Что такое вом - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Что такое вом

Вал отбора мощности МТЗ-82: устройство, принцип работы

Необходимый для привода навески в движение механизм

Валы отбора мощности (ВОМ) трактора «МТЗ-82» – это устройства, предназначенные для передачи энергии вращения от двигателя на рабочие органы агрегатируемых с трактором передвижных или стационарных машин; навесного оборудования, активных прицепов и прочих механизмов. Как большинство современных тракторов, «МТЗ-82» оснащён валом отбора мощности заднего расположения и задним трёхточечным навесным устройством. Поскольку гораздо реже встречается техника, работа которой требует постоянного наблюдения механизатора и, соответственно, ВОМа переднего расположения.

Сразу стоит отметить: вал отбора мощности «МТЗ-82» аналогичен тому, который устанавливается и на «МТЗ-80». Существует два вида нагрузок при работе вала отбора мощности:

  • ВОМ приводит в действие какие-либо механические узлы навесного или прицепного устройства либо напрямую, либо через передающие устройства (редукторы, карданы, клиноременные передачи). Это наиболее распространённый тип использования ВОМ, при котором вал испытывает полноценную нагрузку.
  • ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного или прицепного устройства. Этот тип использования ВОМ применяется лишь для небольшого круга специальных механизмов и устройств, оснащённых собственной гидравлической системой. Тогда ВОМ воздействует только на гидравлический насос.

Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Итак, конструкция ВОМ трактора «МТЗ-82» – такая же, как и у «МТЗ-80». Задний вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» – комбинированного типа. Это значит, что ВОМ может быть снабжён как независимым, так и зависимым, то есть синхронным, приводом. При независимом приводе частота вращения вала определяется частотой вращения дизельного двигателя, а при зависимом (синхронном) приводе – скоростью движения трактора.

Приводом независимым ВОМ связывается непосредственно с маховиком мотора. Это обеспечивает независимую от скорости движения трактора частоту вращения вала отбора мощности. Не повлияет на чистоту вращения ВОМ и включенное либо выключенное сцепление. Привод независимый – двухскоростной. Он имеет две частоты вращения (540 или 1000 оборотов в минуту), при частоте вращения силового агрегата – 2100 оборотов в минуту.

Приводом синхронным ВОМ связывается непосредственно с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач «МТЗ-82». Поэтому частота вращения вала отбора мощности привязана к скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на каждый метр пути, который проехал трактор.

Не синхронный тип следует запускать только при неработающем двигателе, либо при самой минимально частоте вращения коленчатого вала. Синхронный — только на тракторе, который остановлен.

Скорость вращения вала отбора мощности стандартизирована в определённых значениях (540, 1000 оборотов в минуту) специально для корректной работы с навесным и прицепным оборудованием. Так как иначе работа на дополнительном устройстве с неподходящей для него скоростью может привести либо к недостаточной его производительности, либо к его поломке.

Когда включён независимый привод, вращение от внутреннего вала привода, который находится внутри вторичного вала коробки передач, через муфту переключения передаётся на вал коронной шестерни планетарного редуктора ВОМ.

Когда задействуется синхронный привод муфта перемещается вперёд, разъединяясь с внутренним валом независимого привода и соединяясь со шлицами ступицы ведущей шестерни 2-й ступени редуктора коробки передач.

Устройство вала отбора мощности «МТЗ-82»

В корпусе заднего моста трактора «МТЗ-82» размещается двухступенчатый планетарный редуктор вала отбора мощности. Состоит он из ведущей коронной шестерни, трёх сателлитов и солнечной шестерни. Она посажена на ступицу водила на бронзовой втулке.

Сателлиты закрепляются на осях, которые запрессованы в расточки водила. Шлицевая ступица водила жёстким образом связывается со шлицами вала. А на конце ВОМ также ещё выполнены шлицы для привода агрегатируемого с трактором оборудования и машин.
Вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» может быть выполнен в составном виде: когда в его задний край вставляются сменные хвостовики с 8-ю шлицами либо 21-м шлицем. Для машин и устройств, которые используют частоту вращения 540 об/мин, применяется хвостовик первого типа, а для тех машин, где частота вращения составляет 1000 об/мин – хвостовик второго типа.

Различие в типоразмерах шлицев на машинах и агрегатах выполнена специально, для того, чтобы предотвратить возможную путаницу при выборе скоростного режима

Хвостовик зафиксирован на валу специальным стопорным кольцом. Энергия вращения передаётся к хвостовику через четыре ролика.

Различные типоразмеры шлиц на машинах выполняют с целью предотвращения путаницы в выборе скоростного режима и поломки агрегатируемых машин из-за неправильного включения скорости ВОМ.

Вал устанавливается на двух шариковых подшипниках, первый из которых расположен в расточке вала коронной шестерни, 2-й — в крышке, прикреплённой к задней стенке корпуса заднего моста. Все детали, которые установлены на валу, стянуты кернящейся гайкой.

Управление ВОМ «МТЗ-82»

Планетарный редуктор вала отбора мощности на «МТЗ-82» управляем 2-мя ленточными тормозами. Первый тормозной барабан приварен к водилу, 2-й барабан связан посредством шлицевой муфты с солнечной шестернёй.

Для включения вала отбора мощности «МТЗ-82» рычаг управления в кабине следует перевести в крайнее заднее положение. При этом тормоз на барабане солнечной шестерни при этом затянут, а на водиле — отпущен.

От коронной шестерни вращение передаётся через сателлиты на водило, и далее от него — непосредственно к валу. Частота вращения уменьшается в это время соответственно передаточному числу планетарного редуктора — в 1,47 раза.

Когда нужно выключить редуктор ВОМ, то рычаг управления переводится в крайнее переднее положение. Тормоз на барабане солнечной шестерни отпускается, а тормоз водила — затягивается. В таком положении водило не двигается, а коронная шестерня обкатывается вхолостую по сателлитам. Сателлиты в то же время вращают, также вхолостую, солнечную шестерню относительно ступицы водила.

Частота вращения вала отбора мощности переключается посредством муфты, установленной на шлице вала. Механизмом, который это производит, является шестигранник, расположенный в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Техническое обслуживание ВОМ «МТЗ-82»

Техобслуживание вала отбора мощности трактора «МТЗ-82» заключается, прежде всего, в регулярном осмотре резьбовых соединений и их проверке, а также в периодической регулировке механизма управления. Смазываются механизмы ВОМ, которые размещены в корпусе заднего моста, маслом, заправляемым в трансмиссию.

Включать независимый привод следует при минимальной частоте вращения дизельного двигателя. Синхронный привод включается при работающем моторе после включения передачи, при плавном включении механизма сцепления.

В процессе эксплуатации необходимо периодически внимательно присматривать за изменениями в положении рычага управления ВОМ, не допуская, чтоб он упирался в полик кабины трактора (поскольку это приведёт к буксованию тормозных лент).

Если ход рычага управления увеличился, или усилие на рычаге, во время его перевода из положения «включено» в положение «выключено» заметно возросло, это свидетельствует о том, что необходимо произвести регулировку.

Регулировка вала отбора мощности «МТЗ-82» производится по следующему плану:

  • Установка оси эксцентрика в её первоначальное положение. Риска, которая специально на неё нанесена, должна находиться с правой стороны и располагаться в вертикальном положении.
  • Фиксация установленного положения с помощью стопорных пластин.
  • Отсоединение тяги. Откручивание болтов на стакане и высвобождение пружины.
  • Снятие крышечки с люка заднего моста, чтобы добраться до головки натяжного винта. Переведение рычага в нейтральное положение и его фиксация болтом.
  • Снятие стопорной пластины, затягивание винта до упора. Заворачивание упорного болта в наружный стакан. Перевод рычага в положение «вкл.». Установка тяги. Установление необходимого люфта рычага.

После завершения регулировки — возврат всех деталей на свои места, усиление тяг и крепёжных болтов контрагайками.

Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации ВОМ

  • Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
  • Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
  • Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
  • Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
  • Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
  • Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.
Читайте также:  Трактор вт 100 технические характеристики

Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину. Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.

В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач. При выполнении подобной операции вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» необходимо перевести в синхронный режим. Во время прокручивания зубчатые колёса шестерней должны вращаться свободно.

Какие задачи осуществляет вал отбора мощности трактора и мотоблока

Какую функцию выполняет вал отбора мощности в тракторе и мотоблоке? Для обработки земли и растений владельцы садов и земельных участков применяют навесное оборудование. Чтобы запустить его в работу, основную технику комплектуют валом отбора мощности.

Виды валов и принципы их работы

Аббревиатура ВОМ, расшифровывается как вал отбора мощности, оснащают мотоблоки и тракторы. Он чаще располагается сзади, спереди или сбоку.

С помощью ВОМ передается крутящий момент от оси привода двигателя на механизмы, которые являются навесным оборудованием. Эти валы можно разделить на 4 типа:

Зависимый вал отбора мощности и муфта сцепления вращаются одновременно. Когда муфту отключают, кардан останавливается. Он оказывает воздействие на работу мотоблока или трактора при следующих условиях работы:

  • остановка работы машины влечет остановку ВОМ;
  • при разгоне агрегата ограничивается вращение вала;
  • отключение вала возможно только при полной остановке трактора.

Такой вал отбора мощности на тракторе управляется с помощью рычага, который расположен в тракторной кабине, и только после отключения муфты сцепления. При нижнем положении рычага включается ВОМ, поднимают рычаг вверх — отключается. Если в механизмы попал мусор, трактор необходимо остановить, не отключая при этом привод отбора. Следует дать возможность трактору восстановить нормальный уровень нагрузки и после продолжить работу.

Независимый ВОМ не подключается к муфте, поэтому все связанные с ней недостатки полностью или частично отсутствуют. Это позволяет равномерно нагружать привод, включать дополнительные механизмы при отключенном двигателе, запускать косилку до полных рабочих оборотов и, подъехав к полю, начать косить траву. Независимый хвостовик облегчает работу на мотоблоке.

К синхронным карданам относятся те, что вращаются одновременно с основными колесами мотоблока. Они работают устойчиво только при постоянной скорости вращения.

Скорость несинхронных осей не привязана к скорости трактора. Их используют для механизмов, производящих опрыскивание, сеноуборку, для насосной гидросистемы и других.

Как правило, ВОМ располагают в задней части мотоблока или трактора. Он приводит в действие такие устройства, как:

  • косилки;
  • бороны;
  • оборудование для поливки;
  • устройства для рубки;
  • сеялки;
  • устройство для удаления пней;
  • подметатели.

Этот список можно продолжить еще несколькими десятками образцов навесных установок. Валы работают на стандартных скоростях, равных 540 об/мин или 1000 об/мин.

Рабочую часть его еще называют хвостовиком. Он соединяется с карданом навесных устройств или, что реже, с их гидронасосом. Соединительная часть хвостовика навесных механизмов должна быть соразмерна с хвостовиком отбора мощности. Если они не совпадают по размерам, то применяется переходное устройство. Но его использование будет снижать надежность конструкции в случае резкого увеличения нагрузки в работе.

Сейчас современный мотоблок с валом отбора мощности часто имеет переднюю установку хвостовика. Это очень удобно, когда нужно убирать снег или косить траву.

Двигатели приводов мотоблоков

Мотоблок с валом отбора мощности отечественного производства имеет привод, который состоит из классического двигателя внутреннего сгорания. Агрегаты, имеющие классификацию как легкие или средние, комплектуются бензиновыми четырехконтактными двигателями. В некоторых устаревших мотоблоках еще сохранились двухконтактные бензиновые двигатели.

Машины, считающиеся как тяжелые, чаще всего имеют дизельные двигатели, работу которых обеспечивают такие системы:

  • поступления топлива;
  • охладительная;
  • смазки;
  • пусковая — стартер;
  • газораспределительная;
  • зажигания.

Коленвал двигателя передает вращение редуктору через его коробку передач. Остановить такой агрегат возможно, не останавливая привод. При переключении передачи происходит отсоединение редуктора от двигателя. Этим предотвращаются рывки при начале движения мотоблока с валом отбора мощности, и так же можно остановить агрегат, не выключая привод.

Сцепление происходит через муфту. Управление сцепления осуществляется с помощью рычага. Чтобы работа мотоблока производилась плавно и без рывков, на тяжелые машины устанавливают дополнительный узел — с дифференциалом. Этот механизм позволяет исключить параллельное вращение колес, что дает возможность задать колесам разные скорости вращения.

Требования безопасности и преимущества мотоблоков с ВОМ

Для российского производителя валов отбора мощности существует стандарт РФ, в котором оговорены размеры валов, параметры последних и допустимое отклонение от указанных норм.

В документе прописаны требования к приводу хвостовиков, их положение относительно базисной поверхности, размеры расположения.

ВОМ российского производства должны соответствовать международному стандарту по мерам безопасности. Ему должны соответствовать и карданные валы, и ограждения для защиты. В его приложении перечисляются все существенные опасности, могущие возникнуть при работе с хвостовиком. Там же даются рекомендации по недопущению нестандартных ситуаций.

Мотоблоки с валом отбора мощности можно противопоставить дорогим тракторам. Они не очень дороги, многие владельцы загородных и садовых участков могут стать их пользователями. Ведь подобное устройство намного облегчит тяжелую работу на участке. Агрегат можно использовать на протяжении всего года, ведь он универсален. Помимо летних работ, мотоблок поможет осенью убрать листву, зимой — очистить территорию от снега, транспортировать материалы массой до 500 кг, удобрения.

Таким образом, мотоблок с валом отбора мощности не уступает в эффективности трактору, хотя стоит намного меньше, имеет компактную конструкцию и поэтому не требует большого помещения для хранения.

Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)

Мотоблоки с валом отбора мощности всегда высоко ценятся среди опытных фермеров. Такая техника дает возможность интенсивно использовать для повседневной работы на участке различное навесное оборудование, что, непременно, приносит свои плоды и положительно сказывается на количестве собираемого урожая.

Что такое ВОМ на мотоблоке?

ВОМ, или вал отбора мощности – это механизма, предназначенный для стабильной передачи создаваемой двигателем энергии на рабочие элементы навесного оборудования, стационарных или подвижных машин, а также активных прицепов, используемых на мотоблоках. Большинство имеющихся в продаже мотоблоков оснащены валом отбора мощности, предварительно установленным в задней части сельскохозяйственной машины. В некоторых случаях также можно встретить мотоблоки в ВОМ и дифференциалом, в конструкции которых вал отбора мощности предусмотрен в передней части сельскохозяйственного агрегата.

Основная функция ВОМ на мотоблоке заключается в решении следующих задач:

  • вал отбора мощности отвечает за запуск механических узлов в прицепном или навесном оборудовании. При этом подключение используемых с мотоблоком приспособлений может осуществляться, как напрямую, так и через всевозможные передающие механизмы – в число последних входят клиноременные передачи, карданные валы и редукторы. Это наиболее важная функция ВОМ мотоблока, при выполнении которой механизм поддается полноценной нагрузке;
  • ВОМ также используется для запуска гидравлической системы прицепного оборудования. В таком случае ВОМ мотоблока воздействует исключительно на насос используемого оборудования. Конкретно для этих целей вал отбора мощности применяется крайне редко, так как фермеры не часто используют приспособления с гидравлическими системами.
Читайте также:  Трактор т 800 технические характеристики

Способность выполнять эти функции делает мотоблоки с предустановленным валом отбора мощности крайне востребованными среди фермеров, владеющих крупными аграрными хозяйствами.

Классификация валов отбора мощности для мотоблока

ВОМ служит механизмом, передающим создаваемым двигателем крутящий момент на рабочие элементы используемых навесных приспособлений. Все валы отбора мощности поддаются классификации по своему принципу действия.

Учитывая этот фактор, различают такие механизмы:

  • зависимые ВОМ – особенность этих валов отбора мощности изначально заключается в их одновременном вращении с муфтой сцепления, предусмотренной мотоблока. В случае отключения муфты, используемый вал отбора мощности также останавливается;
  • независимые ВОМ – привод мотоблоков с такими механизмами поддается более равномерным нагрузкам, что дает возможность владельцу агрегата пользоваться различными вспомогательными механизмами мотоблока даже при отключенном моторе;
  • синхронные ВОМ – устойчивая работа таких валов отбора мощности обеспечена только при бесперебойной скорости вращения колес агрегата;
  • асинхронные ВОМ – принцип действия этих механизмов полностью противоположный валам предыдущего типа. Такие валы отбора мощности активно используются с целью установки и применения на мотоблоке опрыскивателя, сеялки и другого навесного оборудования, работа которого осуществляется на невысоких скоростях и с частыми остановками.

Такого рода классификация позволяет каждому фермеру подобрать для себя агрегат с валом отбора мощности подходящего типа. При необходимости также можно отдельно приобрести вал отбора мощности другого типа для его последующего монтажа на имеющийся мотоблок.

Лучшие мотоблоки с валом отбора мощности

На современном отечественном рынке можно без труда найти различные модели мотоблоков, в чью заводскую комплектацию входит вал отбора мощности. Все они активно используются в паре с многочисленным навесным оборудованием, благодаря чему позволяют выполнять широкий спектр поставленных перед ними агротехнических задач. Предлагаем свой обзор мотоблоков с валом отбора мощности для применения, как в небольших, так и в довольно крупных хозяйствах. В число выбранных нами агрегатов входит:

  • УГРА НМБ-1Н15 – мощные мотоблоки в этой комплектации пользуются высоким спросом благодаря проходимости, стабильной работе в любых условиях и долговечности. Благодаря валу отбора мощности эти агрегаты способны помочь в эффективной вспашке целины, бороновании, окучивании, посадке, сборе и перевозке урожая, общей массой в 500 кг;

  • Мотор Сич МБ-8 –эти профессиональные агрегаты считаются универсальными сельскохозяйственными машинами. Они комплектуются мотором, мощностью 8 л. с., широкими колесами и прочным стальным корпусом;

  • Caiman QUATRO MAX 70S TWK+ – средние по своему весу мотоблоки позволяют при любых погодных условиях использовать для работы на участке габаритный плуг, борону, сеялку, картофелекопалку, прицеп и другие навесные конструкции;

  • Салют 100 Л6,5 – эти российские мотоблоки заслужили спрос за счет исключительной надежности, высочайшего качества сборки и стабильности. При этом мотоблоки этой марки достаточно компактны и не потребляют большое количество топлива;

  • Zirka GN 151 E – китайские тяжелые мотоблоки отличаются повышенной мощностью и максимально возможным рабочим ресурсом. Надежный вал отбора мощности в их конструкции позволяет использовать каждый такой дизельный агрегат для работы с плугом, окучником, бороной, снегоотвалом, сеялкой и другими распространенными среди фермеров приспособлениями.

Наличие ВОМ в конструкции всех перечисленных агрегатов существенно расширяют их возможности, и делают агрегаты практически универсальными помощниками при работе на огороде и придомовом участке.

Как правильно выбрать мотоблок с валом отбора мощности

Мотоблоки с валом отбора мощности (сокр. ВОМ) являются универсальными самоходными устройствами, способными выполнять широкий спектр задач. Они имеют особое техническое исполнение, которое позволяет агрегатировать различные виды навесного оборудования, включая косилку, сеялку, активную фрезу, картофелекопалку, снегоочиститель, подметальную щётку.

Мотоблоки с ВОМ, в отличии от пассивных аналогов, качественнее проводят работу, а по эффективности практически не уступают малогабаритному трактору, зато значительно дешевле в цене. К тому же у них меньший вес, компактнее конструкция и для их хранения не требуется большого помещения.

Что такое ВОМ на мотоблоке?

Валом отбора мощности является узел, соосно расположенный с двигателем, который передаёт от него крутящий момент к подвесным орудиям, тем самым приводя их в действие. Он может быть зависимым, независимым или синхронным, иметь постоянную или переменную скорость вращения, располагаться в передней или задней части мотоблока.

В зависимом типе вращение ВОМ зависит от положения муфты сцепления и оно прекращается с остановкой машины. В независимом узле ВОМ приводится в движение от другого вала, который не зависит от сцепления. При синхронном типе его запускает в движение вал, связанный с коробкой передач. Скорость вращения ВОМ может быть постоянной или переменной. Первая из них не зависит от передачи, а вторая – пропорциональна скорости, с которой движется сам мотоблок. Вращательное движение к ВОМ передаётся напрямую или посредством редуктора со стандартной скоростью вращения – 540 или 1000 об/мин.

Какие виды мотокультиваторов с ВОМ бывают

Производители выпускают разные модификации мотоблоков, оборудованных ВОМ. Они отличаются количеством валов, мощностью, габаритами, весом, скоростными и функциональными возможностями. Все эти параметры нужно учитывать при выборе мотоагрегата с ВОМ.

Бензиновые

Бензиновые двигатели устанавливаются на мотоблоках, относящихся к лёгкому или среднему классу. Такая сельхозтехника подходит для работы на небольших дачно-садовых участках или мини-фермах.

Для её оснащения использованы четырёхтактные двигатели мощностью от 6 до 9 л.с. с воздушным охлаждением и она:

  • эффективна в действии;
  • долговечна в эксплуатации;
  • экономна в расходовании топлива.

Из бензиновых мотоблоков с валом отбора мощности наибольшее распространение получили модели серии Угра (Россия), Мобил К (Италия/Россия) и Скаут (Китай).

Дизельные

Дизельные моторы устанавливаются на тяжёлых мотоблоках с ВОМ, предназначенных для больших объёмов работ. У них высокая мощность, хорошая проходимость, увеличенный моторесурс. Такого класса машины характеризуются надёжностью, долговечностью, выносливостью, поэтому пригодны для интенсивного использования и выполнения сложных задач. Если дополнительно применить к ним ходоуменьшитель, то можно понизить обороты и тем самым ещё больше увеличить тяговое усилие.

Мотоблоками с дизельными двигателями и дифференциалом в основном пользуются владельцы средних садовых участков и фермерских хозяйств. Наибольшую популярность у отечественных землепользователей приобрели модели марки Crosser (Англия/Китай), ЗУБР и Скаут (Китай) мощность которых достигает более 9 л.с., а топливный бак имеет объём не менее 7 л.

Какой производитель лучше: китайский или российский

Все модели мотоблоков с ВОМ, представленных на рынке, можно поделить на три большие группы: китайские (Crosser, Champion, Скаут, Weima, Kipor и др.) , американские и европейские (Grillo, Caiman, Viking, Husqvarna, BCS и др.) и российские (Нева, Угра, Салют, Пахарь, Фаворит и др.).

Садовая техника производства Китай, безусловно, пользуется спросом, но преимущественно из-за доступной стоимости. Низкая цена на продукцию из КНР достигается не только благодаря привлечению дешёвой рабочей силы, но и за счёт экономии на технологическом оснащении заводов и исходных материалах. Но, как правило, такая экономия зачастую приводит к снижению качества готовых изделий.

Что касается мотоагрегатов, сделанных в Европе и Америке, то они отличаются высоким качеством и, конечно же, соответствующей ценой. К тому же навесное оборудование и запчасти к ним так же стоят недёшево. Поэтому выбор в пользу импортных устройств с ВОМ предусматривает значительное увеличение бюджета как на покупку, эксплуатацию, так и ремонт техники.

Самое оптимальное соотношение цены и качества имеют мотоагрегаты, произведённые в России. На большинстве из них установлены импортные профессиональные двигатели (Subaru, Honda и т.д.), высокопрочные шестеренчатые редукторы, дифференциалы. Они экономичны, ремонтопригодны и могут эксплуатироваться длительное время. Отечественный мотоблок с валом отбора мощности и дифференциалом может уступать зарубежному варианту в плане эргономики и удобства, но по соотношению качества и цены явно находится в авангарде.

Для выбора лучшего мотоблока с ВОМ следует определиться с условиями его использования. Мощность, вес, конструктивные особенности техники непременно должны соответствовать состоянию почвы, размерам участка, а так же характеру производимых работ.

Топ 5 лучших моделей

Ниже представлены несколько моделей, которые больше всего заинтересовали пользователей и по их мнению вошли в число лучших агрегатов.

Читайте также:  Ремонт магнето трактора

Салют 100-Х-М1

Данное устройство оснащёно 6,5-сильным бензиновым мотором Honda, топливным баком на 3,6 л, шестеренчатой трансмиссией, валом отбора мощности для возможности использования широкого спектра навесного оборудования. Все важные узлы, включая шкив, помещены в пластиковый кожух, который надёжно защищает их от пыли и инородных предметов. На рукоятке установлен переключатель скоростных режимов (2 вперёд, 1 назад), что создаёт удобство оператору при управлении мотоблоком. Ширина обработки у него регулируемая и может устанавливаться на уровне 30/60/90 см. Вес изделия 78 кг, стоимость около 48000 рублей.

Нева МБ-23

Аппарат укомплектован американским двигателем Briggs&Stratton на 10 л.с. и предназначен для интенсивных, тяжёлых работ. Для его оснащения использованы шестеренчато-цепной редуктор и 3-х скоростная КП. Отличительной чертой мотоагрегата Нева МБ-23 являются 140-миллиметровый дорожный просвет, регулируемая колея (нормальная 320 мм, с удлинителями – 570 мм), хороший тяговый показатель, равный 160 Н (кГс). Таким мотоблоком можно работать на всех типах почв и даже обрабатывать целину. Вес его составляет 105 кг, а средняя стоимость равна 50500 рублей.

Агат ХМД-6,5

Модель оборудована дизельным 6,5-сильным мотором японского производства и прекрасно адаптирована под суровые условия эксплуатации. Она экономно расходует топливо (до 1,2 л/час) и демонстрирует высокую производительность. Данный мотоблок оснащён глушителем улучшенной конструкции, обеспечивающим низкий уровень вибрации и шума, большими пневматическими колёсами, позволяющие ему легко продвигаться по полю. Его ширина обработки достигает 90 см, а глубина вспашки равна 25 см. Вес агрегата 85 кг, стоимость 25600-29300 рублей.

Скаут 135DE

Для оснащения мотоблока с валом отбора мощности Скаут 135 DE использован четырёхтактный дизельный двигатель на 9 л.с. с топливным баком на 5,5 л. В его комплектацию входят 10 культивационных фрез, обеспечивающих ширину захвата от 75 до 135 см и глубину вспахивания – от 8 до 30 см. Данный агрегат очень мощный и предназначен для обработки больших площадей. Он имеет высокую проходимость даже в условиях неровного рельефа, где обычной мототехнике трудно произвести качественное рыхление почвы. Вес его составляет 142 кг, а цена стартует от 52900 рублей.

Huter GMC-9.0

Это ещё один представитель тяжёлой садовой мототехники, оборудованной валом отбора мощности. Модель укомплектована четырёхтактным мотором с мощностью в 9 л.с., 5-литровым топливным баком и имеет трёхскоростную КПП с функцией «реверс». За один проход она обеспечивает обработку полосы шириною 115 см. Агрегат характеризуется хорошей устойчивостью и проходимостью благодаря наличию больших пневматических колёс. Вес его составляет 135 кг. Цена на него стартует от 43800 рублей.

Видео в работе

О мотоблоках с валом отбора мощности написано много статей, созданы видео материалы, а на тематических форумах есть отзывы от реальных пользователей. Эта информация будет несомненно полезной всем, кто хочет больше узнать о конкретном мотоблоке. К тому же она облегчит выбор и поможет сориентировать на правильную покупку.

Как работает устройство с ВОМ можно посмотреть здесь:

2) с почвофрезой;

3) со снегоуборщиком;

Какую функцию выполняет вал отбора мощности в тракторе и мотоблоке? Для обработки земли и растений владельцы садов и земельных участков применяют навесное оборудование. Чтобы запустить его в работу, основную технику комплектуют валом отбора мощности.

Виды валов и принципы их работы

Аббревиатура ВОМ, расшифровывается как вал отбора мощности, оснащают мотоблоки и тракторы. Он чаще располагается сзади, спереди или сбоку.

С помощью ВОМ передается крутящий момент от оси привода двигателя на механизмы, которые являются навесным оборудованием. Эти валы можно разделить на 4 типа:

Зависимый вал отбора мощности и муфта сцепления вращаются одновременно. Когда муфту отключают, кардан останавливается. Он оказывает воздействие на работу мотоблока или трактора при следующих условиях работы:

  • остановка работы машины влечет остановку ВОМ;
  • при разгоне агрегата ограничивается вращение вала;
  • отключение вала возможно только при полной остановке трактора.

Такой вал отбора мощности на тракторе управляется с помощью рычага, который расположен в тракторной кабине, и только после отключения муфты сцепления. При нижнем положении рычага включается ВОМ, поднимают рычаг вверх — отключается. Если в механизмы попал мусор, трактор необходимо остановить, не отключая при этом привод отбора. Следует дать возможность трактору восстановить нормальный уровень нагрузки и после продолжить работу.

Независимый ВОМ не подключается к муфте, поэтому все связанные с ней недостатки полностью или частично отсутствуют. Это позволяет равномерно нагружать привод, включать дополнительные механизмы при отключенном двигателе, запускать косилку до полных рабочих оборотов и, подъехав к полю, начать косить траву. Независимый хвостовик облегчает работу на мотоблоке.

К синхронным карданам относятся те, что вращаются одновременно с основными колесами мотоблока. Они работают устойчиво только при постоянной скорости вращения.

Скорость несинхронных осей не привязана к скорости трактора. Их используют для механизмов, производящих опрыскивание, сеноуборку, для насосной гидросистемы и других.

Как правило, ВОМ располагают в задней части мотоблока или трактора. Он приводит в действие такие устройства, как:

  • косилки;
  • бороны;
  • оборудование для поливки;
  • устройства для рубки;
  • сеялки;
  • устройство для удаления пней;
  • подметатели.

Этот список можно продолжить еще несколькими десятками образцов навесных установок. Валы работают на стандартных скоростях, равных 540 об/мин или 1000 об/мин.

Рабочую часть его еще называют хвостовиком. Он соединяется с карданом навесных устройств или, что реже, с их гидронасосом. Соединительная часть хвостовика навесных механизмов должна быть соразмерна с хвостовиком отбора мощности. Если они не совпадают по размерам, то применяется переходное устройство. Но его использование будет снижать надежность конструкции в случае резкого увеличения нагрузки в работе.

Сейчас современный мотоблок с валом отбора мощности часто имеет переднюю установку хвостовика. Это очень удобно, когда нужно убирать снег или косить траву.

Двигатели приводов мотоблоков

Мотоблок с валом отбора мощности отечественного производства имеет привод, который состоит из классического двигателя внутреннего сгорания. Агрегаты, имеющие классификацию как легкие или средние, комплектуются бензиновыми четырехконтактными двигателями. В некоторых устаревших мотоблоках еще сохранились двухконтактные бензиновые двигатели.

Машины, считающиеся как тяжелые, чаще всего имеют дизельные двигатели, работу которых обеспечивают такие системы:

  • поступления топлива;
  • охладительная;
  • смазки;
  • пусковая — стартер;
  • газораспределительная;
  • зажигания.

Коленвал двигателя передает вращение редуктору через его коробку передач. Остановить такой агрегат возможно, не останавливая привод. При переключении передачи происходит отсоединение редуктора от двигателя. Этим предотвращаются рывки при начале движения мотоблока с валом отбора мощности, и так же можно остановить агрегат, не выключая привод.

Сцепление происходит через муфту. Управление сцепления осуществляется с помощью рычага. Чтобы работа мотоблока производилась плавно и без рывков, на тяжелые машины устанавливают дополнительный узел — с дифференциалом. Этот механизм позволяет исключить параллельное вращение колес, что дает возможность задать колесам разные скорости вращения.

Требования безопасности и преимущества мотоблоков с ВОМ

Для российского производителя валов отбора мощности существует стандарт РФ, в котором оговорены размеры валов, параметры последних и допустимое отклонение от указанных норм.

В документе прописаны требования к приводу хвостовиков, их положение относительно базисной поверхности, размеры расположения.

ВОМ российского производства должны соответствовать международному стандарту по мерам безопасности. Ему должны соответствовать и карданные валы, и ограждения для защиты. В его приложении перечисляются все существенные опасности, могущие возникнуть при работе с хвостовиком. Там же даются рекомендации по недопущению нестандартных ситуаций.

Мотоблоки с валом отбора мощности можно противопоставить дорогим тракторам. Они не очень дороги, многие владельцы загородных и садовых участков могут стать их пользователями. Ведь подобное устройство намного облегчит тяжелую работу на участке. Агрегат можно использовать на протяжении всего года, ведь он универсален. Помимо летних работ, мотоблок поможет осенью убрать листву, зимой — очистить территорию от снега, транспортировать материалы массой до 500 кг, удобрения.

Таким образом, мотоблок с валом отбора мощности не уступает в эффективности трактору, хотя стоит намного меньше, имеет компактную конструкцию и поэтому не требует большого помещения для хранения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector