- Принцип работы гидроходоуменьшителя мтз-82
- Гидроходоуменьшитель ГХУ-07
- Технические характеристики
- Сравнительная таблица
- Включение и выключение ГХУ-7 происходит следующим образом
- Инструкция по установке ходоуменьшителя на МТЗ 82.1
- Ходоуменьшитель МТЗ 82: типы конструкций, ремонт понижающего редуктора
- Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа
- Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
- Понижающий редуктор
- Ремонт понижающего редуктора
- Принцип работы гидроходоуменьшителя МТЗ-82
- Что такое ходоуменьшитель МТЗ-82
- Устройство
- Принцип работы гидроходоуменьшителя
- Схема подключения ГХУ
- Заключение
- Гидроходоуменьшитель трактора
- Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на трактор МТЗ: виды и конструктивные особенности
- Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа
- Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
- Понижающий редуктор
- Ремонт понижающего редуктора
Принцип работы гидроходоуменьшителя мтз-82
Гидроходоуменьшитель ГХУ-07
Гидроходоуменьшитель ГХУ-7 применяется в тех случаях, когда требуются пониженные скорости движения трактора с установленным на нем навесным оборудованием (транспортер для уборки овощей НОУТ-6.1, рассадопосадочная машина и др.).
Ходоуменьшитель устанавливается на КПП с левой стороны и не требует дополнительной доработки КПП трактора (замены вала и шестеренок КПП трактора).
Технические характеристики
Базовый трактор | МТЗ-82.1, МТЗ-80 |
Тяговый класс по ГОСТ 27021 | 1,4 |
Тип ходоуменьшителя | Гидравлический бесступенчатый |
Диапазон скоростей км/ч | 0-0,5 |
Масса, кг, не более | 19 |
Сравнительная таблица
ГХУ-7 | ХД-5 / ФД-567.11 / ГХУ-112 | ХД-3 | |
---|---|---|---|
Перегрев масла | Нет | Да, необходим дополнительный гидробак и радиатор с вентилятором | Нет |
Масса, кг | 19 | 40 | 60 |
Время установки на трактор | не более 30 мин. | 2 часа | 2 часа, а при доработке КПП 1-2 дня. |
Установка блокировок КПП | Нет необходимости | Необходимо устанавливать | Нет необходимости |
Включение/выключение ГХУ | Используются существующие рычаги КПП трактора, дополнительно устанавливается только рукоять управления регулятора потока | Используются рычаги КПП трактора + рычаг включения ГХУ и рычаг регулятора потока | Используются рычаги КПП трактора + рычаг включения ГХУ и рычаг регулятора потока |
Диапазон скоростей, км/час | 0-0,5 | 0-0,65 | 0-1,26 |
ГидравлическиеГидравлическиекомплектующие | M+S Hydraulic | Омск гидропривод |
Гидроходоуменьшитель ГХУ-7 имеет ряд преимуществ:
- Установка гидроходоуменьшителя на трактор занимает не более 30 мин. Для этого необходимо слить масло с КПП трактора, снять боковую крышку КПП, установить на это место ГХУ-7 в сборе, подключить напорный и сливной рукава ходоуменьшителя к гидросистеме навесного оборудования трактора. Все это делается очень просто, без дополнительных переделок и доработок конструкции трактора. Далее необходимо залить масло в КПП трактора через заливное отверстие в ГХУ-7. (Для штатной заливки масла через верхнее заливное отверстие КПП трактора необходимо вскрыть пол в его кабине. Это не совсем удобно и может привести к случайному проливу масла в салоне кабины трактора.) При установке ГХУ-7 не требуется установка дополнительных блокировок на механизм управления КПП трактора.
- Для включения и выключения ходоуменьшителя используются существующие рычаги КПП трактора, что упрощает работу тракториста. Дополнительно, для изменения скорости движения трактора, устанавливается только рукоять управления регулятором потока.
- Отсутствует, перегрев гидравлического масла в гидросистеме трактора. Это достигается за счет того, что на ГХУ-7 установлен более мощный гидромотор, объемом в 2-2,5 раза большим чем на гидроходоуменьшителях ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11. Оптимальная гидравлическая разводка, также уменьшает нагрев гидравлической жидкости.
- При установке ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11 необходимо устанавливать дополнительную блокировку на механизм управления КПП трактора. При отсутствии такой блокировки появляется возможность одновременного включения трансмиссии трактора от основного двигателя и от гидромотора гидроходоуменьшителя, что может привести к поломке и выходу из строя гидроходоуменьшителя и КПП трактора.
- ГХУ-7 имеет более высокий КПД по сравнению с имеющимися ходоуменьшителями.
При одинаковом расходе гидравлической жидкости рабочее давление в гидросистеме ГХУ-7 в 1,5-2 раза ниже чем у ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11. То есть для выполнения одной и той же работы на ГХУ-7 требуется в 1,5-2 раза меньше энергии, что снижает затраты на ГСМ. - Масса комплекта 19 кг, что так же упрощает его установку на трактор. Ходоуменьшители ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11 имеют массу 38-40 кг, ХД-3 – 60 кг.
- В конструкции ГХУ-7 используется европейская гидравлика (гидромотор и регулятор потока) фирмы M+S Hydraulic, которая имеет более высокий ресурс работы, в отличии от отечественных и китайских аналогов.
Включение и выключение ГХУ-7 происходит следующим образом
Для начала движения
- Включить 1, 2 или заднюю передачу КПП трактора.
- Понижающий редуктор поставить в нейтральное положение.
- Включить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
Для остановки
- Выключить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
Для отключения движения от ГХУ-7 и перехода для движения от КПП трактора
- Выключить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
- Понижающий редуктор перевести из нейтрального в активное положение.
Если тракторист переведет понижающий редуктор из нейтрального в активное положение и при этом забудет выключить рычаг гидро-распределителя трактор начнет движение от основного двигателя трактора, а гидромотор ГХУ-7 будет работать в холостом режиме. Поломки КПП трактора или ГХУ-7 при этом не будет.
Инструкция по установке ходоуменьшителя на МТЗ 82.1
Перед установкой ходоуменишителя необходимо:
- Проверить комплектность ГХУ-7 согласно сопроводительной документации.
- Для качественного выполнения работы необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации ГХУ-7 и «Руководство по эксплуатации трактора «Беларус» МТЗ-82.1»
- Установку ГХУ-7 на базовый трактор выполнить согласно «Инструкции по монтажу».
- Подключение ГХУ-7 к гидросистеме базового трактора производить согласно схеме гидравлической принципиальной подключения ГХУ-7.
- Монтаж должен производиться квалифицированным персоналом.
Ходоуменьшитель МТЗ 82: типы конструкций, ремонт понижающего редуктора
К числу достоинств трактора МТЗ-82 можно отнести широкий диапазон передач и рабочих скоростей движения трактора. В случае необходимости стандартный диапазон регулировки режимов работы трансмиссии можно расширить с помощью одного из видов навесного оборудования разработки заводского КБ — ходоуменьшителя, позволяющего понизить скорость трактора на I и II передачах, включая задний ход.
Эта опция востребована при выполнении целого ряда сельскохозяйственных работ, требующих низкой скорости движения механизма. Скорость движения трактора при включенном ходоуменьшителе может составлять от 0,014 до 1,4 м/с.
Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа
По принципу работы и управлению ходоуменьшители МТЗ подразделяются на механические и гидравлические, в практической работе обе модификации применяются с одинаковым успехом.
В качестве механического ходоуменьшителя используется планетарный шестеренчатый редуктор, передаточное число которого составляет 7,104. Механизм собран в стальном корпусе, а конструкция КПП трактора предусматривает установку этого агрегата на левый боковой люк коробки передач со стороны переднего моста.
В кинематическую схему агрегата входят промежуточная и вал-шестерня, планетарный редуктор и механизм переключения положения с рычагом, выведенным в кабину рядом с колонкой рулевого управления.
Крутящий момент на схему отбирается от места крепления бокового вала отбора мощности (ВОМ) основной коробки передач (с лева по ходу трактора) и через набор зубчатых колес передается на шестерню включения ходоуменьшителя основной коробки и на вал пониженных передач. Рычаг управления в положениях «выключен» и «включен» фиксируется с помощью пружинного механизма.
В механизм управления входят вилка и валик-толкатель, при включении рычага обеспечивается осевое перемещение промежуточной звездочки редуктора для зацепления или разъединения с шестерней включения ходоуменьшителя КПП.
Перед началом движения в первую очередь с помощью рычага включается в работу ходоуменьшитель, после этого — выбранная передача основной коробки трактора. Направление вращения выходного вала коробки при передаче момента через ходоуменьшитель меняется на противоположное, поэтому при включении второй и первой передачи и заднего хода трактор начнет движение вперед, и наоборот.
Управление коробкой передач для остальных ступеней от ходоуменьшителя не зависит, при переходе на них его следует выключить.
Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
Гидроходоуменьшитель выполнен на основе механического ходоуменьшителя, а внесенные конструктивные изменения позволяют обеспечить плавное регулирование скорости привода в диапазоне передаточного числа включенной передачи.
Это выполняется с помощью гидросистемы в составе масляного насоса, дросселя, маслозаборника и системы маслопроводов. Создаваемый насосом расход масла регулируется дросселем, что позволяет выполнять подтормаживание корончатой шестерни, входящей в состав планетарного редуктора . Пропорционально частоте ее вращения происходит бесступенчатое изменение скорости на выходном валу КПП.
Для работы гидросистемы в механическую часть ходоуменьшителя внесены следующие изменения: установлена дополнительная втулка для свободного вращения корончатой шестерни, также она оснащена наружным зубчатым венцом для привода вал-шестерни маслонасоса.
Для управления гидросистемой в кабину трактора выведен стержень управления дросселем с рукояткой. При его вращении изменяется зазор между седлом и уплотнительной поверхностью штока в корпусе дросселя, регулирующий расход масла к коронной шестерне. Перед началом движения зазор должен быть перекрыт, для этого стержень должен выть повернут против хода часовой стрелки до упора.
Ходоуменьшитель и передача КПП включаются в той же последовательности, что и для механического варианта, затем вращением стержня по часовой стрелке подбирают необходимую для работы скорость.
Понижающий редуктор
Коробка передач МТЗ-82 обеспечивает 9 ступеней скорости для переднего хода трактора и 1 ступень для заднего. Благодаря наличию в трансмиссии понижающего редуктора, обеспечивающего для каждой из ступеней дополнительную понижающую передачу, количество доступных скоростей удваивается.
Этот механизм конструктивно смонтирован в одном корпусе с механизмом сцепления, а в кинематической схеме расположен между муфтой сцепления и коробкой передач.
Пониженную передачу в этом устройстве обеспечивают 2 пары зубчатых шестерен с передаточным числом 1,34. Включение и отключение понижающего редуктора выполняется с помощью зубчатой соединительной муфты, установленной на шлицевом конце вала.
В зависимости от ее положения валы сцепления и коробки могут соединяться напрямую, в этом случае понижающая передача отключена, при включении муфта перемещается до зацепления с малым венцом ведущей шестерни и крутящий момент от вала сцепления передается на КПП с пониженным числом оборотов.
Управление понижающим редуктором осуществляется рычагом переключения, расположенным в кабине водителя и имеющим 2 фиксированных положения. Переднее по ходу движения положение рычага соответствует включенному состоянию понижающей передачи, заднее — выключенному.
Ремонт понижающего редуктора
Для надежной и безотказной работы трактора в соответствии с требованиями заводской документации должны выполняться плановое техническое обслуживание и ремонт его механизмов, в том числе понижающего редуктора.
В зависимости от режима работы или при нарушении правил эксплуатации могут происходить и случаи аварийного выхода агрегата из строя. Признаками неисправного состояния в этом случае являются тугое переключение рычага, его самопроизвольное отключение, шумы и стуки в коробке сцепления.
Для каждого из проявлений неисправности существуют свои характерные причины и способы их устранения.
Причиной шума и стука чаще всего является износ подшипников или посадочных мест под них в корпусе механизма, а причиной преждевременного износа подшипников в свою очередь может быть недостаточный уровень масла в картере из-за неплотности манжет или его несвоевременная замена.
Нарушение регулировки сцепления приводит к скрежету при включении передач и их самопроизвольному отключению. Для самопроизвольного отключения передачи причин может быть несколько — износ и дефекты зубьев механической передачи, износ поверхностей пазов и полозков в корпусе вилок и кулис переключения, износ пружин и фиксаторов.
Простое устройство и доступность запчастей делают ремонт понижающего редуктора несложным и недорогостоящим, а ремонт для устранения мелких неисправностей часто можно выполнить и на месте работы.
Принцип работы гидроходоуменьшителя МТЗ-82
Среди различных видов дополнительного оборудования, используемых совместно с популярными моделями тракторной техники, особого упоминания заслуживает ходоуменьшитель МТЗ 82. Подобное приспособление представляется незаменимым при необходимости снизить скорость движения транспортного средства с установленным на нем навесным оборудованием.
Что такое ходоуменьшитель МТЗ-82
Прежде чем более подробно изучить принцип работы гидроходоуменьшителя МТЗ 82, целесообразно ознакомиться с этой разновидностью приспособлений более подробно. Большинство сельскохозяйственных работ — уборка урожая, вспашка земли, полив или высевание культур. Это предусматривает довольно низкую скорость движения, которая может составлять около 0,13-0,42 м/с.
Поскольку тракторная техника не может осуществлять столь медленное передвижение даже на нижней передаче, возникает необходимость в установке специального приспособления — гидроходоуменьшителя. Некоторые модели агрегатов предусматривают его наличие как неотъемлемого элемента конструкции, а некоторые предполагают его опциональную установку.
Согласно существующей классификации такие устройства по характеру регулировки разделяются на две основные группы. Первые называются ступенчатыми и включают модели шестеренчато-механических уменьшителей. Вторая именуется бесступенчатыми, к ней относится целый ряд устройств:
- гидравлические;
- электрические;
- некоторые механические (фрикционные, клиноременные).
Среди потребителей наибольшее распространение получил механический ходоуменьшитель, что обусловлено его высоким КПД, простотой в обслуживании и ремонте. Такие устройства имеют один существенный недостаток — невозможность регулировки скорости в широких пределах.
Все большей популярностью пользуются гидроходоуменьшители, которые позволяют регулировать скорость тракторной техники в большом диапазоне, обеспечивают надежную защиту комплектующих от перегрузки. Подобные устройства могут быть установлены без особых проблем, что делает их оптимальным решением в большинстве случаев, а их цена не предполагает внушительных затрат.
Устройство
Планируя выяснить, как осуществляется ГХУ 112 установка на МТЗ 82, необходимо более подробно изучить конструкцию подобного рода приспособлений. Они представляют собой ходоуменьшители, оснащенные собственной гидравлической системой, способной регулировать скорость в пределах одной передачи.
К числу основных элементов гидросистемы данного агрегата целесообразно отнести:
- насос повышенной мощности;
- дросселя и клапаны;
- маслозаборное устройство.
Управление таким устройством осуществлять значительно легче, нежели механическим аналогом, а эффективность регулировки выше, что делает его эффективным и надежным решением для использования в тракторах МТЗ.
Принцип работы гидроходоуменьшителя
Выяснив, что такое гидравлический уменьшитель хода, устанавливаемый на МТЗ, необходимо ознакомиться с принципом его работы. Следует отметить, что принцип работы гидравлических моделей аналогичен механическим, однако значительно более эффективен и позволяет водителю совершать меньше движений при регулировке.
Алгоритм уменьшения хода предполагает наличие сразу нескольких этапов:
- Крутящий момент передается планетарному редуктору, после чего с помощью шестереночных механизмов попадает на вал понижения.
- Активация агрегата осуществляется с помощью соответствующего рычага, после чего следует использовать пониженную передачу.
- Основной орган управления — рычаг. С помощью специального валика к нему крепится вилка, регулирующая шестереночный механизм уменьшителя хода.
Также следует отметить важный конструктивный элемент — пружинный фиксатор, который отвечает за фиксацию вилки и валика в необходимом положении при осуществлении регулировки. Если изучить каталог запчастей, можно отметить, что ремонт большинства моделей не потребует внушительных затрат.
Схема подключения ГХУ
Одним из ключевых преимуществ подобной категории агрегатов представляется простота установки, позволяющая выполнить её работнику самостоятельно, без наличия особых знаний и навыков. Желая узнать, как установить гидроходоуменьшитель на тракторную технику от МТЗ, целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Слить масло в трансмиссии.
- Демонтировать левую часть защиты КПП.
- Стопорное кольцо необходимо установить в дальнюю канавку, что обеспечит шестеренке свободу перемещения.
- Установить собранный ходоуменьшитель на левой части КПП с помощью болтов и уплотнительных элементов.
- Смонтировать органы управления.
- Заполнить маслом соответствующие емкости.
Для облегчения процедуры существует схема подключения, позволяющая не допустить ошибок. После успешной установки необходимо осуществлять обкатку во избежание повреждения оборудования. Она займет не менее 1 часа и должна осуществляться без какой-либо нагрузки на транспортное средство.
Заключение
Гидроходоуменьшитель представляет собой эффективное и надежное приспособление, позволяющее расширить пределы регулировки скоростей движения тракторной техники популярных производителей. Алгоритм его установки крайне прост, что позволяет оперативно модернизировать трактор своими силами при возникновении необходимости.
Гидроходоуменьшитель трактора
Механическая часть, включаемая в кинематическую цепь трансмиссии трактора МТЗ-82.1, необходима для увеличения передаточного числа.
При этом на передачах первого, второго диапазонов заднего и первого и третьего диапазонов переднего хода направление движения изменяется на обратное, а скорость снижается.
Для бесступенчатого повышения (понижения) скорости используют особенность дифференциального механизма механической части изменять передаточное число пропорционально частоте вращения промежуточного элемента, чего добиваются регулированием момента подтормаживания.
Основная сборочная единица — дифференциальный механизм, состоящий из солнечной шестерни, водила, трех сателлитов, установленных на осях и коронной шестерни.
Управление ходоуменьшителем МТЗ-82
Ходоуменьшитель предназначен для установки на тракторы, работающие с машинами, требующими пониженных скоростей движения.
На тракторах Беларус МТЗ-82, оборудованных понижающим редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический ходоуменьшитель МХУ-05 или гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический механизм МХУ-05.
Механический ходоуменьшитель управляется тягой переключения диапазонов 2 и рычагом переключения передач 1 (на рисунке тяга переключения диапазонов 9, рычаг переключения передач 10).
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить восемь скоростей переднего хода и восемь скоростей заднего хода.
Гидроходоуменьшитель (ГХУ-05) управляется тягой переключения диапазонов 2, рычагом переключения передач 1 и рукояткой дросселя 3.
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка ГХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
Вращением рукоятки 3 дросселя достигается бесступенчатое изменение скорости во время движения трактора при включенном первом диапазоне гидроходоуменьшителя.
Рис.52. Схема управления ходоуменьшителями МТЗ-82.1
1 – рычаг переключения передач; 2 – тяга переключения диапазонов; 3 – рукоятка дросселя.
МХУ-05 и ГХУ-05 возможно приобрести отдельно (если тракторе установлена КПП с приводом) и установить на трактор. Установленный на тракторе механический ходоуменьшитель МХУ-05 может быть переоборудован в гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
Если на тракторе установлен МХУ либо гидроходоуменьшитель, то к трактору прилагается руководство по эксплуатации, в котором приведены сведения о правилах эксплуатации, технического обслуживания, устройстве и устранению неисправностей.
Установка ходоуменьшителя МТЗ-82 и работа с ним
Для установки гидравлического ходоуменьшителя на трактор необходимо:
— слить масло из корпусов трансмиссии;
— снять левую боковую крышку коробки передач;
— переставить стопорное кольцо шестерни в дальнюю от нее канавку. Шестерня должна свободно перемещаться в осевом направлении на шлицах втулки;
— расположить ходоуменьшитель в сборе на левом люке коробки передач, вставив вилку в проточку шестерни включения гидроходоуменьшителя. Болты (длинные, проходящие через масляную полость корпуса ходоуменьшителя) уплотнить медными шайбами, под головки коротких болтов установить пружинные шайбы;
— установить тягу включения и стержень управления, пропустив их через отверстия пола кабины;
— заполнить маслом емкости корпусов трансмиссии и ходоуменьшителя до отметки «П» на масломере, после чего добавить еще 10 л.
После окончания работ на пониженных скоростях движения агрегат снимают с трактора. При этом перечисленные ранее операции выполняют в обратном порядке.
Перед вводом гидроходоуменьшителя МТЗ-82.1 в эксплуатацию его обкатывают в течение 1 ч на I передаче заднего хода без нагрузки.
Начиная движение, необходимо повернуть стержень управления дросселем против хода часовой стрелки до упора, выключить сцепление, тягу переместить вниз, включить передачу заднего хода, плавно включить сцепление, вращением по ходу часовой стрелки стержня установить желаемую скорость движения трактора.
При включении механизма направление движения изменится на противоположное и трактор будет двигаться передним ходом при включенной передаче заднего хода.
Для снижения расхода топлива при выполнении работ с ходоуменьшителем необходимо его включать как можно на более низком диапазоне и передаче.
Выключать механизм и коробку передач надо при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку повернуть по ходу часовой стрелки до упора).
Через каждые 250 моточасов работы проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии, наличие утечек и затяжку резьбовых соединений.
Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на трактор МТЗ: виды и конструктивные особенности
В сельском хозяйстве большинство работ с применением технических средств должно проходить на медленной скорости. К таким работам относятся: поливы дождевальными машинами, посадка рассады и уборка овощных культур при помощи специальных агрегатов и комбайнов, не имеющих моторов, убирающие кукурузу, картофель, капусту и др. Скорость уборочного оборудования должна быть минимальной — от 0,014 до 1,4 м/с.
Для уменьшения скоростного режима на тракторе МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливается съемный агрегат — ходоуменьшитель. В виде планетарного механизма (редуктор с шестеренками), он монтируется между сцеплением и коробкой передач, основная его часть находится в коробке с левой стороны. Такое оборудование способно понижать скорость трактора на I и II передаче, как на переднем, так и на заднем ходу. Существует два типа ходоуменьшителя скорости трактора МТЗ-80 и МТЗ-82: механический и гидравлический.
Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа
Ходоуменьшитель для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из:
- вала;
- основной оси;
- одного игольчатого и 13 других подшипников;
- промежуточной, двойной и коронных шестеренок;
- сателлитов и их оси;
- пальцев;
- водила.
Прежде, чем перейти на медленную скорость, первым включается ходоуменьшитель, затем — коробка передач. Для уменьшения переднего хода нужно включить 1 или 2 передачу заднего, так как валы и шестеренки в ходоуменьшителе меняют свое направление в обратную сторону. Так же, соответственно, в зеркальном отражении включается и уменьшение скорости при реверсе.
Шестерня включения ходоуменьшителя соединена с промежуточной шестерней, вращающейся на 23 роликах, находящихся на неподвижной оси. Ось полностью застопорена специальным винтом и уплотнителями. Промежуточная звездочка постоянно сцеплена с валом-шестерней, который стоит на подшипниках.
Звездочка, имеющая 2 венца, благодаря запрессованной втулке, вращается на валу. Ведомая шестерня первой скорости и заднего хода КПП сцеплена с большим венцом, а венец поменьше встроен в отверстие водилы и сцеплен с 3 сателлитами. Оси сателлитов укреплены в расточках водилы.
Коронная звездочка закреплена двумя пальцами к корпусу и стоит неподвижно. Работа начинается с крутящего момента КПП к большому венцу и в конечном итоге захватывается шестерня пуска и вал низких скоростей КПП.
Основное управление ходоуменьшителем происходит при помощи рычажного устройства через валик, соединенного с вилкой, входящую в паз шестеренки, которая находится в КПП. В состоянии «выкл» и «вкл» вилка вместе с валиком фиксируется пружинным крючком.
Если ходоуменьшитель находится в выключенном положении, рычаг закреплен пружиной на заднем ходу трактора и шестеренка не закрепляется другой шестерней включения. При включенном ходоуменьшителе положение рычага находится в переднем зафиксированном состоянии, а вилка ведет шестеренку включения к промежуточной звездочке и цепляет ее. В это время происходит разъем с ведомой шестерней КПП и валом заднего хода.
Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
В гидравлическую систему ходоуменьшителя тракторов МТЗ входят следующие детали:
- насосное устройство;
- дроссель с предохранительным клапаном;
- маслозаборник;
- арматура.
Белорусские производители тракторов усовершенствовали свою технику и установили гидроходоуменьшитель, который за счет перемены направления потока, происходящего от давления маслонасоса, способен изменить одно переключение передачи без помощи тракториста.
Его работа похожа на переключение передач автоматически, как в автомобильном транспортном средстве.
При неработающем сцеплении и открытом дросселе гидроходоуменьшителя, коробка передач должна быть отключена.
Понижающий редуктор
Понижающий редуктор трактора МТЗ-80 имеет способность в получении дополнительных скоростей для работы с сельскохозяйственными механизмами.
Редуктор для получения низких скоростей должен использоваться с применением от вала отбора мощности трактора с агрегатами, имеющими энергию выше, чем мощность двигателя. А также при недостатке основных скоростей для работы с навесными механизмами.
Часто бывает, что у трактора, работающего с другими энергоемкими агрегатами, не хватает мощности, и загрузка получается частичная. В этом случае необходимо произвести переключение на передачу повыше и продолжать работу на промежуточных оборотах. При этом рычаг подачи топлива не рекомендуется ставить в максимальное положение.
Работая с агрегатами от вала отбора мощности трактора, рекомендуется поддерживать скорость ВОМ не ниже 2000 – 2100 об/мин. Уменьшать ее необходимо по видимым перегрузкам, это — задымление или резкий скачок уменьшения оборотов.
Если не получается уменьшить обороты двигателя при работе на поле, следует переключить передачу на более низкую. Также стоит учесть, что частичный скоростной режим при неполной загрузке трактора способен способен существенно сэкономить топливный материал.