Как пользоваться бортовым компьютером - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как пользоваться бортовым компьютером

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Лада 2114 Кварцевый Металлик › Бортжурнал › Маршрутный компьютер 2114-3857010 (бк штат)

Маленькая мечта сбылась, прикупил себе бортовик о котором мечтал еще с первой машины) Сейчас найти его такая редкость у нас, увидел объявление забрал в этот же день) Как ребенок был счастлив когда установил его)) И да что бы он сидел ровно, не болтался я проклеил его антискрипом, осталось куча просто)) За одно и шуметь не будет)

Так же кидаю схему подключение бортовика штат 2114:

Как же я замучался на нем отключать будильник, который вечно пищал, но потом все разобрался, инструкции найти оказалось трудно, но вам я предоставлю в этом посте 🙂 В будущем планирую пересвет бортовика сделать, а то надоедливый зеленый свет ))

Маршрутный компьютер (МК), устанавливается на часть выпускаемых автомобилей LADA SAMARA. MK имеет
15 функций, разбитых на 7 групп. Семь кнопок управления служат для выбора нужной группы функций и
выбора функций внутри группы и имеют следующее обозначение: “Т”, “КМ/Н”, “KM”, “L”, “L/100”, “MOM”, “Н”.
Функции внутри группы перебираются по кольцу. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме “Текущее время”, а функции управления кнопками — заблокированы.

Нажатие на любую кнопку, при выключенном зажигании, включает ночную подсветку индикатора, а кнопка “START” отключает звуковой сигнал будильника. Для обнуления всех накапливаемых параметров: “Время в
пути”, “Время в пути с остановками”, “Общий расход”, “Пробег поездки” необходимо нажать и удерживать кнопку “START” более 4 с до появления двухтонального звукового сигнала.

Индикация следующих параметров: “Средняя скорость”, “Средний расход топлива”, “Прогноз пробега на остатке топлива” осуществляется при выполнении условий: пробег поездки более 1км и время поездки без учета остановок более 1мин; до выполнения этих условий на индикацию выводятся символы “—-”.
Компьютер имеет 3 сигнализатора: “Превышение скорости”, “Пробег на остатке топлива” и “Напряжение бортовой сети”. При выходе контролируемого параметра за пределы установленного значения: предельной скорости (20–200) км/ч в зависимости от установки; пробега на остатке топлива меньше 50 км; напряжения
бортовой сети ниже 10.8 В или выше 14.8 В символ колокольчика начинает мигать и вырабатывается звуковой сигнал, при этом на индикатор выводится значение контролируемого параметра.
Сброс звукового сигнала производится кнопкой “START”. После сброса звукового сигнала индикация параметра, вышедшего за пределы установленного значения, сопровождается мигающим символом колокольчика. Когда параметр принимает нормальное значение, аварийная сигнализация прекращается.
Для установки или снятия режима контроля необходимо выбрать контролируемую функцию и кнопкой “START” установить или сбросить символ колокольчика. Сброс или установка звукового сигнала подтверждения нажатия клавиш производится в режиме функции “Время в пути” кнопкой “START”.
В режиме “Мгновенный (средний) расход топлива”, когда мгновенная (средняя) скорость меньше 5 км/ч, показания отображаются в л/ч и в л/100 км, когда больше.В режиме “Время в пути (с остановками)” показания отображаются в мин., сек при времени меньше часа, в ч., мин при времени больше часа
и в ч. при времени больше 99 ч. 59 мин.
При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.

Корректировка функций компьютера

Коррекция хода часов
Нажать кнопку “START” в режиме “Текущее время”. По шестому сигналу точного времени нажать кнопку “Н”, при этом происходит обнуление разрядов минут, разряды часов корректируются до ближайшего значения,
отсчет секунд должен начинаться с нуля.

Установка текущего времени (календаря)
Нажать кнопку “START” в режиме “Текущее время” (“Календарь”). Кнопками “+”, “–” установить нужное значение часов (дня). Нажать кнопку “START”. Кнопками “+”, “–” установить нужное значение минут (месяца). Нажать кнопку “START” для завершения установки времени (календаря).

Установка будильника
Нажать кнопку “START” в режиме «Будильник». Кнопками “+”, “–” установить нужное значение часов. Нажать кнопку “START”. Кнопками “+”, “–” установить нужное значение минут. Нажать кнопку “START” для завершения установки будильника. В режиме “Текущее время” будет светиться символ будильника (будильник включен).

Выключение будильника
Нажать кнопку “START” в режиме “Будильник”. Нажать кнопку “Н” для выключения будильника. В цифровых
разрядах появится “–.–”, а в режиме “Текущее время” символ будильника светиться не будет (будильник выключен).

Регулировка яркости подсветки индикатора
При включенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится регулятором освещения шкалы приборов. При выключенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится программно: Нажать кнопку “START” в режиме “Время в пути с остановками”. На индикаторе будут высвечиваться все одиночные сегменты (пиктограммы), что является признаком режима регулировки уровня
подсветки, а в цифровых разрядах будет высвечиваться число, соответствующее уровню подсветки в процентах от максимального значения. Кнопками “+”, “–” установить необходимый уровень яркости подсветки.
Нажать кнопку “START” для завершения режима регулировки яркости.

Тарирование датчика уровня топлива
Для проведения коррекции необходимо слить весь бензин из бака. Нажать и удерживать кнопку “START” более 2 с в режиме “Уровень топлива”. На индикаторе появится мигающая цифра “0”. Нажать и удерживать кнопку “L”
в течение 1с до появления звукового сигнала подтверждения. После этого на индикаторе появится мигающая цифра “3”. Залить в бензобак с помощью мерной емкости 3 л бензина, выждать время, необходимое для успокоения датчика уровня топлива, нажать и удерживать кнопку “L” 1с до появления звукового сигнала подтверждения. Продолжить эту процедуру до максимального значения 39 л, после которого компьютер автоматически выходит из режима.

Установка сигнализатора превышения скорости
Нажать кнопку “START” в режиме “Средняя скорость”. Кнопками “+”, “–” установить требуемый порог скорости.
Нажать кнопку “START” для выхода из установки сигнализатора превышения скорости.

Точность и предельные значения некоторых функций
Диапазон показаний часов . . . . . . . . . . . . . . . . 0 ч 00 м–23 ч 59 м
Уход часов за сутки при (25±10) °С, не более . ρ 3 с
Диапазон показаний внешней температуры . –40 °С…+60 °С
Максимальное значение времени в пути . . . . ☺ 999 ч 50 м
Максимальное значение времени в пути с остановками . . . . . . ☺ 999 ч 50 м
Максимальное значение общего расхода . . . ☺ 9999 л
Максимальное значение общего пробега . . . . ☺ 9999 км

При переполнении одного из этих параметров происходит сброс всех накапливаемых параметров: “Время в пути”, “Время в пути с остановками”, “Общий расход”, “Пробег поездки” с появлением двухтонального звукового сигнала.

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.

Содержание статьи:

  1. Виды бортовых компьютеров автомобиля
  2. Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
    • Универсальный
    • Маршрутный
    • Сервисный
    • Управляющий

  3. Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин

Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.

И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).

Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.

В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:

  • Универсальными (карпьютеры).
  • Сервисными.
  • Маршрутными.
  • Управляющими.

Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров

Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)

Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:

  • персональный компьютер РС;
  • GPS-навигация через спутник;
  • телевизор;
  • плеер DVD.

Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:

  • система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
  • система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
  • управление двухсторонней радиосвязью.

Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.

Маршрутный бортовой компьютер

Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

  • средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
  • среднее потребление топлива;
  • продолжительность пути;
  • плановое время прибытия в указанный пункт;
  • сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
  • время простоя;
  • стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.

Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».

Сервисный бортовой компьютер

Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

  • диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
  • отслеживает состояние тормозов;
  • контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.

При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.

Управляющий бортовой компьютер

Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

  • форсунками;
  • зажиганием;
  • тормозной антиблокировкой;
  • автоматической коробкой передач;
  • скоростным режимом (круизный контроль);
  • климат-контролем.

Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

Заключение

Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:

Штатный бортовой компьютер на ВАЗ-2112: функции и инструкция по эксплуатации

На легковушках «Десятого семейства» рядом с блоком индикации всегда установлены часы или компьютер. Сейчас такие компьютеры называют «бортовыми компьютерами» (БК). Дисплей компьютера при выключенном зажигании показывает время, но это – не единственная его функция! Перечислим все возможности бортового компьютера на ВАЗ-2112, а инструкция, прилагаемая ВАЗом, нам в этом поможет. С инструкции были скопированы таблицы, которые важны при настройке.

О каком БК идёт речь? Ответ приведён на видео.

Штатный бортовой компьютер: краткий тур

Внешний вид лицевой панели показан на фото ниже. Нужно запомнить основные клавиши: 1, 2, 3 и 5. Все функции разделены на три группы. Нажимая на кнопку 1, можно пролистывать функции первой группы. То же относится к другим клавишам.

Штатный БК для хэтчбека «Лада-112»

Спрашивается, зачем нужна кнопка 5? Находясь в любой из трёх групп, этой кнопкой задействуют дополнительные функции. Кстати, их число равно двум.

В каждой группе дополнительные функции – разные.

Пример с пролистыванием

Когда зажигание выключено, на дисплее мы видим часы. Попробуем включить зажигание и нажмём клавишу 1. Саму кнопку можно нажимать любое число раз – функции переключаются циклически. Их число равно трём.

Группа функций «Время»

Если нужны дополнительные функции, нажмите на кнопку 5. Мы рассмотрели, как пользоваться штатным бортовым компьютером на ВАЗ-2112, но инструкция подходит для любой «Десятки».

Эксплуатация БК в разных режимах

Выше сказано, как пользоваться БК в режиме «Время». Группа «Время» является первой, но есть ещё две – «Топливо», «Путь». Приводим таблицы для них.

Группа функций «Топливо»

Выше приведена таблица для кнопок 2 и 5.

Группа функций «Путь»

Здесь показаны функции, включаемые кнопками 3, 5.

Инструкция по программированию

Будем менять разные настройки. А ещё попробуем включить будильник, поменять яркость подсветки и т.д. Таким образом, программирование компьютера на ВАЗ-2112 к эксплуатации относится тоже.

Настраиваем датчик уровня топлива

Бак сначала остаётся пустым. Включаем функцию «Уровень топлива» (2-5) и жмём кнопку 4 дольше двух секунд. Дальше выполняем шаги:

  1. Жмём кнопку 3 в течение одной секунды до появления звукового сигнала;
  2. Заливаем в бак три литра топлива. Ждём 10-20 секунд и повторяем шаг 1;
  3. Повторяем шаги 1 и 2, пока не зальётся 39 литров.

Задействуем сигнализатор превышения скорости

Нажатиями на кнопку 3 включаем функцию «Средняя скорость». Нажимаем на клавишу 4. Дальше кнопками 5 и 6 устанавливаем требуемые цифры. В завершении нажимаем кнопку 4.

Для выключения опции используйте высокое пороговое значение: 190 или 200 км/час.

Меняем яркость подсветки

Задействуем функцию 1-3 «Время с остановками». Нажимаем кнопку 4. Клавишами 5 и 6 производим регулировку. Нажимаем на кнопку 4.

Будильник

Переходим к опции «Будильник» (дополнительная функция в списке «Часы»). Нажимаем на кнопку 4. Дальше устанавливаем значение часов (клавиши 5 и 6), жмём кнопку 4, устанавливаем значение минут (клавиши 5 и 6). По нажатию кнопки 4 будильник активируется.

Будильник в автомобиле – вещь нужная

Осталось понять, как выключить будильник. Проделайте все шаги до установки значения часов, а дальше нажмите на кнопку 1. Будильник должен выключиться!

Как настроить календарь и часы

Мы дошли до самой сложной главы. Сразу переходим к действиям:

    Включаем опцию «Часы» или «Календарь» (кнопка 1 или кнопки 1 и 5);

Опции «Часы» и «Календарь»

Для быстрой корректировки выполните шаг 1 и шаг 2. Если затем нажать на кнопку 1, показания часов округлятся: было 13:57, а станет 14:00. Или иначе: было 14:05, а станет 14:00.

Пример на видео: неплохой самодельный БК

Выбор нештатного бортового компьютера на ВАЗ-2112

Наш редакционный 2112 с БК Gamma GF 212. Мы им полностью довольны

Самым популярным нештатным БК на ВАЗ-2110 является модель Gamma GF 212.

Его стоимость около 2500 рублей . Установка простая, необходимо просто подключиться к K-линии в диагностическом разъёме и подвести провода питания.

Есть такие полезные функции как продувка свечей и прочее. Мы от себя можем только порекомендовать его среди большого множества представленных на рынке моделей.

Бортовой компьютер – диагностика

Бортовой компьютер – это устройство со сложной системой взаимосвязанных элементов, осуществляющий координацию и контроль, за слаженной работой всех компонентов современного автомобиля. По сути – это мозговой центр, куда стекается информация с периферийных приборов, после обработки которой, посылаются сигналы на определенные действия, направленные на решения ежесекундно возникающих задач.

Наделение механики электронными составляющими началось еще во второй половине 20 века, когда в машинах, участвующих в авторалли, различные узлы и агрегаты оснащались многочисленными датчиками. Постепенно, с их увеличением возникла необходимость объединения в единую систему. Стали появляться блоки управления, которых подчинили единому контрольному диагностическому центру.

Классификация бортовых компьютеров

Различают два типа бортовых компьютеров:

  1. узконаправленные

— управляющие, электронные блоки управления

— сервисные, предназначенные для самодиагностики.

Маршрутные созданы для расчета и отражения данных о движении автомобиля. Новые модификации имеют спутниковый навигатор. Способности такой разновидности ограничены следующими функциями:

— определение скорости (в расчетный период)

— построение направления пути

— расстояние до конца поездки

— сколько пройдено и сколько осталось до конца маршрута

— расчет времени – в пути и до конца маршрут

— расчет стоимости поездки

У разных производителей функции маршрутных бортовиков могут различаться, однако эти основные возможности есть у всех.

Информация показывается на ЖК или ОЛЭД экране, встроенную в саму конструкцию или выведенную на приборную доску в салоне. Часто в авто такой компьютер становится звеном в общей системе.

Сервисные – призванные определять неполадки в автомобиле. Еще одно его призвание – облегчить общую диагностику транспортного средства. Он собирает коды (текущие, переменные), сохраняет для считывания. Он осуществляет:

— сбор данных об электрической сети

— мониторинг тормозной системы

— диагностика системы двигателя

— постоянное снятие показаний с датчиков масла

— сохранение информации в памяти

Они тоже интегрируются в общую систему контроля.

Блоки управления – они определяет параметры и управляет работой самого мотора и целого ряда вспомогательных узлов.

Универсальные – мультифункциональные, с большим охватом подконтрольных систем, и расширенным функционалом. Это полноценный компьютер, аналогичный ПК (если снять его с автомобиля и поставить дома, вполне может заменить ПК). Он обладает достоинствами всех узкоспециализированных видов, имеет много дополнительных функций. Снабжен блок цветным сенсорным дисплеем. Устанавливается на приборной панели, в отсек для магнитолы. Функционал таких устройств, включает в себя:

— фиксирование, сохранение и расшифровку кодов ошибки

— графики узкоспециализированных модулей в своем составе (маршрутный, сервисный)

— разработка и запоминание маршрутов

— контроль, за расходными материалами (качества, интервала замены, текущего уровня)

– мониторинг узлов и компонентов автомобиля, фиксация текущих параметров, характеристики износа.

— управление и фиксация параметров двигателя

— вывод данных с датчиков радара парктроника

Всего около 200 функций.

Одними из наиболее популярных и востребованных, считаются приборы компании MULTITRONICS. Есть некоторые модели других фирм, неплохо выдерживающие конкуренцию.

Установка и настройка. Ничего сложного

Установку нового бортового компьютера на свой автомобиль лучше и дешевле сделать в дилерских сервисных центрах, где заранее выясняется стоимость конкретной модели устройства и цену услуги, а также, согласовывается место установки в автомобиле. Это могут быть: в специально отведенное для него, место под заглушкой, отверстие на панели для магнитолы, место штатных часов, лобовое стекло, над зеркалом.

На примере установки в место для часов, рассмотрим алгоритм действия:

  1. Вынуть разъем ЭБУ, предварительно сняв «массу» с АКБ, чтобы не навредить блоку.
  2. Отсоединить часы и снять заглушку
  3. Поставить на его место прибор и соединить питание
  4. Замкнуть контакты прибора на разъем ЭБУ. Нужно убедиться, что клеммы прикручены до упора.
  5. После подключения требуется калибровка и настройка прибора. В этом нет ничего сложного, просто нужно следовать указаниям установщика, или внимательно прочитать инструкцию.

Режимы диагностики бортового компьютера

Закономерным явлением считаются всякие неполадки и сбои в бортовой электронике автомобиля. Механические перегрузки, влага, грязь и перегревы приводят к различным неприятностям, требующим немедленной диагностики и устранения. Что может выявить стандартная диагностика:

  1. Размыкание цепи, вследствие замыкания или обрыва проводки различных датчиков
  2. Несовместимость или некорректная идентификация, а так же отсутствие адаптации, вновь установленных или замененных, деталей
  3. Необходимость замены различных элементов систем, вплоть до самого бортового компьютера

Современные модули БК позволяют получить точные результаты самодиагностики, без применения сторонних приборов. Перемыкая соответствующие контакты, по рекомендации подробной инструкции, можно перевести модуль в разные режимы тестирования.

— считка и сброс кодов

— обработка данных с датчиков контроля впрыска и скорости, управление этими функциями

— проверка работы самого БК

— калибровка и внесение изменений в индикацию

— регуляция подачи горючего

— климат – контроль, выявление ошибок и корректировка параметров

Общий функционал, конечно, удобный и обширный. Однако, для самостоятельного устранения ошибок и настройки расшатавшейся системы, информации мало. Зачастую, она ограничивается определением места и последствия поломок, без указания причин и методов их устранения. Поэтому профессиональная диагностика, все ровно, необходима.

Ремонт и замена бортового компьютера

Электронные устройства в современном автомобиле – это высокотехнологичные, с большим запасом прочности, приборы, требующие регулярного обслуживания и правильного пользования. Прежде, чем окончательно выйти из строя, и поставить водителя в безвыходное положение, они будут назойливо напоминать о себе. Проигнорировав сигналы бедствия, вы поставите под угрозу жизнеспособность всех элементов, связанных с бортовым компьютером (а это почти все приборы и системы в конструкции автомобиля).

При первых же подозрениях, обратитесь к специалисту. Он, с помощью высокоточных сканеров, считает коды ошибок, проанализирует расшифровку, правильно определит причины неполадок, и найдет пути их устранения.

Чаще всего, устанавливаются следующие причины:

— расшатывание систем EPS (стабилизация) и ASR (анти пробуксовка)

— разлад в системах круиз- и климат-контроль.

Антиблокировочная система подвергается сильным колебаниям и резким толчкам со стороны ступиц, которые расположены в опасной близости к ABS. Так же на него влияют последствия непрофессионального вмешательства со стороны неквалифицированных автомехаников.

Появление негаснущего сигнала на приборной панели, сигнал для посещения центра техобслуживания. Там проведут диагностику, восстановление системы, смену датчика, а в случае надобности, произведут замену блока.

Вызвать поломку ESP могут: механическое воздействие, замыкание, нарушение герметичности и попадание туда воды. Действия автомеханика такие же, как и при поломке ABS.

Ремонт круиз — контроля — определение состояния переключателей, восстановление управления, замена компонентов системы.

Проблемы системы климат — контроля связаны с коротким сроком эксплуатации его элементов. Чаще всего ломаются моторчики заслонок или снижение уровня хладагента. Нужно дозаправить кондиционер и заменить компоненты системы.

Соблюдение ряда нехитрых правил поможет избежать поломок электронных систем, а значит сэкономить на дорогостоящем ремонте:

— чистота проводов и контактов

— не запускать двигатель от внешних источников

— не использовать провода, замотанные проволокой

— не допускать повышенной влажности системы.

Заменить бортовой компьютер на недорогой универсальный функционал можно и самостоятельно. Дело это не сложное, и не требует обширных познаний. Однако если речь идет о замене на устройство с мощным программным обеспечением, без квалифицированного специалиста не обойтись.

Штатный БК на ВАЗ 2114: зачем он нужен и как им пользоваться

Прошло то время, когда слово компьютер вслух произносили единицы людей. Сегодня этот прибор имеется практически в каждом доме и стал штатным прибора в автомобильной технике. Он сделался незаменимым помощником для водителей, так как взял на себя выполнение функций по контролю над работой большинства агрегатов современных транспортных средств.

Штатный БК на ВАЗ 2114

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Автомобили, которые произведены в России, комплектуются таким устройством. Так, например, штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114, стал первенцем в семействе вазовских автомобилей. Если выразиться простыми словами, то-это автомобильный справочник на колёсах. Он нужен водителю для того, чтобы знать о том, что происходит как внутри автомобиля, так и снаружи.

ЗАЧЕМ ЕГО УСТАНАВЛИВАЮТ В МАШИНУ

Бортовой компьютер ВАЗ 2114 первых версий выполнял немного функций, это были такие:

  • Контроль над наличием запаса топлива на транспортном средстве и расстоянии, которое можно преодолеть на нём. Это поможет водителю вовремя принять правильное решение о дозаправке или прекращении движения;
  • Следит за рабочей температурой охлаждающей жидкости в моторе и способствует недопущению её перегреву.

Использование более дорогих версий компьютеров, позволяют диагностировать отдельные узлы и агрегаты машины.

Они наделены способностью расшифровки кодов неисправностей, которые выдаёт контроллер, а это позволяет водителю:

  1. Быть своевременно информированным о возникших проблемах в той или иной системе машины, и правильно реагировать на это. Устранение проблемы в её «зародыше», избавляет от дорогостоящих ремонтов;
  2. Получить экономию от эксплуатации автомобиля.

О ЕГО ФУНКЦИЯХ

Бортовые компьютеры ВАЗ 2114 наделены и выполняют такие основные функции:

  1. Отображают информацию о том, какие показатели имеют мгновенные параметры;
  2. Вывод на информационную панель сведений текущего характера;
  3. Сообщаются маршрутные параметры. Под ними понимают сведения о пробеге, среднем расходе топлива, время в пути и другие данные;
  4. Умение прочитать коды ошибок и диагностировать мотор автомобиля. Это позволяет без длительных консультаций со «специалистами» получать информацию обо всех проблемах силового агрегата.

Некоторые из моделей имеют дополнения к основным функциям, среди которых может быть:

  • Информация о сроках следующего обслуживания машины;
  • Некоторые внесения корректировок основных функций;
  • Контроль над периодом страхования;
  • Наличие функций органайзеров;
  • Возможность для установки параметров, при которых будет возможно включение вентилятора в системе охлаждения.

Дополнительные функции можно установить на любой БК (обратитесь к специалисту и вам его прошьют)

О ПРИНЦИПАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАКИХ СИСТЕМ

Карбюраторные машины ВАЗ 2109 оснащались приборами с функциями маршрутизаторов. Монтаж инжекторных силовых установок ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и других моделей, потребовала применения совсем другого типа устройств. Большая часть его функциональной деятельности отведена для диагностики и управления работой практически всеми приборами и системами автомобилей.

Работа БК ВАЗ 2114 основана и имеет следующий принцип работы:

  1. Принятие сигналов от датчиков через блок управления, обработка их и выдача сообщений на дисплей, а также возможность внесения корректировок для других систем;
  2. Обработка сигналов от систем, которые не контролируются контроллером. В случае возникновения аварийных ситуаций, выводится соответствующий значок на информационное табло, а также осуществляется подача звукового сигнала.

КАК ПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИМИ УСТРОЙСТВАМИ: КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Для устанавливаемых устройств, прилагается инструкция для штатного бортового компьютера ВАЗ 2114. Она подробно информирует и инструктирует владельцев машин о том, что нужно делать в той или иной ситуации. Поговорим о том, как пользоваться бортовым компьютером ВАЗ 2114. Для грамотного его использования необходимо:

  • Эти trip computer представляют собой весьма сложные электронные устройства, наделённые способностью исполнять более чем 500 различных функциональных обязанностей. Всё это требует от водителя тщательного изучения этого устройства. Инструкция по эксплуатации помогает в этом. Её хорошо изучать при включенном информационном табло;
  • Больше всего внимания при изучении, следует уделить значкам и символам аварийных команд.
  • Приборная панель имеет кнопки, которыми управляется работа БК ВАЗ 2114. Нужно изучить и запомнить правила работы с ними.

При выборе таких устройств особых требований к ним не наблюдается. Выбранная модель должна поддерживать программы для ЭБУ ВАЗ 2114. Сегодня стоимость бортовой компьютер ВАЗ 2114 может иметь от 1500 до 4000 рублей. В интернет-магазинах можно отыскать ещё более меньшую цену на эти изделия.

Заучивать все возможные коды ошибок, отображаемые на информационном табло не имеет смысла. Их не нужно как в школе рассказывать наизусть. Мы живем в век интернетных технологий, найдите обозначение этих кодов ошибок, распечатайте и возите с собой в машине. В случае когда увидите символы на информационном табло, сможете оперативно принять правильное решение. Продолжать движение дальше, или вызывать техническую помощь. К сожалению, бывают случаи, когда бортовой компьютер ошибочно выдаёт сигнал опасности. Виновником в таких случаях может быть какой-нибудь датчик или сам процессор. Никто не застрахован от возникающих неисправностей электроники, но в большинстве случаев, табло сигналзирует о достоверной информации.

Ниже будут показаны основные возможные коды ошибок на этой машине:

  • 2 – превышено напряжение бортовой сети;
  • 3 – проблемы с датчиком уровня топлива;
  • 4 – неисправность с датчиком, который следит за температурным режимом мотора;
  • 5 – неверный сигнал от датчика наружной температуры воздуха;
  • 6 – сигнал о перегретом моторе;
  • 7 – слишком низкое давление в системе смазки автомобиля;
  • 8 – проблемы с системой торможения;
  • 9 – недозаряд аккумуляторной батареи.

Следует реагировать на коды 4, 6 и 8,которые нужно устранить и только потом продолжать дальнейшее движение. После устранения необходима перезагрузка процессора. Ошибки сбрасываются при помощи нажатия и удержания клавиши суточного пробега.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЁТ РАБОТАТЬ БК

Такое иногда случается, что не работает бортовой компьютер. Что в таком случае советуют предпринимать специалисты? Первым делом нужно определиться с видом неисправности прибора. Если он вообще не показывает «признаков жизни», нужно проверить предохранитель F3, который установлен в цепи питания процессора ВАЗ 2114. Если его замена не внесла «оживления» в его работу, проверьте разъёмы подключения.

Описывать суть процесса ремонта такого сложного электронного изделия нет смысла, так как для этого кроме наличия нужных приборов и инструментов, необходимо иметь ещё и образование в области электроники.

Читайте также:  Уаз буханка как включить передний мост
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector