Зил 4331 и его модификации - Motokomo.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Зил 4331 и его модификации

Обзор грузового автомобиля ЗИЛ 4331 и его модификаций

Тем не менее, в процессе эксплуатации проявился недостаток такой конструкции. Если рама машины повреждалась и перекашивалась, то нормально закрыть двигатель было проблематично. Поэтому на поздних модификация 4331, которые увидели свет в конце девяностых годов, капот стал открываться по стандартной, общепринятой схеме. Среди автомобилистов такую схему называют «аллигаторной».

В креплении кабины 4331 к раме задействованы четыре амортизатора, по два с каждой стороны. Внутри салон стал более комфортабельным. Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку.

На модели 4331 установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении.

ЗИЛ 4331 технические характеристики базовой модели 433100:

  • Геометрические размеры — 7506 х 2422 х 2810 мм;
  • Колесная база — 4500 мм;
  • Колея — 1920 мм;
  • Клиренс — 330 мм;
  • Грузоподъемность — 6000 кг;
  • Трансмиссия — синхронизированная 9 МКПП с планетарным демультипликатором;
  • Сцепление — однодисковое с периферийными пружинами и пневмогидроусилителем в приводе;
  • Передняя подвеска — на рессорах с амортизаторами;
  • Задняя подвеска — имеет основные и дополнительные рессоры;
  • Тормозная система — двухконтурная с пневмоприводом, тормоза барабанного типа;
  • Тормозной путь — при полной нагрузке 36 метров;
  • Запас топлива — 170 литров;
  • Расход горючего на 100 км — 18 литров;
  • Угол подъема в гору с полной загрузкой 25 градусов.

Описание КамАЗ 65115 и его технические характеристики.

Надежная и выносливая техника КамАЗ 6520, читайте тут.

МАЗ 5516 технические характеристики и описание.

Модификации ЗИЛ 4331

За двадцатилетнюю историю выпуска этой модели характеристика ЗИЛ 4331 не очень изменилась. Создаваемые модификации отличались в основном длиной силовой рамы и разными силовыми установками монтируемыми на эти машины.

  1. «433102» — это шасси базового автомобиля «433100» с колесной базой 4500 мм и дизелем ЗИЛ 645, который развивал мощность 185 л. с. На это шасси устанавливалось различное специальное оборудование, такое, как например — манипулятор МКС 4531 или гидроподъемник. Широко используется пожарный автомобиль «433104». В большом количестве выпускались спецмашины с разным оборудованием для коммунального хозяйства. Сегодня в интернете при обзоре ЗИЛ 4331 видео показывает различные варианты использования этих машин.
  2. Чуть позже на базовый автомобиль стали устанавливать бензиновый двигатель ЗИЛ 508.10, мощностью 150 л. с., модель получила наименование — «433110». Затем появилась модификация этой машины с короткой базой 3800 мм и наименованием «433360». В качестве грузовой платформы использовалась бортовая конструкция с тентом.
  3. «43314Б» — это модель с колесной базой 6100 мм и дизелем «645», на это шасси устанавливали сдвоенную кабину с возможностью размещения семи человек.
  4. «4332А» — так называемое «длиннобазовое» шасси с колесной базой 5600 мм. На этом шасси монтировалась увеличенная кабина со спальником.
  5. На базовом и короткобазовом шасси собирались седельные тягачи для транспортировки полуприцепов разного назначения.
  6. Изготавливалась также модификация в виде самосвала с задней разгрузкой грузоподъемностью 5,8 тонны.
  7. В двухтысячных годах некоторые авторемонтные заводы наладили установку на ЗИЛ 4331 двигателей ЯМЗ 236 с мощностью 240 л. с. Автовладельцу установка такого ДВС обходится в 80 тысяч рублей.

Цены и позиции на рынке автомобилей ЗИЛ этих моделей зависят от региона, года выпуска и состояния машины. Несмотря на мнение некоторых специалистов, что эти машины сегодня не пользуются большим спросом, анализ автомобильного рынка говорит о том, что на ЗИЛ-4331 цена может доходить до 450—950 тысяч рублей, даже если это машины девяностых годов.
Такие цены, конечно, актуальны для автомобилей со специальным оборудованием или машин с минимальным пробегом и в очень хорошем состоянии. В основном, «4331» продаются по цене от 90 до 250 тысяч рублей.

JCB 160: технические характеристики, позиции на рынке.

Модельный ряд автокранов Либхер вы найдете здесь.

По этой ссылке вы найдете описание экскаваторов JCB 200.

Мнение владельцев ЗИЛ 4331

Изучив в интернете форумы владельцев ЗИЛ 4331 отзывы которых поддаются обобщению, можно сделать вывод:

  • «4331» во всех модификациях отличается высокой проходимостью благодаря мощным двигателям и продуманной трансмиссии, способствуют этому колеса с резиной R20;
  • этот автомобиль обладает хорошей ремонтопригодностью;
  • высокая грузоподъемность позволяет эффективно использовать его на транспортных маршрутах;
  • для грузового автомобиля такого класса, при использовании дизельного двигателя, расход топлива достаточно невысокий.

[tip]Автомобиль ЗИЛ 4331, благодаря простоте его эксплуатации и недорогому обслуживанию, удобно использовать в коммерческих перевозках по городу или на небольших междугородних маршрутах в пределах региона. На длинных трассах он уступает экономичным большегрузам по эффективности использования. Также хороша эта модель в качестве спецавтомобиля с разным полезным оборудованием.[/tip]

Грузовик ЗиЛ-4331 высокой проходимости

ЗиЛ-4331 — легендарный российский грузовик, который выпущен в количестве 1,6 миллионов экземпляров. К основным преимуществам относят высокую проходимость, грузоподъёмность и простоту конструкции, благодаря которой ремонт можно осуществить в полевых условиях. Стоимость грузовика ниже, чем у конкурентов из этого сегмента.

Несмотря на оконченное производство, автомобиль имеет высокий спрос в наши дни. Потребителей привлекает неприхотливость в обслуживании и дешёвый ремонт. Машина прочная, используется во многих сферах: строительство, сельское хозяйство и т.д. На базе транспорта сделаны надстройки для спасательных служб.

Общая информация и история ЗиЛ-4331

Проектирование автомобиля ЗиЛ-4331 стартовало в 70-х годах. В то время стране требовался грузовик, обладающий высокой проходимостью и большой мощностью. Разработкой занимались не только специалисты ЗиЛ, но и КамАЗ. Последние предложили хорошую схему — положить в основу нового продукта один из опытных образцов камского завода. Инженеры изменили дизайн, поместили новую силовую установку и переделали световые приборы.

Первый опытный образец собрали в 77-м году. Он стал первым авто семейства дизельных грузовиков завода имени Лихачёва. Своё нынешнее имя он получил в начале 80-х. Модернизация и исправление недочётов продолжали до 1985 года, после чего утвердили окончательный вариант грузовика. В 1987 году началось массовое производство.

Дизайн отвечал современным тенденциям своего времени. Внешний вид — большой прямоугольник. Отличительной особенностью переда стала радиаторная решётка, которая имела нестандартный дизайн и высокое положение. По бокам над колёсами установили массивные брызговики. Бампер сделан из высокопрочного металла. Он защищает кабину от случайных повреждений. Кабина не имеет плавных изгибов, в её основе угловатые очертания.

Самосвал может перевозить грузы различных видов: почва, гравий, удобрения, камень, древесина и даже массивные металлические конструкции. Через несколько лет после старта выпуска сделали модификацию, позволяющую перевозить бетон в жидком состоянии на небольшие дистанции. Такая функция стала уникальной, ни один конкурент подобным свойством не обладал.

За свою богатую историю получил множество разновидностей. Самая интересная вышла в свет в 1992 году. Главная особенность — комната для отдыха двух пассажиров. Модификация имела высокий спрос у покупателей. Многие разновидности отличались от предыдущих усовершенствованными кабинами, которые крепились к базовому шасси, разработанному в 70-80х годах.

Технические характеристики ЗиЛ-4331

  • Длина — 6,37 метров;
  • Ширина — 2,422 метра;
  • Высота — 2,81 метра;
  • Дорожный просвет — 33 сантиметра;
  • Вес — 8,82 тонн.

Грузоподъёмность разная — от 6 до 8 тонн, зависит от приобретённой модели. В основе лежит колёсная формула 4х2. Расход топлива находится на уровне 18-19 литров на 100 километров, при движении в составе автопоезда увеличивается до 25-26 литров. ЗиЛ-4331 способен разгоняться до 95 км/ч в стандартной компоновке и до 85 км/ч в составе автопоезда. Тормозной путь приемлем для автомобиля этой категории 25 метров. В составе автопоезда он увеличивается на полтора метра до 26,5 метров. Максимальная заправка 170 литров.

Силовой агрегат

За всю историю серийного выпуска использовалось три двигателя:

  • ЗиЛ-508.10 — Шестилитровый бензиновый мотор, развивающий мощность до 150 лошадиных сил. Оснащён восемью цилиндрами, расположенных в V-образной форме. Питание построено на карбюраторе, охлаждение сделано по жидкостному типу. Заправляется бензином АИ-96, без капитального ремонта может пройти до 350 тысяч километров;
  • ЗиЛ 508300 — шестилитровая бензиновая силовая установка карбюраторного типа, которая достигает 134 лошадиных сил. В основе карбюратора лежит электронное управление, для охлаждения используется жидкость. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3. Питается бензином А-80;
  • ЗиЛ-4331-645 — V-образный мотор с восемью цилиндрами, питающийся дизелем. При объёме 8,75 литров развивает до 185 лошадиных сил. Для охлаждения предусмотрена жидкостная система.

Наиболее популярный третий вариант, так как он выдавал лучшую мощность, которая позволяла преодолевать участки дороги любой сложности. Также он отличался экономностью.

Устройство ЗиЛ-4331

Специалисты сравнивают ЗиЛ-4331 с 130-й моделью завода. Они считают, что он является серьёзно переработанной версией, которая получила новую, более комфортную кабину. В основе всей конструкции лежит рама, сделанная из высокопрочного материала. Передний мост ЗиЛ-4331 зависимый, состоит из полуэллиптических рессор и скользящих торцевых частей. В дополнение к рессорам в ЗиЛ-4331 добавлены амортизаторы. Задний мост зависимый, в его конструкцию входит пара рессор и дополнительные механизмы. С ними можно ознакомиться в руководстве машины.

Читайте также:  Сколько весит двигатель зил 130 в сборе

Команда конструкторов отказалась от барабанного тормозного механизма, который к 80-м годам морально устарел. Для этого разработали собственную, уникальную тормозную систему ЗиЛ-4331. Она обладала улучшенным динамическим эффектом торможения и имела увеличенную прочность. В конструкцию входили два пневматических контура, а дополнительный совместили со стояночным тормозом. В устройстве стояночного механизма присутствовали энергоаккумуляторы, которые оказывали воздействие на задний мост. Для исключения возможности замерзания конденсата инженеры встроили спиртовый предохранитель.

Колёса получили уникальный рисунок протектора, который способствовал сокращению тормозного пути. При его создании стояла задача улучшения сцепление с грунтовой дорогой. Большие колёса и мягкая подвеска способствуют преодолению участков дороги со сложным рельефом. Колёса дисковые, оснащаются резиной 9.00R20, однако возможны варианты тюнинга.

До 2009 года коробка передач оснащалась девятью скоростями. В её устройство входят демультипликатор и сцепление с одним диском и пневмогидравлическим усилителем. В 2009 году Ярославский моторный завод выпустил шестискоростную механическую коробку передач, которую адаптировали под грузовик ЗиЛ-4331. Однодисковое сцепление сохранилось.

Основным преимуществом кабины стал высокий уровень звуко- и термоизоляции. Кабина рассчитана на водителя и двух пассажиров. Обзорность на хорошем уровне за счет видимых краев капота. На каждом посадочном месте присутствует надёжный ремень безопасности. Комфортность при передвижении обеспечивают два амортизатора, которые снижают вибрацию, возникающую от неровностей на дороге. Кабина цельнометаллическая, её можно откидывать вперёд. Внутренне оснащение бедное — только информационные индикаторы от технических систем. Для улучшения руления конструкторы добавили гидроусилитель руля.

Стандартная модификация предусматривает наличие металлического кузова. Все борта, кроме переднего, открываются наружу. Высота переднего борта значительно выше, чем у боковых и заднего. В комплекте шёл металлический каркас, на который можно установить тент.

Узлы, требующие особого внимания:

Модификации ЗиЛ-4331

На базе ЗиЛ-4331 разработано множество разновидностей:

  • 432900 — бортовой грузовик с укороченной базой. Оснащается дизельным мотором Д-245.39, который развивает 105 лошадиных сил. Грузоподъёмность — 6 тонн;
  • 432930 — аналогичный предыдущему вариант, силовая установка модернизирована: мощность составляет 136 или 130 лошадиных сил, отвечает экологическим стандартам Евро-2 или Евро-3. Перевозит грузы весом до 6 тысяч килограмм;
  • 432920 — основное отличие от первых двух — двигатель ЗиЛ-0550 и другое крепление капота;
  • 433102 — стандартное шасси без установленных надстроек;
  • 433104 — шасси для пожарной службы;
  • 43314Б — автомобиль с увеличенной базой, оснащается кабиной со спальными местами на двух человек. Перевозит грузы массой до 6 тонн, выпускался мелкими партиями по госзаказам;
  • 4332А — самосвал с длинной базой, который не дошёл до конвейерного производства;
  • 4333 — авто с короткой базой, серийный выпуск не осуществлялся;
  • 43302 — шасси, аналогичное по техническим характеристикам предыдущему варианту;
  • 433360 — от базовой версии 4333 отличается модернизированной кабиной;
  • 4335 — уникальная партия моделей, выпущенная в количестве 135 штук. Она оснащалась силовым агрегатом Cat-3116, который развивал до 170 лошадиных сил;
  • 442100 — стандартный седельный тягач;
  • 442160 — отличается от предыдущей модификации изменённой кабиной;
  • 442300 — оснащён кабиной с двумя спальными местами.

Все модификации нашли своих потребителей, многие из них используются в наши годы в различных отраслях.

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-4331 — универсальный грузовик, который не требует тщательного ухода. При должных навыках ремонт можно осуществлять своими руками. Распространённым вариантом считается модификация с установленным крановым оборудованием.

На вторичном рынке есть множество предложений о продаже этого грузовика. Большинство из них находится в приемлемом состоянии. Средний ценник на экземпляры 91-93 годов составляет 120-140 тысяч рублей. За машину 98-00 годов придётся выложить 340-420 тысяч рублей. Автомобили последних лет выпуска обойдутся покупателю в 540-630 тысяч рублей. Конечная стоимость зависит от технического и внешнего состояний.

ЗИЛ-4331

  • Марка автомобиля: ЗИЛ
  • Страна производитель: СССР
  • Год выпуска: 1986
  • Тип кузова: Грузовик

Современная замена для легендарного грузовика «ЗИЛ-130». Разработанные по специальному заказу модели «4331» обладают широкими возможностями, но и не без минусов, которые есть у всех. Завод имели Лихачева в данной версии представил первый дизельный грузовик, производимый Россией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Начиная с 1962 года «Завод имени Лихачева» в Москве выпускал для народного хозяйства грузовой автомобиль под маркой «ЗИЛ-130». Грузовик был крайне популярен и практичен, но уступал своим собратьям по классу из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов на заводе началась разработка более экономичной модели с дизельным мотором. А именно, в 70-е годы конструкторы завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность.

Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. В 1986 году с конвейера начали сходить первые «ЗИЛ-4331». Именно эта модель была призвана заменить «ЗИЛ-130». Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия данной модели со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.

Кабина и кузов

В первую очередь, изменился внешний вид кабины. Она приобрела угловатые, четко обозначенные, без плавных переходов очертания. Корпус полностью выполнен из металла, имеет общую основу. Однако, компоновка его не совсем стандартна. Главное отличие заключается в том, что крылья, капот и передняя решетка изготовлены единой жесткой деталью.

Доступ к двигателю обеспечивается подъемом этой конструкции вверх и вперед на шарнирах, которые закреплены за передним бампером на силовой раме автомобиля. При этом ремонтировать двигатель стало очень удобно, доступ открывается ко всем системам двигателя. Со временем такой способ был упразднён из-за некоторых неудобств в эксплуатации.

В последующих версиях модели капот открывается обычным «аллигаторным» способом. На фронтовой части грузовика «ЗИЛ-4331» установлен новый передний бампер, в который вмонтированы передние фары и поворотники. Причем, конструктивно они расположены таким образом, чтобы была наименьшая опасность их повреждения при случайном столкновении. Внутри салон стал более комфортабельным.

Удобное сиденье водителя подрессорено и имеет регулировки во всех направлениях. Рядом могут располагаться два пассажира. Среднее сиденье поднимается, и образуется столик. Большая площадь остекления кабины и боковые зеркала позволяют полностью контролировать дорожную обстановку.

Кабина ЗИЛ модели «4331» оснащается отличной тепло- и звукоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, а также не испытывать неудобств из-за холодной погоды. Имеется три посадочных места, одно из них – водительское. Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов.

Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331, в сравнении с иностранными аналогами, выделялся значительно меньшей стоимостью. Помимо кабины, рассчитанной на трех человек, производилась и версии с 2-рядным вариантом кабины с 7 посадочными местами.

Кузов ЗИЛ-4331 бортовой представляет собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. В конструкции кузова предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента с каркасом.

Технические характеристики

Двигатель

Именно «ЗИЛ-4331» считается родоначальником первой российской линейки грузовиков с дизельными силовыми установками. Расход топлива ЗИЛ 4331 составляет от 18 л/100 километров пробега. Если же говорить об автопоезде, то его расход уже начинается от 25 литров на сотню.

Крайне редко, но все-таки, можно встретить бензиновые моторы на грузовиках модели «4331». При эксплуатации автомобиля с бензиновыми двигателями расход составляет приблизительно 30-36 л на каждые 100 км при скорости 90-95 км/ч и может варьироваться в зависимости от нагрузки.

Технические характеристики

ДвигательЗИЛ-645ЗИЛ-508.10ЗИЛ-508.300
Количество цилиндров888
Количество клапанов161616
Расположение цилиндровПродольно V-образно под углом 90 оПродольно V-образно под углом 90 оПродольно V-образно под углом 90 о
Объем8,74 литра6 литров6 литров
Мощность185 л. с.150 л. с.135 л. с.
Максимальная скорость оборотов2 800 об./мин.2 800 об./мин.2 000 об./мин.
Максимальный крутящий момент510 Ньютон метров402 Ньютон метров377 Ньютон метров
Габариты
Длина6 370 мм
Ширина2 500 мм
Высота2 655 мм
Колесная база4 500 мм
Передняя колея1 930 мм
Задняя колея1 850 мм
Клиренс330 мм
Габаритные размеры колес7.0-20
Тип колес9.00R20; И-Н142Б-1
Весовые характеристики
Масса грузовика4 820 кг
Максимальная грузоподъемность6 тонн
Вес в полном снаряжении и максимальной загрузке11 700 кг
Вес одного полностью укомплектованного колеса93 кг
Вес двигателя720 кг
Вес двигателя со всем оборудованием960 кг
Вес всей конструкции кабины550 кг
Максимальная нагрузкаНа передний мост3 735 кг
На задний мост8 005 кг
При использовании автопоезда на всю подвеску23 000 кг
Трансмиссия
ТипМеханика
Количество ступеней КПП5

Трансмиссия

Грузовик оснащен приводом на заднюю ось. На нем установлено однодисковое сцепление с периферийными пружинами. Отметим также, что привод выключения сцепления оснащен пневмогидравлическим усилителем.

Ходовая

В передней части ЗИЛ 4331 установлена пара полуэллиптических рессор с двумя амортизаторами и скользящими задними концами. А вот сзади используются по две главных и дополнительных рессоры аналогичного типа.

Модификации

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • АЦ-3-40(433104) и АЦ-40(433362)-63Б.01 – пожарные автоцистерны;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.300»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.

Самая популярная модификация

Речь идет о «ЗИЛ-4333». Укороченная база выпускалась в виде грузовика и комплектовалась тремя различными двигателями: ЗИЛ-645; ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-508.300. Определенные изменения добавляли префикс к основному индексу.

Читайте также:  Зил 131 седельный тягач технические характеристики

Внешний вид и устройство было аналогично базовой вариации, только длина была не 6 370 мм, а 3 800 мм. Данные модели обрели свою популярность за счет практичности размеров. Маневрировать в городском трафике удобнее на более короткой машине, а груз доставлять быстрее. Благодаря этому дизельные вариации 433302, 433360, 433362 выпускаются до сих пор.

Плюсы и минусы

  1. Основными преимущества автомобиля «ЗИЛ-4331» называют великолепную проходимость, впечатляющую грузоподъемность.
  2. Уменьшенное количество точек смазки шасси и автоматическая регулировка тормозов способствуют сокращению временных и денежных затрат на сервисные работы.
  3. На сегодняшний день моторы «ЗИЛ-645» уже не производятся, но приобрести запчасти для ремонта двигателя вполне реально по довольно сносным ценам.
  4. Оперение первых экземпляров «ЗИЛ-4331» было интегральным. По этой причине в случае возникновения перекоса рамы грузовика появлялись проблемы с закрытием капота.
  5. Хорошая герметичность салона.
  6. Наличие ремней безопасности на всех сидениях.

Несмотря на отличные отзывы и массу положительных сторон, данная модель не пользуется популярностью на территории России. Таким образом, данный грузовик не может составить серьезную конкуренцию заграничным аналогам из-за довольно большого расхода топлива и малой грузоподъемности. Но простота ремонта и дешевизна делают рассматриваемый автомобиль чрезвычайно востребованным в некоторых сферах промышленности.

Подводим итоги

Закончив производство «ЗИЛ-4331» в 2004 году, производитель не оставил автомобиль без средств существования. Благодаря этому грузовик остается популярным за счет простоты своего обслуживания. Конечно, силовые агрегаты довольно неэкономичны и грузоподъемность сравнительно мала, но это не мешает машине до сих пор оставаться популярной во многих сферах.

При покупке этой модели придется раскошелится на сумму от 200 до 2500 тысяч рублей. При этом покупатель получает версию производства годов 1995-2004 с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Все что остается — это следить за качественным уходом и использовать все положительные стороны этого автомобиля.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ 4331

ЗИЛ 4331 – отечественный грузовой автомобиль, выпускаемый заводом имени Лихачева. Модель является одной из наиболее массовых в своем сегменте. В настоящее время произведено свыше 1,6 миллиона данных машин. Модель выделяется большой грузоподъемностью, высокой проходимостью, ремонтопригодностью и множеством других преимуществ. При этом стоимость ЗИЛ 4331 в сравнении с конкурентами заметно ниже.

ЗИЛ 4331 пользуется высоким спросом и сейчас. Модель практически лишена недостатков и проста в использовании, что и привлекает российского потребителя. Автомобиль не боится тяжелой работы, потому используется во многих сферах: строительстве, сельском хозяйстве и ЖКХ. Довольно много машин ЗИЛ 4331 находится на балансе спасательных и пожарных служб.

Общие сведения

История создания автомобиля ЗИЛ 4331 начинается в 1970-х годах. Тогда в СССР наблюдался серьезный дефицит новой производительной техники с высокими эксплуатационными характеристиками. Ситуацию доверили исправлять специалистам завода имени Лихачева. Вместе с представителями Камского автомобильного завода они разработали принципиально новую модель, в основу которой легла одна из модификаций КамАЗа. Грузовую машину отличали улучшенное освещение, новый мотор и более современный дизайн. Результат совместной работы получился удивительным. Специалисты создали новый автомобиль с высокой надежностью и проходимостью.

Дебютный опытный образец был представлен в 1977 году. Ему суждено было стать родоначальником нового для завода семейства продуктов – дизельных грузовиков. В начале 1980-х годов транспорту присвоили индекс ЗИЛ 4331. Автомобиль дорабатывали до 1985 года, после чего утвердили окончательную конструкцию. В 1987 году семейство ЗИЛ 4331 встало на конвейер. Первые версии получили 150-сильный бензиновый агрегат ЗИЛ 508.10, дополненный 5-ступенчатой механической коробкой передач. Позднее появились дизельные модификации. Для модели разработали атмосферный дизельный 165-сильный агрегат ЗИЛ 165 с объемно-пленочным смесеобразованием. Работал он в паре с механической синхронизированной 9-ступенчатой трансмиссией.

Внешность автомобиля получилась довольно стандартной. Очертаниями он напоминал большой прямоугольник. Спереди красовалась необычная радиаторная решетка, расположенная достаточно высоко. Она занимала очень много места. По бокам установили брызговики, которые резко отходили от общего корпуса. В глубине прятались колеса. Бампер ЗИЛ 4331 немного выступал вперед и был выполнен из прочного металла, служа дополнительной защитой. Концы бампера охватывали весь корпус, предохраняя кабину от случайных повреждений. Сама кабина имела угловатые очертания.

Машина получила самосвальный отсек, который позволял перевозить различные грузы. Автомобиль легко управлялся с большим количеством удобрений, гравия, песка, щебня, камней, дерева и транспортировал даже тяжелые металлоконструкции. Позднее появились модификации, позволявшие перевозить жидкий бетон на небольшие дистанции. Подобными характеристиками на тот момент не обладал ни один автомобиль.

ЗИЛ 4331 несколько раз модернизировали, а количество различных модификаций на базе данной модели постоянно увеличивалось. Наиболее интересная версия вышла в 1992 году. Автомобиль с отдельным местом, позволяющим отдохнуть 2 пассажирам, быстро нашел своего покупателя. Модель комплектовалась новыми боковыми обтекателями и мощным 9,55-литровым агрегатом (200 л.с.). Последующие преобразования касались установки более совершенных кабин на шасси старого поколения.

Всего насчитывалось несколько десятков модификаций ЗИЛ 4331. Наиболее примечательные из них:

  • ЗИЛ 433100 – базовая версия с мотором ЗИЛ 645;
  • ЗИЛ 433102 – шасси базовой модели;
  • ЗИЛ 432900 – короткобазная модификация с дизельным двигателем;
  • ЗИЛ 433104 – шасси для пожарного автомобиля;
  • ЗИЛ 433116 – базовая модификация на экспорт;
  • ЗИЛ 4332А – длиннобазная версия с мотором ЗИЛ 645 (серийный выпуск модели не осуществлялся);
  • ЗИЛ 442100 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ 442160 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3300 мм;
  • ЗИЛ 442300 – седельный тягач с агрегатом ЗИЛ 645, колесной базой в 4500 мм и спальной кабиной.

ЗИЛ 4331 имел универсальный тип кузова, позволяющий перевозить различные сыпучие материалы, жидкости и твердые материалы. Благодаря этой способности автомобиль использовался в различных сферах. Неприхотливость и высокая надежность сделали модель популярной в строительстве, сельском и лесном хозяйстве и у коммунальных служб.

Технические характеристики

В зависимости от модификации автомобиль может иметь грузоподъемность от 6000 до 8000 кг. Снаряженная масса автомобиля – 5500 кг. Колесная формула – 4 на 2.

Средний расход топлива с полной нагрузкой на скорости 60 км/час составляет 18,4 л/100 км (25,7 л/100 км – в составе автопоезда). Предельная скорость движения на прямой асфальтовой дороге равняется 95 км/час (85 км/час – в составе автопоезда). Тормозной путь при движении с полной нагрузкой составляет 25 м (26,5 м – в составе автопоезда). Топливный бак автомобиля вмещает 170 л горючего.

Двигатель

ЗИЛ 4331 выпускался с 3 типами силовых установок:

  1. ЗИЛ 508.10 – V-образный 4-тактный бензиновый мотор. Характеристики: рабочий объем – 6 л, номинальная мощность – 150 л.с., максимальный крутящий момент – 402 Нм, количество цилиндров – 8, диаметр цилиндра – 100 мм, степень сжатия – 7.1. Двигатель имел жидкостное охлаждение и карбюраторную систему питания. В его состав входил чугунный блок цилиндров. Ресурс работы мотора ЗИЛ 508.10 – 350000 км, рекомендуемый тип топлива – бензин АИ-76.
  2. ЗИЛ 508300 – V-образный 4-тактный бензиновый агрегат. Характеристики: рабочий объем – 6 л, номинальная мощность – 134 л.с., максимальный крутящий момент – 377 Нм, количество цилиндров – 8, степень сжатия – 7.1. Система питания – карбюраторная с электронным управлением, система охлаждения – жидкостная. Мотор соответствовал экологическому классу «Евро-3». Рекомендуемый тип топлива – бензин А-80.
  3. ЗИЛ 645 – V-образный 4-тактный дизельный мотор. Характеристики: рабочий объем – 8,75 л, номинальная мощность – 185 л.с., максимальный крутящий момент – 510 Нм, количество цилиндров – 8, диаметр цилиндра – 110 мм, степень сжатия – 18,5. Система питания – дизельная, система охлаждения – жидкостная. Дизельный агрегат ЗИЛ 645 давал большую отдачу, чем выгодно отличался от бензиновых установок, используемых в ЗИЛ 4331.

Устройство

Конструктивно ЗИЛ 4331 представлял собой серьезно модернизированную версию модели ЗИЛ 130 с полностью переработанной кабиной. Основу автомобиля составляла мощная рама с повышенной прочностью. Зависимая подвеска ведущего моста включала комплект полуэллиптических рессор со скользящими торцевыми частями. Совместно с рессорами здесь функционировала пара амортизаторов. Задняя подвеска также была зависимой и состояла из пары рессор и дополнительных механизмов. За счет данной компоновки грузовик выдерживал довольно большие нагрузки и мог работать в составе автопоезда общей массой до 23000 кг.

ЗИЛ 4331 в отличие от многих «одноклассников» оснащался тормозами собственного производства. На последних версиях разработчики отказались от морально устаревших барабанных тормозов, используемых на большинстве моделей. ЗИЛ 4331 получил продвинутую систему торможения. Подобная компоновка не только увеличивала динамический эффект остановки, но и существенно добавляла в надежности. Тормозная система состояла из 2 тормозных контуров пневматического типа, а ее главной особенностью стало совмещение дополнительного тормозного контура со стояночным. Последний действовал на задний мост посредством механических энергоаккумуляторов. С первых моделей в составе тормозной системы был специальный спиртовой предохранитель, не позволявший конденсату замерзнуть.

Помимо тормозной системы высокую эффективность торможения обеспечивали и специальные колеса с рисунком, копирующим шины вездехода. За счет этого сцепление с грунтом удалось увеличить. Мягкая подвеска и большие колеса позволяли преодолевать участки со сложным покрытием. В базовом исполнении автомобиль комплектовался дисковыми колесами с резиной 9.00R20.

ЗИЛ 4331 предлагался с 2 типами трансмиссий. До 2009 года большинство моделей оснащались 9-ступенчатой механической синхронизированной коробкой передач с планетарным демультипликатором и однодисковым сцеплением с пневмогидравлическим усилителем. Позднее появились версии с 6-ступенчатой механической трансмиссией производства Ярославского моторного завода. В них использовалось сухое однодисковое сцепление.

Кабина автомобиля имела отличную звуко- и теплоизоляцию. Благодаря этому говорить в салоне можно было без повышения голоса. Внутри находились 3 посадочных места, включая водительское. Для всех кресел были предусмотрены ремни безопасности. Кабина монтировалась на 2 парах амортизаторов, снижающих вибрации, возникающие в процессе движения. Цельная конструкция представляла собой один блок и легко откидывалась вперед в случае надобности. Внутри все было предельно просто: минимум новейших технологий и дополнительных функций. Для удобства управления модель оснащалась гидроусилителем руля.

Читайте также:  Технические характеристики зил ммз-554

ЗИЛ 4331 комплектовался стандартной металлической платформой с откидными бортами. Передний борт имел большую в сравнении с боковыми высоту. Также предусматривалась установка тента на каркасе.

Несмотря на множество недостатков, грузовик пользуется высокой популярностью в России за счет очень привлекательной цены. Недорогой в эксплуатации и обслуживании автомобиль является оптимальным вариантом для пригородных транспортных перевозок.

Стоимость

В настоящее время приобрести ЗИЛ 4331 без пробега невозможно. При этом подержанные варианты пользуются на отечественном рынке большим спросом.

В нормальном состоянии б/у ЗИЛ 4331 можно приобрести при бюджете от 200000 рублей. Модели 1991-1993 года обойдутся в 120000-140000 рублей, 1998-2000 года – в 340000-420000 рублей, 2006-2008 года – в 540000-630000 рублей.

ЗИЛ 4331 и его модификации

Прежде всего, стоит сказать, что ЗИЛ 4331 – это не один грузовик, а целое семейство фургонов, чья история растягивается на несколько десятилетий. Из этой статьи вы узнаете, как менялся отечественный автомобиль, какие характеристики он имеет на сегодняшний день и чем отличается от аналогичных западных моделей.

История создания и развития машины

Ещё в начале 60х годов прошлого века московский завод производил грузовые фургоны, предназначенные для перевозки товаров и эксплуатации в народном хозяйстве. В 1962 году была презентована первая модель автомобиля ЗИЛ 130, которая стала основой для дальнейшего развития советского автопрома. На тот момент новый грузовик считался пределом совершенства, но из-за наличия бензиновых двигателей, потреблявших очень много топлива, инженерам пришлось искать способ, как сократить расход бензина и увеличить продуктивность автомобиля.

По этой причине руководством завода было принято решение начать разработку новой модели трака с улучшенными техническими характеристиками и моторным агрегатом. Первая современная вариация ЗИЛ 4331 была выпущена в 1986 году и кардинально отличалась от модели шестидесятых годов.

Одним из главных нововведений стал улучшенный дизайн фургона. Машина получила удлинённый бампер уникальной формы, новую основу для грузовой платформы и другие технические детали, позволившие уменьшить общий вес автомобиля и увеличить скорость передвижения. То же самое касается и самой кабины водителя, где было установлено модернизированное кресло и расширенные опции. Стоит отметить, что уже в середине 80х ЗИЛ 4331 мог разгоняться до 100 км/час и имел очень высокие показатели грузоподъёмности.

Интересный факт: вскоре после успешной презентации грузовика, конструкторами советского завода была разработана специальная гоночная версия, имевшая с оригиналом только внешнее сходство.

В начале девяностых была выпущена обновлённая модель фургона со сдвоенной кабиной и уникальным шасси, позволяющим устанавливать дополнительные надстройки. Внутренний салон тоже потерпел небольших изменений, и туда была добавлена возможность установки спального места. По этой причине грузовая машина получила огромную популярность среди перевозчиков, которым после распада СССР приходилось выезжать в длительные рейсы. Несмотря на устаревшие технические характеристики, отечественный трак хорошо продаётся даже сегодня благодаря низкой цене и постоянной модернизации.

Семейство ЗИЛ 4331

Теперь давайте обратим внимание на модификации автомобиля, который имеет около десяти видов сборки и ещё больше вариантов дополнительной комплектации:

  1. Модель 433102 включает в себя стандартное шасси и колёсную базу 4500 мм. Дизельный двигатель ЗИЛ 645 с лёгкостью развивает мощность до 185 л.с. Особенностью этого грузовика является возможность установки оборудования разного веса, например, манипулятора или цистерн любого объёма.
  2. Пожарная версия машины 433104 также получила признание среди отечественных предприятий, и долгое время использовалась пожарными службами. То же самое касается схожих версий автомобиля, которые выпускали специально для нужд коммунальных хозяйств. В зависимости от потребностей того или иного предприятия, технические характеристики и комплектация фургона могли незначительно отличаться.
  3. 433110 получил новый бензиновый двигатель, но с меньшей мощностью в 130 л.с.
  4. Оригинальная модель 43314Б имеет положительные отзывы благодаря возможности установки сдвоенной кабины, куда вмещалось до семи пассажиров, включая водителя. Колёсная база такой машины составляла 6100 мм, а двигатель работал на дизеле.
  5. В дальнейшем была выпущена версия 4332А с увеличенной кабиной, куда дополнительно монтировался спальник.
  6. Специальная самосвальная версия грузовика может перевозить грузы объёмом до шести тонн.
  7. ЗИЛ 43360 включает специальную силовую установку и имеет укороченную базу.
  8. В начале 21 века некоторые инженеры начали оснащать ЗИЛ 4331 революционным двигателем ЯМЗ 236 с невероятной мощностью в 240 л.с. Но стоит отметить, что установка такого агрегата требовала дополнительных вложений и средняя цена составляла 80 тыс. рублей.

На самом деле существует ещё больше видов автомобиля, которые будут иметь схожие характеристики и отличаться незначительными деталями. Останавливаться на всех моделях и разбирать их подробно будет очень долго, и при желании всегда можно воспользоваться информацией из википедии. Ещё хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные автомобили имеют заднеприводную переднемоторную компоновку.

Основные технические характеристики

В этом разделе мы детально рассмотрим все опции и возможности грузовика, выпущенного в середине 80х, так как более ранние версии давно сняты с производства. Как было отмечено выше, новая модель ЗИЛ 4331 получила оригинальный дизайн водительской кабины с чёткими очертаниями без каких-либо плавных переходов. Основа кабины состоит из металла, а общая длина всего фургона составляет 6370 мм. Колёсная база равняется 3800 мм, ширина 2422 и высота 2810.

Оригинальность конструкции заключается в единой жёсткой детали, куда входят одновременно крылья, капот и передние решётки. Для того чтобы получить доступ к двигателю необходимо приподнять данную конструкцию, которая легко фиксируется на специальных шарнирах. По отзывам водителей, ремонт автомобиля никогда не занимал много времени, а возможность работать с любым двигателем ДВС существенно облегчала этот процесс.

В то же время стоит отметить, что данная конструкция имела свои минусы, и в случае повреждения, закрыть капот было не так просто. Поэтому новый ЗИЛ, представленный в конце 90х, получил стандартную «аллигаторную» систему, которая и по сей день считается наиболее удобной.

Четыре амортизатора, задействованные в креплении кабины с двух сторон, обеспечивают дополнительную надёжность и защиту. Грамотное расположение позволяет сократить возможность их повреждения до минимума, особенно при авариях или случайных столкновениях. Что касается салона, то улучшенное среднее кресло теперь можно было трансформировать в небольшой столик, а водительское сидение и вовсе получило возможность полной регулировки в зависимости от потребностей перевозчика.

Современный дорожный просвет, равняющийся 330 м, позволяет ездить не только на городских дорогах, но и в ночное время на любых трассах. В то же время модель ЗИЛ 4331 является достаточно компактной, и даже при большой загрузке дороги, может спокойно двигаться без дополнительных сложностей. Общий объем фургона, не учитывая топливо, составляет 4820 кг. Грузоподъёмность последней модели равняется примерно 6000 кг, а суммарная масса 11700 кг.

Тормозные и колёсные системы

Колеса грузовика имеют стандартное вездеходное покрытие, и крепятся при помощи специальных шпилек и гаек. Благодаря качественным дисковым шинам автомобиль комфортно перемещается при любых погодных условиях и очень редко попадает в заносы. Простая амортизационная система прекрасно функционирует вместе с рессорами и обеспечивает защиту от различных нагрузок. Важно запомнить, что ЗИЛ 4331 может передвигаться в составе автопоездов и обходить уклоны в 25%.

Схема тормозной системы достаточно проста и состоит из следующих деталей:

  1. Двух пневматических тормозных контуров.
  2. Кулачковых колодок.
  3. Специальных барабанов с широкими передними вставками.

Вдобавок тормозная система оборудована спиртовым предохранителем, защищающим конденсат от замерзания. В среднем при максимальной загрузке фургон тормозит со скоростью 65 км/час. Водительская кабина оснащена профессиональной звукоизолирующей системой, позволяя пассажирам свободно разговаривать при переездах и слушать музыку на любой громкости. Благодаря хорошей системе теплоизоляции, вы можете комфортно ощущать себя внутри салона даже при очень низкой температуре и не бояться длительных рейсов в зимнее время года. Дополнительно на кабину можно устанавливать тент и металлические откидные борта.

Двигательная система

ЗИЛ 4331 может быть оснащён моторами трёх типов: два из них работают на бензине и один на дизеле. Агрегат имеет довольно неплохие характеристики для своего времени: мощность в 185 л.с., рабочий объем в чуть меньше девяти литров и восемь дополнительных цилиндров. В принципе, мотор совершенно неприхотлив в «питании» и может работать от любой солярки. Стоит отметить, что выпуск дизельного двигателя прекратился гораздо раньше, нежели бензинового, поэтому давайте подробнее рассмотрим варианты «ЗИЛ-508.10» и «ЗИЛ-508.300». Несмотря на более широкое распространение, бензиновые агрегаты имеют низкую мощность: 135 и 150 л.с., а максимальный рабочий объём составляет всего шесть литров.

Цена в России

К сожалению, так как ЗИЛ 4331 официально не выпускается уже более десяти лет, купить новый грузовик на сегодняшний день невозможно. Но в то же время продажи этой марки демонстрируют высокие показатели, и, возможно, в скором времени производители даже выпустят обновлённую версию грузовика. Подержанную модель фургона можно купить на avito.ru или любом другом сайте, где есть возможность публиковать объявления частным лицам. Купить ЗИЛ 4331 бу также можно на вторичном автомобильном рынке в любом городе и в хорошем состоянии. Стоимость подержанной машины последних выпусков будет составлять примерно 200-250 тыс. рублей, что является наиболее привлекательным вариантом для многих перевозчиков.

Завершая данную статью, хочется отметить, что ЗИЛ 4331 очень прост в использовании, легко ремонтируется и имеет ряд дополнительных возможностей. Да, глядя на фото автомобиля в начале девяностых, понимаешь, что он во многом уступает современным машинам, но зато отличается выносливостью и относительно низкой стоимостью. Возможно, в ближайшем будущем на автомобильном рынке появится фургон новой модификации с улучшенными характеристиками, и тогда легендарный грузовик обретёт второе дыхание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector