часть нагрузки от его массы, самого грунта и тяговой силы. В передней части он опирается на ось и тяговую раму, а в задней – на колесные полуоси. По сути ковш – это сварная конструкция, состоящая из:

Передней его (ковша) стенкой является заслонка, чья задача – регулировать высоту загрузочной щели в процессе набора грунта в ковш. Выталкивание грунта из ковша происходит при помощи задней движущейся стенки, оборудованной толкателем и роликами. Для управления ковшом и заслонкой используются гидроцилиндры и рычажный механизм .

Ходовая часть представляет собой полностью унифицированные передние и задние колеса, закрепленные на осях и полуосях.

Вспомогательное оборудование скреперов:

трактор-толкач. Трактор-толкач необходим при работе на твердых грунтах и каменных породах, а также при эксплуатации мощных землеройно-транспортных механизмов, когда наличия тягового усилия одного лишь трактора-тягача недостаточно;

трактор-тягач;

рыхлитель. Рыхлители выполняют предварительное рыхление грунта, что облегчает его дальнейшее срезание самим скрепером.

Все виды вспомогательного оборудования позволяют существенно повысить производительные характеристики основной машины и продлить их срок службы.

Преимущества скрепера:

Как любой механизм, землеройно-транспортное оборудование имеет свои преимущества перед другими подобными машинами. Так, скрепер обладает:

– цикличностью. Одна проводимая операция состоит из множества важных составляющих: срез пласта и его последующая выемка; погрузка, уклада и утрамбовка грунта;

– тонкослойным срезом. Возможность срезать малые по высоте слои позволяет механизировать мелкие планировочные работы по заранее установленным параметрам;

– послойной отсыпкой срезанного грунта. Данная особенность актуальна при оборудовании плотин, дамб, насыпей и прочее;

– автоматическим уплотнением отсыпанных слоев. Одновременная укладка и утрамбовка грунта мощными колесами скрепера позволяет отказаться от применения прочего оборудования, предназначенного для этой работы;

– уменьшением производственных затрат на разработку грунта, его перевозку и последующую укладку. Данные задачи выполняет одна машина , соответственно, от привлечения дополнительной техники можно отказаться;

– универсальностью. Скреперы применяются во многих отраслях горнодобывающей промышленности, дорожном и ином строительстве и на разных этапах работ;

– высокими параметрами скорости. Несмотря на габариты оборудования , даже полностью загруженный скрепер способен развивать скорость до 50 км/ч;

– отсутствием сложностей с ремонтом. Все механические узлы оборудования отличаются высокими параметрами ремонтопригодности.

Применение скрепера:

Основными сферами применения скреперов считаются различные области горнодобывающей промышленности, дорожного и иного строительства. Так, в гидромелиоративном строительстве с их помощью производят такие работы:

– разработка грунта в выемках. Высокая рентабельность отмечена при строительстве крупных каналов, чья глубина составляет 5-7 метров;

– создание насыпных земляных сооружений (дамбы, насыпи).

В горнодобывающей промышленности:

– проведение вскрышных работ, добыча и транспортировка пород.

В дорожном и ином строительстве:

– подготовительные работы для оснований зданий , сооружений и дорог ;

– планировочные работы на стройплощадках, орошаемых и иных территориях, площадках под строительство дороги.

Наибольшая эффективность применения данных землеройно- транспортных машин наблюдается в широтах с коротким зимним периодом. В прочих климатических условиях, если промерзание грунта достигает 20 сантиметров, дополнительно требуется использование рыхлителей. На выбор скрепера для проведения тех или иных работ влияют форма и размер будущего сооружения: наилучшими из них считаются прямоугольные выемки или котлованы, без карманов и выступов, а также различные виды насыпей. Типоразмер скрепера, выбранного для решения определенной задачи, определяется предварительными экономическими расчетами, основанными на объеме работ.

Параметры скрепера:

К основным параметрам качества скрепера относят следующие показатели:

– вместимость ковша геометрическая и (или) номинальная,

– тяговый класс базового тягача (трактора) для прицепных скреперов,

– максимальные скорости движения на передачах,

– максимальное заглубление ковша,

– толщина слоя отсыпки,

– минимальная ширина полосы разворота (радиус поворота),

– 80%-ный ресурс до капитального ремонта и критерии предельного состояния,

– средняя наработка на отказ и критерии отказов,

– удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний,

– уровень звука на рабочем месте оператора,

– параметры вибрации на рабочих местах и органах управления,

– дымность отработавших газов двигателя скрепера,

– выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя скрепера.

Скрепер

Содержание

Скрепер – разновидность землеройно-транспортной машины. Ее основное предназначение заключается в послойной резке грунтов, их последующей транспортировке и отсыпке в специально подготовленные сооружения. Так как в процессе движения машина уплотняет колесами отсыпанные слои грунта, отпадает необходимость в использовании вспомогательного оборудования, которое выполняет эту же задачу.

Назначение

Скреперы применяют для разработки грунта I−III категорий – от чернозема до глины. Также это может быть горная масса. В таком случае применяют скреперы с угольным ковшом. Еще один вариант использования – разработка недр с целью добычи полезных ископаемых.

Непосредственно в работе участвует ковш с передней режущей кромкой, которая укреплена на раме. При помощи дышла он присоединяется к гусеничному трактору или пневмоколесному тягачу, хотя также имеются и самоходные модели.

Опускаясь, ковш врезается в грунт тонкой передней кромкой. Передвигаясь, он поочередно срезает его тонкими слоями. Таким образом, ковш постепенно наполняется и закрывается специальной заслонкой. Далее следует транспортировка грунта и его выгрузка, после чего скрепер возвращается к месту разработки.

Оптимальный способ перемещения машины – по эллиптической траектории или «восьмерке». Оператор периодически (по своему усмотрению) меняет направление движения на обратное. Это делается для того, чтобы исключить односторонний износ ходовых частей.

Классификация

Существует большое количество скреперов, которые различаются количеством осей, емкостью ковша, способом его загрузки и разгрузки, особенностями перемещения и управления. Конкретную модель выбирают в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации.

Вместимость ковша может быть:

  • малой (менее 5 м 3 );
  • средней (5−15 м 3 );
  • большой (от 15 м 3 ).

Полезный объем ковша тем выше, чем больше мощность трактора и колесного тягача. Самый популярный объем, востребованный в большинстве землеройных работ, варьируется от 10 до 15 м 3 .

В зависимости от способа передвижения выделяют такие скреперы:

  • прицепные. Они агрегатируются с гусеничными тракторами. В них основной вес конструкции и содержимого ковша передается на две опорные оси;
  • полуприцепные. Они агрегатируются с колесными одноосными тракторами. В них до половины веса распределяется через дышло на ось тягача.

Способ загрузки также определяет разновидность скрепера. Процесс может осуществляться следующим образом:

  • за счет тягового усилия базовой машины,
  • за счет скребкового элеватора.

В первой категории представлены скреперы обычного исполнения. Во второй преобладают модели элеваторного, гребкового и роторного типов.

В зависимости от способа выгрузки грунта скрепером доступны следующие варианты:

  • опрокидывающие ковш вперед или назад;
  • выдвигающие на передний план заднюю стенку;
  • опрокидывающие днище и тыльную стенку вперед.

По типу управления рабочими органами скреперы классифицируют следующим образом:

  • канатные,
  • гидравлические,
  • на электроуправлении.

Самый популярный класс скреперов – с гидравликой. Главное преимущество этого механизма заключается в возможности реверсирования действующих усилий.

Преимущества

На фоне других землеройно-транспортных машин скреперы имеют ряд преимуществ. К ним относится:

  • цикличность. В ходе всего одной рабочей операции происходит срезание, выемка, погрузка и складирование грунта или горной породы;
  • тонкослойное срезание. Это способствует механизации мелких планировочных работ, выполняемых по заданным отметкам;
  • послойное отсыпание грунта. Данная возможность актуальна при устройстве дамб, насыпей, плотин;
  • уплотнение грунта колесами скреперами. Таким образом можно сэкономить на привлечении других машин и механизмов;
  • снижение стоимости разработки, перевозки и последующей укладки грунта. Особенно это проявляется на фоне работы одноковшовых экскаваторов и функционирующих в паре с ними автосамосвалов;
  • универсальность применения. Скрепер можно использовать на любом цикле дорожного или иного строительства;
  • высокая транспортная скорость. Среднестатистический скрепер способен развивать 40−50 км/ч;
  • простота обслуживания. Для всех узлов машины характерна высокая ремонтопригодность.

Производительность

Техническую производительность скреперов определяют объемом работ, которые выражены в кубических метрах грунта или породы, выполненных за единицу времени. Это одна из главных характеристик этой землеройно-транспортной машины.

Для часовой производительности разработана формула Пт = 3600 qK/(TцКp), где:

3600 — число секунд в 1 ч;

q — полезный объем ковша в кубических метрах;

Кн — коэффициент его наполнения;

Кр — показатель разрыхления грунта.

Длина цикла в секундах напрямую зависит от того, на какое расстояние будет перемещен груз и какова скорость передвижения машины.

Средняя годовая норма выработки скрепера определяется географическими и другими особенностями места проведения работ и составляет 5−12 м 3 на каждый кубический метр вместимости ковша.

Скреперы Cat®

Caterpillar – ведущий производитель дорожного и землеройного оборудования. В его ассортименте представлены скреперы нескольких видов: с угольным и открытым ковшом, а также с элеваторной загрузкой. Эта продукция знакома покупателям под брендом Cat®, логотип которого стойко ассоциируется с надежной и высокопроизводительной техникой. У скреперов данного производителя высокая мощность (до 500 л. с.) и объемные ковши (вместимостью до 33 м 3 ). Для них характерно повышенное удобство технического обслуживания, улучшенные амортизаторы, усилители рулевого управления, эффективная защита от переполнения и попадания материала на тяговые брусья, усовершенствованная кабина оператора, гибкие регулировки скоростью передвижения машины. Узнать больше о возможностях и эксплуатационных характеристиках скреперов бренда Cat® можно здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector