Российские и европейские цифровые тахографы - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Российские и европейские цифровые тахографы

Различия тахографов. СКЗИ или ЕСТР: какой выбрать

Обязательность требования установки тахографов на транспортные средства уже несколько лет является серьезной проблемой, особенно, для транспортных компаний. Когда речь идет об оснащении телематическими устройствами десятков, сотен автомобилей, вопрос выбора между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. Экономия может измеряться миллионами рублей.

Технические различия

  1. ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран, в 1978 году (Россия присоединилась к соглашению позднее). Таким блоком оснащены тахографы европейского производства.
  2. Блок СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка. Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.

Достоинства и недостатки тахографов разных типов оцениваются по нескольким параметрам. Причем водительские карты евро-образца нельзя использовать для тахографа СКЗИ. И наоборот: карты водителя СКЗИ не пригодны для установки в ЕСТР.

Транспортным компаниям желательно использовать тахографы одного типа на всех автомобилях. Иначе на каждого водителя придется делать по две карты. А это двойные затраты.

Стоимость установки и эксплуатации

Еще пять лет назад тахографы ЕСТР считались более экономичными, чем оборудование с блоком СКЗИ. К 2016 году цены в магазинах подравнялись. Средняя стоимость первой разновидности – 25-30 тысяч рублей, второй – 27-35 тысяч.

Причем для европейского стандарта обязательно требование установки датчика скорости. Обходится он в 5-7 тысяч рублей. Для российских приборов с блоком криптозащиты эти затраты обязательными не являются. Расчет скорости выполняется по спутниковым данным ГЛОНАСС.

Тахограф ЕСТР несколько более выгоден в обслуживании. Блок СКЗИ раз в три года подвергается замене. Стоимость операции: 13-15 тыс. рублей + 2,5 тыс. рублей за калибровку. Обслуживание евро-тахографа обходится только калибровкой. Правда, выполнять ее следует один раз в два года, а не в три, как СКЗИ. Незначительная, на первый взгляд, разница на выходе дает увеличение затрат на 50% и «выпадение» каждой машины на один лишний рабочий день в течение двух лет. С учетом прибыли, которую приносит компании каждое ТС, разница в стоимости ТО уже не выглядит существенной.

Водительские карты

У водительских карт для тахографов также есть различия:

  • визуальные отличия карт водителя (шрифты, водяные знаки разных видов);
  • для карт тахографов с СКЗИ в качестве дополнительной меры защиты предусмотрен PIN-код, у карт ЕСТР его нет;
  • карты СКЗИ и ЕСТР различаются информацией на микрочипах, именно поэтому использование карт одного типа для тахографов другого невозможно.

В порядке оформления водительских карт также существуют различия.

Во-первых, карты СКЗИ дешевле. «Ключ» к тахографу российского стандарта обходится приблизительно в 2,5 тыс. рублей. «Евро» — 3,5 тыс. рублей.

Во-вторых, срок изготовления карты ЕСТР вдвое дольше. Отечественный вариант компании придется ждать не более 10-12 рабочих дней (обычно, меньше) до возможности вывода вновь принятого водителя на рейс. Производство карт евро-стандарта длится 21 рабочий день. То есть между приемом водителя на работу (и необходимостью платить ему зарплату) и фактическим ее началом проходит месяц.

Степень защиты

Более защищенным от внесения изменений в показания считается тахограф стандарта ЕСТР. Шифрующим устройством у него является датчик скорости. Он кодирует информацию и отправляет на хранение в память устройства «в готовом виде». Установка подмоток и прочих устройств обмана системы вразрез сигнала от датчика скорости может быть обнаружена при проверке (нестабильные показания, наличие ошибок). А это чревато штрафом.

Устройство тахографов с блоком СКЗИ таково, что шифрование сигнала происходит в самом блоке криптозащиты. Имеющаяся там информация хорошо защищена от взлома, но вот исказить поступающую в него информацию значительно проще. Именно на этом принципе основана работа подмоток для тахографа. Поэтому их эффективность значительно выше.

Какая из разновидностей будет пользоваться преимуществом – решать пользователю. С одной стороны, можно «сэкономить» на штрафах за превышение скорости и нарушении режимов работы водителей, с другой – выше риск обмана со стороны сотрудников – накрутки пробега, слива топлива, выполнения «калымов» за счет основной работы.

Юридические аспекты

Выбор как таковой между стандартами СКЗИ и ЕСТР был актуален для компаний до 2014 года. В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. Европейский стандарт применяется только для ТС, выезжающих за рубеж.

Блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ, поэтому его перемещение в сопредельное государство приравнивается к разглашению государственной тайны и преследуется в соответствие с УК РФ.

С 2014 года право на использование тахографов ЕСТР сохраняется только для компаний, в документах которых есть пометка о праве на международные перевозки. Если компания меняет профиль (уходит с международного транспортного рынка), тахографы всех ее ТС подлежат замене.

Замена тахографа предстоит компании и в том случае, если приобретается ТС зарубежного производства, на которые заводом установлены тахографы, тип которых не соответствует требованиям приказа №36 Минтранса.

Независимо от типа установленного тахографа, главное – его назначение: минимизация нарушений ПДД, ненормированных графиков труда водителей и повышение общей безопасности междугородных перевозок. Строгое соблюдение требований законодательства РФ – гарантия успешной работы на рынке транспортных услуг.

Какой тахограф дешевле — российский со СКЗИ или европейский по ЕСТР?

На данный момент на транспортные средства в России можно устанавливать как российские цифровые тахографы с блоком СКЗИ, так и при соблюдении некоторых условий — европейские цифровые тахографы по ЕСТР. Попробуем разобраться, что выгоднее. Будем рассматривать относительно современный автомобиль, с электронным спидометром и подготовленным местом для установки тахографа и сроком эксплуатации автомобиля 6 и 9 лет.

Российские тахографы с блоком СКЗИ

  • стоимость тахографа — 35 000 руб.
  • активация блока СКЗИ — 2 000 руб.
  • установка, подключение тахографа к датчику скорости, подключение спидометра к тахографу, калибровка и настройка тахографа — 5000 руб.
  • настройка тахографа — 2 000 руб.

затраты на эксплуатацию в течении 6 лет:

  • переодическая настройка тахографа 1 раз в 3 года — 3000 руб.
  • замена блока СКЗИ 1 раз в 3 года — 20 000 руб.

Итого стоимость владения за 6 лет — 67 000 руб.
Итого стоимость владения за 9 лет — 90 000 руб.

Европейские тахографы

Для установки европейских тахографов в РФ необходимо иметь лицензию на международные перевозки. Стоимость оформления лицензии в юридических конторах45 000–75 000 руб. Срок30 дней.

  • стоимость тахографа — 35 000 руб.
  • установка или замена обычного датчика скорости на магнитозащищенный датчик с шифрованием KITAS 2+ (если такой не установлен заводом-изготовителем. На многих автомобилях показания скорости берутся с датчиков АБС или с обычного датчика скорости, поэтому при установке тахографа приходится устанавливать датчик скорости KITAS 2+ (требования ЕСТР)) — 5 050 руб.
  • активация, установка, калибровка и настройка тахографа — 7 000 руб.
  • европейский тахограф VDO 1381 не имеет возможности изменять коэфициет К (кол-во импульсов на 1 км пути), возможно придется установить преобразователь частоты импульсов скорости — 2 300 руб.
  • по требованиям ЕСТР к тахографу должен быть подключен второй источник скорости. В отличии от российских тахографов, в которых установлен блок GPS , европейский тахограф подключается к CAN-шине автомобиля, а при невозможности получения данных из CAN-шины (это происходит с российскими, американскими, китайскими автомобилями) требуется установить DTCO-Geoloc — 10 340 руб.
Читайте также:  Автомобили lincoln — модельный ряд автомобилей линкольн

затраты на эксплуатацию в течении 6 лет

  • переодическая настройка тахографа 1 раз в 2 года — 3 000 руб.

Итого стоимость владения за 6 лет — 65 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.
Итого стоимость владения за 9 лет — 71 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.

Мы рассмотрели случай с максимальными затратами на подготовку автомобиля к эксплуатации с тахографом по правилам ЕСТР. Если у вас свежий европейский автомобиль, то дополнительная установка датчика скорости KITAS 2+, преобразователя частоты импульсов скорости, DTCO-Geoloc не потребуется и тогда стоимость владения снизиться до 48 000 руб. за 6 лет и до 54 000 руб за 9 лет.

Общий результат вы можете посмотреть в таблице. И сделать вывод, какой тип тахографа устанавливать на автотранспорт вашего предприятия.

СКЗИЕСТР с подготовкой автомобиляЕСТР европейского автомобиля
первоначальные затраты
Тахограф35 000 ₽35 000 ₽35 000 ₽
Датчик KITAS 2+ не нужен5 050 ₽ установлен
2 источник скорости DTCO-Geoloc не нужен10 340 ₽CAN-шина
Уктивация блока СКЗИ2 000 ₽ не нужна не нужна
Установка, настройка7 000 ₽7 000 ₽7 000 ₽
преобразователь импульсов скорости не нужен2 300 ₽ не нужен
затраты на эксплуатацию
Замена СКЗИ 1 раз в 3 года20 000 ₽
Настройка 1 раз в 3 года3 000 ₽
Настройка 1 раз в 2 года 3 000 ₽3 000 ₽
Итого за 6 лет67 000 ₽65 690 ₽48 000 ₽
Итого за 9 лет90 000 ₽71 690 ₽54 000 ₽

Автомобиль с российским тахографом с блоком СКЗИ может эксплуатироваться ТОЛЬКО на территории России!
С тахографом ЕСТР можно ездить как по России, так по странам СНГ и Европе.

Мастерская «Триви» осуществляет монтаж, активацию и настройку всех типов тахографов. Телефон для справок 8 (800) 250-58-83.

Тахографы: сфера применения

Тахографы применяются как контрольные бортовые устройства, они ведут мониторинг состояния грузового автотранспортного средства, регистрируют скорость его передвижения, а также условия труда водителя. Любой автомобиль, используемый для автотранспортных перевозок любого груза, обязан быть оснащен подобным записывающим устройством. Различают следующие модели:

Цифровые тахографы – современное приобретение

Ранее использовались лишь аналоговые устройства подобного рода, однако начиная с 2010 года, появились цифровые тахографы в Воронеже, они позволили анализировать, записывать более широкий спектр показателей большего объема.

Изначально основой аппарата служил часовой механизм, основная задача его – регистрировать лишь скорость, пройденный путь автотранспортного средства, независимо от пожеланий водителя. Позднее список требований к этому независимому устройству изменился, как изменилось и непосредственно его устройство.

Теперь же цифровая «начинка» позволяет контролировать режим труда водителя, а данные, полученные прибором, настолько правдивы, неоспоримы, что они являются юридически признаваемым фактом. С помощью тахографов есть возможность следить за режимом работы транспортного средства в реальном времени, устраняя, таким образом, самую распространенную причину аварий – усталость водителей коммерческого направления работы. Удобный интерфейс делает его использование удобным, независимо от того, носителем какого языка является пользователь.

Производители

Особенностью приборов такого типа является то, что записанную на них информацию невозможно вскрыть, изменить, ее можно считать достоверной. Вплоть до 2009 используемые диски аналоговых моделей легко можно было фальсифицировать, данный факт обусловил острую необходимость их немедленного совершенствования. Сейчас же тахографов в Воронеже предостаточно. Руководствуясь европейскими стандартами, сертифицированными считаются агрегаты следующих производителей:

Где купить тахографы в Воронеже?

Наша компания предлагает вашему вниманию широкий спектр приборов для тахографии автомашин любого грузового назначения. Наши тахографы успешно используются для международных перевозок, ведь их показания объективны, надежны, а их запись – беспрерывна, позволяя фиксировать полную, беспристрастную картину реального поведения водителя на дороге.

Переоборудование под ДОПОГ в сертифицированном центре гарантирует соблюдение установленных правил и исключает возникновение проблем с надзорными органами. На все выполненные работы предоставляем соответствующую документацию.

Переоборудование под ДОПОГ

Переоборудование под ДОПОГ техники, предназначенной для транспортировки грузов, которым присвоен высокий класс опасности, выполняем в рамках основной деятельности центра. Работа включает усовершенствование электрической и тормозной системы транспортного средства и установку дополнительной аппаратуры.

Переоборудование

В качестве дополнительного оснащения используем антипробуксовочную систему торможения, тахограф, аппаратуру системы спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS, устройство, ограничивающее скорость машины согласно критериям ЕЭК ООН №89. Также производим переделку или монтаж выключателя массы. На машину наносим специальную маркировку. Согласно установленным ЕЭК ООН №122 правилам автомобиль оборудуем современными, предпусковыми подогревателями, устанавливаем сепараторы и эффективные, автономные, отопительные системы. Все изменения, установку нового оборудования, настройку приборов выполняем в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Предостережение

Если в процессе переоборудования машины требования ДОПОГ не соблюдались, то в результате могут быть наложены санкции согласно статье 12.21.2 российского законодательства, которая предусматривает существенные суммы штрафов. Также транспортное средство будет размещено на платной штрафстоянке на весь период устранения допущенных нарушений. Это предусмотрено статьей 27.13 кодекса РФ.

Гарантии

Переоборудование автомобиля могут трактовать, как внесение несанкционированных изменений в конструкцию. В этом случае клиенту гарантируется предоставление профессиональных консультаций и выдача соответствующих документов, которые потребуются для регистрации.

Наша компания работает на законных основаниях. Мы имеем пакет необходимых лицензионных документов, сертификаты, допуски ко всем работам, выполняемым в рамках переоборудования. По требованию клиентов мы выдаем копии соответствующих документов в день запроса.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель – предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов – приказ министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”, приложение №2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами”.

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами “Европейского образца”;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, – это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон “О БДД” добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 – 5 000 рублей – для водителя.
  • 7 000 – 10 000 рублей – для должностного лица.
  • 15 000 – 25 000 – для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 – 50 000 – для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без

Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.

Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.

Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ, а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами Таким образом, разница только в правовом регулировании — Приказ №36 четко обозначает: если вы ездите по РФ, то вам необходим СКЗИ, если участвуете в международных перевозках, то можете устанавливать и использовать тахограф без СКЗИ европейского образца.

Виды тахографов с СКЗИ

На сегодняшний день имеется выбор из следующих моделей цифровых тахографов российского стандарта с блоком СКЗИ:

  • Атол Drive 5.
  • Меркурий TA-001.
  • Штрих-Тахо RUS SM (2 модели).
  • КАСБИ DT-20M.
  • EFAS V2 RUS.
  • VDO 3283.
  • Атол Smart.
  • ТЦА-НК02.

Цены начинаются от 35 000 рублей. Нередко компании-установщики предлагают приобрести прибор у них и получить скидку на работы по установке. При выборе следует ориентироваться на совместимость самописца с конкретной маркой автомобиля, особенности его эксплуатации и стоимость расходников и обслуживания.

Штрафы за отсутствие СКЗИ

С 1.01.2018 г. эксплуатация автомобиля с тахографом без СКЗИ приравнивается к вождению без прибора. Если вы осуществляете перевозки по территории РФ, то у вас должен стоять тахограф с СКЗИ.

Штраф за отсутствие блока СКЗИ тахографа такой же, как и в случае управления автомобилем с неисправным прибором, или без карты и т. п. и составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

По оценкам некоторых аналитиков, владение автомобилем с тахографом с СКЗИ настолько экономически невыгодно, что может привести к банкротству предприятия. Отсюда возникает естественная потребность найти какой-то выход из ситуации. Каждый раз платить штрафы — тоже накладно. Единственный законный выход: оформить международную лицензию на перевозки, установить тахограф ЕСТР, забыть про страшное СКЗИ и ездить по территории РФ, не нарушая закон.

Цифровые тахографы

В 2009 г. президент Российской Федерации отправил распоряжение в Министерство транспорта. Оно было составлено в рамках соответствия с ЕСТР. В документе говорилось о разработке и введении на территории страны с 1 января 2010 г. европейской системы тахографии. С этого момента цифровые тахографы становятся привычными навигационными приборами в салонах автомобилей категории М2, М3, а также №2 и №3.

Назначение

Любое устройство, контролирующее и записывающее пройденное расстояние транспортным средством, скорость движения, режим труда и отдыха водителя называется тахографом. Современный тахограф, особенно цифровой, – понятие более широкое. К контролю длины пути по требованиям ЕСТР добавляются еще скорость передвижения, период работы сменных водителей и время их отдыха.

Мировая тахография уже пережила практику работы механических, электрических и аналоговых моделей. И хотя аналоговые образцы еще имеют применение, их постепенно вытесняет новая генерация электронных тахографов с цифровым способом обработки информации.

Принцип работы

По своим внешним признакам цифровой тахограф напоминает радиоплеер. Информацию о скорости движения машины устройство получает от датчика, который крепится к коробке передач. На протяжении всего маршрута данные о скорости передаются на спидометр или контрольную панель управления ТС.

В приборе есть приемник для карты водителя. После ее установки тахограф запускает программу регистрации трудового режима водителя. Вся информация записывается и сохраняется в памяти карты и тахографа. С целью контроля каждый месяц делается считка данных карты. Для электронного тахографа процедура осуществляется раз в два месяца. Контроль можно дублировать с помощью распечатки отчетов.

Разновидности

Существуют электронные тахографы российского и европейского производства. В первых образцах используются смарт-карты РФ, а во вторых – европейские. С 1.04.14 г. приказом Министерства транспорта России на территории страны было разрешено применять только те модели тахографов, которые имеют встроенный блок СКЗИ. К ним относятся следующие марки:

  • ШТРИХ-ТахоRUS московского производства;
  • КАСБИ DT-20, сделанный в Калуге;
  • DTCO 3283 импортного производства;
  • «Drive 5» – продукция объединения АТОЛ.

Для международных перевозок используют австрийский тахограф EFAS 4 и немецкий – DTCO 1381.

Специфика отечественных тахографов заключается в том, что ими можно оснащать кабины любых грузовых и пассажирских автомобилей. Кроме того, у них есть функции ГЛОНАСС, которых нет в зарубежных цифровых тахографах. Российские модели адаптированы к нашим маркам автомобилей и машинам стран СНГ. У них качественней контроль, выше степень криптозащиты, меньшая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам. Температурный диапазон их эксплуатации в зимнее время увеличен до -40°С.

Преимущества и эффективность

Общие статистические данные свидетельствуют, что масштабные аварии, которые случаются на дорогах, чаще происходят по вине коммерческого транспорта. Обычно причиной становится усталость шофера и нарушение скоростного режима. На автомобилях с электронными тахографами риск попасть в ДТП снижается на 20-30%. Помимо безопасности, тахографы помогают решать и другие задачи:

  1. Предотвращать несанкционированные маршруты.
  2. Тестировать водителя по профессиональным критериям.
  3. Предоставлять возможность пересекать государственные границы при перевозке товаров в другие страны.
  4. Обеспечивать социальную и юридическую защиту водителю с помощью тахограммы, имеющей статус официального документа в качестве доказательной базы в случае невиновности.
  5. Объективно начислять заработную плату и производить расчет с заказчиками по данным на тахограммах.

Немаловажна и экономическая составляющая работы цифрового тахографа. С его помощью можно увеличить срок эксплуатации мотора, колес, тормозов и других узлов, связанных с динамикой автомобиля. В результате безаварийный пробег возрастает в 2-2,5 раза. Затраты на горючее снижаются на 15%. По проведенным наблюдениям в странах ЕС экономия от бортовых регистраторов составляет в среднем 120 млн евро в год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector