Эволюция колесных дисков - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Эволюция колесных дисков

Эволюция носителей информации. Часть 2: жесткие диски, твердотельные накопители и Blu-ray

Жесткий диск

Вторая часть нашего материала начинается с рассказа о жестких дисках. Удивительно, но первый такой девайс был представлен аж в 1956 году — на 15 лет раньше дискеты! Первооткрывателем стала модель IBM 305 RAMAC (Random Access Method of Accounting and Control). Она состояла из пятидесяти алюминиевых пластин диаметром 61 см (24 дюйма) каждый. Весила такая система почти тонну, а по своим размерам она походила на огромный холодильник. Емкость устройства составляла целых 5 Мбайт — на тот момент это было большое достижение. Принцип работы первого жесткого диска основывался на магнетизме и почти ничем не отличался от функционирования магнитной ленты. Обе стороны каждой пластины были покрыты металлическим напылением (ферромагнетиком). Записывалась и считывалась информация с пластин с помощью головки, которая двигалась по поверхности диска. Запись данных производилась путем намагничивания многочисленных областей (доменов) на пластине, а считывание — посредством фиксирования остаточного магнитного поля. Словом, ничего особенного.

Эта огромная штука и есть IBM 305 RAMAC

Главным преимуществом жесткого диска IBM была его скорость работы. Высокой производительности удалось достичь благодаря тому, что головка свободно перемещалась по поверхности диска. Извлечь данные можно было всего лишь за 600 миллисекунд. Средняя скорость передачи информации составляла 9 байт/с.

В движущейся головке крылся и основной недостаток системы — ее ненадежность. Из-за того, что она соприкасалась с поверхностью диска, обе детали сильно нагревались. А пластины вдобавок еще и изнашивались. Стоимость IBM 305 RAMAC тоже не была сильной стороной устройства: цена одного мегабайта на жестком диске составляла 10 тысяч долларов! Но даже несмотря на это, IBM удалось продать около 1000 таких жестких дисков. Производство IBM 305 RAMAC было прекращено в 1961 году.

Проблема соприкасания движущейся головки и дисков была решена в 1961 году, когда IBM представила технологию air bearing. Благодаря ей между головкой и поверхностью диска появилась воздушная прослойка толщиной примерно 0,5 мкм. Эти элементы жесткого диска больше не соприкасались между собой. Надежность и долговечность устройства значительно повысилась. Впервые air bearing была применена в жестком диске IBM 1301, который был представлен в том же 1961 году. Помимо этой технологии, IBM 1301 мог похвастаться наличием отдельной головки для каждой поверхности. Это позволило более чем в 3 раза повысить производительность хранилища: время доступа у IBM 1301 составляло 180 миллисекунд. Жесткий диск мог хранить до 28 Мбайт информации — это почти в шесть раз больше, чем IBM 305 RAMAC.

Жесткий диск IBM 1301 — быстрее и объемнее своего предшественника

IBM продолжала в одиночку развивать технологии жестких дисков. После IBM 1301 последовал выпуск устройства IBM 1311 — первого девайса со съемными дисками. Сама система состояла из шести 14-дюймовых пластин, общая емкость которых составляла 2,6 Мбайт. Модель оказалась настолько успешной, что IBM не снимала ее с конвейера вплоть до 1975 года.

Модель IBM 1311 отличалась съемными дисками

Однако самым настоящим прародителем современных жестких дисков стал девайс IBM 3340, появившийся в 1973 году. До этого в течение нескольких лет инженеры IBM доводили до ума уже существующие технологии. К примеру, был создан микрочип, который управлял вращением дисков и перемещением головки. Кроме этого, улучшилась система, отвечающая за позиционирование головки. Все эти наработки применялись в IBM 3340. Вдобавок ко всему, головки стали более легкими и аэродинамичными, а сами диски помещались в герметичный корпус. Жесткий диск обладал двумя пластинами, одна из которых была закреплена внутри, а вторая была съемной. Емкость каждой из них составляла 30 Мбайт. Из-за этого IBM 3340 часто приписывали суффикс «30-30», который напоминал всем о винтовке Winchester 30/30. Собственно, именно по этой причине в простонародье IBM 3340 называли винчестером. А затем такое название прочно закрепилось и за другими жесткими дисками. Стоимость IBM составляла внушительные 88 тысяч долларов.

Винчестер IBM 3340 — прародитель современных жестких дисков

Гигабайтный рубеж жестким дискам удалось преодолеть к 1980 году, когда IBM выпустила модель с индексом 3380. Ее емкость равнялась 2,52 Гбайт, а скорость передачи данных достигала 3 Мбайт/с. Однако всё это были промышленные девайсы. Как же обстояли дела с жесткими дисками для домашних компьютеров?

Стоит сразу отметить, что довольно долгое время компьютеры комплектовались только дисководом, иногда — двумя. О жестких дисках в домашних системах не могло быть и речи. Первым винчестером для PC стал Seagate ST-506, выполненный в 5,25-дюймовом форм-факторе и выпущенный в 1980 году. Объем устройства составлял 5 Мбайт. Приобрести его можно было за полторы тысячи долларов. Тем не менее первым винчестером, которым стали комплектоваться IBM PC/XT, стала следующая модель Seagate — ST-412.

Seagate ST-506 — взгляд изнутри

Переход на 3,5-дюймовые устройства состоялся спустя три года. Тогда небольшая шотландская компания Rodime выпустила устройство с названием RO351.

Ну а в 1988 году компания Toshiba представила один из первых 2,5-дюймовых жестких дисков. Разработка японского производителя позволила значительно уменьшить размер выпускаемых ноутбуков. Винчестер носил название Tanba-1 и комплектовался 63 Мбайт памяти. Нужно заметить, что Toshiba не стали первооткрывателями сегмента компактных жестких дисков: дебютный 2,5-дюймовый девайс был выпущен еще в 1988 году американской компанией PrairieTek.

Toshiba Tanba-1 — один из первых 2,5-дюймовых жестких дисков

Жесткие диски стремительно развивались. В середине 90-х годов IBM предложила еще две технологии, которые позволили поднять плотность записи. Во-первых, это магнитные головки на гигантском магниторезистивном эффекте. Эта технология обеспечила повышение плотности записи до 2,7 Гбит на квадратный дюйм. Во-вторых, новый способ форматирования магнитных пластин No-ID sector format, который поднял величину плотности еще на 10%.

Кроме этого, постепенно увеличивалась скорость вращения шпинделя. На первых порах стандартной была частота 5400 оборотов в минуту, затем состоялся переход на 7200 об/мин. Периодически производители выпускали устройства с более высоким показателем этой характеристики. Например, в 1999 году Seagate представила винчестеры серии Cheetah, отличительной особенностью которых стала скорость вращения шпинделя, равная 15 000 оборотов в минуту. Объем такого жесткого диска составлял 36 Гбайт. А в 2003 году Western Digital показала миру серию устройств Raptor со скоростью вращения шпинделя 10 000 оборотов в минуту. Изначально винчестер разрабатывался для серверного сегмента, но впоследствии прочно занял место в игровых компьютерах.

Винчестер Western Digital Raptor

В конце 2005 года был освоен метод перпендикулярной записи — до этого момента все жесткие диски работали по методу параллельной записи. Разница между этими технологиями заключается в следующем. При параллельной записи магнитные частицы располагаются так, что вектор магнитной направленности проходит параллельно плоскости диска. Преимуществом такой записи является ее простота. Однако у нее есть и один недостаток: из-за того, что сила взаимодействия между доменами (минимальными ячейками информации) очень высока, между ними требуется наличие большой буферной зоны — как раз для снижения этих сил взаимодействия. Как вы догадываетесь, в случае с методом перпендикулярной записи вектор магнитной направленности частиц располагается перпендикулярно поверхности диска, что позволяет значительно уменьшить буферную зону, а значит и увеличить плотность записи.

Иллюстрация отличий методов параллельной и перпендикулярной записи

Во многом благодаря новой технологии в 2007 году индустрии жестких дисков удалось преодолеть терабайтный рубеж: увидел свет винчестер Hitachi The Deskstar 7K1000 объемом 1 Тбайт.

Несмотря на «угрозу» со стороны твердотельных накопителей, винчестеры отнюдь не собираются сдаваться. Технологии продолжают совершенствоваться. Например, в прошлом году подразделением компании Western Digital — HGST — был выпущен первый образец жесткого диска, внутри которого использовался гелий вместо воздуха. Как вы знаете, гелий легче воздуха. Благодаря этой особенности внутри HDD снижаются трение и вибрации между дисками и головкой. Словом, создается почти идеальная среда движущихся с высокой скоростью компонентов. Это позволяет повысить надежность и быстродействие устройства. В конце 2013 года Western Digital представила первые серийные жесткие диски под названием Ultrastar He6, наполненные гелием. Их объем составляет 6 Тбайт.

При использовании гелия диски можно располагать ближе друг к другу

А в сентябре 2014 года в продаже появились винчестеры Ultrastar He10 — первые у мире 10-терабайтные устройства. Кстати, эти жесткие диски используют разработанную Seagate технологию с перекрытием дорожек SMR (shingled magnetic recording), которая пришла на смену методу перпендикулярной записи. В отличие от перпендикулярного принципа, где дорожки информации проходят бок о бок, в SMR дорожки перекрывают друг друга, образуя что-то наподобие черепичной крыши. Такой подход позволил увеличить плотность записи на 25%.

В ближайшем будущем крупные компании планируют наладить производство жестких дисков по технологии термоассистируемой магнитной записи HAMR (Heat-assisted magnetic recording), которая сочетает в себе магнитное чтение и магнитооптическую запись. Суть технологии заключается в том, что запись информации в домен осуществляется путем нагревания определенной части диска с помощью лазера. Это позволит намного увеличить плотность записи. По прогнозам компаний Hitachi и Seagate емкость традиционных 3,5-дюймовых жестких дисков может увеличиться до 50 Тбайт. Однако первостепенной задачей для Seagate является создание 20-терабайтного HAMR-устройства к 2020 году.

HD DVD и Blu-ray

Выпуск двухсторонних двухслойных DVD и спекуляции на тему дальнейшего наращивания количества слоев у DVD-дисков ясно дали понять, что даже 18-гигабайтная емкость в самом ближайшем будущем перестанет удовлетворять запросам пользователей. Потенциал формата DVD был полностью реализован, поэтому началась разработка абсолютно новых стандартов. Производители в очередной раз не смогли договориться о спецификациях, поэтому в 2002 году были представлены сразу два формата-сменщика DVD: Blu-ray и HD DVD. Стандарт Blu-ray был разработан консорциумом Blu-ray Disc Association, в который входили Sony, Panasonic, LG, Hitachi, Samsung и многие другие компании. Что касается HD DVD, то в число его разработчиков вошли японские компании NEC, Toshiba и Sanyo. Обе технологии используют сине-фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Это позволило вновь уменьшить минимальный размер ячейки памяти, а, следовательно, и увеличить плотность записи. Тем не менее объемы у Blu-ray и HD DVD дисков были разные. Однослойная болванка Blu-ray могла вместить до 25 Гбайт информации, а двухслойная в два раза больше. Показатели у HD DVD были несколько скромнее: однослойная модификация имела объем 15 Гбайт, двухслойная — 30 Гбайт.

Противостояние HD DVD и Blu-ray закончилось капитуляцией первого

Такая схожесть характеристик двух стандартов положила начало «войне форматов», которая продолжалась вплоть до 2008 года. Дело в том, что американские киностудии активно поддерживали именно Blu-ray. Даже те студии, которые поначалу были на стороне HD DVD, постепенно перешли на конкурирующую технологию. Последней компанией, отказавшейся от HD DVD, стала Warner Brothers. Это произошло в январе 2008 года. А 19 февраля 2008 года компания Toshiba объявила о прекращении разработок в области стандарта HD DVD, чем положила конец как самой технологии, так и «войне форматов».

Приставка Sony PlayStation4 оснащена BD-приводом и поддерживает стандарт Blu-ray 3D

После того как HD DVD окончательно ушел с рынка, продажи Blu-ray дисков начали стремительно расти. В 2009 году появился стандарт Blu-ray 3D, предназначенный специально для хранения и воспроизведения трехмерного контента. Ну а на 2015 год запланирован запуск формата 4K Blu-ray. Главное его отличие — поддержка 4K-видео с разрешением 3840×2160 с фреймрейтом 60 кадров в секунду. Помимо этого, улучшится цветовой охват и динамический диапазон. Это станет возможным благодаря 10-битной глубине представления цвета и новой технологии кодирования цвета. Объем 4K Blu-ray дисков составит 50, 66 и 100 Гбайт соответственно.

Флеш-память и твердотельные накопители

Сегодня мы уже не можем представить нашу жизнь без обычных флешек (USB Flash Drive). Появились эти устройства сравнительно недавно. Первый такой накопитель был представлен в 2000 году. Он назывался DiskOnKey и был разработан совместными усилиями IBM и компании M-Systems. Объем устройства составлял 8 Мбайт, что уже на тот момент было в 5 с лишним раз больше, чем емкость обычной дискеты. Конструкция накопителя основывалась на использовании флеш-памяти.

Виды колесных дисков

Добрый день, уважаемый читатель.

Автомобильное колесо с состоит из двух частей: покрышки (шины) и колесного диска.

Особенности установки резины были рассмотрены в статье “Когда обувать летнюю резину?”.

Сегодня речь пойдет о колесных дисках. Вы узнаете, чем различаются литые, штампованные и кованные диски, а также особенности подбора дисков для конкретного автомобиля:

Небольшое пояснение для начинающих автолюбителей. Колесный диск – это центральная металлическая часть колеса, на которую устанавливается покрышка.

Как подобрать колесные диски по параметрам?

Возможность установки диска на конкретный автомобиль определяется несколькими числовыми параметрами.

Читайте также:  Организация доставки товаров из кнр на территорию россии

Например, характеристика диска может иметь следующий вид:
7 J R 17 PCD 5 * 112 ET 45 d 57,1

J7ширина колесного диска в дюймах.
R17диаметр диска в дюймах.
PCD5количество крепежных отверстий.
PCD112диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах.
ET45вылет колесного диска в миллиметрах.
d57,1диаметр центрального отверстия в миллиметрах.

Как правило, производители автомобилей предоставляют рекомендованные характеристики колесных дисков. Подвеска автомобиля проектируется под диски с определенными параметрами. Поэтому если Вы хотите избежать возможных проблем в будущем, то найдите диски, все 6 характеристик которых соответствуют параметрам, указанным автопроизводителем.

Отмечу, что на практике при покупке колесных дисков может возникнуть следующая проблема. Диски у официальных дилеров стоят дороже, чем похожие диски в специализированных магазинах, продающих шины и диски. Однако диски у дилеров строго соответствуют рекомендованным параметрам, а диски в автомагазинах могут отличаться по одной или нескольким характеристикам. Что делать в этом случае?

1. Купить дорогие диски у дилера и не забивать голову их параметрами.

2. Попробовать найти диски, которые строго соответствуют требуемым параметрам, в автомагазинах. На эту задачу придется потратить чуть больше времени, однако решить ее вполне реально.

К сожалению, вероятность найти диски с требуемыми характеристиками в первом попавшемся магазине довольно небольшая, т.к. существует огромное количество разных комбинаций. Однако всегда остается возможность заказать подходящий вариант через интернет-магазин, где проблем с ассортиментом не наблюдается.

3. Купить диски, отличающиеся одним или нескольким параметрами.

Например, можно купить диски большего или меньшего диаметра. Можно купить диски, имеющие больший размер центрального отверстия, другой вылет или большую ширину.

Единственный параметр, который изменить не удастся, – PCD, т.к. посадочные отверстия диска должны строго соответствовать посадочным отверстиям на автомобиле.

Еще раз подчеркну, что использование дисков с параметрами, отличающимися от рекомендованных, может привести к техническим неисправностям автомобиля. Так что подходите к вопросу с умом.

Вернемся к колесным дискам. В среднем диски меньшего размера стоят дешевле, чем диски большего размера.

Например, на практике может оказаться дешевле купить зимнюю резину и дополнительный комплект дисков диаметром 16 дюймов, чем комплект зимней резины 17 дюймов без дисков.

Примечание. В тексте этой статьи для сравнения будут приводены цены для колесных дисков размером 14 дюймов, актуальные в 2019 году.

Стальные штампованные диски

Самым распространенным видом колесных дисков являются штампованные стальные диски. Их популярность во многом обусловлена их низкой стоимостью (для 14 дюймовых в районе 1 200 – 2 000 рублей за диск).

Весомый вклад в распространение штампованных колесных дисков вносит тот факт, что многие новые автомобили в базовых комплектациях продаются именно на таких дисках. Ну а владельцы не спешат тратить деньги на новые диски и используют имеющиеся.

Преимуществом стальных колесных дисков является их реакция на удары (на попадание колеса в яму). Штампованные диски в этом случае обычно не раскалываются, а гнутся. После этого поврежденный диск можно восстановить и он будет служить еще достаточно долго.

Недостатком стальных колесных дисков является их большой вес. Также к недостаткам штамповок можно отнести и их внешний вид. Все штампованные диски очень похожи друг на друга (пример изображен на рисунке выше) и не пользуются особой любовью у автовладельцев.

Проблема внешнего вида штампованных дисков решается путем установки колесных колпаков, закрывающих диск и придающих ему индивидуальный вид.

Литые легкосплавные диски

Еще один популярный вид колесных дисков – литые диски.

В отличие от штампованных дисков, которые изготовлены из стали, литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. В связи с этим легкосплавные диски обладают меньшим весом, что и является их весомым преимуществом. Также литые диски имеют большую теплопроводность и это способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.

Технология изготовления легкосплавных дисков позволяет придавать им практически любые формы. Поэтому на практике литые диски выглядят привлекательнее штампованных аналогов.

Недостатком легкосплавных дисков является их относительно высокая цена (для 14 дюймовых 3 000 – 4 500 рублей за диск). Второй недостаток литых дисков состоит в том, что при попадании колеса в большую яму колесный диск может расколоться. Восстановить расколотый диск невозможно, требуется его полная замена.

Тем не менее литые диски находят множество сторонников.

Кованые диски

Технология изготовления кованых дисков отличается от дисков двух предыдущих типов.

Преимущества таких дисков проявляются в их высокой прочности. Кроме того, кованые диски самые легкие.

Еще одно неоспоримое преимущество кованых дисков – в отличие от литых дисков они не раскалываются при попадании в яму. Из этого преимущества вытекает и один из недостатков кованых дисков. Поскольку кованые диски легко переносят попадание в яму, то почти вся энергия удара передается подвеске, что неблагоприятно сказывается на состоянии автомобиля.

Второй недостаток кованых дисков – дизайн таких дисков ограничен технологией их изготовления.

Стоят кованые диски примерно столько же, сколько и литые (3 000 – 4 500 рублей за диск для 14 дюймовых дисков). Поэтому и у них есть и сторонники, и противники.

Подведем итоги данной статьи:

  • При выборе колесных дисков нужно учитывать параметры, рекомендованные автопроизводителем.
  • Существуют 3 типа колесных дисков.
  • Штампованные диски самые дешевые и самые тяжелые. Их можно отремонтировать.
  • Литые диски стоят дороже и имеют меньший вес. Они могут расколоться при попадании в яму.
  • Кованые диски имеют самый низкий вес и самую большую прочность. Их использование может навредить подвеске автомобиля.

Что выбрать на колеса: литые диски или колпаки?

Что было раньше – курица, или яйцо?

Раньше, однозначно, появились колесные диски, но они были деревянными и ни о каком литье речь и не шла. Так что фактически первыми из нашей пары появились именно колесные колпаки, случилось это в 20-х годах прошлого века. Изначально и до недавних пор они были металлическими. По некоторым данным, первыми литыми дисками оснащались довоенные французские Bugatti, но серийно и массово эта технология пришла в автопром в США лет 50 назад. Все это время и диски, и колпаки модернизировались, менялся материал их изготовления, варианты крепления на диск и пр.

Изучаем преимущества и недостатки

К главному преимуществу колесные колпаков смело можно отнести их относительную доступность в сравнении с ценой литых дисков. Изначально главной функцией колпаков было прикрывать ступичный подшипник от пыли и грязи, несколько позже на него возложили и эстетическую функцию, нанося гравировки, штампуя логотипы марки, модели и пр. Сегодня пластиковый автомобильный колпак – это защита колесных болтов/гаек (возможно «секреток») от лишних взглядов, но и о способе выделить машину никто не забывает.

Главный минус колпаков – они хрупкие. Даже при незначительном контакте с бордюрным камнем или другой преградой они трескаются, или и вовсе ломаются. Другая напасть – высокая вероятность потери колпака, которая повышается при езде по неровным дорогам. Поэтому многие отечественные автолюбители закрепляют колпаки к дискам пластиковыми стяжками. И все же главный нюанс, о котором почему-то все забывают при обсуждении подобных тем: колпаки — это только дополнение к стальным штампованным дискам, у которых имеются собственные «плюсы» и «минусы».

Легкосплавные диски против колпаков имеют несколько преимуществ. Во-первых, они позволяют сэкономить в весе неподрессоренных масс, то есть, как правило, пара колпак плюс штампованный диск весит больше, чем один литой. Также принято считать, что «литье» крепче и долговечнее штампованных дисков, хотя эти утверждения легко оспорить. Во-первых, масса легкосплавного диска сильно зависит от, собственно, сплава: некоторые производители Востока не гнушаются использовать материалы попроще — они и потяжелее, да и могут оказаться весьма хрупкими. Как бы то ни было, главный и бесспорный недостаток – это высокая цена. Также важно отметить, что в случае повреждения литого диска ремонт обойдется в кругленькую сумму (дороже копеечной прокатки штампованного диска).

Советы по выбору колпаков

При подборе колпаков важен только один параметр – радиус колесного диска (13, 14, 15 и пр. дюймов). В остальном все ограничивается только пожеланиями покупателя. Стоит отметить, что колпаки с минимальным количеством профильных отверстий помогут скрыть изъяны дисков, а для черных штампованных дисков можно смело выбирать и колпаки с широкими фигурными отверстиями. Сильно экономить на цене колпаков тоже не нужно, потому что у низкокачественных вариантов быстро разгибаются и ломаются ушки крепления пружины, что чревато потерей самого колпака.

Итого

Если на вашей машине при покупке уже были какие-то колпаки, тогда можете немного подкопить деньжат и обуть автомобиль в легкосплавные диски. Но если внешний эффект не напрягает и вы беспокоитесь только за функционал, тогда просто время от времени заменяйте пластиковые колпаки и экспериментируйте со стилем.

Виды колесных дисков

Чем привлекателен автомобиль внешне? Ответ очевиден, колёсами. Помимо главной конструкционной функции, диски и шины характеризуют потенциал транспортного средства и вкусовые предпочтения владельца. С первого взгляда можно понять, насколько ухожен автомобиль и для какой эксплуатации он предназначен: шоссе или бездорожье. Возможно подчеркнуть интересный облик ТС, используя различные виды дисков.

Вместе с эффектным внешним видом, обода могут:

  • улучшить или ухудшить динамические характеристики машины;
  • стать отличным инструментом экономии или наоборот — опустошать кошелёк.

Колесный диск – что это, какую функцию выполняет

Колёсный диск – это обод, являющийся основным элементом конструкции колеса. Функция обода заключается в следующем, он передаёт крутящую передачу от приводного вала на дорожное полотно.

Для обеспечения амортизационных качеств, конструкция диска предусматривает установку пневматической шины. Покрышка фиксируется на ободе в специальных кольцевых выступах, согласно посадочному диаметру. Обод крепится к ступице автомобиля. В качестве крепёжного элемента используются болты или гайки.

Виды дисков по материалу изготовления

Стремительно шагающее технологическое развитие и новые идеи инженеров, расширили рынок колёсных дисков за несколько десятков лет. В данный момент, прилавки автомагазинов имеют в ассортименте следующие виды колёсных дисков: стальные, литые, кованые и сборные для любой техники. Две первые позиции наиболее широко распространены. Третий тип менее популярен из-за повышенной стоимости. Четвёртый – это эксклюзивная модель, имеющая спрос в определённых кругах.

  • Стальные (штамповки) – самый бюджетный вариант колёсного диска. Дешевизна обусловлена распространённым материалом изготовления, которым является прокатная углеродистая сталь. К этому стоит добавить простой способ производства – штамп на станке. Из листа металла вырезается сердцевина и обод. После формования, две заготовки соединяются автоматической сваркой. Далее, собранная деталь проходит тест соединения и отправляется на покраску. Основные преимущества стального диска: низкая стоимость и ремонтопригодность. Недостатки: тяжёлый вес и мягкость конструкции.
  • Литые диски – производятся путём отливки алюминиевого, магниевого иди титанового сплавов в матрицу. Два последних металла дорогие, поэтому цена на такие колёса высокая. Диски из алюминиевого сплава дешевле, и пользуются популярностью у большинства автовладельцев. Они легче стальных штамповок, но дороже в 2-3 раза. Кроме этого, легкосплавные диски имеют эстетичный внешний вид, представлены широким модельным рядом и различной конфигурации. Основные преимущества: облегчённая масса, стойкость к коррозии, привлекательный внешний вид. Недостатки: высокая стоимость, слабая пластичность и плохая ремонтопригодность. Повреждённый или лопнувший обод не получится выправить самостоятельно. Для этого придётся искать специальную мастерскую, где смогут нагреть и выправить диск. А в случае образования трещины, заварят аргоном повреждённый участок.
  • Кованые диски – верхушка колёсных ободов для стоковых автомобилей. Изготовление происходит путём создания сплава из алюминия, титана и магния, а затем штамповкой. Далее, заготовка отправляется на автоматический стол, где робот фрезой вырезает форму и отверстия. Затем, диск проверяется на соответствие всех размеров, заданных программой. Тестируется баланс. Происходит тщательная полируется. Достоинства кованного диска: более лёгкий чем остальные обода. Прочный. Пластичный. Очень привлекательный. Ремонтопригодный. Недостатки: высокая стоимость из-за сложного процесса производства и применения дорого сплава. Узкий ассортимент наличия в продаже, что предполагает приобретение под заказ.
  • Сборные диски — эксклюзивный вид автомобильных колёс. Учитывая коренное слово «сборный» можно догадаться, что диск состоит из нескольких частей, точнее из двух или трёх: сердцевина, планка, бочка (иннер). Соединение элементов происходит с помощью высокопрочных болтов. Комбинированные диски очень крепкие. Несмотря на это, они могут повреждаться. В таком случае, можно сменить повреждённую часть на новую. Как правило, конструкция иннера кованая, а сердцевина легкосплавная. Преимущества: прочность, красота, ремонтопригодность. Недостатки – высокая стоимость, дефицит в свободной продаже.

Виды конструкций автомобильных дисков

Конструкция всех колёсных дисков состоит из сердцевины, опирающейся на обод. Между собой, два элемента крепятся сваркой или болтами. Исключение — литые диски. Сердцевина оснащена крепёжными отверстиями для фиксации к колёсной ступице.

Читайте также:  Автобусы маз – белорусская гордость с мировой географией продаж

Классификация колёс состоит из двух типов: для камерных и бескамерных шин. На колёса для бескамерных шин, допускается монтировать камерные покрышки. Ещё, классификация имеет подвиды:

  • по способу крепления к ступице (в основном для грузовых машин и спецтехники)
  • по количеству колёс на одну ступицу (одинарные, сдвоенные);
  • по конструкции разъёмного обода (1-компонентный, 2-компонентный, 3-компонентный);
  • по структуре материала, сплавы из: стали, алюминия, магния, титана;
  • по типу вылета: положительный, нулевой, отрицательный.

На большинство внедорожников, таких как: Mitsubishi Рajero, Nissan Navara, Тoyota Land Cruiser – устанавливаются диски с отрицательным вылетом 10 мм. Это повышает устойчивость и управляемость.

Виды по типу транспорта

Перед выбором дисков, обязательно учитывайте эксплуатационные условия и технические характеристики ТС. Таким образом вы узнаете, какие параметры предусмотрел изготовитель машины. Не стоит считать, что привлекательный внешний вид, это основная функция колёс.

Все диски рассчитаны на определённые эксплуатационные условия и для различного транспорта:

  • легковой – в этом сегменте представлены колёса для автомобилей всех классов, от А до J. Также сюда входят микроавтобусы. Для этой группы машин производители выпускают стальные, легкосплавные, кованые и комбинированные диски;
  • грузовой – для этого класса техники, в основном, выпускаются стандартные стальные неразборные диски, для бескамерных шин. Ещё производят разборные диски, с посадочным диаметром 20 -24, для камерных шин. Основной потребитель — старая российская и китайская техника. Есть алюминиевые и кованые диски, только в РФ они не пользуются спросом.

В Европе, алюминиевые обода пользуются спросом у водителей автопоездов, так как идёт борьба за каждый дополнительный килограмм перевозимого груза.

  • спецтехника — в этом сегменте широкий выбор дисков, от мини-погрузчика до карьерного самосвала. Обода различных диаметров. Есть многосоставные из 3-5 частей (карьерные самосвалы). Основной материал для изготовления – сталь.

Выбирая облегчённые колёса для легковушки, можно повысить динамику машины и снизить расход топлива. А, устанавливая тяжёлые стальные штамповки, характеристики будут противоположными. Обязательно изучите основные параметры, такие как: ширина, посадочный диаметр и количество отверстий для болтов. Дело в том, что одинаковые по размеру диски, могут иметь 4, 5 или 6 отверстий для крепления.

Перед покупкой колёсных дисков, стоит учитывать характер эксплуатации. Например, необходимо взять во внимание качество дорог и климатические условия региона. В северных областях страны, автовладельцы эксплуатируют зимой штамповки, а летом – литьё. Так удаётся продлить срок службы легкосплавных дисков. Своевременных уход: мытьё от соли и грязи, удаление ржавчины и покраска — существенно продлят ресурс и привлекательность ваших колёс.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Ремонт стальных штампованных дисков. Виды повреждений. Можно ли ремонтировать?

Как заменить колесо своими руками

Максимальная нагрузка на колесный диск — что это, где пишется, как рассчитать?

Стальные диски — особенности. Как выбрать?

Какие диски выбрать на зиму?

Хампы на дисках — что это. Виды хампов. Зачем нужны. Расшифровка.

Разноширокие колеса — что это? Зачем устанавливают?

Кованые диски — особенности. Стоит ли брать?

PCD диска — что это?

Размер колесных дисков — как обозначается, как подобрать

Как выбрать диски для автомобиля? Какие параметры нужно учитывать?

Как выбрать б/у диски — на что смотреть

Ремонт литых дисков. Виды повреждений. Можно ли ремонтировать?

Какие диски лучше летом?

Чехлы для хранения колес: виды и правила выбора

Топ 10 лучших производителей литых дисков

Автомобиль со стандартными штампованными дисками кажется серым и слишком обычным. Но стоит только установить литые диски, как внешний вид его преображается невероятным образом. Но чтобы подобрать качественные, надежные, стильные литые диски придется рассмотреть кучу вариантов и в этом многообразии легко «потеряться».

Выбор «литья» на современном рынке огромен и если вы не знаете, какие литые диски лучше купить для своего авто, то изучите наш рейтинг лучших производителей, а также их топовые модели, которые пользуются большой популярностью и высоким спросом.

Топ производителей литых дисков

10. LS Wheels

На десятом месте нашего рейтинга находится тайваньская компания, выпускающая качественные литые диски в различных ценовых сегментах.

Производитель разрабатывает диски с учетом условий эксплуатации на территории России. Кроме того, продукция компании сертифицирована Росстандартом.

    Широкий ассортимент; Соответствие стандартам; Доступная стоимость; Стильный дизайн
    Качество на среднем уровне; Со временем покрытие может начать отваливаться.

9. ALCASTA

Девятое место занимает бренд, чья продукция долго не залеживается на складах магазинов. Литые диски этой компании пользуются популярностью у истинных ценителей классики и любителей сдержанного дизайна.

В последнее время производитель значительно расширил свой модельный ряд и появились диски с более агрессивным внешним видом. В России компания осуществляет продажу своей продукции с 2013 года и постоянно радует своих поклонников эксклюзивными новинками.

    Хорошо отбалансированы уже с завода; Стильный дизайн; Доступные цены; Легкие.
    Слабое лакокрасочное покрытие; Мягкий металл.

8. LegeArtis

Если вы ищите качественные литые диски со стильным дизайном по доступной цене, то LegeArtis для вас. Китайский производитель выпускает проверенную продукцию, которая завоевала признание и уважение среди автомобилистов в более чем 20 странах мира.

Каждая новая модель проходит множество испытательных тестов, процесс производства подвергается тщательному контролю. Сегодня литые диски LegeArtis – это оптимально сочетание цены и качества.

    Современные технологии производства; Тестирования и испытания; Стильный дизайн; Учет требований автовладельцев.
    Не устойчивы к сильным ударам на большой скорости – могут появится вмятины и трещины.

7. REPLICA (REPLAY)

Компания производит точные копии дисков, выпускаемых на заводах-автопроизводителях. Диски изготавливают на нескольких заводах, поэтому качество бывает разным. Можно подобрать практически на любую модель автомобиля, так как компания следит за обновлениям на автомобильном рынке.

Replay занимаются производством колесных дисков много лет и за это время компания завоевала признание владельцев авто во многих странах мира благодаря широкому ассортименту, приемлемому качеству и справедливой ценовой политике.

    Широкий ассортимент практически для любых марок авто; Высокое качество; Доступные цены;
    На некоторых моделях страдает геометрия; Нужно следить за весом – он должен быть одинаков для всего комплекта.

6. Aez

Не знаете, какой фирмы купить литые диски? Рекомендуем обратить внимание на немецкого производителя, который выпускает свою продукцию на протяжении 20 лет и использует в производстве самые современные технологии и высококачественные материалы.

Диски представлены в широком ассортименте и с большим разбросом цен. При этом у Aez высокая стоимость – не всегда показатель качества. Недостатки есть как у дорогих, так и у более дешевых моделей.

    Широкий ассортимент; Высокое качество; Современные технологии производства с учетом требования автовладельцев; Эксклюзивный стиль.
    Не выявлено…

5. Kosei

Kosei – это тот случай, когда можно получить качественные литые диски по приемлемой цене. Из недорогих моделей продукция японской фирмы наиболее оптимальный вариант.

Компания занимается выпуском запчастей для авиации и параллельно производит высококлассные диски, которые пользуются большим спросом во всем мире и получили десятки тысяч положительных отзывов от автовладельцев.

    Вменяемые цены; Высокое качество и прочность изделий; Устойчивость к микротрещинам; Прокатка обода.
    Не обнаружено…

4. Dotz

Довольно качественные литые диски от немецкого бренда, представленные в широком ассортименте по приемлемым ценам. Компания изначально занималась производством именно колесных дисков и благодаря этому за многолетнюю деятельность ей удалось добиться высоких успехов в данной сфере.

Продукция Dotz выпускается с использованием современных технологий и высококачественных материалов. При этом каждый этап производства подвергается строгому контролю и потребителю предлагаются изделия, соответствующие всем необходимым нормам.

    Обширный модельный ряд; Широкий ценовой диапазон; Привлекательный внешний вид; Присущее немцам качество и точность.
    Не обнаружено… (можете добавить в комментариях).

3. K&K (КИК)

Доступные цены, надежность и качество – тремя этими словами можно охарактеризовать продукцию российского производителя K&K. В настоящее время компания является одной из крупнейшей в мире по производству колесных дисков.

Ежегодно производитель расширяет свой модельный ряд и объемы производства. Литые диски K&K изготавливаются на современном и высокотехнологичном немецком оборудовании GIMA. Компания с особой щепетильностью относится к качеству свой продукции и контролирует каждый этап производства.

    Качество и надежность; Современные технологии производства; Многолетний опыт; Новейшие технологии в изготовлении литых дисков; Доступная цена; Интересные дизайнерские решения.
    Не обнаружено… (можете добавить в комментариях).

2. SKAD

На втором месте нашего рейтинга фирм производителей литых дисков – главный конкурент K&K – российская компания SKAD.

Продукция этого бренда много раз участвовала в независимых испытаниях и по многим параметрам обходила изделия других фирм. Диски производятся из высокопрочного сплава, который получают путем использования технологии низкого давления. Лакокрасочное покрытие отличается высокой устойчивостью к микротрещинам и царапинам.

    Широкий модельный ряд; Оригинальный дизайн; Высокая прочность и надежность; Большой выбор цветовых вариантов; Устойчивое лакокрасочное покрытие.
    Не обнаружено… (можете добавить в комментариях).

1. Alutec

Это, пожалуй, самый известный и уважаемый производитель литых дисков. Немецкая компания выпускает свою продукцию с 1996 года и за это время ей удалось наладить высокотехнологичное и современное производство колесных дисков, которые соответствуют практически всем требованиям потребителей.

Благодаря истинному немецкому качеству, компания Alutec завоевала рынки во многих азиатских и европейских странах.

Для изготовления дисков используется высокопрочный металл, а для лакокрасочного покрытия – материалы высокого качества производителей с мировым именем. В результате на рынке появляются износостойкие диски, с правильной геометрией, балансировкой, устойчивой к повреждениям поверхностью.

    Стильный дизайн на любой вкус; Оптимальное сочетание цена/качество; Идеальная балансировка; Высокая прочность; Надежные крепежи; Простота в уходе и эксплуатации.
    Не обнаружено… (можете добавить в комментариях).

Видео в тему: как правильно выбрать литые диски

Я как раз сейчас стою перед выбором, какие литые диски приобрести для своего автомобиля. Пока что окончательного решения не принял, но в любом случае это будут диски из этого списка.

Приобрел себе автомобиль и ему как раз нужны новые диски. Рынок литых дисков сейчас переполнен и купить что то стоящее очень сложно. Буду пользоваться списком, который предоставляет этот рейтинг. он мне гарантирует покупку хороших литых дисков, которые прослужат мне достаточно долго и не испортятся с течением времени.

Не скажите, мягкие это: теже LS, Alcasа из данного списка.

Покупал scad в 2015 году. Очень мягкие. Быстро гнуться. На сервисе говорят что первый раз такие мягкие диски видели.

Россия не умеет делать нормальные диски, Максим 5 лет при аккуратной езде и на помойку, потому что диски очень мягкие. Поспрашивай к пользователей, а статью любую можно написать.

А я вот не знаю на счет России, брал китайские, ну по крайней мере мне так сказали ребята в магазине. Уже 4 год катаю, косяков пока нет. Ну а в прочем это же наверное сейчас такая тенденция. Денег же надо всем зарабатывать. Представьте если бы диски были бы вечными, производители да и продавцы были-бы без работы. Ну а так то все имеет свой срок, метал от постоянных нагрузок теряет свою прочность, краска тоже не вечная. Но как говорил ранне уже 4 года езжу пока норм. К тому же хотелось купить какие то прикольные диски. В Краснодаре нашел магазин, disk-top.ru называется, там ребята реплику продают. А я искал Vossen CVT, уж больно они мне нравятся. Тут еще вопрос встал по крепежу, но ничего у них они были. С вазовской разболтовкой как вы наверное уже знаете все сложней. Встали как родные, пришлось правда кольца проставочные докупать. Ну и это у них было.

Aez valência dark .17″8. et35 резина 225/45/17 .Ауди а6.с5.налетел на отломаный битоный столб,резину разорвало край диска отломило см4 ,но диск не погнуло.востанавливать все равно пришлось,так как на отломаном участке сэло бы резину.а так доволен.

Если на яме погнули диск, вызывайте ГИБДД, делайте экспертизу — и подавайте в суд на администрацию города. Все затраты на запчасти и саму экспертизу вам компенсируют, проверено лично.

Какой то рейтинг «помойных дисков» Настоятельно рекомендую иметь этот список при себе,чтобы случайно не купить что нибудь из него. Имея богатейший опыт в эксплуатации различных транспортных средств в различных условиях и на разнообразнейших колёсах,берусь утверждать,что все вышеперечисленные диски не просто «шлак»,а по большей части списка просто опасны. Даже при самой аккуратной езде,они не будут балансироваться,от слова «никогда» особенно это касается китайского производителя. Не выдержат ни малейшего удара от обычной езды по обычной дороге и как следствие оставят вас без машины в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте. Хотите хорошие колёса? Вам на Дром за японскими дисками. И помните-«дорого,да мило,а дёшево,да гнило.» И будет вам счастье

Читайте также:  Изготовление и восстановление автомобильных ключей с чипом

Ну раз вы такой эксперт, то посоветуйте нормальные по вашему мнению диски, нам, простым смертным. Не все же тут с «богатейшим опытом». Что касается моделей из рейтинга, то точно знаю что некоторые из них используют друзья и родственник и вполне довольны.

Покупайте диски из списка, а то на дроме они быстро закончатся…

Эволюция носителей информации. Часть 2: жесткие диски, твердотельные накопители и Blu-ray

Жесткий диск

Вторая часть нашего материала начинается с рассказа о жестких дисках. Удивительно, но первый такой девайс был представлен аж в 1956 году — на 15 лет раньше дискеты! Первооткрывателем стала модель IBM 305 RAMAC (Random Access Method of Accounting and Control). Она состояла из пятидесяти алюминиевых пластин диаметром 61 см (24 дюйма) каждый. Весила такая система почти тонну, а по своим размерам она походила на огромный холодильник. Емкость устройства составляла целых 5 Мбайт — на тот момент это было большое достижение. Принцип работы первого жесткого диска основывался на магнетизме и почти ничем не отличался от функционирования магнитной ленты. Обе стороны каждой пластины были покрыты металлическим напылением (ферромагнетиком). Записывалась и считывалась информация с пластин с помощью головки, которая двигалась по поверхности диска. Запись данных производилась путем намагничивания многочисленных областей (доменов) на пластине, а считывание — посредством фиксирования остаточного магнитного поля. Словом, ничего особенного.

Эта огромная штука и есть IBM 305 RAMAC

Главным преимуществом жесткого диска IBM была его скорость работы. Высокой производительности удалось достичь благодаря тому, что головка свободно перемещалась по поверхности диска. Извлечь данные можно было всего лишь за 600 миллисекунд. Средняя скорость передачи информации составляла 9 байт/с.

В движущейся головке крылся и основной недостаток системы — ее ненадежность. Из-за того, что она соприкасалась с поверхностью диска, обе детали сильно нагревались. А пластины вдобавок еще и изнашивались. Стоимость IBM 305 RAMAC тоже не была сильной стороной устройства: цена одного мегабайта на жестком диске составляла 10 тысяч долларов! Но даже несмотря на это, IBM удалось продать около 1000 таких жестких дисков. Производство IBM 305 RAMAC было прекращено в 1961 году.

Проблема соприкасания движущейся головки и дисков была решена в 1961 году, когда IBM представила технологию air bearing. Благодаря ей между головкой и поверхностью диска появилась воздушная прослойка толщиной примерно 0,5 мкм. Эти элементы жесткого диска больше не соприкасались между собой. Надежность и долговечность устройства значительно повысилась. Впервые air bearing была применена в жестком диске IBM 1301, который был представлен в том же 1961 году. Помимо этой технологии, IBM 1301 мог похвастаться наличием отдельной головки для каждой поверхности. Это позволило более чем в 3 раза повысить производительность хранилища: время доступа у IBM 1301 составляло 180 миллисекунд. Жесткий диск мог хранить до 28 Мбайт информации — это почти в шесть раз больше, чем IBM 305 RAMAC.

Жесткий диск IBM 1301 — быстрее и объемнее своего предшественника

IBM продолжала в одиночку развивать технологии жестких дисков. После IBM 1301 последовал выпуск устройства IBM 1311 — первого девайса со съемными дисками. Сама система состояла из шести 14-дюймовых пластин, общая емкость которых составляла 2,6 Мбайт. Модель оказалась настолько успешной, что IBM не снимала ее с конвейера вплоть до 1975 года.

Модель IBM 1311 отличалась съемными дисками

Однако самым настоящим прародителем современных жестких дисков стал девайс IBM 3340, появившийся в 1973 году. До этого в течение нескольких лет инженеры IBM доводили до ума уже существующие технологии. К примеру, был создан микрочип, который управлял вращением дисков и перемещением головки. Кроме этого, улучшилась система, отвечающая за позиционирование головки. Все эти наработки применялись в IBM 3340. Вдобавок ко всему, головки стали более легкими и аэродинамичными, а сами диски помещались в герметичный корпус. Жесткий диск обладал двумя пластинами, одна из которых была закреплена внутри, а вторая была съемной. Емкость каждой из них составляла 30 Мбайт. Из-за этого IBM 3340 часто приписывали суффикс «30-30», который напоминал всем о винтовке Winchester 30/30. Собственно, именно по этой причине в простонародье IBM 3340 называли винчестером. А затем такое название прочно закрепилось и за другими жесткими дисками. Стоимость IBM составляла внушительные 88 тысяч долларов.

Винчестер IBM 3340 — прародитель современных жестких дисков

Гигабайтный рубеж жестким дискам удалось преодолеть к 1980 году, когда IBM выпустила модель с индексом 3380. Ее емкость равнялась 2,52 Гбайт, а скорость передачи данных достигала 3 Мбайт/с. Однако всё это были промышленные девайсы. Как же обстояли дела с жесткими дисками для домашних компьютеров?

Стоит сразу отметить, что довольно долгое время компьютеры комплектовались только дисководом, иногда — двумя. О жестких дисках в домашних системах не могло быть и речи. Первым винчестером для PC стал Seagate ST-506, выполненный в 5,25-дюймовом форм-факторе и выпущенный в 1980 году. Объем устройства составлял 5 Мбайт. Приобрести его можно было за полторы тысячи долларов. Тем не менее первым винчестером, которым стали комплектоваться IBM PC/XT, стала следующая модель Seagate — ST-412.

Seagate ST-506 — взгляд изнутри

Переход на 3,5-дюймовые устройства состоялся спустя три года. Тогда небольшая шотландская компания Rodime выпустила устройство с названием RO351.

Ну а в 1988 году компания Toshiba представила один из первых 2,5-дюймовых жестких дисков. Разработка японского производителя позволила значительно уменьшить размер выпускаемых ноутбуков. Винчестер носил название Tanba-1 и комплектовался 63 Мбайт памяти. Нужно заметить, что Toshiba не стали первооткрывателями сегмента компактных жестких дисков: дебютный 2,5-дюймовый девайс был выпущен еще в 1988 году американской компанией PrairieTek.

Toshiba Tanba-1 — один из первых 2,5-дюймовых жестких дисков

Жесткие диски стремительно развивались. В середине 90-х годов IBM предложила еще две технологии, которые позволили поднять плотность записи. Во-первых, это магнитные головки на гигантском магниторезистивном эффекте. Эта технология обеспечила повышение плотности записи до 2,7 Гбит на квадратный дюйм. Во-вторых, новый способ форматирования магнитных пластин No-ID sector format, который поднял величину плотности еще на 10%.

Кроме этого, постепенно увеличивалась скорость вращения шпинделя. На первых порах стандартной была частота 5400 оборотов в минуту, затем состоялся переход на 7200 об/мин. Периодически производители выпускали устройства с более высоким показателем этой характеристики. Например, в 1999 году Seagate представила винчестеры серии Cheetah, отличительной особенностью которых стала скорость вращения шпинделя, равная 15 000 оборотов в минуту. Объем такого жесткого диска составлял 36 Гбайт. А в 2003 году Western Digital показала миру серию устройств Raptor со скоростью вращения шпинделя 10 000 оборотов в минуту. Изначально винчестер разрабатывался для серверного сегмента, но впоследствии прочно занял место в игровых компьютерах.

Винчестер Western Digital Raptor

В конце 2005 года был освоен метод перпендикулярной записи — до этого момента все жесткие диски работали по методу параллельной записи. Разница между этими технологиями заключается в следующем. При параллельной записи магнитные частицы располагаются так, что вектор магнитной направленности проходит параллельно плоскости диска. Преимуществом такой записи является ее простота. Однако у нее есть и один недостаток: из-за того, что сила взаимодействия между доменами (минимальными ячейками информации) очень высока, между ними требуется наличие большой буферной зоны — как раз для снижения этих сил взаимодействия. Как вы догадываетесь, в случае с методом перпендикулярной записи вектор магнитной направленности частиц располагается перпендикулярно поверхности диска, что позволяет значительно уменьшить буферную зону, а значит и увеличить плотность записи.

Иллюстрация отличий методов параллельной и перпендикулярной записи

Во многом благодаря новой технологии в 2007 году индустрии жестких дисков удалось преодолеть терабайтный рубеж: увидел свет винчестер Hitachi The Deskstar 7K1000 объемом 1 Тбайт.

Несмотря на «угрозу» со стороны твердотельных накопителей, винчестеры отнюдь не собираются сдаваться. Технологии продолжают совершенствоваться. Например, в прошлом году подразделением компании Western Digital — HGST — был выпущен первый образец жесткого диска, внутри которого использовался гелий вместо воздуха. Как вы знаете, гелий легче воздуха. Благодаря этой особенности внутри HDD снижаются трение и вибрации между дисками и головкой. Словом, создается почти идеальная среда движущихся с высокой скоростью компонентов. Это позволяет повысить надежность и быстродействие устройства. В конце 2013 года Western Digital представила первые серийные жесткие диски под названием Ultrastar He6, наполненные гелием. Их объем составляет 6 Тбайт.

При использовании гелия диски можно располагать ближе друг к другу

А в сентябре 2014 года в продаже появились винчестеры Ultrastar He10 — первые у мире 10-терабайтные устройства. Кстати, эти жесткие диски используют разработанную Seagate технологию с перекрытием дорожек SMR (shingled magnetic recording), которая пришла на смену методу перпендикулярной записи. В отличие от перпендикулярного принципа, где дорожки информации проходят бок о бок, в SMR дорожки перекрывают друг друга, образуя что-то наподобие черепичной крыши. Такой подход позволил увеличить плотность записи на 25%.

В ближайшем будущем крупные компании планируют наладить производство жестких дисков по технологии термоассистируемой магнитной записи HAMR (Heat-assisted magnetic recording), которая сочетает в себе магнитное чтение и магнитооптическую запись. Суть технологии заключается в том, что запись информации в домен осуществляется путем нагревания определенной части диска с помощью лазера. Это позволит намного увеличить плотность записи. По прогнозам компаний Hitachi и Seagate емкость традиционных 3,5-дюймовых жестких дисков может увеличиться до 50 Тбайт. Однако первостепенной задачей для Seagate является создание 20-терабайтного HAMR-устройства к 2020 году.

HD DVD и Blu-ray

Выпуск двухсторонних двухслойных DVD и спекуляции на тему дальнейшего наращивания количества слоев у DVD-дисков ясно дали понять, что даже 18-гигабайтная емкость в самом ближайшем будущем перестанет удовлетворять запросам пользователей. Потенциал формата DVD был полностью реализован, поэтому началась разработка абсолютно новых стандартов. Производители в очередной раз не смогли договориться о спецификациях, поэтому в 2002 году были представлены сразу два формата-сменщика DVD: Blu-ray и HD DVD. Стандарт Blu-ray был разработан консорциумом Blu-ray Disc Association, в который входили Sony, Panasonic, LG, Hitachi, Samsung и многие другие компании. Что касается HD DVD, то в число его разработчиков вошли японские компании NEC, Toshiba и Sanyo. Обе технологии используют сине-фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Это позволило вновь уменьшить минимальный размер ячейки памяти, а, следовательно, и увеличить плотность записи. Тем не менее объемы у Blu-ray и HD DVD дисков были разные. Однослойная болванка Blu-ray могла вместить до 25 Гбайт информации, а двухслойная в два раза больше. Показатели у HD DVD были несколько скромнее: однослойная модификация имела объем 15 Гбайт, двухслойная — 30 Гбайт.

Противостояние HD DVD и Blu-ray закончилось капитуляцией первого

Такая схожесть характеристик двух стандартов положила начало «войне форматов», которая продолжалась вплоть до 2008 года. Дело в том, что американские киностудии активно поддерживали именно Blu-ray. Даже те студии, которые поначалу были на стороне HD DVD, постепенно перешли на конкурирующую технологию. Последней компанией, отказавшейся от HD DVD, стала Warner Brothers. Это произошло в январе 2008 года. А 19 февраля 2008 года компания Toshiba объявила о прекращении разработок в области стандарта HD DVD, чем положила конец как самой технологии, так и «войне форматов».

Приставка Sony PlayStation4 оснащена BD-приводом и поддерживает стандарт Blu-ray 3D

После того как HD DVD окончательно ушел с рынка, продажи Blu-ray дисков начали стремительно расти. В 2009 году появился стандарт Blu-ray 3D, предназначенный специально для хранения и воспроизведения трехмерного контента. Ну а на 2015 год запланирован запуск формата 4K Blu-ray. Главное его отличие — поддержка 4K-видео с разрешением 3840×2160 с фреймрейтом 60 кадров в секунду. Помимо этого, улучшится цветовой охват и динамический диапазон. Это станет возможным благодаря 10-битной глубине представления цвета и новой технологии кодирования цвета. Объем 4K Blu-ray дисков составит 50, 66 и 100 Гбайт соответственно.

Флеш-память и твердотельные накопители

Сегодня мы уже не можем представить нашу жизнь без обычных флешек (USB Flash Drive). Появились эти устройства сравнительно недавно. Первый такой накопитель был представлен в 2000 году. Он назывался DiskOnKey и был разработан совместными усилиями IBM и компании M-Systems. Объем устройства составлял 8 Мбайт, что уже на тот момент было в 5 с лишним раз больше, чем емкость обычной дискеты. Конструкция накопителя основывалась на использовании флеш-памяти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector