Основные правила выбора осветительных приборов для авто - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Основные правила выбора осветительных приборов для авто

DeHb › Блог › ГОСТы и правила для автомобильных фар и ламп

Запись содержит выдержки из нормативов и правил на данный момент времени. Пишите в комментариях какие моменты вас волнуют, постараемся вместе разобраться. И так…

Светодиодные лампы в галогеновой фаре.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

То есть достаточно снять лампу, отдать на экспертизу и получить разумный ответ что лампа не соответствует стандарту ГОСТ Р МЭК 60809-2012, а следовательно с установленной такой лампой фары не соответствуют техническим характеристикам светораспределению, установленному для данного типа фар, то есть на лицо несоответствии режима их работы требованиям конструкции транспортного средства.

Помимо этого есть технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” в котором имеется пункт:
3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. и далее по тексту тоже много интересного написано. Вообщем КоАП 12.5.3 и точка.

При этом достаточно проверить лампу на стандарт, даже визуально что может любая экспертиза, не обязательно делать полный цикл — соответствие стандарту, проверка светораспределения в эталонной фаре. Ну а что скажет суд, я думаю и так понятно.

Под это попадают все НЕ стандартные лампы — повышенной мощности, с цветными колбами (не жёлтыми), они все не будут соответствовать стандарту (поэтому на упаковке пишут “не для дорог общего пользования” (off-road use only).

Вот поэтому я за заводские комплектующие при переделке фар и максимальному приближению к заводскому внешнему виду — нельзя давать малейший повод для сомнения у инспектора.

Еще раз для тех кто только смотрит картинки, пример на лампе H4.

Затем вставляем лампу в эталонную фару и сверяемся со стандартом: лампа не будет соответствовать освещённости в контрольных точках.

Почему заводские светодиодные фары маркируются HCR
Потому что имеется такой стандарт маркировки, наш ГОСТ за ним не поспевает. Ссылка внизу, в нём кстати есть интересный пункты:
6.2.8 Разрешается использовать только один источник света нити или один или несколько светодиодных модулей (модулей) для основного луча ближнего света.
Приложение 10, пункт 1.3 Светодиодный модуль (модули) должен быть защищен от несанкционированного доступа — вот почему фары делают вообще без задней крышки со стороны светодиодного модуля, но мы то знаем что у немцев возможна замена 🙂

Еще раз — в стандарте указан светодиодный модуль. Не лампа. Про лампу было выше.

Лампы увеличенной светоотдачи HIR / H9.
ГОСТ Р 4.1.8-99. 1.3.6 (изм 1): Лампы накаливания HIR1 и/или Н9 можно использовать только для получения огня ближнего света в сочетании с установкой устройств (устройства) для очистки фар.
Таким образом те, кто поставил в фары галогеновые линзы под эти лампы должны озаботиться установкой омывателя фар.

Квадроксенон.
ГОСТ Р 41.98-99 6.2.5: Для каждой фары ближнего света разрешается использовать только один газоразрядный источник света.

Мигающий стоп сигнал.
ГОСТ Р 51709-2001 4.3.16: 4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

Что является нарушением пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Петь песни о том что не ведали что установлено в машине бесмысленно — как известно в обязанности водителя входит пункт:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Использованная литература:
ГОСТ Р МЭК 60809-2012 Лампы для дорожных транспортных средств
ГОСТ Р 4.1.8-99 — ближний / дальний свет галогеновые лампы
E/ECE/324/Rev.2/Add.111/Rev.3 — ближний дальний свет галогеновые лампы и LED
ГОСТ Р 41.98-99 — ксеноновые фары
ГОСТ Р 41.19-99 — ПТФ
ГОСТ Р 41.45-99 — Омывайки фар
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств

Основные элементы и принцип работы системы освещения автомобиля

Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве. Система освещения и световой сигнализации позволяет освещать дорогу перед собой, предупреждать других водителей о выполнении маневров, информировать о габаритах транспортного средства. Чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге, все элементы системы освещения должны быть исправны.

Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля

Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:

  • освещение проезжей части и обочины;
  • дополнительное освещение дороги при тумане, дожде, снегопаде;
  • информирование других водителей о выполняемых маневрах;
  • предупреждение о торможении;
  • информирование о габаритах машины;
  • предупреждение о возникшей поломке, в результате которой автомобиль создает помеху на проезжей части;
  • обеспечение читаемости регистрационного знака в вечернее и ночное время;
  • освещение салона, подкапотного пространства и багажника.

Передняя оптика включает в себя фары ближнего и дальнего света, дневные ходовые огни, габариты и поворотники

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

В некоторых автомобилях дублирующие указатели поворота устанавливаются в боковое зеркало заднего вида

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

Стоп-сигналы – один из важнейших элементов задних блок-фар

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Читайте также:  Что можно включить в прикуриватель

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

  • стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
  • фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
  • приборы освещения багажника и бардачка – при их открытии;
  • подсветка ног водителя и габариты в дверях – при открытии двери.

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

Применение системы освещения автомобиля обеспечивает безопасность при поездке в темное время суток

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

Основные правила выбора осветительных приборов для авто

Выбор светильников для освещения производственных помещений

Осветительные приборы могут быть ближнего действия (до 20 — 30 м) — светильники и дальнего — прожекторы. Каждый прибор состоит из источника света, устройства, перераспределяющего световой поток источника света в пространстве, устройств коммутирующих и стабилизирующих электрический ток, и других конструктивных узлов.

Факторы, определяющие выбор светильников

Выбранные светильники должны быть расположены и установлены таким образом, чтобы обеспечивалось:

а) безопасность и удобный доступ к светильникам для обслуживания;

б) создание нормированной освещенности наиболее экономичным путем;

в) соблюдение требований к качеству освещения (равномерность освещения, направление света, ограничение вредных факторов: теней, пульсаций освещенности, прямой и отраженной блескости;

г) наименьшая протяженность и удобство монтажа групповой сети;

д) надежность крепления светильников.

Основными факторами, определяющими выбор светильников являются:

а) условия окружающей среды (наличие пыли, влаги, химической агрессивности, пожароопасных и взрывоопасных зон);

б) строительная характеристика помещения (в том числе высота, наличие ферм, технологических мостиков, размеры строительного модуля, отражающие свойства стен, потолка, пола и рабочих поверхностей);

в) требования к качеству освещения.

Выбор конкретного типа светильника осуществляется по конструктивному исполнению, светораспределению и ограничению слепящего действия, экономическим соображениям.

Выбор светильников по их конструктивному исполнению

Конструктивное исполнение светильника в значительной степени определяется уровнем защиты его от воздействия окружающей среды.

От конструктивного исполнения светильников зависит их надежность и долговечность в данных условиях среды помещения, безопасность в отношении пожара, взрыва и поражения электрическим током, а также удобство обслуживания.

В нормальных сухих и влажных помещениях допускается применения всех типов незащищенных (IP20) светильников.

В сырых помещениях также допускается применение незащищенных (IP20) светильников, но при условии выполнения корпуса патрона из изоляционных и влагостойких материалов.

В особо сырых помещениях и в помещениях с химически активной средой рекомендуется применение светильников со степенью защиты не ниже IP22, в пыльных помещениях – не ниже IP44.

В жарких помещениях – не ниже IP20, причем в светильниках с люминесцентными лампами рекомендуется применение амальгамных ламп.

Если существующая номенклатура светильников представляет возможность применения в помещении не единственного, а нескольких возможных по конструктивному исполнению светильников, из них почти всегда целесообразно выбрать тот, который обладает наиболее высокой эксплуатационной группой, характеризующей способность светильника сохранять в процессе работы высокие светотехнические качества. Такой подход позволяет в определенных условиях принять меньшие значения коэффициентов запаса, это в свою очередь приводит к снижению установленной мощности источников света, уменьшению расхода электроэнергии.

Выбор светильников по их светотехническим параметрам

Правильный выбор светильника по светораспределению обуславливает экономичное использование светового потока источника света, приводит к снижению установленной мощности осветительной установки. При равных условиях предпочтительнее выбирать светильники с более высоким КПД, несмотря на их более высокую стоимость. Эти дополнительные затраты окупаются за счет экономии электроэнергии.

В производственных помещениях с низкими коэффициентами отражения стен, потолков целесообразно применение светильников прямого света класса П со светораспределением типа К (концентрированная) при высоких потолках (более 6-8 м), с меньшей высотой потолков – со светораспределением типа Д (косинусная), реже Г (глубокая). С увеличением высоты помещения применяемый светильник должен иметь большую степень концентрации светового потока (К, Г) и наоборот, в низких помещениях рекомендуется использовать светильники с более широким светораспределением (Д, Г).

При высоких отражающих свойствах стен и потолков производственных помещений (светлые потолки и стены) целесообразно применение светильников преимущественно прямого света класса Н.

При высоких отражающих свойствах пола или рабочих поверхностей преимущество получают светильники класса П, поскольку в этом случае за счет отражения в верхнюю полусферу попадает достаточно светового потока для создания приемлемого зрительного комфорта.

Светильники преимущественно прямого света класс П и рассеянного света класса Р с кривыми светораспределения Д (косинусная) и Л (полуширокая) целесообразно применять для освещения административных, учебных помещений, лабораторий и т.п.

Светильники классов В (преимущественно отраженного света) и О (отраженного света) применяют для создания архитектурного освещения производственных помещений, гражданских зданий. Для наружного освещения – светильники с кривой силы света Ш (широкая).

Учет при выборе светильников слепящего их действия осуществляется по показателю ослепленности, который нормируется и сравнивается с фактическим показателем ослепленности. На практике при проектировании осветительных установок в связи с трудностью расчета этого показателя эта характеристика учитывается косвенно минимально допустимой высотой подвеса светильников.

Выбор светильников по экономическим соображениям

Выбор светильников по критерию экономичности выполняется по минимуму приведенных затрат. Однако учитывая, что основной составляющей годовых эксплуатационных расходов являются затраты на электроэнергию, можно с некоторым приближением оценивать экономичность светильника по критерию энергетической экономичности.

Под энергетической экономичностью понимается отношение нормируемой (минимальной) освещенности (Еmin) к удельной мощности Ру: Эу = Емин / Ру, где Руд – удельная мощность, равная отношению установленной мощности ламп к площади освещаемого помещения.

Рост энергетической экономичности, является следствием уменьшения удельной установленной мощности источников света, необходимой для создания заданной освещенности.

При малой высоте (до 6 м) добиться качественных показателей, таких как минимальная неравномерность освещения, допустимая пульсация и ослепленность, возможно только с помощью большого числа светильников с относительно малой единичной мощностью источника света (ЛН и ЛЛ).

В высоких помещениях экономически выгодней применять мощные источники света (ДРЛ, ДРИ, ДНаТ) и малое число светильников, каждый из которых должен иметь оптимальное светораспределение для конкретного варианта. Поэтому выбор типа светильников выполняется одновременно с выбором их схем размещения на плане освещаемого помещения. Высота освещаемого помещения определяет и экономичный тип светораспределения светильников.

Для каждой типовой кривой силы света (типа светильника) существует наивыгоднейшее относительное расстояние между светильниками, при которой обеспечивается наибольшая равномерность распределения освещенности, а также наивыгоднейшее относительное расстояние между светильниками при которой обеспечивается максимальная энергетическая экономичность. Под относительным расстоянием между светильниками понимается отношение расстояние между ними (L) к расчетной высоте подвеса светильников над рабочей поверхностью (Нр) — L/H р.

Высота установки светильников и прожекторов

Для обеспечения экономичности, удобства и безопасности обслуживания светильники надо устанавливать:

  • при обслуживании с лестниц или стремянки — не выше 5 м над уровнем пола;
  • в электропомещениях при близости токоведущих частей — на высоте 2,1 м над уровнем пола; при обслуживании с кранов — на высоте 1,8 — 2,2 м над настилом крана или на уровне нижнего пояса ферм;
  • при обслуживании со специальных мостиков или площадок — на уровне настила площадок ±0,5 м (как исключение, на высоте не более 2,2 м над настилом);
  • на стойках при обслуживании с технологических площадок — не выше 2,5 м над уровнем площадок.
Читайте также:  Заказ эвакуатора для любого транспортного средства

Светильники наружного освещения устанавливают на высоте от 6,5 (менее мощные) до 10 м (наиболее мощные), прожекторы заливающего света — на высоте 10 — 21 м. Осветительные приборы с ксеноновыми лампами устанавливают на мачтах высотой 20 — 30 м.

Какие дополнительные фары ближнего света лучше выбрать?

Безопасность эксплуатации автомобиля зависит от многих факторов, но значение внешнего освещения для безаварийной езды сложно переоценить.

Без фар машиной невозможно управлять в условиях ограниченной видимости. Кроме этого, в светлое время суток включение ближнего света позволяет обозначить транспортное средство на дороге, что также помогает избежать аварийных ситуаций.

Установка дополнительных фар ближнего света существенно увеличит освещённость дороги. Таким образом, монтаж дублирующих световых приборов позволяет более уверенно передвигаться на автомобиле, при путешествиях по пересечённой местности в тёмное время суток.

Виды дополнительного освещения

Если ещё 30 лет назад выбор осветительных приборов ограничивался только мощностью ламп. В XXI веке владельцу автомобиля, прежде чем установить дополнительный ближней свет, потребуется немало поразмышлять о том, какой вид ламп использовать для этой цели.

В настоящее время разрешено устанавливать источники света следующих типов:

В каждой категории фар ближнего света представлены модели, которые могут существенно отличаться по мощности и цене.

Галогенные лампы испускают свет тёплого оттенка, стоят относительно недорого, но потребляют значительное количество электроэнергии.

Кроме этого такие световые приборы сильно разогреваются во время работы и служат в среднем не более 4 000 часов.

Ксеноновые фары значительно дороже обычных, но дорожное полотно освещают лучше. Продолжительность работы световых приборов этого типа немного больше галогенных изделий.

Основная сложность использования ксеноновых ламп заключается в том, что неправильно отрегулированные элементы освещения могут ослепить водителей встречного автотранспорта. Таким образом, установка и использование фар этого типа может привести к аварии.

Учитывая всю опасность применения световых приборов, которые не предусмотрены конструкцией транспортного средства, приняты законы, за нарушение которых водитель может быть оштрафован и даже лишён прав управления автомобилем сроком до 1 года.

Светодиодные фары ближнего света обладают наибольшим сроком работы.

Если при использовании светильников этого типа не будут нарушены условия эксплуатации, то общая продолжительность работы ламп может быть более 10 000 часов. Кроме этого, такие дополнительные фары не ослепляют встречных водителей и разрешены к установке в качестве огней ближнего света.

По стоимости такие изделия немного дороже галогенных, но учитывая значительно больший срок эксплуатации, являются более выгодными. Также светодиоды потребляют сравнительно мало энергии, поэтому установка даже мощного прибора не приведёт к повышенной нагрузке на электросеть автомобиля.

Посмотрите полезное видео, тест светодиодных фар ближнего света:

Какие фары лучше? Зависит от многих факторов, но основным критерием подбора являются безопасность эксплуатации, долговечность и цена.

Фары Hella

Чтобы фары ближнего света прослужили как можно дольше, а установку дополнительного светового оборудования можно было выполнить своими руками, рекомендуется выбирать изделия этого типа от известных и надёжных производителей.

Одной из лучших фирм, которая производит такую продукцию, является немецкая компания Hella. Товары для систем освещения автомобилей, выпускаемые под этим брендом, обладают высочайшим качеством, ведь за более чем столетнюю историю производителю удалось постичь все тонкости изготовления светового оборудования автомобиля.

Для владельца автомобиля, который решил самостоятельно установить доп фары, преимущество использования освещения фирмы Hella может заключаться в следующем:

  1. Большой выбор форм светильников и способа крепления.
  2. Абсолютная безопасность для водителей встречного транспорта.
  3. Вся продукция соответствует международным нормам безопасности.

Благодаря возможности выбрать форму фары можно подобрать изделие, которое будет не только хорошо освещать пространство впереди машины, но и идеально подходить к типу кузова и радиаторной решётки.

Безопасность эксплуатации ближних фар достигается за счёт использования рефлектора эллиптической формы, который отражает свет и направляет его на линзу. Благодаря наличию подобной системы удаётся точно сфокусировать световой поток на дорожное полотно.

Все перечисленные качества присущи только оригинальным изделиям, поэтому прежде чем приобрести световое оборудование фирмы Hella, следует убедиться в наличии у продавца документов, подтверждающих качество товара.

В комплекте дополнительного света на автомобиль от этого производителя имеются следующие детали:

  • крепёжные болты;
  • лампочки;
  • проводка;
  • заглушка;
  • тумблер;
  • пылезащитные колпачки;
  • монтажный набор.

Кроме этого, в каждый комплект вложена инструкция, в которой можно узнать о последовательности установки дополнительного освещения на автомобиль. Стоимость комплекта дополнительных фар Hella, относительно велика, но благодаря высокому качеству и надёжности изделий, полностью оправдана.

Посмотрите видео по теме, установка и тест фар Hella 700FF на грузовой Volvo VNL670:

Дополнительное освещение своими руками

Если нет желания приобретать заводские фары, можно попытаться смастерить дополнительное освещение своими руками.

Для внедорожников и машин отечественного производства для этой цели можно использовать осветительные приборы от трактора МТЗ. Такие изделия являются легкосъёмными, поэтому уже оснащаются резьбовым креплением.

Благодаря наличию крепёжного элемента достаточно будет сделать отверстие в бампере или в любом элементе кузова автомобиля, чтобы установить такую фару.

На крышу машины такие элементы освещения могут устанавливаться с помощью крепёжных элементов извлечённых из багажника. При таком способе размещения, можно установить несколько приборов.

Для этого следует взять металлический уголок, обрезать его по ширине крыши автомобиля, установить на него крепление и проделать в горизонтальной части отверстия.

Для монтажа фар достаточно установить резьбовую часть кронштейна фары в отверстие, а после установить на болт шайбу с гайкой. Подключение осветительных приборов осуществляется стандартным образом: минус подводится по «массе», а плюсовой провод подключается отдельным проводником через рубильник.

При желании, в самодельные фары дополнительного света можно установить светодиоды. В продаже имеются уже готовые элементы, которые идеально подходят для установки в стандартный двенадцативольтовый патрон.

Если световой поток таких изделий будет недостаточным, то можно приобрести мощные световые элементы и самостоятельно установить их, припаяв вместо нити накаливания стандартной лампы.

Заключение

Какие дополнительные фары установить должен решать сам водитель. Если такие элементы будут использоваться не всё время, а для поездки, например, на рыбалку. То наиболее дешёвым и эффективным вариантом будет использование фар от трактора МТЗ.

Для передвижения по трассе лучше использовать качественные сертифицированные комплекты, которые позволят избежать ослепления водителей встречных автомобилей и проблем с автоинспекцией.

ВРемонт.su – ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Home Автоэлектроника Система освещения и световой сигнализации автомобиля

Система освещения и световой сигнализации автомобиля

Безопасность движения автомобилей, особенно в темное время суток, во многом зависит от состояния и характеристик приборов системы освещения и световой сигнализации. Световые приборы автомобиля предназначены для освещения дороги, передачи информации о габаритных размерах, предполагаемом или совершаемом маневре, для освещения номерного знака, кабины, салона кузова, контрольно-измерительных приборов, багажника, подкапотного пространства и т. д.

В обязательный комплект световых приборов для всех автомобилей входят не менее – две фары дальнего и ближнего света, по два габаритных огня и по два указателя поворота, установленных спереди и сзади, два световозвращателя и один фонарь освещения номерного знака, сигналы торможения. В качестве дополнительных светосигнальных приборов устанавливают, кроме того, боковые повторители указателей поворота, опознавательные знаки автопоезда и прицепов, боковые световозвращатели, огни преимущественного проезда. К необязательным световым приборам относят автомобильные противотуманные фары, фары-прожекторы, прожекторы-искатели, задние противотуманные фонари, фонари заднего хода, фонари увеличения габаритных размеров автомобиля, боковые габаритные и стояночные огни.

Автомобильные световые приборы делят на осветительные и светосигнальные приборы. Оптическая система светового прибора включает лампу, отражатель и рассеиватель. Автомобильные лампы является источником света. Отражатель в виде параболоида вращения концентрирует световой поток, излучаемый лампой в малом телесном угле. В рассеивателе, выполненном из прозрачного материала, световой поток перераспределяется в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью линз и призм, расположенных на его внутренней поверхности.

К основным светотехническим параметрам световых приборов относятся площадь активной поверхности оптической системы, световое отверстие, телесный и плоский углы охвата, углы излучения и рассеяния, фокус и фокусное расстояние оптической системы, коэффициент отражения для отражателей и коэффициенты пропускания и поглощения для рассеивателей.

Активной поверхностью оптической системы является зеркальная поверхность отражателя. Ее проекция на плоскость, перпендикулярную оптической оси, называется световым отверстием. Оптическая ось светового прибора — это ось его симметрии. Лучи, падающие на активную поверхность отражателя параллельно оптической оси, собираются в фокусе. С фокусом совмещают центр тела накала источника света. Отрезок оптической оси от фокуса до вершины отражателя называется фокусным расстоянием.

Автомобильные световые приборы должны обеспечивать хорошую видимость и необходимую информативность в широком диапазоне расстояний и в различных погодных условиях, не вызывая ослепления участников дорожного движения в темное время суток. Большую часть информации о дорожной обстановке и состоянии автомобиля водитель получает через органы зрения. Безопасность движения зависит от видимости объектов на дороге, которая, в свою очередь, определяется интенсивностью освещения, типом и состоянием дорожного покрытия, характеристиками органов зрения водителя и объекта на дороге. С наступлением темноты видимость дороги и предметов на ней ухудшается вследствие недостаточной или неравномерной их освещенности. Видимость ухудшается также во время тумана, дождя, снегопада или пылевой бури, при уменьшении прозрачности лобового стекла, а также с увеличением расстояния до объекта различения. При движении в условиях ограниченной видимости увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия. От дальности видимости зависит допустимая скорость движения автомобиля. Безопасность движения обеспечивается в том случае, если дальность видимости дороги превышает путь автомобиля при торможении.

Читайте также:  Автомобили уаз: комфорт в дороге и на бездорожье

Водитель сильнее напрягает органы зрения в темное время суток при освещении дороги фарами. В темноте ограничено время обнаружения объектов на дороге, так как в поле зрения водителя они появляются на расстоянии, определяемом дальностью освещения дороги фарами. Поле зрения водителя ограничено углом рассеяния света фар. При попадании в глаза водителя света фар встречного автомобиля или фонарей впереди идущего транспортного средства возможно как ослепление, так и ощущение дискомфорта. Дискомфорт становится ощутимее при повышении яркости световых отверстий фар, фонарей и увеличении их угловых размеров. Особенно тяжелые условия для органов зрения водителя возникают при переключении света фар и пр.и колебаниях светового пучка фар автомобиля, движущегося по неровной дороге.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий видимости при движении на дорогах в темное время суток световые приборы постоянно совершенствуются, разрабатываются конструкции фар с более рациональным светораспределением, устанавливаются устройства, автоматически ослабляющие слепящее действие фар при встречном разъезде автомобилей. В автоэлектронике, для управления светосигнальными приборами применяются электронные устройства.

С развитием автомобильного транспорта все большее внимание уделяется нормированию характеристик автомобильных световых приборов. Увеличение объема международных автомобильных перевозок и развитие автотуризма обусловили создание в составе Европейской экономической комиссии при ООН (ЕЭК ООН) Комитета по внутреннему транспорту. В рамках этого Комитета было подписано «Соглашение о принятии единообразных условий и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств». В развитие этого соглашения разрабатываются прилагаемые к нему Правила. В стандартах России на автомобильные световые приборы учитываются требования Правил ЕЭК ООН.

Автомобильные световые приборы, которые успешно прошли проверку на соответствие Правилам ЕЭК ООН, получают знак международного утверждения. Знак международного утверждения представляет собой круг, в который вписана буква Е и номер страны, выдавшей разрешение на официальное утверждение. Знак наносится на рассеиватель светового прибора. Номера странам присвоены в хронологическом порядке ратификации ими cоглашения (например, 2 — Франция, 7 — Венгрия). Под знаком или справа от него указывают порядковый номер официального утверждения.

Под знаком над порядковым номером официального утверждения может стоять горизонтальная стрелка. Для фар, сконструированных для эксплуатации в странах с левосторонним движением на дорогах, стрелка на фаре головного освещения направлена вправо. Двухстороннюю стрелку имеют фары, которые вследствие перемещения лампы или оптического элемента могут быть использованы как при правостороннем, так и при левостороннем движении. На фарах, используемых на дорогах с правосторонним движением, стрелка не ставится.

Стрелка на рассеивателях светосигнальных фонарей автомобиля указывает направление, в котором обеспечивается наибольший геометрический угол видимости в горизонтальной плоскости. При установке передних и задних указателей поворота острие стрелки должно быть направлено к близлежащей боковой части автомобиля, а при установке боковых указателей поворота — к передней части.

Над знаком официального утверждения фар головного освещения наносят квадрат, в который вписывают буквы С, R, S, Н. Единичные буквы С и R обозначают, что фара удовлетворяет международным нормам в отношении ближнего или дальнего света. Наличие в квадрате двух букв CR свидетельствует о том, что оптическая система фары рассчитана на работу в режимах как ближнего, так и дальнего света. Для обозначения цельностеклянного оптического элемента (лампы—фары) в квадрат вписывают букву S. Отсутствие буквы S означает, что использован металло-стеклянный элемент. Фары с дополнительной буквой Н в квадрате рассчитаны на применение только галогенных ламп. Цифры справа от знака на фарах с галогенными лампами соответствуют округленному значению максимальной силы света галогенного оптического элемента при дальнем свете.

На рассеивателях задних габаритных огней в квадрате над кругом знака официального утверждения наносится буква R. Передние габаритные огни обозначают буквой А.

Знак официального утверждения указателей поворота отличается тем, что над кругом дано обозначение категории светового прибора. К категории 1 относятся передние указатели поворота, к категориям 2а и 2Ь соответственно одно- и двухрежимные задние указатели поворота. Различные типы боковых указателей поворота разделены на категории 3, 4 и 5.

Одно- и двухрежимную работу сигналов торможения кодируют знаками S1 и S2. Слева от круга знака официального утверждения на световозвращателях различных категорий ставятся римские цифры I, II и III. Световозвращатели категории I предназначены для транспортных средств шириной 1,6 м и более, категории II — для транспортных средств шириной менее 1,6 м. Световозвращатели категории III устанавливают на прицепы и полуприцепы.

ПРИБОРЫ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Требования правил дорожного движения к автотранспортным средствам (ТС) предусматривают обязательную установку светосигнальных устройств, обеспечивающих всех участников движения следующей информацией:

  • • о состоянии данного ТС (торможение, разгон, стоянка, поворот, обгон);
  • • о виде ТС;
  • • о габаритных размерах ТС;
  • • о его принадлежности.

Также светосигнальные устройства обеспечивают освещение номерного знака.

Международными и отечественными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле, как осветительных, так и светосигнальных приборов.

В минимальный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей входят:

  • • габаритные огни — два передних и два задних;
  • • сигналы торможения — два, расположены сзади;
  • • указатели поворота — мигающие, два передних, два задних и боковые;
  • • фонарь освещения номерного знака — два задних световозвращателя.

Некоторые категории автомобилей должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:

  • • контурные фонари (грузовые автомобили);
  • • опознавательные фонари;
  • • сигнал преимущественного проезда.

К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся:

  • • задний противотуманный фонарь;
  • • стояночные фонари;
  • • дополнительный сигнал торможения;
  • • боковые (маркировочные) фонари;
  • • сигнализатор заднего хода;
  • • указатель траектории.

По характеру работы и особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на две категории:

  • • с активной светотехнической системой — фонари, имеющие свой источник света;
  • • с пассивной светотехнической системой. К ним относят световозвращатели, не имеющие своего источника света и подающие сигнал отражением света фар или других посторонних источников света.

Активные приборы в зависимости от режимов работы подразделяются на фонари продолжительного действия и кратковременного (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет конструкцию и материал прибора.

По условиям применения и степени видимости светотехнические приборы делятся:

• на приборы ночного применения (только для движения в темное время суток или при плохой видимости) — габаритные, контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни;

• на приборы круглосуточного применения — сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация.

Данная классификация связана с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна небольшая сила света от 2 до 12 кд, осуществляемая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200—700 кд. Кроме того, при ночном движении автомобиля фонари с такой большой силой света могут вызвать дискомфорт и даже ослепить других участников дорожного движения.

Принципы нормирования основных характеристик светосигнальных огней в основном определяются особенностями зрения человека. Установленные правилами нормы относительно расчетных данных представляют собой усредненные значения максимальных и минимальных величин светотехнических характеристик. При экстремальных условиях видимости и принимая во внимание характеристики транспортного средства, определяются его светотехнические возможности с учетом состояния дорожного полотна, функциональных особенностей ТС и его габаритных размеров.

Правила ЕЭК ООН требуют, наряду с определением наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия.

Общепринятые цвета для наземных транспортных средств:

  • • для передних огней — белый;
  • • для задних огней — красный.

Таким образом, габаритные задние огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что дает сохранение ощущения цвета почти до нулевой интенсивности; хорошую различимость периферическим зрением; достаточную проницаемость сквозь туман и дымку; хорошую различимость на фоне других огней и слабую подверженность мешающим эффектам; устойчивую чувствительность человека к восприятию данного цвета.

Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода общепринятым является белый цвет, но допускается также желтый селективный.

Для мигающих указателей поворота (передних, задних, боковых) в европейских странах Правилами ЕЭК ООН установлен оранжевый цвет.

В США применяют задние указатели красного цвета, а для указателей поворота как передних, так боковых указателей — желтые, однако допускается применять и оранжевый цвет.

Для всех боковых огней во всех странах используется оранжевый цвет.

Для обозначения преимущественного проезда оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой помощи) применяется мигающий огонь синего цвета.

Для обеспечения требований безопасности движения, как в международных, так и отечественных стандартах нормируется число световых приборов на автомобиле.

Размещение световых приборов по высоте и их установка над уровнем дорожного полотна, расстояние от боковой плоскости, т. е. углы геометрической видимости светящей поверхности приборов, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, цвет прибора также регламентируются правилами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector