В рамках семейства ЗИЛ-130 заводом был запланирован выпуск и двух модификаций седельного тягача, получивших обозначение ЗИЛ-130В и ЗИЛ-130ВТ. Эти автомобили предполагалось оснащать двухскоростным задним мостом, конструкция которого была разработана по принципу коробки передач, где скорости переключались с помощью шлицевой муфты. Из-за отсутствия в станочном парке ЗИЛа оригинального зубонарезного оборудования, выпуск этих машин был временно отложен, а на замену им была разработана упрощённая версия с обычным односкоростным двухступенчатым задним мостом указанных модификаций, получившая обозначение ЗИЛ-130В1. «Единичка» в индексе модели указывала на временность ее существования – выпуск этих машин предполагалось прекратить после освоения двухскоростного моста. Однако изначально спроектированные седельные тягачи ЗИЛ-130В и ЗИЛ-130ВТ так и не увидели конвейера, а машины с обычным мостом продержались на конвейере предприятия на протяжении всего периода выпуска семейства ЗИЛ-130 – с 1964 по 1985 год. Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначался для буксировки полуприцепов общим весом до 10500 кг и оборудовался четырёхрядным радиатором, двумя топливными баками ёмкостью по 125 л (основным на левом лонжероне и дополнительным на правом), противогрязевым настилом за кабиной, щитами-подножками на бензобаках, усиленными уширенными задними 16-листовыми рессорами, а также комбинированным тормозным краном, разобщительным краном, соединительной головкой для подсоединения тормозов полуприцепа и штепсельной розеткой для подключения его электроприборов. При этом в комплектацию автомобиля не входил держатель запасного колеса. Задние фонари и кронштейн крепления номерного знака крепились в верхней части кабины ЗИЛ-130В1. Тягач, кроме электрического звукового сигнала типа С44, комплектовался пневматическим двухрупорным (двухтональным) звуковым сигналом С40-Б с ножным выключателем ВК40 и, в отличие от остальных автомобилей семейства ЗИЛ-130, оснащался зеркалами заднего вида увеличенного размера (300х150 мм вместо 200х100 мм). До 1970 года на ЗИЛ-130В1 устанавливался задний мост с повышенным передаточным числом (i=6,97 или i=6,99). В течение всего выпуска тягачи ЗИЛ-130В1 постоянно модернизировались, наряду с другими автомобилями семейства. При этом седельный тягач модернизировался и «персонально», что было связано с особенностями его эксплуатации:
С середины 1965 года ведущая цилиндрическая шестерня заднего моста седельного тягача ЗИЛ-130В1 стала изготавливаться из стали марки 20ХНМ вместо 30ХГТ. По итогам всех изменений, введенных в конструкцию базового ЗИЛ-130, с ноября 1965 года нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 установлена на уровне в 5400 кг (общий вес буксируемого полуприцепа – 12400 кг) на всех дорогах, кроме дорог IV и V категорий местного значения. В июне 1966 года на раме седельного тягача ЗИЛ-130В1 были введены усилители, приклёпанные к нижним сторонам лонжеронов в местах крепления второй поперечины. С августа 1966 года начало осуществляться усиление четвёртой поперечины рамы седельного тягача ЗИЛ-130В1 с помощью дополнительных накладок и косынок (две усилительные накладки раскосов поперечины в местах их крепления к лонжеронам рамы, накладка поперечины под буксирный прибор и две косынки на раскосах у поперечины). В 1966 году по совокупности всех изменений, внедренных к этому времени в семействе ЗИЛ-130, седельный тягач получил заводской индекс ЗИЛ-130В1-66. При этом допустимая нагрузка на седельное устройство была установлена на уровне 5400 кг, а общий вес буксируемого полуприцепа – на уровне 12400 кг (против установленных на начало выпуска 10500 кг). С июня 1970 года на седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали монтироваться противотуманные фары ФГ119 жёлтого цвета с с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт под бампером (использовалась только нить на 50 Вт). С ноября 1970 года с внедрением корригированных зубьев был проведен переход на монтаж главной передачи заднего моста ЗИЛ-130В1 с передаточным числом i=6,32. В связи с этим на автомобиле начал ставиться привод спидометра от базового ЗИЛ-130. С мая 1971 седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали оборудоваться модернизированными седельно-сцепными устройствами производства Свердловского филиала ЗИЛа (вместо снятого с производства устройства Истринского механического завода). В мае 1972 года на автомобилях ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-130Д1, а также их модификациях были внедрены шарниры карданного вала, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации, и перевёрнутых однокромочных сальников без пыльника, встроенных в подшипники 804805К1 (устанавливались с июля 1970 года). В связи с этим были упразднены маслёнка 304814-П и резьбовая пробка крестовины кардана 262541-П8, а вместо сквозного отверстия для подвода смазки в крестовине стало сверлиться глухое, в которое с этого времени и закладывалась на заводе консистентная смазка 158. Тогда же за ненадобностью было ликвидировано радиальное отверстие для закладки смазки в шипе крестовины. С 1977 года, вследствие проведенных в 1976-1977 годах мероприятий по модернизации семейства, допустимая нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 выросла до 6400 кг, при этом допустимый общий вес буксируемого полуприцепа был увеличен до 14400 кг. Ресурс шасси машины (пробег до первого капитального ремонта) повысился с 200000 км до 300000 км. Модернизированному тягачу был присвоен заводской индекс ЗИЛ-130В1-76. Одновременно во всё нарастающих объёмах начал выпускаться автомобиль с повышенным ресурсом двигателя ЗИЛ-130В1-76Н, в 1982 году полностью заменивший на конвейере обычный ЗИЛ-130В1-76. С февраля 1985 года на седельном тягаче ЗИЛ-130В1 задние фонари и номерной знак начали крепиться на кронштейнах, установленных сзади на лонжеронах рамы. С 1986 года, в связи со сменой поколений выпускаемых автомобилей, седельный тягач ЗИЛ-130В1 уступил на конвейере место тягачу следующего поколения – ЗИЛ-441510.
Помимо базового ЗИЛ-130В1, автозаводом выпускались следующие его модификации: ЗИЛ-130В1Э (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с умеренным климатом. ЗИЛ-130В1Т (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с тропическим климатом. ЗИЛ-130В1Е (1966) – опытный седельный тягач с экранированным электрооборудованием. Кроме того, небольшая часть ЗИЛ-130В1 выпускалась в качестве шасси (без седельно-сцепного устройства), предназначавшегося для монтажа различных спецустановок
В силу относительной доступности каменец-подольской модели, абсолютное большинство конверсий в СССР и ранне-постсоветский период было сделано моделистами именно на ее базе. Ниже представлены некоторые конверсии:
ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-853 работы В.Голунцова.
ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-927.
ЗИЛ-130В1 и полуприцеп ОдАЗ-794 работы В.Молоткова.
ЗИЛ-130В1 в составе автопоезда пассажирского перронного.
Страница создана 25 июня 2006 года Последняя редакция – 02 мая 2018 года