Технические характеристики двигателя д-160 - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Технические характеристики двигателя д-160

Технические характеристики двигателя Д-160

В истории отечественного тракторостроения есть ряд конкретных технологических решений, определивших её успех. Одно из них — дизельный двигатель Д-160, который устанавливался на такие знаменитые модели тракторов как Т-130 и Т-170. Изготавливали его на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Для своего времени это была передовая разработка. Сегодня спрос на двигатели этой модели невысок, но стабилен.

Описание дизельного двигателя Д-160

Д-160 — результат последовательной модернизации производства ЧМЗ. К этому времени тракторные моторы уже обзавелись газотурбинным наддувом, но этого оказалось недостаточно для обеспечения нужной мощности. За счёт увеличения размеров цилиндро-поршневой группы и оптимизацией топливоподачи была достигнута впечатляющая для того времени мощность 160—170 л. с. Новинка успешно прошла испытания и была запущена в серийное производство. С 1981 года Д-160 стали устанавливать на тракторы и экскаваторы, выпускаемые ЧТЗ. Тот факт, что у техники и двигателей был общий производитель, удешевлял производство и обеспечивал полную совместимость всех агрегатов.

Конструкция двигателя

Основная деталь, принимающая на себя нагрузки при работе двигателя — это блок цилиндров. У Д-160 он литой чугунный. Герметичность стыка блока и головки обеспечивается медноасбестовой прокладкой. Точек опоры коленвала — пять (наружные стенки и внутренние перегородки). Маховик — литой чугунный, крепится к фланцу коленвала (соединение болтовое).

Коренные и шатунные подшипники скольжения взаимозаменяемые, изготовлены из сплава стали с алюминием. Компрессионных колец три, маслосъемных — два. Верхние кольца хромированы. Радиальный расширитель устанавливается под верхним маслосъемным кольцом. Камера сгорания расположена в днище поршня.

Система смазки комбинированная. Часть деталей смазываются под давлением от шестеренчатого насоса. Тем же образом смазочные материалы подаются к подшипникам коленвала и распредвала, промежуточным шестерням, механизму газораспределения, вертикальному валику регулятора, турбокомпрессору и уравновешивающему механизму, а также к днищу поршня. Прочие детали смазываются разбрызгиванием.

Прочие характеристики:

  1. Д-160 — четырехтактный дизельный двигатель с расположением цилиндров 4Р.
  2. Воздухоснабжение — турбонаддув с двухступенчатой очисткой.
  3. Рабочий объем цилиндров — 13,53—14,48 л.
  4. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2.
  5. Камера сгорания полуразделенная.
  6. Мощность — 175—185 л.с.
  7. Направление вращения коленчатого вала — правое.
  8. Крутящий момент — 108 кгс/м.
  9. Расход топлива — 163—170 г/л.
  10. Расход масла — до 1,2 % от расхода топлива.
  11. Температура охлаждающей жидкости — 65—85 С.

Инструкция по ремонту двигателя Д-160

С момента запуска в серийное производство к каждому экземпляру Д-160 прилагалась инструкция по ремонту, составленная с таким расчётом, чтобы водитель мог сам устранить большую часть неисправностей. Серьёзные работы, например, регулировка клапанов, выполнялись в автомастерских, но мелкие поломки часто устраняли почти без отрыва от рабочего процесса. Сегодня книга по ремонту двигателя доступна в электронном формате. Она содержит подробное изображение и описание деталей и агрегатов, перечень возможных неисправностей и способы их устранения, а также фото двигателя с разных ракурсов.

Каталог запчастей Д-160

Двигатели Д-160 до сих пор используются, поэтому каталог запчастей для них можно найти в любом специализированном магазине или авто-портале. В продаже имеются отдельные детали и сборочные единицы. При необходимости можно приобрести мотор целиком, новый или после капитального ремонта. Доступная цена на запчасти и простота ремонта поддерживают спрос на эту модель, несмотря на то, что в целом её конструкция устарела.

Заключение

Технические характеристики двигателя Д 160 позволяют ему успешно справляться с нагрузками, требуемыми при большей часть сельскохозяйственных и строительных работ. Сегодня его можно найти под капотами тракторов и экскаваторов как в частных хозяйствах, так и на небольших предприятиях.

Технические характеристики двигателя д-160

Предлагаем дизельные двигатели производства ЧТЗ-Уралтрак Д-180, Д-160 для бульдозеров Т-170, Т-130, Б-10 и запчасти к ним в г. Челябинске. На складе имеются двигатели Д160 ,Д180 с капитального ремонта. Качественно отремонтированные двигатели для бульдозеров Т-170, Т-130, Б-10 стоят гораздо дешевле и имеют гарантию 6 месяцев. Так же на складе большой выбор запасных частей для двигателя Д180,Д160 и ПД-23.Все двигатели и запчасти в наличии на складе.

Двигатель трактора Т-170 и Т-130 взаимно заменяемые .

Прайс запчастей и техники из наличия

Звоните 8-351-776-31-04 или пришлите запрос на 7763104@mail.ru

НоменклатураВесЦена1Двигатель Д-160 (кап.рем)65-14сп2150345 0002Двигатель Д-180 (кап.рем)65-14-029сп2150530 0003Двигатель Д-180 (новый сам.сбор)65-14-029сп2150700 0004Двигатель Д-180 (новый ЧТЗ)65-14-029сп2150——-

Двигатели Д-180 и Д-160 пусковым двигателем ПД-23

На все поставляемые двигатели имеются паспорта .

ВесЦена1Двигатель Д-160.01 с электростартерным пуском1980350 0002Двигатель Д-180 с электростартерным пуском1980535 000

Все двигатели в наличии . Цена на двигатели Д-160 и Д-180 указана на 20.01.2020 г.

Двигатели Д-160 и Д-180 для бульдозера Б-130 Б-170 Б10М сняты с производства !

Доставку осуществляем транспортными компаниями или попутным грузом .

Масло в двигатель Д-160,Д-180 заливается М8ДМ (зимнее ) и М10ДМ (летнее )
Масло использовать Газпром ,Лукойл ,Роснефть или импортные аналоги -желательно в бочках или в канистрах (не используйте разливное)
В дизель 32 литра
ПД-23 2 литра
Редуктор ПД23 0,6 литра
Замена масла производится через 250 м/ч
Запуск двигателя производится после того как погаснет лампа на ТКР. Температура дизеля не должна превышать 80С ,иначе выйдут из строя головки блока двигателя.
Двигатель поставляется сухой (без масла)

При проведении капитального ремонта двигателя Д-160,Д-180 меняем:
– группа поршневая (145 мм,150мм)
– вкладыши шатунные и коренные
– впускные и выпускные клапана
– турбокомпрессор ТКР-11Н3 ,ТКР-8,5С
– втулки шатуна
– прокладки и сальники
– регулятор дизеля
– все подшипники
– датчики
– масляный насос
– ремонт или замена топливной апаратуры (форсунки и плунжерные пары)
Пусковой двигатель проходит полный капитальный ремонт с заменой поршней, вкладышей, колец, муфты сцепления, шестерен редуктора, муфты бендикса, шестерни бендикса, магнето, стартера, проводов, свечей, прокладок.
Каждый двигатель бульдозера Т 170 Т 130 проходит горячую обкатку .

Предлагаем запчасти для двигателя Д-160 Д-180

Наименование

Номенклатура

Цена

1Кожух маховика стар.обр.16-01-9753102Кожух маховика нов. обр.16-01-97-01147503Маховик в сборе16-03-111СП204204Коленвал16-03-112СП1380005Палец порш. Д-145/ 150 (к-т)16-03-50/ 50-0126006Патрубок выпускной (чугунный)16-05-57036607Водяной насос16-08-140СП75008Картер-поддон51-01-123СП340009Блок (ремонт)51-01-1099300010Прокл. головки блока (медная)51-02-107СП56011Головка блока51-02-3СП3100012Шатун (нов.обр. завод)51-03-112СП970013К-т порш. колец Д-145 (стапри)51-03-115СП450014К-т порш. колец Д-150 (стапри)51-03-122СП450015Коллектор всасывающий(Т-130)51-05-28СП254016Коллектор впускной(Т-170,Т-10)51-05-299СП378017Труба выпускная51-05-300СП170018Коллектор выпускной (ТКР-8,5)51-05-3131050019Коллектор выпускной51-05-345656020Патрубок51-05-3703840

Двигатели трактора Т-130 ( Д160 ) Т-170 ( Д-180 ) высылаем любой транспортной компанией или попутным транспортом в города:Анадырь , Архангельск , Астрахань , Барнаул , Белгород , Благовещенск , Брянск , Владивосток , Владимир , Волгоград , Вологда , Воркута , Воронеж , Горно-Алтайск , Екатеринбург , Иваново , Ижевск , Иркутск , Йошкар-Ола , Казань , Калининград , Калуга , Кемерово , Киров , Кострома , Краснодар , Красноярск , Курган , Курск , Кызыл , Лабытнанги , Липецк , Магадан , Москва , Мурманск , Нарьян-Мар , Нижний Новгород , Новгород , Новосибирск , Омск , Орел , Оренбург , Пенза , Пермь , Петропавловск-Камчатский , Псков , Ростов-на-Дону , Рязань , Салехард , Самара , Санкт-Петербург , Саранск , Саратов , Смоленск , Ставрополь , Сургут , Сыктывкар , Тамбов , Тверь , Томск , Тула , Тюмень ,Улан-Удэ , Ульяновск , Уфа , Хабаровск , Ханты-Мансийск , Чебоксары , Чита , Южно-Сахалинск , Якутск , Ярославль .

Предлагаемые двигатели тракторов Т-170 Т-130 представляет собой рядный четырехтактный дизельный 4-х цилиндровый двигатель, наддув от турбокомпрессора, охлаждение жидкостное, смесеобразование и сгорание топлива в камере-днище поршня. Конструкция дизеля д 160 и дизеля д 180 имеют общую схожесть. На Д-180 ставится поршневая группа диаметром 150мм вместо 145мм, навесное оборудование: турбокомпрессор ТКР-8,5 вместо ТКР 11Н3, ТНВД и регулятор дизеля, корпуса коллекторов. Это увеличивает мощность, но при этом усовешенствованная, но более дорогая навеска, делает двигатель д 180 дороже, чем двигатель д 160.

Все запчасти и рем.комплекты для двигателя ЧТЗ Д160 Д180 в наличии .

Основу двигателя составляет блок цилиндров вкупе с кривошипно-шатунным механизмом. Блок цилиндров представляет собой монолитную чугунную конструкцию со вставными стальными гильзами. Его перегородки, вместе с передней и задней стенкой, служат в качестве опоры для распределительного и коленчатого валов, а также для валика декомпрессора.
Для контроля над состоянием коренных и шатунных подшипников в правой стенке имеются смотровые люки. Здесь же располагаются люки под крепления толкателей. Снизу двигатель Д-160 закрыт картером с двумя сливными отверстиями. Сверху устанавливается головка блока цилиндров, общая на два цилиндра.

Пятиопорный кованый коленчатый вал выполнен из стали, имеет противовесы и каналы в шатунных шейках, чем обеспечивается центробежная очистка маслом. На фланце вала закреплен маховик с зубчатым венцом. Венец имеет прямые зубья для моторов с электростартером, и косые для установок с пусковым двигателем.

Поршень выполнен из алюминиевого сплава, камера сгорания располагается в днище. Шатуны изготавливаются горячей ковкой из стали.

Для гашения вибраций, которые производит двигатель Д-160 при работе с номинальной частотой вращения 1250 об./мин., установлен уравновешивающий механизм. Он размещен на нижней плоскости блока и скрыт картером. Смазка подшипников данного механизма централизованная, а вот зубья его колес смазываются масляным туманом, который образуется во внутрикамерном пространстве мотора.
Другой конструкционной особенностью можно назвать наличие декомпрессионного механизма. Он открывает впускные клапаны головки блока цилиндров во время запуска двигателя, его регулировки или во время аварийной остановки. Благодаря его работе коленчатый вал не встречает сопротивления и прокручивается свободно. Клапаны открываются штангами декомпрессора, которые воздействуют на них поворотом валика механизма.
Двигатель Д-160 является детищем Челябинского тракторного завода. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он может дать фору многим современным силовым агрегатам. Однако, как и любой другой мотор, он периодически нуждается в ремонте.

Благодаря высокой ремонтопригодности и доступности запчастей проблем с обслуживанием не возникает.

Читайте также:  Самодельная картофелесажалка для мотоблока

Вторая жизнь двигателя

Если во время эксплуатации наблюдается снижение компрессии цилиндров, неравномерный холостой ход, увеличение расхода топлива, а также появление сильной вибрации и посторонних шумов, то знайте, что ваш двигатель Д-160 запчасти уже не спасут. Тут необходим капитальный ремонт.

Капитальное восстановление является неизбежным этапом в жизни каждой силовой установки. Важно, чтобы оно было выполнено основательно. Цена новой силовой установки находится на уровне 280 тыс. рублей, в виду чего капремонт является более выгодной альтернативой. В ходе ремонтных операций желательна замена:

поршневой группы;
коренных и шатунных вкладышей;
впускных и выпускных клапанов головки блока цилиндров;
шатунных втулок;
масленого насоса;
прокладок и резинотехнических компонентов.
Во время восстановительных работ необходимо также проверить работу топливной системы. Наиболее уязвимыми элементами считаются форсунки и плунжерные пары топливного насоса высокого давления. Кроме того, проверке подлежит и пусковой двигатель. В некоторых случаях его невозможно восстановить. Тогда выход только один – полная замена механизма.

Представленная характеристика двигателя Д-160 не способна в полной мере описать его функциональные и технические особенности. Благодаря его работе, в сочетании с мощным трансмиссионным блоком, эксплуатирующие его тракторы относятся к 10 тяговому классу, являются высокоэффективными и экономичными представителями гусеничной техники.

Технические характеристики ЧТЗ двигателя д-160 на т130

Дизельный двигатель Д-160 и его технические характеристики

На тракторе (бульдозере) Т-130 установлен четырехцилиндровый четырехтактный рядный дизель Д-160 жидкостного охлаждения с наддувом от
турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня.

Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе двигателя Д-160, является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.

Вертикальные перегородки блока двигателя вместе с передней и задней стенками служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.

С правой стороны блока цилиндров дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под кронштейны толкателей. Нижняя часть блока закрыта картером, имеющим два сливных отверстия, закрытых пробками.

К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.

Головка блока цилиндров двигателя Д-160 общая на два цилиндра.

На двигателе установлен коленчатый вал – стальной кованый пятиопорный с противовесами и каналами в шатунных шейках для центробежной очистки масла.

Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце коленчатого вала закреплен болтами маховик.

На носке коленвала дизеля Д-160 имеется храповик для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой.

Поршень двигателя Д-160 овально бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.

Шатуны дизеля – стальные кованые.

Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.

Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером.

Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей системы смазки дизеля.

На дизельном двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен механизм газораспределения, который состоит из кулачкового распределительного вала, толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с пружинами.

Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.

Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с фазами газораспределения.

Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-160 предназначен для принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной остановки дизеля Д-160 в аварийных ситуациях.

Система питания топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и тонкой очистки.

Топливный насос высокого давления, секционный четырех плунжерный, с перепуском топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.

Дизель Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 имеет топливоподкачивающий насос поршневого типа, предназначенный для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.

На дизелях Д-160 с установленным электрофакельным устройством топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.

Электрофакельное устройство двигателя состоит из факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана.

Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.

Система питания воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.

Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый.

Система смазки дизеля Д-160 комбинированная: под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.

На двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен масляный насос, который является трехсекционным, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей.

При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку.

Система охлаждения дизеля Д-160 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.

Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя термостатами двойного действия.

Т ехнические характеристики двигателя Д-160 трактора Т-130

Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) – 117,7

Частота вращения, об/мин:

– коленчатого вала двигателя при номинальной мощности – 1250

– вал отбора мощности – 1000

Диаметр цилиндра, мм – 145

Ход поршня, мм – 205

Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт/ч – 244,3

Применяемое топливо: дизельное

Обкатка дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130

При подготовке дизеля к работе должны быть выполнены следующие требования:

Отремонтированный дизельный двигатель Д-160 должен пройти холодную обкатку, горячую обкатку на холостом ходу и под нагрузкой.

Перед установкой двигателя на испытательный стенд необходимо провернуть на два оборота его коленчатый вал усилием руки, приложенным к рычагу с плечом 500 мм; вал должен проворачиваться плавно, без заеданий.

Должны быть проверены и при необходимости отрегулированы зазоры между коромыслами и клапанами, а также подъем клапанов при декомпрессии. Зазоры должны быть равны 0,25 . 0,33 мм для всех клапанов, подъем клапанов при декомпрессии должен быть 0,7 . 2,5 мм при зазоре между штангой декомпрессора и хвостовиком коромысла 0,45 . 1,0 мм.

Перед заправкой двигателя Д-160 маслом необходимо заменить в центрифуге штатный ротор технологическим фильтром. Фильтр должен обеспечивать тонкость очистки 70 . 90 мкм.

Перед установкой в центрифугу технологический ротор с фильтром надо очистить и промыть дизельным топливом. Снять пробку и пружину перепускного клапана центрифуги и заглушить клапан.

Должны быть заправлены маслом:

– картер основного двигателя через главный маслопровод

– картер пускового двигателя (1,9 л. до верхней метки масломерной линейки)

– корпус редуктора пускового двигателя (0,8 л. до верхней метки масломерной линейки)

– корпус конической передачи механизма ручного пуска пускового двигателя (0,2 л. до половины корпуса конических шестерен) и дозаправлен корпус топливного насоса (0,6 л. до нижней кромки масло заливного отверстия

– воздухоочиститель пускового двигателя 0,5 л профильтрованным отработанным моторным маслом

Обкатка должна проводиться на летнем дизельном топливе или на топливе для быстроходных дизелей.

Наружная поверхность двигателя Д-160 должна быть чистой, сухой, особенно в местах соединения деталей, вокруг заглушек и заваренных мест.

Обкатка дизеля проводится без вентилятора, генератора, первой ступени воздухоочистителя и выпускной трубы.

Начинать обкатку можно, лишь убедившись в исправности двигателя, наличии топлива, охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах.

Холодная обкатка дизеля Д-160 бульдозера Т-130

Холодную обкатку дизеля Д-160 необходимо проводить при положении рычага декомпрессора «Рабочее».

В начале обкатки следует проверить подачу масла ко втулкам коромысел через штанги толкателей и герметичность уплотнений форсунок в головках цилиндров.

Продолжительность холодной обкатки дизеля Д-160 — 30 мин, в том числе 10 мин при частоте вращения 400 . 500 об/мин, далее плавно повышать частоту вращения до 900 об/мин и выполнить обкатку при этой частоте.

Во время холодной обкатки необходимо промыть топливную аппаратуру прокачкой топлива через трубки высокого давления при полной подаче топлива насосом.

Для этого в течение первых 5 мин обкатки снять с концов трубок высокого давления защитные пробки и присоединить перепускные трубки.

Не раньше, чем за 5 мин до конца холодной обкатки, присоединить трубки высокого давления к форсункам. Время промывки топливной аппаратуры дизеля 20 мин.

Ненормальные стук и шумы в дизеле Д-160 в процессе холодной обкатки не допускаются.

Подтекания топлива, масла и воды в местах соединения трубопроводов и в стыках сопряженных деталей не должно быть.

В конце холодной обкатки вода в системе охлаждения должна иметь температуру 50 . 60 °С, давление масла в магистрали — 0,14 . 0,25 МПа. Давление масла перед турбокомпрессором в конце холодной обкатки должно быть не менее 0,1 МПа.

Горячая обкатка двигателя Д-160 трактора Т-130 на холостом ходу

Продолжительность горячей обкатки дизеля на холостом ходу 20 мин, в том числе при частоте вращения 500 об/мин — 10 мин, далее требуется плавно повышать частоту вращения до максимальной холостого хода и так же плавно снижать до нуля.

Минимально устойчивая частота вращения холостого хода должна быть (525 ± 25) об/мин (при положении наружного рычага регулятора, соответствующем касанию трехплечего рычага упора минимальной подачи).

Максимальная частота вращения холостого хода при полном натяжении пружины регулятора 1320 об/мин для дизеля Д-160 и 1140 об/мин для дизеля Д-160Б (наружный рычаг находится в крайнем положении к маховику). Частоту вращения регулируют (при необходимости) поворотом болтов.

При работе дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 на холостом ходу второй и третий цилиндры должны выключаться из работы. Выключение цилиндров следует проверять при частоте вращения 550—850 об/мин.

Подачу топлива включают только после достижения давления масла перед турбокомпрессором 0,1 МПа (1 кгс/см2).

При включении подачи топлива турбокомпрессор должен работать со специфическим, постепенно нарастающим звуком высокого тона, характерным только для работы двигателя с наддувом.

В процессе обкатки необходимо удалить воздух из топливной системы, для чего открыть продувочный вентиль топливного фильтра и закрыть его, когда в выходящем из сливной трубки топливе не будет пузырьков воздуха.

Во время обкатки давление топлива должно быть 0,07 . . 0,11 МПа при частоте вращения 1070 об/мин для дизеля Д-160Б и 1250 об/мин для дизеля Д-160.

Давление масла в масляной магистрали — 0,2 . 0,35 МПа. Температура выходящих воды и масла — 75 . 85 °С. Допускается слабое дымление отдельных цилиндров.

По окончании обкатки необходимо после остановки дизеля подтянуть гайки крепления: головки цилиндров, коллекторов, стоек валиков коромысел, форсунок и турбокомпрессора.

Читайте также:  Роторная косилка для мотоблока

Малые гайки крепления головки блока цилиндров Д-160 допускается подтягивать в произвольном порядке.

На прогретом дизеле после подтяжки гаек крепления головок цилиндров и стоек валика коромысел должны быть отрегулированы зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.

Горячая обкатка двигателя Д-160 бульдозера Т-130 под нагрузкой

Продолжительность горячей обкатки под нагрузкой (при полном натяжении пружины регулятора) —55 мин, в том числе:

– плавное снижение нагрузки до нуля, проверка максимальной частоты вращения холостого хода — 5 мин;

– плавное снижение частоты вращения до минимальной холостого хода и регулировка ее в пределах 500 . 550 об/мин — 3 мин.

Обкатка двигателя Д-160 производится при следующих нагрузках:

– Мощность нагружения, кВт . 22 36 55 73 82 94 110

– Продолжительность, мин. 15 10 10 4 3 3 2

Для дизеля Д-160Б—9 мин. Обкатка дизеля Д-160Б на этом заканчивается.

Максимальная мощность дизеля без вентилятора, генератора,выпускной трубы с воздухоочистителем (вторая ступень) при стандартных условиях должна быть для дизеля Д-160 119 . 122 кВт при частоте вращения коленчатого вала (1250 ± 20) об/мин, для дизеля Д-160Б — 103,5 . 106,5 кВт при (1070 ± 20) об/мин.

При этом зазор между регулирующей муфтой и пружиной корректора при отрыве муфты от пружины должен быть не более 0,5 мм без деформации пружины.

На каждом дизеле (независимо от необходимости подрегулировки по мощности) должны быть проверены наличие стопорного угольника и затяжка контргайки муфты тяги рейки топливного насоса; об этом в карте испытаний(паспорте) дизеля должна быть сделана отметка.

После проверки и регулировки зазора крышка корректора, крышка регулировки подачи и крышка бокового люка регулятора должны быть опломбированы.

При работе дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 под нагрузкой и на холостом ходу допускается слабое дымление отдельных цилиндров.

Удельный расход топлива при номинальной мощности должен быть не более 245 г/(кВт-ч), давление наддува — не менее 0,040 МПа для дизеля Д-160 и не менее 0,036 МПа для дизеля Д-160Б (замерять через отверстие в нагнетательном патрубке).

После горячей обкатки под нагрузкой секция масляного фильтра турбокомпрессора должна быть промыта только с наружной стороны.

Проверку на герметичность наружных мест уплотнений необходимо производить на работающем дизеле в течение 5 . 10 мин при температуре масла в картере 50. 60°С и давлении 0,2. . 0,35 МПа по указателю.

По окончании обкатки необходимо на прогретом дизеле окончательно отрегулировать зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.

Дизельный двигатель Д-160: устройство, технические характеристики

Знаменитые советские бульдозеры Т-130 и Т-170, а также гусеничный трактор уже российского производства Б-10 не были и на половину столь востребованы и эффективны, если бы не устанавливаемый в их конструкцию двигатель Д-160.

Эта дизельная силовая установка обогнала свой век, и уже более чем 30 лет является неотъемлемым компонентом одних из самых мощных бульдозеров. Неприхотливость, надежность и производительность – все это воплотил в себе мотор благодаря эффективной конструкции.

Основу двигателя составляет блок цилиндров вкупе с кривошипно-шатунным механизмом. Блок цилиндров представляет собой монолитную чугунную конструкцию со вставными стальными гильзами. Его перегородки, вместе с передней и задней стенкой, служат в качестве опоры для распределительного и коленчатого валов, а также для валика декомпрессора.

Для контроля над состоянием коренных и шатунных подшипников в правой стенке имеются смотровые люки. Здесь же располагаются люки под крепления толкателей. Снизу двигатель Д-160 закрыт картером с двумя сливными отверстиями. Сверху устанавливается головка блока цилиндров, общая на два цилиндра.

Пятиопорный кованый коленчатый вал выполнен из стали, имеет противовесы и каналы в шатунных шейках, чем обеспечивается центробежная очистка маслом. На фланце вала закреплен маховик с зубчатым венцом. Венец имеет прямые зубья для моторов с электростартером, и косые для установок с пусковым двигателем. Поршень выполнен из алюминиевого сплава, камера сгорания располагается в днище. Шатуны изготавливаются горячей ковкой из стали.

Для гашения вибраций, которые производит двигатель Д-160 при работе с номинальной частотой вращения 1250 об./мин., установлен уравновешивающий механизм. Он размещен на нижней плоскости блока и скрыт картером. Смазка подшипников данного механизма централизованная, а вот зубья его колес смазываются масляным туманом, который образуется во внутрикамерном пространстве мотора.

Другой конструкционной особенностью можно назвать наличие декомпрессионного механизма. Он открывает впускные клапаны головки блока цилиндров во время запуска двигателя, его регулировки или во время аварийной остановки. Благодаря его работе коленчатый вал не встречает сопротивления и прокручивается свободно. Клапаны открываются штангами декомпрессора, которые воздействуют на них поворотом валика механизма.

На двигатель Д-160 устанавливается жидкостная закрытая система охлаждения с принудительной циркуляции теплоносителя – воды или антифриза. Она обеспечивается центробежным насосом с торцевым уплотнением. Радиатор представлен трубчатой конструкцией с паровоздушным клапаном и охлаждающими пластинами.

За регулирование температуры двигателя отвечают два термостатических клапана. При нагревании теплоносителя до 70оС один из них срабатывает, перекрывает малый контур и заставляет жидкость циркулировать через радиатор. Благодаря этому осуществляется более эффективное и быстрое охлаждение силовой установки.

Топливную систему составляют бак, ТНВД, системы фильтров и форсунок. Топливо, прежде чем попасть в дизельный двигатель Д-160, проходит через систему из 3-х фильтров: первый устанавливается в заливной горловине бака для предварительной очистки горючего; второй, предназначенный для грубой очистки, монтируется перед подкачивающим насосом; третий, необходимый для тонкой очистки горючего, установлен непосредственно перед ТНВД. Дополнительный подкачивающий насос выступает в качестве промежуточного звена между баком и ТНВД. Также он служит для удаления воздуха из магистралей и создания давления в системе в двигателях с электрофакельными устройствами.

Особенности топливной системы

В крышке корректора топливного насоса высокого давления установлен винт, который ограничивает мощность силовой установки во время обкатки техники. Форсунки закреплены в головке каждого цилиндра накидными рычажками.

Внимания заслуживает электрофакельный механизм, устанавливаемый в двигатель Д-160. Устройство ЭФУ представляет собой штифтовую свечу и скрепленный с ней электромагнитный клапан. Горючее испаряется непосредственно в свече, после чего происходит смешивание топливных паров с воздухом и детонация от накаленной спирали свечи. Образующийся факел пламени попутно нагревает поступающий в цилиндры воздух, облегчая тем самым запуск мотора.

Система питания воздухом и смазки

Питание воздухом осуществляется при помощи воздухоочистителя, состоящего из 12 прямоточных циклонов, и турбокомпрессора 8,5 С. Последний работает за счет выхлопных газов. Они раскручивают радиальную центростремительную турбину. Во время эксплуатации ни один элемент системы не требует регулирования, однако надо следить за работой компрессора. Разбирать механизм питания воздухом самостоятельно не рекомендуется.

Объем двигателя Д-160 составляет порядка 14 литров, и его работа напрямую зависит от системы смазки. Поэтому, в конструкции представленной силовой установки она комбинированная – смазка осуществляется за счет шестеренчатого насоса и разбрызгивателя. Перед подачей моторного масла в систему оно проходит через фильтр со сменными бумажными элементами. Для простоты контроля ресурса фильтра на его боковой грани имеется индикатор засоренности сменных элементов.

Перед пуском двигателя маслозакачивающий насос создает в системе избыточное давление, облегчая тем самым работу силовой установки.

Технические характеристики двигателя

Благодаря слаженной работе представленных выше узлов и механизмов практически безотказно и с минимальным потреблением топлива (для этого класса машин) работает двигатель Д-160. Технические характеристики силовой установки, находящиеся на столь высоком уровне, тоже во многом зависят от конструктивных элементов мотора. Нет нужды говорить, что заводом-изготовителем поставляется на рынок несколько модификаций этого двигателя. Каждый агрегат отличается лишь своими техническими характеристиками.

Двигатель Д-160 является детищем Челябинского тракторного завода. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он может дать фору многим современным силовым агрегатам. Однако, как и любой другой мотор, он периодически нуждается в ремонте. Благодаря высокой ремонтопригодности и доступности запчастей проблем с обслуживанием не возникает. Единственное, что вызывает беспокойство, – это капитальный ремонт.

Вторая жизнь двигателя

Если во время эксплуатации наблюдается снижение компрессии цилиндров, неравномерный холостой ход, увеличение расхода топлива, а также появление сильной вибрации и посторонних шумов, то знайте, что ваш двигатель Д-160 запчасти уже не спасут. Тут необходим капитальный ремонт. Капитальное восстановление является неизбежным этапом в жизни каждой силовой установки. Важно, чтобы оно было выполнено основательно. Цена новой силовой установки находится на уровне 240 тыс. рублей, ввиду чего капремонт является более выгодной альтернативой. В ходе ремонтных операций желательна замена: поршневой группы; коренных и шатунных вкладышей; впускных и выпускных клапанов головки блока цилиндров; шатунных втулок; масленого насоса; прокладок и резинотехнических компонентов. Во время восстановительных работ необходимо также проверить работу топливной системы. Наиболее уязвимыми элементами считаются форсунки и плунжерные пары топливного насоса высокого давления. Кроме того, проверке подлежит и пусковой двигатель. В некоторых случаях его невозможно восстановить. Тогда выход только один – полная замена механизма. Представленная характеристика двигателя Д-160 не способна в полной мере описать его функциональные и технические особенности. Благодаря его работе, в сочетании с мощным трансмиссионным блоком, эксплуатирующие его тракторы относятся к 6 и 10 тяговому классу, являются высокоэффективными и экономичными представителями гусеничной техники.

Советуем подписаться на наши страницы в социальных сетях: Facebook | Вконтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Технические параметры дизельного двигателя Д-160

На тракторе (бульдозере) Т-130 установлен четырехцилиндровый четырехтактный рядный дизель Д-160 жидкостного охлаждения с наддувом от турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня.

Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе двигателя Д-160, является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.

Вертикальные перегородки блока двигателя вместе с передней и задней стенками служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.

С правой стороны блока цилиндров дизеля Д-160 трактора Т-130 находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под кронштейны толкателей. Нижняя часть блока закрыта картером, имеющим два сливных отверстия, закрытых пробками.

К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.

Головка блока цилиндров двигателя общая на два цилиндра.

На двигателе установлен коленчатый вал – стальной кованый пятиопорный с противовесами и каналами в шатунных шейках для центробежной очистки масла.

Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце коленчатого вала закреплен болтами маховик.

Читайте также:  Технические характеристики лтз-155

На носке коленвала дизеля Д-160 имеется храповик для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой.

Поршень двигателя Т-130 овально бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.

Шатуны дизеля – стальные кованые.

Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.

Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером.

Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей системы смазки дизеля.

На дизельном двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен механизм газораспределения, который состоит из кулачкового распределительного вала, толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с пружинами.

Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.

Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с фазами газораспределения.

Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-160 предназначен для принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной остановки дизеля в аварийных ситуациях.

Система питания топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и тонкой очистки.

Топливный насос высокого давления, секционный четырех плунжерный, с перепуском топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.

Дизель трактора Т-130 имеет топливоподкачивающий насос поршневого типа, предназначенный для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.

На дизелях Д-160 с установленным электрофакельным устройством топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.

Электрофакельное устройство двигателя состоит из факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана.

Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.

Система питания воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.

Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый.

Система смазки дизеля Д-160 комбинированная: под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.

На двигателе Т-130 установлен масляный насос, который является трехсекционным, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей.

При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку.

Система охлаждения дизеля Д-160 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.

Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя термостатами двойного действия.

Т ехнические характеристики двигателя Д-160 трактора Т-130

Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) – 117,7

Частота вращения, об/мин:

– коленчатого вала двигателя при номинальной мощности – 1250

– вал отбора мощности – 1000

Диаметр цилиндра, мм – 145

Ход поршня, мм – 205

Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт/ч – 244,3

Применяемое топливо: дизельное

Обкатка дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130

При подготовке дизеля к работе должны быть выполнены следующие требования:

Отремонтированный дизельный двигатель должен пройти холодную обкатку, горячую обкатку на холостом ходу и под нагрузкой.

Перед установкой двигателя на испытательный стенд необходимо провернуть на два оборота его коленчатый вал усилием руки, приложенным к рычагу с плечом 500 мм; вал должен проворачиваться плавно, без заеданий.

Должны быть проверены и при необходимости отрегулированы зазоры между коромыслами и клапанами, а также подъем клапанов при декомпрессии.

Зазоры должны быть равны 0,25 . 0,33 мм для всех клапанов, подъем клапанов при декомпрессии должен быть 0,7 . 2,5 мм при зазоре между штангой декомпрессора и хвостовиком коромысла 0,45 . 1,0 мм.

Перед заправкой двигателя Д-160 маслом необходимо заменить в центрифуге штатный ротор технологическим фильтром. Фильтр должен обеспечивать тонкость очистки 70 . 90 мкм.

Перед установкой в центрифугу технологический ротор с фильтром надо очистить и промыть дизельным топливом. Снять пробку и пружину перепускного клапана центрифуги и заглушить клапан.

Должны быть заправлены маслом:

– картер основного двигателя через главный маслопровод

– картер пускового двигателя (1,9 л. до верхней метки масломерной линейки)

– корпус редуктора пускового двигателя (0,8 л. до верхней метки масломерной линейки)

– корпус конической передачи механизма ручного пуска пускового двигателя (0,2 л. до половины корпуса конических шестерен) и дозаправлен корпус топливного насоса (0,6 л. до нижней кромки масло заливного отверстия

– воздухоочиститель пускового двигателя 0,5 л профильтрованным отработанным моторным маслом

Обкатка должна проводиться на летнем дизельном топливе или на топливе для быстроходных дизелей.

Наружная поверхность двигателя Д-160 должна быть чистой, сухой, особенно в местах соединения деталей, вокруг заглушек и заваренных мест.

Обкатка дизеля проводится без вентилятора, генератора, первой ступени воздухоочистителя и выпускной трубы.

Начинать обкатку можно, лишь убедившись в исправности двигателя, наличии топлива, охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах.

Холодная обкатка дизеля Д-160 бульдозера Т-130

Холодную обкатку дизеля необходимо проводить при положении рычага декомпрессора «Рабочее».

В начале обкатки следует проверить подачу масла ко втулкам коромысел через штанги толкателей и герметичность уплотнений форсунок в головках цилиндров.

Продолжительность холодной обкатки дизеля Д-160 — 30 мин, в том числе 10 мин при частоте вращения 400 . 500 об/мин, далее плавно повышать частоту вращения до 900 об/мин и выполнить обкатку при этой частоте.

Во время холодной обкатки необходимо промыть топливную аппаратуру прокачкой топлива через трубки высокого давления при полной подаче топлива насосом.

Для этого в течение первых 5 мин обкатки снять с концов трубок высокого давления защитные пробки и присоединить перепускные трубки.

Не раньше, чем за 5 мин до конца холодной обкатки, присоединить трубки высокого давления к форсункам. Время промывки топливной аппаратуры дизеля 20 мин.

Ненормальные стук и шумы в дизеле в процессе холодной обкатки не допускаются.

Подтекания топлива, масла и воды в местах соединения трубопроводов и в стыках сопряженных деталей не должно быть.

В конце холодной обкатки вода в системе охлаждения должна иметь температуру 50 . 60 °С, давление масла в магистрали — 0,14 . 0,25 МПа. Давление масла перед турбокомпрессором в конце холодной обкатки должно быть не менее 0,1 МПа.

Горячая обкатка двигателя Д-160 трактора Т-130 на холостом ходу

Продолжительность горячей обкатки дизеля на холостом ходу 20 мин, в том числе при частоте вращения 500 об/мин — 10 мин, далее требуется плавно повышать частоту вращения до максимальной холостого хода и так же плавно снижать до нуля.

Минимально устойчивая частота вращения холостого хода должна быть (525 ± 25) об/мин (при положении наружного рычага регулятора, соответствующем касанию трехплечего рычага упора минимальной подачи).

Максимальная частота вращения холостого хода при полном натяжении пружины регулятора 1320 об/мин для дизеля Д-160 и 1140 об/мин для дизеля Д-160Б (наружный рычаг находится в крайнем положении к маховику). Частоту вращения регулируют (при необходимости) поворотом болтов.

При работе дизеля на холостом ходу второй и третий цилиндры должны выключаться из работы. Выключение цилиндров следует проверять при частоте вращения 550—850 об/мин.

Подачу топлива включают только после достижения давления масла перед турбокомпрессором 0,1 МПа (1 кгс/см2).

При включении подачи топлива турбокомпрессор должен работать со специфическим, постепенно нарастающим звуком высокого тона, характерным только для работы двигателя с наддувом.

В процессе обкатки необходимо удалить воздух из топливной системы, для чего открыть продувочный вентиль топливного фильтра и закрыть его, когда в выходящем из сливной трубки топливе не будет пузырьков воздуха.

Во время обкатки давление топлива должно быть 0,07 . . 0,11 МПа при частоте вращения 1070 об/мин для дизеля Д-160Б и 1250 об/мин для дизеля Д-160.

Давление масла в масляной магистрали — 0,2 . 0,35 МПа. Температура выходящих воды и масла — 75 . 85 °С. Допускается слабое дымление отдельных цилиндров.

По окончании обкатки необходимо после остановки дизеля подтянуть гайки крепления: головки цилиндров, коллекторов, стоек валиков коромысел, форсунок и турбокомпрессора.

Малые гайки крепления головки блока цилиндров Д-160 допускается подтягивать в произвольном порядке.

На прогретом дизеле после подтяжки гаек крепления головок цилиндров и стоек валика коромысел должны быть отрегулированы зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.

Горячая обкатка двигателя Д-160 бульдозера Т-130 под нагрузкой

Продолжительность горячей обкатки под нагрузкой (при полном натяжении пружины регулятора) —55 мин, в том числе:

– плавное снижение нагрузки до нуля, проверка максимальной частоты вращения холостого хода — 5 мин;

– плавное снижение частоты вращения до минимальной холостого хода и регулировка ее в пределах 500 . 550 об/мин — 3 мин.

Обкатка двигателя Д-160 производится при следующих нагрузках:

– Мощность нагружения, кВт . 22 36 55 73 82 94 110

– Продолжительность, мин. 15 10 10 4 3 3 2

Для дизеля Д-160Б—9 мин. Обкатка дизеля Д-160Б на этом заканчивается.

Максимальная мощность дизеля без вентилятора, генератора,выпускной трубы с воздухоочистителем (вторая ступень) при стандартных условиях должна быть для дизеля Д-160 119 . 122 кВт при частоте вращения коленчатого вала (1250 ± 20) об/мин, для дизеля Д-160Б — 103,5 . 106,5 кВт при (1070 ± 20) об/мин.

При этом зазор между регулирующей муфтой и пружиной корректора при отрыве муфты от пружины должен быть не более 0,5 мм без деформации пружины.

На каждом дизеле (независимо от необходимости подрегулировки по мощности) должны быть проверены наличие стопорного угольника и затяжка контргайки муфты тяги рейки топливного насоса; об этом в карте испытаний(паспорте) дизеля должна быть сделана отметка.

После проверки и регулировки зазора крышка корректора, крышка регулировки подачи и крышка бокового люка регулятора должны быть опломбированы.

При работе дизеля Т-130 под нагрузкой и на холостом ходу допускается слабое дымление отдельных цилиндров.

Удельный расход топлива при номинальной мощности должен быть не более 245 г/(кВт-ч), давление наддува — не менее 0,040 МПа для дизеля Д-160 и не менее 0,036 МПа для дизеля Д-160Б (замерять через отверстие в нагнетательном патрубке).

После горячей обкатки под нагрузкой секция масляного фильтра турбокомпрессора должна быть промыта только с наружной стороны.

Проверку на герметичность наружных мест уплотнений необходимо производить на работающем дизеле в течение 5 . 10 мин при температуре масла в картере 50. 60°С и давлении 0,2. . 0,35 МПа по указателю.

По окончании обкатки необходимо на прогретом дизеле окончательно отрегулировать зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector